Клавиши. Концерт-лекция для молодежи о самом универсальном языке мира : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Презентация нового альбома «Pier 39» Eilenkrig Crew & Еркеш Шакеев

  • LIVE

    Клавиши.
    Концерт-лекция для молодежи о самом универсальном языке мира

    21 апреля 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Авторы и ведущие цикла:
    Ярослав Тимофеев (музыковед, музыкальный критик)
    Мария Холкина (медиаменеджер Московской филармонии, создатель блога Muzium)
    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Филипп Чижевский, дирижёр
    Филипп Копачевский (фортепиано)
    Александра Стычкина (фортепиано)
    Анастасия Антонова (клавесин)
    Владимир Скоморохов (клавесин)



    Подробнее о проекте: языкмузыки2019.рф

    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для клавесина с оркестром, BWV 974 (I часть)
    Сен-Санс
    Симфония № 3 (с органом)
    Равель
    «Игра воды»
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (I часть)

    Концерт в одном отделении

    12+

    Абонемент №32:

    Язык музыки. Концерты–лекции для молодежи о самом универсальном языке мира

    Рассказ о семействе клавишных инструментов, позволяющих одному человеку воспроизводить богатую и разнообразную музыкальную ткань. 
    История клавишных — от клавесина до синтезатора.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Член Союза композиторов России. Выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия». 

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки». Читает авторские лекции перед концертами в концертных залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова. Весной 2020 года провел ряд онлайн-концертов «Домашнего сезона». 

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. 

    Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди. 

    В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.

    Филипп Чижевский

    Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008).

    В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011, режиссер – Алишер Хасанов) и «Королева фей» (Большой зал консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012, постановка Владимира Бочарова), «Истории солдата» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013, хореография Олега Глушкова), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015, режиссер-постановщик – Борис Юхананов, музыка Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017, автор идеи – Елена Ревич, постановка Бориса Юхананова) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018, режиссер-постановщик – Константин Богомолов). 

    С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012). 

    В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X фестиваля VIVACELLO. 

    С 2014 года – приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра (сезон 2014/15). Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019, режиссер-постановщик Филипп Григорьян), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021, режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). 

    В Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского руководит постановкой оперы «Кармен» Бизе (режиссер-постановщик – Константин Богомолов, 2021). 

    Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, ГСО «Новая Россия», Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный академический камерный оркестр России, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Новый городской оркестр Токио и другими. 

    Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло. 

    В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску». 

    С 2011 года преподает в Московской консерватории. Является художественным руководителем ежегодного международного музыкального фестиваля «Кантата» в Калининграде.

    Филипп Копачевский

    Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории, затем консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Сергея Доренского). Лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Ф. Шуберта (Германия), Международного конкурса пианистов в городе Энсхеде (Нидерланды), обладатель специального приза XVI международного конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Концерты музыканта регулярно проходят в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Бразилии, Уругвае, Нидерландах, Франции, Италии, Греции, Аргентине, Китае, Эстонии, во многих городах России.

    Он выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, Английским камерным оркестром, Sinfonia Varsovia, Filarmonica de Toscanini, Миланским оркестром имени Дж. Верди, Национальным оркестром Иль-де-Франс и другими знаменитыми коллективами. 

    Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Мишель Плассон, Юрий Симонов, Александр Дмитриев, Александр Сладковский, Станислав Кочановский, Дэниел Смит, Конрад ван Альфен, Эндрю Гурлей, Уильям Нолл, Бьярте Энгесет, Чарльз Оливьери-Монро, Евгений Бушков, Максим Венгеров, Пол Уоткинс. 

    Участвовал в Фортепианном фестивале в Майами, Arts Naples World Festival (США), Международном фестивале фирмы «Стейнвей» (США), фестивалях в Анси и Кольмаре (Франция), памяти Мстислава Ростроповича в Баку, Московском Пасхальном фестивале, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Балтийские сезоны» в Калининграде, «Владимир Спиваков приглашает» в Москве и российских регионах, «Звезды на Байкале», Crescendo, «Денис Мацуев приглашает», имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске. Принимал участие в мировой премьере балета Without хореографа Бенджамина Мильпье на сцене Мариинского театра. Участник проекта «Звезды XXI века» Московской филармонии. 

    Среди партнеров Копачевского в камерных ансамблях – Давид Герингас, Дмитрий Ситковецкий, Юлиан Рахлин, Павел Нерсесьян, Александр Гиндин, Андрей Баранов, Александр Бузлов, Никита Борисоглебский, Павел Милюков, Александр Рамм, Нарек Ахназарян, Валерий Соколов, Борис Андрианов. На сцене Концертного зала имени С. В. Рахманинова («Филармония-2») Филипп исполнил все фортепианные концерты Чайковского в один вечер в сопровождении Госоркестра России (дирижер – Станислав Кочановский). 

    Особую популярность Копачевский приобрел в Японии, где специально по заказу телекомпании NHK он записал диск с фортепианными произведениями Шопена. В сотрудничестве с голландскими звукозаписывающими фирмами Piano Classics и Brilliant Classics выпустил два CD с программами из сочинений романтиков. В сезоне 2017/18 вышли два диска с фортепианными произведениями Брамса. 

    Филипп Копачевский – лауреат молодежной премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского (2017), приуроченной к 80-летию со дня рождения поэта.

    Александра Стычкина

    Александра Стычкина родилась в 2003 году в Москве в семье известных музыкантов и кинематографистов. Обучается в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Миры Марченко). Участвовала в мастер-классах Андраша Шиффа в Вигмор-холле и Сергея Бабаяна на фестивале в Вербье. 

    В 2014 году стала лауреатом II Международного фестиваля классической музыки и конкурса юных пианистов Astana Piano Passion (Казахстан), II конкурса пианистов имени Нодара Габунии в Тбилиси и I Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева. В 2018 году завоевала II премию на конкурсе «Проект Марты Аргерих» в Лугано и III премию на Международном конкурсе имени Фредерика Шопена в Китае, в 2019 году – V премию на Международном конкурсе имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже.

    Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, участница проектов программы «Новые имена». 

    Выступала в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, Камерном зале Московской филармонии, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Гастролировала во Франции, Германии, Швейцарии, Венгрии, Эстонии. Играла с известными российскими оркестрами под управлением Ильи Гайсина, Евгения Бушкова, Игоря Лермана и др. 

    В 2014 году впервые выступила в Зале Чайковского с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, в 2016 году гастролировала с коллективом по Грузии и Армении. В том же году участвовала в абонементах Национального филармонического оркестра России в Большом зале Московской консерватории (дирижер – Владимир Спиваков) и Светлановском зале Дома музыки (дирижер – Кен-Дэвид Мазур), а также в концерте НФОР под управлением Владимира Спивакова в рамках фестиваля «Черешневый лес» (вручение Премии Олега Янковского «Творческое открытие»). 

    Весной 2017 года дебютировала в лондонском Барбикан-центре. В декабре 2018 года приняла участие в XIII Международном фестивале «Лики современного пианизма» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В апреле 2019-го дебютировала на сцене Малого зала Санкт-Петербургской филармонии в программе, посвященной 75-летию со дня рождения Владимира Крайнева.

    Анастасия Антонова

    Анастасия Антонова с отличием окончила Московскую государственную консерваторию  имени П. И. Чайковского (факультет исторического и современного исполнительского искусства, классы профессоров Ольги Филипповой, Михаила Дубова и Алексея Любимова), после чего совершенствовалась в ассистентуре-стажировке консерватории (класс профессора Ольги Филипповой) и Венском университете музыки и исполнительского искусства (класс профессора Вольфганга Глюкзама).

    Анастасия — лауреат трех престижных международных конкурсов в номинации «клавесин»: «Пражская весна» (2017, I премия), имени И. С. Баха в Лейпциге и Musica Antiqua в Брюгге (2018, III премия). Победительница Международного конкурса клавесинистов в Яманаси (Япония), обладательница золотой медали Международного конкурса Svirel(Словения, в составе клавесинного дуэта A&Aс Анной Кискачи).

    Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом — в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Чехии и Японии. В качестве солистки сотрудничала с оркестрами Pratum integrum, Collegium 1704, филармоническими оркестрами Южной Чехии и имени Б. Мартину. В дуэте с Анной Кискачи выступала на крупнейших фестивалях старинной музыки в странах Европы и в Японии. Записывалась на телеканале «Культура», радио «Орфей», австрийских, немецких и чешских радиостанциях. С 2018 года преподает в Московской консерватории.

    Владимир Скоморохов

    Владимир Скоморохов родился в 1999 году в Волгограде. В 2016 году с отличием окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс фортепиано Юрия Слесарева, класс органа Галины Семёновой). В настоящее время – студент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Элисо Вирсаладзе, класс органа Натальи Гуреевой). Участвовал в мастер-классах и органных академиях в Харлеме (Нидерланды), Лейпциге, Штутгарте (Германия), Змарано (Италия) и Матаро (Испания).

    Как пианист и органист завоевал звания лауреата и дипломанта на международных конкурсах имени Йозефа Габлера в Оксенхаузене, имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, имени Владимира Одоевского, юношеских конкурсах имени П. И. Чайковского, имени С. В. Рахманинова и «Юный органист» в Москве, Открытом фестивале-конкурсе органной музыки (Гатчина, Санкт-Петербург) и Всероссийском конкурсе органистов Sancta Caecilia в Красногорске. Победитель конкурса «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Е. Ф. Гнесиной (категория «фортепиано», 2017), фортепианного конкурса Pianale Academy & Competition в Фульде (Германия, 2017), V Международного конкурса органистов имени А. Ф. Гедике (Москва, 2018), I Международного Московского музыкального онлайн-конкурса IMMC (категория «фортепиано», 2020) и III Всероссийского музыкального конкурса в Москве (категория «орган», 2020). 

    Участник Московских международных органных фестивалей, фестивалей «Органные вечера в Кусково», имени Леонида Ройзмана в Ярославле, «Молодые органисты России» в Челябинске и Академии органистов в Дордрехте (Нидерланды). Как солист-органист играл c Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского. Как пианист выступал с сольными концертами в Германии и Испании. 

    Обладатель гранта Президента Российской Федерации, стипендиат благотворительного фонда «Создаем будущее», ранее был удостоен стипендий Управления культуры ЦАО Москвы, Правительства Москвы, Hyundai Motor-2017 и диплома Департамента культуры Москвы «Яркое художественное дарование». 

    В 2021 году на студии OnClassical вышел дебютный альбом Владимира Скоморохова с фортепианными произведениями Листа.