Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Рашит Нигаматуллин, Владимир Овчинников : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Симфонический оркестр
    Белгородской филармонии,
    Рашит Нигаматуллин,
    Владимир Овчинников

    15 октября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Чайковский
    Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, op. 56
    Рахманинов
    Симфонические танцы, op. 45

    К 20-летию коллектива

    12+

    Абонемент №20:

    Шедевры русской симфонической музыки

    Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии

    Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии создан в 1993 году. Первыми руководителями коллектива были Александр Сурженко и Александр Шадрин. В 2006 году его возглавил Рашит Нигаматуллин, с коллективом также работает дирижер Дмитрий Филатов. 

    За 30 лет творческой деятельности оркестр Белгородской филармонии исполнил множество произведений мирового классики: от И. С. Баха и Вивальди до Нильсена и Копленда, от Глинки до Шнитке и Губайдулиной. Особое место в его репертуаре отведено современной музыке. Белгородский оркестр сотрудничал с виднейшими отечественными композиторами, такими как Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Сергей Слонимский, Владислав Казенин, Карэн Хачатурян. В 2018 году на закрытии Всероссийского фестиваля Союза композиторов России оркестр представил произведения «Северный сфинкс» Алексея Рыбникова, Концерт для саксофона с оркестром Рашида Калимуллина и сюиту Эдуарда Артемьева из музыки к спектаклю «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова. Значительное внимание оркестр уделяет просветительским проектам, в том числе для детской и молодежной аудитории.

    Тесные творческие контакты связывали Белгородский симфонический оркестр с выдающимися исполнителями: Николаем Петровым, Ириной Архиповой, Владиславом Пьявко, Верой Горностаевой. Сегодня коллектив сотрудничает с певцами Анной Аглатовой, Вероникой Джиоевой, Олесей Петровой, Ильдаром Абдразаковым, Василием Ладюком, Алексеем Марковым, Хачатуром Бадаляном, пианистами Борисом Березовским, Владимиром Овчинниковым, Николаем Луганским, Александром Романовским, Филиппом Копачевским, Рустемом Кудояровым, скрипачами Никитой Борисоглебским, Гайком Казазяном, Родионом Замуруевым, Айленом Притчиным, Иваном и Михаилом Почекиными, Степаном Стариковым, виолончелистами Александром Загоринским, Борисом Андриановым, Бориславом Струлёвым, Александром Раммом, баянистом Айдаром Гайнуллиным, гобоистом Иваном Паисовым, кларнетистом Михаилом Безносовым и другими музыкантами. 

    Оркестр выступал в совместных проектах с Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова и Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. Постоянный партнер оркестра – хор Белгородской филармонии, с которым были исполнены Реквием Верди, «Немецкий реквием» Брамса, Stabat Mater Россини и Дворжака, Девятая симфония Бетховена, Вторая и Третья симфонии Малера, опера «Иоланта» и кантата «Москва» Чайковского, «Александр Невский» Прокофьева, «Весна» и «Колокола» Рахманинова, поэма «Памяти Сергея Есенина» Свиридова, Реквием Алемдара Караманова, реквием «Девять шагов к Преображению» Эдуарда Артемьева. В 2019 году в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума оркестр и хор Белгородской филармонии представили восстановленную партитуру кантаты Stabat Mater знаменитого белгородца Гавриила Ломакина, которая не звучала более 150 лет и считалась утраченной. В 2021 году в рамках проекта «Новоявление музыкальных шедевров прошлого» белгородские музыканты познакомили с этим произведением жителей городов центральной России.

    Симфонический оркестр Белгородской филармонии гастролировал во Франции, Швейцарии, Китае, Испании, Португалии; в 2019 году выступил в Китаес серией совместных концертовс музыкантами Государственного оркестра Чанша.

    Оркестр Белгородской филармонии неоднократно выступал в залах Московской и Санкт-Петербургской филармоний, в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, во многих других городах России, в том числе в рамках программы Министерства культуры РФ и Московской филармонии«Всероссийские филармонические сезоны». Коллектив принимал участие в V Всероссийском фестивале «Рожденные Россией», в VII Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, «Музыка белых ночей» в Санкт-Петербурге, фестивалях «Борислав Струлёв и друзья», «Шереметевские музыкальные ассамблеи» в Белгороде, серии концертов open-air SOVA в замке «Ютарк» и фестивале искусств «Этажи», ориентированном на молодежную аудиторию.

    Коллективу присуждены премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства» (2010), премия национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Оркестр года» (2014).

    Рашит Нигаматуллин

    Рашит Нигаматуллин – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии. 

    Родился в 1958 году в городе Горьком (Нижнем Новгороде). С отличием окончил Горьковскую консерваторию имени М. И. Глинки по классу хорового дирижирования у Маргариты Саморуковой (1983) и Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского на кафедре оперно-симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского (1989). Выдающийся мастер так отзывался о своем ученике: «Рашит Нигаматуллин – чрезвычайно одаренный дирижер. В нем удачно и гармонично сочетаются два слагаемых – яркое артистическое исполнительское дарование и способность к аналитике, острый интерес к проблемам стиля. Нигаматуллин обладает виртуозной и естественной дирижерской техникой, его оркестровый слух остр и точен».

    В 1987 году началась активная исполнительская деятельность дирижера. Он дебютировал в Москве на закрытии пленума Союза композиторов СССР в Колонном зале Дома Союзов. Будучи ассистентом Геннадия Рождественского в Симфоническом оркестре Министерства культуры СССР, Рашит Нигаматуллин выступал в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве. 

    В 1994 году музыкант получил I премию и специальный приз на I Международном конкурсе дирижеров имени Стефана Турчака в Киеве. 

    В разные годы он был главным дирижером Ворошиловградской (Луганской) областной филармонии, главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко, приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, главным дирижером оркестра филармонии города Ниш (Сербия), сотрудничал со многими другими коллективами. Рашит Нигаматуллин выступал с Академическим симфоническим оркестром Воронежской филармонии (2005), Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром (2006), симфоническими коллективами Великобритании, Дании, Нидерландов, Испании, Польши, Югославии, Японии. В числе событий последних лет – выступления с Ростовским академическим симфоническим оркестром (2015), Омским академическим симфоническим оркестром и Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» (2018). 

    Рашит Нигаматуллин участвовал в IX Всероссийском фестивале «И звезда с звездою говорит: Шостакович и Свиридов» и форуме к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова в Курске, фестивалях «Московская осень» и «Панорама музыки России» в Москве, «Мелодии белых ночей» в Санкт-Петербурге, II Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, II Международном музыкальном фестивале «Дни высокой музыки на Южном Урале» в Челябинске, в белгородских – Всероссийском фестивале музыки Андрея Петрова, «Шереметьевские музыкальные ассамблеи», V фестивале современной музыки, в проекте «Музыка нового времени» в рамках Федеральной программы «Музыкальное передвижничество», XIII Международном фестивале «Сергей Рахманинов и украинская культура» в Харькове, в абонементных программах Московской филармонии, принимал участие в зарубежных фестивалях – в Дании, Испании, Нидерландах, Швейцарии, Франции. Дирижировал мировыми премьерами симфонических произведений Тихона Хренникова младшего и Александра Ирадяна – лауреатов XII Международного конкурса молодых композиторов и исполнителей имени А. И. Хачатуряна в Белгороде, принимал участие в гала-концертах I Всероссийского фестиваля-конкурса композиторов, посвященного 100-летию со дня рождения Т. Н. Хренникова в Ельце и Липецке. 

    Сергей Слонимский говорил о выступлении Белгородского оркестра и его главного дирижера в Московском доме композиторов на концерте, посвященном 50-летию Союза композиторов России: «Я восхищен талантливостью дирижера Рашита Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки. Это подлинно филармоническая работа. Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!» 

    Сотрудничество с Симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии началось в 1995 году, с 2006 года Рашит Нигаматуллин является художественным руководителем и главным дирижером коллектива. С оркестром он выступал в Концертном зале имени П. И. Чайковского и в Большом зале Московской консерватории, сотрудничал с известными отечественными солистами. Только в последние годы это были пианисты Борис Березовский, Николай Луганский, Владимир Овчинников, Александр Романовский, Рустем Кудояров; скрипачи Никита Борисоглебский, Родион Замуруев, Иван Почекин, Айлен Притчин, Степан Стариков; виолончелисты Александр Загоринский и Александр Рамм; гобоист Иван Паисов и кларнетист Михаил Безносов; певцы Оксана Никитина, Василий Ладюк, Владимир Целебровский и другие музыканты. 

    Репертуар маэстро обширен – значительную его часть составляет классика XIX и ХХ веков, большое внимание уделяется музыке современников, в том числе белгородских композиторов. Многие произведения (Р. Штрауса, Малера, Сибелиуса, Нильсена, Воан-Уильямса, Шостаковича, Стравинского) прозвучали впервые в Белгороде под его управлением. В 2018 году состоялась мировая премьера кантаты Stabat Mater Гавриила Ломакина. 

    Маэстро и оркестр принимали участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 20-летию и 25-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение». В 2014 году по итогам всероссийского рейтинга этого музыкального издания дирижер был признан «Персоной года», а Симфонический оркестр Белгородской филармонии – «Оркестром года». 

    Под руководством Рашита Нигаматуллина коллектив был принят в Ассоциацию симфонических и камерных оркестров России (2008), ему была присуждена Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства (2010). 

    Рашит Нигаматуллин удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств Украины (1995) и России (2018).

    Владимир Овчинников

    «Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект», – это высказывание «Дейли телеграф» в значительной степени отражает яркость и самобытность искусства музыканта-продолжателя знаменитой нейгаузовской школы.<<br>>

    Владимир Овчинников родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории по классу А. Д. Артоболевской, а в 1981 году – Московскую консерваторию, где учился в классе профессора А. А. Наседкина (ученика Г. Г. Нейгауза).

    Лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (Канада, II премия, 1980), Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, I премия, 1984). Особенно важными являются победы музыканта на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (1982) и на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987), после которых состоялся триумфальный дебют Овчинникова в Лондоне, куда он был специально приглашён играть перед Её Величеством Королевой Елизаветой.

    Пианист выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр и Оркестр Би Би Си, Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, Гевандхауз-оркестр, Национальный оркестр Польского радио, Гаагский Резидент-оркестр, Оркестр Радио Франс, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии.

    Творческими партнёрами В. Овчинникова были многие известные дирижёры: В. Ашкенази, Р. Баршай, М. Бамерт, Дж. Бретт, А. Ведерников, В. Веллер, В. Гергиев, И. Головчин, M. Горенштейн, А. Дмитриев, В. Зива, Т. Зандерлинг, Дж. Конлон, Я. Крейцберг, А. Лазарев, Д. Лисс, Р. Мартынов, Л. Печек, В. Полянский, В. Понькин, сэр С. Рэттл, Г. Рождественский, Г. Ринкявичюс, Е. Светланов, Ю. Симонов, С. Скровачевский, В. Синайский, С. Сондецкис, В. Федосеев, сэр Г. Шолти, М. Шостакович, М. Эрмлер, М. Янсонс, Н. Ярви.

    Артист имеет обширный сольный репертуар и гастролирует в лучших залах мира. Сольные концерты музыканта проходили в Большом зале Московской консерватории и Большом зале Санкт-Петербургой филармонии, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, Альберт-холле, Роял Фестивал-холле, Барбикан-центре и  Уигмор-холле в Лондоне, Консерватории имени Дж. Верди в Милане, залах «Геркулес» и Гевандхауз в Германии, Мюзикферайн в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холле в Токио, Театре Елисейских полей и Зале Плейель в Париже.

    Пианист принимал участие в известных международных фестивалях в США (в Карнеги-холле, Голливуд-боуле, имени Вэна Клайберна в Форт-Уорте), Великобритании (в Эдинбурге, Челтенхеме, ВВС Proms), Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Синтре (Португалия), Стрезе (Италия), Сингапурском фестивале.
    В разное время В. Овчинников записал на компакт-диски произведения Чайковского, Танеева, Н. Рубинштейна, Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера, которые вышли на лейблах EMI, Collins Classics, «Русские сезоны», Chandos, Gold Club, Olympia.

    Значительное место в жизни артиста принадлежит педагогической деятельности. В течение нескольких лет В. Овчинников преподавал фортепиано в Королевском Cеверном музыкальном колледже в Великобритании. С 1996 года началась его преподавательская деятельность в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2001 года Владимир Овчинников также работает в университете Сакуё в Японии, а с 2005 года – на факультете искусств МГУ имени М. В. Ломоносова в качестве приглашённого профессора фортепиано. С 2011 по 2016 год Владимир Овчинников был директором Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Член жюри многих престижных конкурсов пианистов – имени Чайковского в Москве, имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, имени Бузони в Италии, Схевенинген в Нидерландах, PTNA в Токио, имени А.Д. Артоболевской в Москве.

    Более 20 лет В. Овчинников выступает в концертах Московской филармонии. Удостоен званий Заслуженный артист Башкирской АССР (1989), Заслуженный артист России (1996), Народный артист России (2005). Награждён Почетным знаком «За заслуги в развитии культуры и искусства» Советом Межпарламентской Ассамблеи СНГ (2015).