Приношение Л. ван Бетховену (к 250-летию со дня рождения). Концерт на исторических инструментах эпохи Бетховена : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Приношение Л. ван Бетховену
    (к 250-летию со дня рождения).
    Концерт на исторических
    инструментах эпохи Бетховена

    22 апреля 2020, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бетховен
    Кантата на смерть Императора Иосифа II для солистов, хора и оркестра
    Симфония № 9

    12+

    Абонемент №50:

    Шедевры и премьеры

    Камерный оркестр Musica Viva – коллектив-первооткрыватель. Благодаря энтузиазму Александра Рудина оркестром освоен огромный нетривиальный репертуар, простирающийся далеко за пределы классико-романтического мейнстрима. Мировые и российские премьеры, возвращение в концертную практику раритетов – норма жизни коллектива, который благодарные слушатели и дружественные коллеги рады поздравить с 40-летием. Закрывая свой абонемент, в котором в соответствии с творческим кредо коллектива вновь соседствуют всемирно известный симфонический опус и редкоисполняемый вокально-оркестровый, Musica Viva адресует музыкальное приношение другому юбиляру – Людвигу ван Бетховену, 250-летие со дня рождения которого широко отмечается в 2020 году. 

    Триумфальное шествие великой симфонии – Девятой, с хоровым финалом на текст «Оды к радости» Фридриха Шиллера – продолжается по сей день с самой премьеры, состоявшейся 7 мая 1824 года в Вене. Выразив устремления своей эпохи и в то же время провозгласив общечеловеческие идеалы, Бетховен воздвиг себе «нерукотворный памятник» и создал вечно актуальный шедевр, не утрачивающий своей художественной ценности. Не случайно финал симфонии стал официальным гимном Евросоюза – объединенной Европы. 

    Если Девятая симфония завершила творческий путь Бетховена, то Кантата на смерть Иосифа Великого, напротив, открывала 19-летнему автору новые горизонты. Сочиняя произведение памяти просвещенного монарха, покровителя искусств, по заказу курфюртского двора, композитор стремился произвести впечатление и написал одну из сложнейших партитур, которая и поныне ставит самые серьезные задачи перед исполнителями. Высокую оценку работе молодого композитора дал впоследствии Брамс, который писал: «Здесь присутствует прекрасный и благородный пафос, великолепная чуткость и фантазия, мощь и неистовая экспрессия, соединенная с особым качеством голосоведения и торжественностью, которыми мы привыкли восхищаться в его поздних работах».

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России. 

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других. 

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». 

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, среди них Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. 

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России. 

    Оркестром записано более двадцати дисков для лейблов «Русский cезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». Среди недавних успешных записей коллектива – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019, Naxos). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей также с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика. 

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. 

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России были представлены произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. 

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера музыкант представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром до мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова. 

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. Последний релиз – альбом симфоний Иоганна Стамица (Naxos, 2019). 

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

    Вокальный ансамбль Intrada

    Вокальный ансамбль Intrada основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в российской столице и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов. 

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, ансамблями, дирижерами и солистами. В их числе Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Государственный академический камерный оркестр России, Московский камерный оркестр Musica Viva и Александр Рудин, Алексей Уткин, Фридер Берниус, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и др. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина, дебютировав на этом фестивале в 2011 году.

    Вокальный ансамбль Intrada представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в замке Вартбург (2018), Интернациональный конгресс хоровых дирижеров в Париже (2016) и Lausitz-Festival (2019). 

    Коллектив неоднократно становился первым исполнителем сочинений XX–XXI веков. Он представил российскую премьеру Мессы для двойного хора a cappella Франка Мартена, московскую премьеру «Страстей по девочке со спичками» Дэвида Лэнга, российскую премьеру Реквиема Жана Ришафора (на фестивале Opera Apriori). В 2017 году ансамбль впервые исполнил ряд сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Алексея Сысоева и Армана Гущяна. В 2014 году Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти Джона Тавенера: на заключительном концерте в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой. 

    Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались, телеканалом «Культура», Радио «Орфей», Радио России, радиостанциями «Культура», «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России», а также немецким радио «Культура».

    Анна Пегова

    Анна Пегова родилась в Москве. Окончила московскую Детскую музыкальную школу № 60 по классу скрипки и Московский областной музыкальный колледж имени Прокофьева по специальности «академическое пение» (класс Нелли Балюк). В 2007 году с отличием завершила обучение на вокальном факультете Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Натальи Троицкой) и продолжила совершенствовать мастерство в аспирантуре под руководством доцента Рузанны Лисициан. 

    Принимала участие в проекте «Открытая сцена» (оперы Пёрселла «Дидона и Эней», «Король Артур», «Королева фей» и «Буря»), в исполнении поэмы «Колокола» Рахманинова (дирижер – Павел Коган), в концертах в Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке и других городах России.

    В 2008 году стала солисткой Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский), исполняла сольные партии в Девятой симфонии Бетховена, реквиемах Моцарта, Верди, Брамса, Форе, Брукнера, мессах Бетховена, Шуберта, Россини, Четвертой симфонии Малера, а также ведущие партии в операх русских и зарубежных композиторов. В ее репертуаре – Татьяна и Оксана («Евгений Онегин» и «Черевички» Чайковского), Оксана («Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова), Франческа («Франческа да Римини» Рахманинова), Любка («Семён Котко» Прокофьева), Луиза Миллер, Виолетта и Нанетта («Луиза Миллер», «Травиата» и «Фальстаф» Верди) и другие партии. 

    Выступала в Оперном театре Бремена (Германия) и на Россиниевском фестивале в Пезаро (Италия), где исполнила партии Анны Эриссо и Мадам Кортезе в операх Россини «Магомет Второй» и «Путешествие в Реймс». 

    С 2015 года – солистка театра «Геликон-опера», где в ее репертуар вошли партии Лизы («Пиковая дама» Чайковского), Амелии и Леоноры («Бал-маскарад» и «Трубадур» Верди), Недды («Паяцы» Леонкавалло), Антонии («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Стефании (Сибирь» Джордано), Памины («Волшебная флейта» Моцарта), Царицы Александры Федоровны («Распутин» Риза), Екатерины II («Царица» Тухманова) и другие.

    Полина Шамаева

    Полина Шамаева – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште. Победительница пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия – Культура» и обладатель приза зрительских симпатий (2017). 

    Образование получила в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей (дирижерско-хоровое отделение) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова, которую окончила по двум специальностям – «хоровое дирижирование» (2011) и «сольное пение» (2016). Принимала участие в мастер-классах Любови Казарновской, Даренн Зиммер, Сары Аллегретты, Раминты Лапсатис. Лауреат Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» (Москва, 2009).

    В качестве солистки выступала с различными коллективами в Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Концертном зале имени Чайковского, на Красной Площади и в Государственном Кремлевском Дворце, Дворце музыки в Афинах (Греция), Симфони-холле в Осаке и Минато-Мирай-холле в Иокогаме (Япония), Венгерской государственной опере (Будапешт), Аудитории Тенерифе на Канарских островах, Зале Стравинского в Монтрё (Швейцария) и на других известных концертных площадках. 

    Принимала участие в фестивалях в Рейнгау (Германия), Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает» в регионах России, Московском Пасхальном фестивале, Opera Art Динары Алиевой, «Опера Live» Василия Ладюка, «Преображение» (Ярославль), «Кремлевские вечера» (Рязань), «Кружева» (Вологда), Concordia имени Софии Губайдулиной (Казань), на Канарских островах. 

    Сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс и многие другие. Принимала участие в записи «Свадебки» Стравинского (Мать, дирижер Геннадий Дмитряк) и оперы «Евгений Онегин» Чайковского (Няня, дирижер Владимир Спиваков). 

    В репертуаре певицы – более 20 оперных партий, среди которых Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кармен в одноименной опере Бизе, Композитор («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Маддалена («Риголетто» Верди), Зибель («Фауст» Гуно), Кристина («Пассажирка» Вайнберга), Лаура («Иоланта» Чайковского) и другие, а также партии меццо-сопрано более чем в 40 произведениях кантатно-ораториального жанра.

    Владимир Байков

    Владимир Байков окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру. Лауреат международных конкурсов в Финляндии, Греции, Бельгии, Норвегии, России. Обладатель премии Фонда Ирины Архиповой.

    В репертуаре Владимира Байкова огромное количество партий в операх В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Р. Штрауса, М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева и других композиторов. С 1998 по 2001 год он являлся солистом Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В настоящее время — солист Гамбургской государственной оперы. Выступал также в оперных театрах Вены, Лиссабона, Барселоны, Лондона, Хельсинки, Брюсселя, Бонна, Варшавы и многих других. В 2015 году в Регенсбурге (Германия) исполнил заглавную партию в мировой премьере оперы Антона Лубченко «Доктор Живаго».

    Как концертный певец Владимир Байков выступал на ведущих европейских сценах под управлением известных дирижеров, среди которых Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Василий Синайский, Юрий Башмет, Теодор Курентзис, Саулюс Сондецкис, Кирилл Петренко, Туган Сохиев, Александр Рудин, Юрий Кочнев, Александр Анисимов, Лейф Сегерстам, Джанандреа Нозеда, Мартин Браббинс, Казуши Оно, Юстус Франц, Ян Латам-Кёниг, Паоло Кариньяни, Густав Кун, Микко Франк, Вольдемар Нельсон, Антонелло Аллеманди, Бруно Вайль, Роман Кофман.

    В камерном репертуаре певца — песни и романсы русских, немецких, французских, чешских, скандинавских и английских композиторов. Особое место в нем занимают вокальные циклы Ф. Шуберта, Р. Шумана, А. Дворжака, Р. Вагнера и М. Мусоргского. Среди постоянных сценических партнеров певца — пианисты Елена Савельева, Яков Кацнельсон и Андрей Шибко. В 2011-2013 годах Владимир Байков участвовал в цикле концертов «Все камерные вокальные произведения Свиридова» совместно с тенором Владиславом Пьявко.

    Владимир Байков принимал участие в записях оратории Л. Шпора Die letzten Dinge под управлением Б. Вайля (Capriccio), оратории Ф. Мендельсона «Илия» под управлением Г. Рождественского, оперы Г. Доницетти «Герцог Альба» под управлением П. Кариньяни (Dynamic). Совместно с пианисткой Е. Савельевой записал двойной компакт-диск с вокальной музыкой Г. Свиридова (2015).


    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    6 октября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    22 февраля в 19:00