Открытие V Большого фестиваля РНО. Элен Гримо (фортепиано)

    6 сентября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Михаил Плетнёв
    Элен Гримо (фортепиано, Франция)

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнев

    В программе:
    Рахманинов
    Симфония № 2
    Брамс
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №13:

    13. Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    По сложившейся традиции, сезон Московской филармонии открывается Большим фестивалем Российского национального оркестра. В нынешнем году эта уникальная для России культурная акция проводится уже в 5-й раз. За прошедшие годы фестиваль стал одним из самых заметных музыкальных событий Москвы, точкой отсчёта нового сезона и одновременно одной из его вершин. Исключительное разнообразие жанров (симфонические и камерные программы, хоровые и балетные вечера, оперные постановки, литературно-музыкальные композиции, джазовые концерты), изысканные программы и участие звёзд мирового музыкального искусства снискали фестивалю высокую репутацию у московской публики и не менее восторженные отзывы специалистов и критиков.

    Фестиваль 2013 года, отмечающий ныне свой первый юбилей, не станет исключением. Среди его участников — скрипачи Гидон Кремер с оркестром «Кремерата Балтика» и Изабель Фауст (Германия); одна из самых обаятельных пианисток современности француженка Элен Гримо; оперные дивы Микаэла Карози (Италия), Миша Брюггергосман (Канада), Анита Хартиг (Румыния), Бернарда Финк (Аргентина); Московский камерный хор под управлением Владимира Минина; дирижёры Миша Дамев (Швейцария), Хориа Андрееску (Румыния), Ален Альтиноглу (Франция).

    Вершинами фестивальной афиши, несомненно, станут исполнения редко звучащей оратории Ж. Массне «Мария Магдалина» и Второй симфонии «Воскресение» Г. Малера.

    Художественный руководитель и главный дирижёр РНО Михаил Плетнёв выступит в трёх амплуа: как художественный руководитель фестиваля, дирижёр и пианист.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижёра и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В шестнадцать лет он стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – первую премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв выступал на лучших сценах мира с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижёров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. Публику, коллег и профессиональных критиков неизменно восхищают его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению издания BBC Music Magazine, Михаил Плетнёв «исполняет каждое сочинение как своё собственное, его интерпретации поразительны – подобное вряд ли под силу любому другому пианисту». 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижёр. Взлёт его дирижёрской карьеры пришёлся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Дирижёрская деятельность Михаила Плетнёва насыщенна и разнообразна. Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, он выступает в качестве приглашённого дирижёра с такими музыкальными коллективами, как Малеровский камерный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау, Токийский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Симфонический оркестр NHK. 

    В октябре 2007 года состоялся дебют Плетнёва в качестве оперного дирижёра на сцене Большого театра с оперой Чайковского «Пиковая дама». В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского была осуществлена концертная постановка опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» была представлена опера Римского-Корсакова «Майская ночь», а в феврале 2009 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского с большим успехом была исполнена опера Бизе «Кармен». «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале, прошедшем в сентябре 2009 года, под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы Моцарта «Волшебная флейта», в 2010 году фестивальной публике было представлено концертное исполнение оперы Россини «Золушка», одной из кульминаций четвертого смотра стало концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин». В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015-го – опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью Фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально-значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Сергея 

    Рахманинова. В июне четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В 2013 году он стал обладателем Платоновской премии – за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия. 

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Российского национального оркестра, входящего, согласно международным рейтингам, в двадцатку лучших оркестров мира.

    Элен Гримо

    Элен Гримо родилась в 1969 году в Экс-ан-Провансе. Училась у Жаклин Куртэ в Эксе и у Пьера Барбизе в Марселе. В 13 лет поступила в класс Жака Рувье в Парижскую консерваторию, где в 1985 году получила первую премию по фортепиано. Сразу же после окончания консерватории Элен Гримо записывает диск с сочинениями Рахманинова (2-я соната и Этюды-картины соч. 33), который получает Grand Prix du disque (1986). Затем пианистка продолжила обучение с Жоржи Сандор и Леоном Флейшером.

    1987 год знаменует решительный поворот в карьере Элен Гримо. Она выступила на фестивалях MIDEM в Каннах и в Рок д' Антерон, дала сольный концерт в Токио и получила приглашение от Даниэля Баренбойма выступить с Оркестром Парижа. С этого момента Элен Гримо начала сотрудничать со многими ведущими оркестрами мира под управлением самых прославленных дирижеров.

    В 1988 году игру Элен Гримо услышал знаменитый музыкант Дмитрий Башкиров, который оказал на нее сильное влияние. На творческом становлении пианистки также сказалось общение с Мартой Аргерих и Гидоном Кремером, по приглашению которого она выступила на фестивале в Локенхаусе.

    В 1990 году Элен Гримо впервые сыграла сольный концерт в Нью-Йорке, дебютировала с ведущими оркестрами США и Европы. С тех пор Элен Гримо приглашают к сотрудничеству ведущие коллективы мира: Берлинский филармонический и Немецкий симфонический оркестры, Государственные Капеллы Дрездена и Берлина, симфонические оркестры Гётеборга и радио Франкфурта, Камерные оркестры Германии и Баварского радио, Лондонский симфонический, «Филармония» и Английский камерный оркестры, ЗКР Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Российский национальный оркестр, Оркестр Парижа и Страсбургский филармонический, Венский симфонический и Чешский филармонический, Молодежный оркестр Густава Малера и Камерный оркестр Европы, амстердамский Консертгебау и оркестр Театра Ла Скала, Израильский филармонический и фестивальный оркестр Люцерна... Среди американских коллективов, с которыми играла Элен Гримо, — оркестры Балтимора, Бостона, Вашингтона, Далласа, Кливленда, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Сиэттла, Торонто,Чикаго, Филадельфии...

    Ей посчастливилось сотрудничать с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Михаэль Гилен, Кристоф Донаньи, Курт Зандерлинг, Фабио Луизи, Курт Мазур, Юкка-Пекка Сарасте, Юрий Темирканов, Майкл Тилсон-Томас, Риккардо Шайи, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Нэеме Ярви. Среди ансамблевых партнеров пианистки — Марта Аргерих, Миша Майский, Томас Квастхофф, Трюльс Мёрк, Лиза Батиашвили, Хаген-квартет.

    Элен Гримо — участница престижных фестивалей в Экс-ан-Провансе, Вербье, Люцерне, Гштааде, Пезаро, BBC-Proms в Лондоне, в Эдинбурге, Бреме, Зальцбурге, в Стамбуле, «Карамур» в Нью-Йорке...

    Весьма обширна дискография пианистки. Первый свой диск она записала в 15 лет. Среди основных записей Гримо — Первый концерт Брамса с Берлинской государственной капеллой под управлением Курта Зандерлинга (диск назван «классической записью года» в Каннах, 1997), Концерты Бетховена — № 4 (с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Курта Мазура, 1999) и № 5 (с Дрезденской государственной капеллой под управлением Владимира Юровского, 2007). Критика выделяла также её исполнение сочинения Арво Пярта Credo, давшего название одноимённому диску, в который также вошли произведения Бетховена и Джона Корильяно (запись получила призы «Шок» и «Золотой диапазон», 2004). Запись Концерта № 3 Бартока с Симфоническим оркестром Лондона под управлением Пьера Булеза получила Приз немецких критиков, Приз Академии дисков Токио и Премию Midem Classic (2005). В 2005 году Элен Гримо записала альбом «Отражения», посвященный Кларе Шуман (в него вошли Концерт Роберта Шумана, песни Клары Шуман и камерная музыка Иоганнеса Брамса); эта работа получила приз «Эхо», а пианистка была названа «инструменталистом года». В 2008 году вышел ее диск с сочинениями Баха и транскрипциями Бузони, Листа и Рахманинова произведений Баха. Кроме того, пианисткой записаны сочинения Гершвина, Равеля, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Стравинского для фортепиано соло и с оркестром.

    Одновременно с окончанием консерватории получила диплом по этологии со специализацией по поведению животных в естественной среде обитания.

    В 1999 вместе с фотографом Генри Фэйром основала Центр сохранения волков (Wolf Conservation Center) — небольшой заповедник, в котором жили 17 волков и проводились просветительские мероприятия, направленные, как объясняла Гримо, на демифологизацию образа волка как врага человека.

    В ноябре 2003 в Париже выходит ее книга «Дикие гармонии: Жизнь с музыкой и волками» (Wild Harmonies: A Life of Music and Wolves), где она рассказывает о своей жизни музыканта и экологической работе с волками. В октябре 2005 вышла ее вторая книга «Собственные уроки». В вышедшем несколько лет назад фильме «В поисках Бетховена», который объединил всемирно известных ведущих музыкантов и специалистов по творчеству Бетховена с целью взглянуть по-новому на этого легендарного композитора, Элен Гримо появляется вместе с Дж.Нозедой, сэром Р.Норрингтоном, Р.Шайи, К.Аббадо, Ф.Брюггеном, В.Репиным, Ж.Янсен, П.Льюисом, Л.Фогтом и другими знаменитыми исполнителями.

    В 2010 пианистка совершает мировое турне с новой «австро-венгерской» программой, в которую вошли сочинения Моцарта, Листа, Берга и Бартока. Готовится к выпуску диск с записью этой программы, сделанной в мае 2010 с концерта в Вене. Ангажементы Э.Гримо 2010 года включают гастроли по Европе с Симфоническим оркестром Шведского радио п/у Б. Хардинга, выступления с оркестром Мариинского театра п/у В. Гергиева, Сиднейским симфоническим оркестром п/у В. Ашкенази, сотрудничество с Берлинским филармоническим, лейпцигским «Гевандхаус», оркестрами Израиля, Осло, Лондона, Детройта; участие в фестивалях в Вербье и Зальцбурге (концерт с Р. Виллазоном), Люцерне и Бонне (концерт с Т. Квастхоффом), в Руре и Рейнгау, сольные концерты в европейских городах.

    Элен Гримо имеет эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophone. В 2000 году удостоена премии Victoire de la music как лучший инструменталист года, а в 2004 получила эту же премию в номинации Victoire d’honneur («За заслуги перед музыкой»). В 2002 году удостоена Ордена Искусств и литературы Франции.

    С 1991 Элен Гримо жила в США, с 2007 проживает в Швейцарии.