V Большой фестиваль РНО

    19 сентября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Ален Альтиноглу (Франция)
    Изабель Фауст (скрипка, Германия)

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнев

    В программе:
    А. Хачатурян
    (110 лет со дня рождения)
    Фрагменты из музыки балетов «Гаянэ» и «Спартак»
    Шуман
    Концерт для скрипки с оркестром
    Равель
    Болеро

    12+

    Абонемент №13:

    13. Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Ален Альтиноглу

    Ален Альтиноглу родился в Париже в 1975 году. Закончил Парижскую консерваторию, где потом в течение десяти лет преподавал в классе камерного ансамбля. Уже к 35 годам Альтиноглу сделал впечатляющую международную карьеру оперного дирижера. Сегодня он регулярно работает в крупнейших оперных театрах мира, таких как Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Венская государственная опера, Лирическая опера (Чикаго), театр Колон (Буэнос-Айрес), Немецкая опера в Берлине, Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера (Мюнхен). Он желанный гость во всех четырех музыкальных театрах Парижа – в Парижской национальной опере, Театре Елисейских Полей, Национальном театре комической оперы и театре Шатле. Он также является участником известных фестивалей, в том числе Зальцбургского, фестивалей в Оранже и Экс-ан-Провансе.

    В числе его последних постановок – «Фальстаф» с Оркестром Парижа в Театре Елисейских Полей, «Ромео и Джульетта» Паскаля Дюсапена с Ensemble Intercontemporain в Национальном театре комической оперы, «Аида» в Национальной опере Монпелье, «Фауст» в Берлинской государственной опере.

    Он сотрудничает с ведущими мировыми оркестрами, такими как Берлинская государственная капелла, оркестр Концертхауса (Берлин), оркестр театра Ла Фениче (Венеция), Национальный оркестр Франции, Оркестр Парижа, Филармонический оркестр Радио Франции, камерный оркестр Ensemble Intercontemporain, оркестр Фонда Гульбенкяна (Лиссабон) и другими.

    В области камерной музыки Альтиноглу регулярно выступает как пианист, аккомпанируя меццо-сопрано Норе Губич. Запись песен Анри Дюпарка была выпущена дуэтом на лейбле Cascavelle. Его записи опер и симфонической музыки также были выпущены на таких фирмах звукозаписи как Naïve, Universal и Deutsche Grammophon.

    С 2007 года Альтиноглу является главным дирижером Национального оркестра Монпелье.

    Изабель Фауст

    «Её игра полна страсти, твёрдости и энергии, но в то же время обезоруживающей теплоты и нежности, способных раскрыть скрытые в произведении ноты лиризма», — так газета New York Times писала об искусстве немецкой скрипачки Изабель Фауст.

    Её имя стало известно в 1987 году, когда 15-летняя скрипачка победила на конкурсе имени Леопольда Моцарта в Аугсбурге. Одним из первых, кто обратил внимание на талант молодой артистки, был сэр Иегуди Менухин, с которым она впервые выступила в том же году, исполнив Концерт А. Дворжака. Через 6 лет Изабель получила I премию на престижнейшем конкурсе им. Паганини в Генуе, а в 1997 году стала обладательницей приза журнала «Граммофон» в номинации «Лучший молодой артист года».

    Изабель Фауст сотрудничает с лучшими оркестрами мира, среди которых Берлинский филармонический, Мюнхенский филармонический, Оркестр Парижа, Бостонский симфонический, оркестр BBC, Камерный оркестр им. Малера; с такими дирижёрами, как М. Янсонс, Дж. Ливайн, К. Аббадо, Ш. Дютуа, Д. Хардинг, Х. Холлигер, А. Рудин.

    Изабель Фауст — известный интерпретатор музыки ХХ – XXI веков. В этом репертуаре особенно полно проявляется её творческая индивидуальность и её кредо — а это постоянный поиск новых ярких впечатлений и переживаний, новых подходов к интерпретации. Она — первая исполнительница многих сочинений и уже ушедших, и ныне живущих авторов: А. Жоливе, О. Мессиана, В. Эгка, Й. Видманна, Т. Лархера, М. Жарреля; постоянно исполняет произведения Д. Лигети, М. Фелдмана, Л. Ноно, Дж. Шельси.

    Особого упоминания заслуживает альянс Изабель Фауст с пианистом Александром Мельниковым. Их совместная запись всех сонат Бетховена на лейбле Harmonia Mundi получила награды Echo Klassik и Gramophone, номинировалась на «Грэмми».

    Изабель Фауст играет на скрипке Страдивари «Спящая красавица» (1704), предоставленной банком L-Bank (Баден-Вюртемберг, Германия).