П. И. Чайковский: Фрагменты из опер. А. В. Чайковский: «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    П. И. Чайковский: Фрагменты из опер. А. В. Чайковский: «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане»

    7 ноября 2011

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    В программе:

    I отделение
    П. И. Чайковский
    Симфонические фрагменты и арии из опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта», «Мазепа»

    Солисты:
    Юрий Лаптев (баритон)
    Елена Зеленская (сопрано)

    II отделение
    А. В. Чайковский
    «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане», опера в концертно-театрализованном исполнении с видеорядом /первое исполнение в Москве/

    Режиссер видеоряда Оксана Новосад

    Солисты:
    Сергей Топтыгин (баритон), Олег Долгов (тенор), Лариса Костюк (меццо-сопрано), Дмитрий Скориков (бас), Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), Андрей Антонов (бас), Михаил Гужов (бас-баритон), Леонид Виленский (тенор), Максим Сажин (тенор), Татьяна Федотова (сопрано), Руслан Розыев (бас), Алексей Мочалов (бас-баритон), Федор Рыжков (тенор), Владимир Сизов (баритон)

    Государственная академическая симфоническая капелла России
    (к 20–летию Капеллы России и к 40-летию Хора Капеллы России)

    Дирижёр – Валерий Полянский

    7 ноября в Концертном зале имени П.И.Чайковского — оперная премьера. Впервые в Москве будет представлена «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» композитора Александра ЧАЙКОВСКОГО. Партии в концертно-театрализованном исполнении оперы с видеорядом исполнят ведущие солисты российских оперных театров, Государственной академической симфонической капеллой России дирижирует Валерий ПОЛЯНСКИЙ. Режиссёры постановки и видеоряда: Георгий ИСААКЯН и Оксана НОВОСАД. В первом отделении программы – симфонические фрагменты и арии из опер П.И.ЧАЙКОВСКОГО в исполнении Юрия ЛАПТЕВА (баритон) и Елены ЕВСЕЕВОЙ (сопрано).

    В основу «Легенды о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане» положено историческое предание о том, как непобедимый завоеватель Тамерлан с золотоордынским войском шел в поход на Москву, но неожиданно его победоносное продвижение по городам Руси застопорилось, а затем хан и вовсе повернул вспять. Церковная легенда гласит, что напуганные ордынской угрозой москвичи попросили перенести в столицу горячо почитаемую верующими Владимирскую икону Божией Матери — для защиты от надвигающегося врага. В тот день, когда в Москве встречали чудотворную икону, Тамерлану во сне явилась сама Богородица и велела немедленно покинуть пределы Руси. До Москвы благоразумный Тамерлан так и не дошёл, его армия повернула к Дону и с полоном ушла назад на восток.

    Мировая премьера оперы Александра Чайковского состоялась летом текущего года в Ельце, на фоне естественных декораций городской архитектуры и на месте, где происходили те самые исторические события. Московская премьера «Легенды граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане» станет, с одной стороны, продолжением этого триумфального действа, с другой — совершенно новым проектом, предназначенным для условий концертной площадки.

    Опера прозвучит в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского. Концертное исполнение опер – одно из главных направлений деятельности Капеллы. Тем самым Валерий Полянский перекидывает мост в далекие 50-е годы, к творчеству основателя оркестра С.Самосуда, много внимания уделявшего оперным партитурам. Благодаря инициативе В.Полянского российские слушатели познакомились с малоизвестными операми Гречанинова «Сестра Беатриса», Дворжака «Русалка», Верди «Жанна д’Арк», Кюи «Пир во время чумы» и т.д. В сотрудничестве с Московской филармонией Капелла осуществила постановку «Царя Эдипа» Стравинского, в абонементных концертах последних сезонов исполнены все три оперы С.В.Рахманинова («Алеко», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь»), «Чародейка» П.И.Чайковского, «Трубадур» Дж.Верди и многие другие оперные партитуры, которые редко ставятся в российских театрах или звучат в концертных залах.

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. 

    Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди. 

    В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.