Песни военных лет : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Песни военных лет

    5 мая 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
    Молодежный симфонический оркестр СНГ
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А. А. Юрлова
    Дирижёр – Александр Анисимов
    Илья Кузьмин (баритон)

    Художественный руководитель Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова — Геннадий Дмитряк




                


    В программе:

    Молчанов
    Вальс из музыки к фильму «А зори здесь тихие»

    Александров
    «Священная война»

    Молчанов
    «Жди меня» – песня Жени Комельковой из оперы «Зори здесь тихие»
    «Вот солдаты идут»

    Богословский
    «Тёмная ночь» – песня из музыки к фильму «Два бойца»

    Новиков
    «Смуглянка», «Эх, дороги»

    Баснер
    «На безымянной высоте» – песня из музыки к фильму «Тишина»

    Пахмутова
    «Горячий снег»

    Фрадкин
    «За того парня» – песня из музыки к фильму «Минута молчания»

    Френкель
    «Журавли»

    Мартынов
    «Баллада о матери»

    Петров
    Увертюра из музыки к фильму «Укрощение огня»

    Портнов
    «По полю танки грохотали»

    Орбелян
    «Шум берёз»

    Пахмутова
    «Как молоды мы были» – песня из музыки к фильму «Моя любовь на третьем курсе»
    «Поклонимся великим тем годам»

    Тухманов
    «День Победы»

    Концерт в одном отделении

    12+

    В первые дни мая песни военных лет звучат повсюду. Эти песни хранят чувства и мысли людей, для который события тех страшных лет – не глава из учебника истории, а реальность. И пусть песня не обладает точностью рапорта или хроники, она – важнейший документ времени. С этими песнями шли в бой и ждали возвращения с фронта, эти песни поддерживали силы и приближали день Победы. Знакомые с детства мелодии и слова, проникая в наши сердца, вновь и вновь заставляют переживать минуты отчаяния и надежды, боли и радости, мужества и веры в Победу.

    Песни военных лет давно занимают важное место в репертуаре солиста театра «Новая опера» Ильи Кузьмина и Хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова. Вместе с ними на сцену выйдет Российский национальный молодёжный симфонический оркестр – молодой коллектив, который проводит свой первый концертный сезон. За прошедшие месяцы он блистательно показал себя как исполнитель русской и европейской классики, как активный участник интерактивных образовательных проектов. Программа, приуроченная ко дню Победы, станет новым важным этапом в жизни коллектива: когда песни военных лет исполняют музыканты молодого поколения, это значит, что память о войне и о великой Победе действительно жива.

    За пульт Молодёжного оркестра станет маэстро Александр Анисимов. Один из самых востребованных российских дирижеров, сейчас он возглавляет Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, а также многие годы сотрудничает с Национальным молодежным оркестром Ирландии. Музыкант, признанный во всем мире, он олицетворяет идею дружбы и плодотворного творческого сотрудничества разных стран и народов. 

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Александр Анисимов

    Александр Анисимов родился в 1947 году в Москве. Обучался в Московском хоровом училище имени Свешникова, ленинградском Хоровом училище имени Глинки, Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова (класс хорового дирижирования Елизаветы Кудрявцевой), Московской государственной консерватории имени Чайковского (класс оперно-симфонического дирижирования Одиссея Димитриади и Лео Гинзбурга), затем в аспирантуре МГК (класс Геннадия Рождественского).

    Профессиональная карьера музыканта началась в 1975 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета имени Мусоргского (ныне Михайловский). В 1980-е сотрудничал с ведущими музыкальными театрами СССР. С 1985 года начал сотрудничать с Ленинградским театром оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский), где дирижировал основными произведениями оперного и балетного репертуара, а также симфоническим оркестром театра. В 1993 году работал с Мстиславом Ростроповичем над «Военным реквиемом» Бриттена в Великобритании и Испании.

    В 1980–1984 и 1989–2003 гг. – главный дирижер Большого театра Беларуси. В 1985–1989 гг. – главный дирижер Пермского театра оперы и балета (осуществил первую в СССР постановку оперы «Огненный ангел» Прокофьева, 1984), в 1998–2001 гг. – Национального симфонического оркестра Ирландии (RTÉ), в 2005–2009 гг. – Филармонического оркестра Пусана (Республика Корея), в 2003–2007 гг. – Ростовского государственного музыкального театра. В 2011–2017 гг. – художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета. Самарские спектакли «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда» в 2016 и 2017 гг. номинировалась на российскую Национальную театральную премию «Золотая маска» и были показаны в Москве; за ростовскую постановку «Леди Макбет Мценского уезда» Анисимов награжден «Золотой маской» в номинации «Опера / работа дирижера» (2005).

    С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, с 2003 года – дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, с 2018 года – также советник генерального директора театра по вопросам перспектив музыкального развития.

    Александр Анисимов выступал в крупнейших театрах мира, среди которых Большой театр России, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Карло Феличе в Генуе, Ла Фениче в Венеции, Опера Бастий и Опера Гарнье в Париже, Большой театр Лисео в Барселоне, Государственные оперы Ганновера и Гамбурга, Комише-Опер в Берлине, Гранд Опера в Хьюстоне, Опера Сан-Франциско, Сиднейская опера. Дирижировал многими известными оркестрами России и стран Европы, в том числе – Консертгебау, Роттердамским филармоническим, Симфоническим оркестром Бирмингема, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Лондонским симфоническим и др. Признанием мастерства русского дирижера стал подарок Оркестра римской Академии Санта-Чечилия – дирижерская палочка Леонарда Бернстайна.

    Много лет Александр Анисимов сотрудничает с Национальным молодежным оркестром Ирландии, с которым поставил тетралогию «Кольцо нибелунга» Вагнера. Постановка получила ирландскую премию Allianz Business to Arts (2002). Дирижер выступает в Опере Ирландии и на оперном фестивале в Уэксфорде, где дебютировал в 1993 году с оперой «Черевички» Чайковского; является Почетным президентом ирландского Вагнеровского общества. В 2001 году удостоен звания почетного доктора Ирландского национального университета.

    Среди многочисленных записей дирижера – все симфонии, балеты «Раймонда» и «Времена года» Глазунова с Московским симфоническим оркестром (Naxos); все симфонии и поэма «Колокола» Рахманинова с Национальным симфоническим оркестром Ирландии (Naxos); Десятая симфония Шостаковича с Молодежным оркестром Австралии (MELBA); опера «Демон» Рубинштейна с фестиваля в Уэксфорде (Marco Polo); DVD-запись оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в постановке Большого театра Лисео (EMI).

    Заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Беларуси, лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска», командор французского Национального ордена «За заслуги».

    Илья Кузьмин

    Илья Кузьмин родился в 1972 году. В 2000 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Валентины Левко) и был принят в труппу Московского театра «Новая опера» (ныне имени Евгения Колобова) солистом-стажером, затем переведен в основной состав труппы. Дебютировал в партии Гамлета в одноименной опере Тома. Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2003, Санкт-Петербург, III премия), победитель Международного конкурса имени Ганса Габора «Бельведер» (2004, Вена).

    В 2010 году дебютировал в Большом театре России в опере «Волшебная флейта» Моцарта, исполнив партию Папагено. Выступал также на сцене театра Ла Скала (Милан), Берлинской государственной оперы, Пермского театра оперы и балета, Татарского театра оперы и балеты (Казань). Сотрудничает с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром радио «Орфей» и др.

    В репертуаре певца – Мизгирь («Снегурочка» Римского-Корсакова), Онегин («Евгений Онегин» Чайковского), Роберт («Иоланта» Чайковского), Белькоре («Любовный напиток» Доницетти), Дандини («Золушка» Россини), Джанни Скикки в одноименной опере Пуччини (номинация на премию «Золотая маска» в категории «лучшая мужская роль в опере», 2010), Жермон («Травиата» Верди), Оливье («Каприччио» Р. Штрауса), Сильвио («Паяцы» Леонкавалло), Граф Альмавива («Свадьба Фигаро» Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Щелкалов («Борис Годунов» Мусоргского), Елецкий («Пиковая дама» Чайковского), Граф Чепрано, Марулло («Риголетто» Верди), Меркуцио («Ромео и Джульетта» Гуно), Иоканаан («Саломея» Р. Штрауса), Утешительный («Игроки» Шостаковича), Тадеуш («Пассажирка» Вайнберга) и другие оперные партии, а также партии в произведениях кантатно-ораториального жанра, камерная вокальная лирика, различные роли в оригинальных театрализованных представлениях «Новой оперы».

    Принимал участие в записи DVD спектаклей «Новой оперы» «Риголетто», “Bravissimo!”, «Все это – Опера!».

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рожденные в СССР.
    (К 95-летию образования СССР)

    28.10.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Чайковский
    Юбилейный авторский вечер

    29.03.2016

    В программе:
    А. Чайковский
    «Этюды в простых тонах» (Концерт № 2) для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано (посвящается Юрию Башмету)
    Концерт для двух фортепиано с оркестром
    Симфония № 4 для оркестра, хора и солирующего альта (к 60-летию Великой Победы)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Зацепин
    (90 лет со дня рождения композитора)
    Разговор со счастьем

    08.03.2016

    В программе:
    Зацепин
    Музыка из фильмов и мультфильмов: «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Не может быть!», «Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова», «Двенадцать стульев», «Женщина, которая поёт», «Центровой из поднебесья», «Отважный Ширак», «Белый рояль», «Свистать всех наверх!», «Красная палатка», «31 июня», «Фильм, фильм, фильм», «Тайна третьей планеты»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Густав Климт в музеях мира

    20.12.2015

    В программе:
    Шоссон
    Поэма для скрипки с оркестром
    Р. Штраус
    «Дон Жуан» – симфоническая поэма
    Четыре последние песни

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Портреты композиторов.
    Валерий Зубков, Марк Минков

    03.02.2016

    В программе:
    Минков
    Музыка к фильмам: «Добряки», «Приказ: огонь не открывать», «Личное дело судьи Ивановой», «34-й скорый», «Незнайка с нашего двора» «На миг оглянуться…», «Женщин обижать не рекомендуется», «Приключения маленького Мука», «Мы из джаза», к мультфильму «В порту»
    Зубков
    Музыка к фильмам: «Отцы и дети», «Вторжение», «Мама, я жив», «Цыган», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Шедевры мировой киномузыки.
    Золотой век музыкальной
    классики отечественного
    и мирового кинематографа

    21.09.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    К 100-летию начала Первой мировой войны.
    «Новая Россия», Капелла Юрлова,
    Юрий Башмет,
    Борис Березовский

    01.06.2014

    В программе:
    Прокофьев
    «Монтекки и Капулетти» из Сюиты № 2 из музыки балета «Ромео и Джульетта»
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5 (II часть)
    Торжественная увертюра «1812 год»
    Брамс
    Соната № 1 для альта с оркестром (оркестровка Лучано Берио)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Православные песнопения.
    Памяти художественного руководителя
    Международного фестиваля
    православной музыки в России
    Георгия Поляченко

    12.05.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Формула любви:
    Геннадий Гладков.
    К 80-летию композитора

    19.02.2015

    В программе:
    Гладков
    Музыка и песни из кинофильмов и телефильмов: «Формула любви», «Точка, точка, запятая...», «Ты – мне, я – тебе», «Джентльмены удачи», «Убить дракона», «Собака на сене», «12 стульев», «Дом, который построил Свифт», «Обыкновенное чудо», «Люди и манекены», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Дон Кихот возвращается»; из мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов», «Синяя птица», «Голубой щенок», «Разлучённые»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Юбилейный концерт.
    85 лет со дня рождения.
    Гарри Гродберг (орган)

    16.02.2014

    В программе:
    Вагнер
    Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
    Р. Штраус
    Первая сюита вальсов из оперы «Кавалер розы»
    Моцарт
    Ave verum corpus – мотет для хора а саppella
    Рахманинов
    «Богородице Дево, радуйся» из Всенощного бдения
    И. С. Бах
    Фантазия соль мажор
    Токката и фуга ре минор
    Альбинони
    Adagio (Обработка для органа Б.Хесфорда)