В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
8 декабря 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №38:
Великие инструментальные концерты
Израильский скрипач, альтист и дирижер Пинхас Цукерман – один
из величайших музыкантов современности. Прошло ровно полвека с тех пор, как
взошла его звезда, а он по-прежнему сохраняет репутацию феноменального
исполнителя, обожаемого публикой и критикой, желанного гостя крупнейших
музыкальных сцен и фестивалей. В числе его партнеров по сцене – Исаак Стерн, Ицхак
Перлман, Даниэль Баренбойм, Жаклин Дю Пре, Владимир Ашкенази, Георг Шолти, Сейджи
Озава, Зубин Мета и многие другие. Редкая музыкальность, потрясающая техника,
высочайшие художественные стандарты и обаяние Цукермана обеспечивают неизменный
успех каждого его выступления. Он дважды становился лауреатом «Грэмми» в
номинации «классическая музыка», а номинировался на эту престижнейшую премию 21
раз.
В 2018 году Пинхас Цукерман отмечает 70-летие, но пресса единодушно называет его вечно молодым виртуозом, – «выразительным, изобретательным, заразительно музыкальным, технически безупречным, легким» – чьи выступления всегда приносят радость. Он остается одним из самых востребованных музыкантом планеты; из года в год в его концертном графике около 100 выступлений.
Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром Цукерман
включил в несколько программ юбилейного года: вместе со своей супругой, виолончелисткой
Амандой Форсайт, исполнял его в Людвигсбурге, Сеуле, Сан-Хуане (Пуэрто-Рико),
на фестивале в Вербье. Пресса отмечает идеальный дуэт солистов: «Их личные отношения
отражаются на музыкальном общении, создавая атмосферу особой интимности. Полуулыбка,
кивок – между ними всегда есть что-то большее, когда они подыгрывают друг другу
и разделяют радость от музыки». Запись 2016 года, сделанная Цукерманом и
Форсайт с Оркестром Канадского национального Центра искусства получила
высочайшие оценки критики. Нынешнюю серию исполнений Концерта Брамса Пинхас
Цукерман и Аманда Форсайт завершат в Лос-Анджелесе.
Пинхас Цукерман – один из крупнейших музыкантов современности: скрипач, альтист, дирижер, педагог. 21 раз он был номинантом премии «Грэмми» и дважды стал ее обладателем.
Родился в 1948 году Тель-Авиве. В четырехлетнем возрасте получил от отца первые уроки игры на кларнете, с восьми лет начал заниматься на скрипке. В 1962 году переехал в США, где поступил в Джульярдскую школу (класс Ивана Галамяна). Спустя год впервые выступил в Нью-Йорке. В 1967 году стал лауреатом Международного конкурса Левентритта в Нью-Йорке, в 1969-м дебютировал в Европе как скрипач и альтист.
Дирижерскую карьеру начал в 1970 году за пультом Английского камерного оркестра. В 1980–1987 гг. возглавлял Камерный оркестр Сент-Пола, в 1991–1995 гг. – летний фестиваль Далласского симфонического оркестра, в 1996–1999 гг. – летний фестиваль Балтиморского симфонического оркестра, в 1998–2015 гг. – оркестр Канадского национального центра искусств в Оттаве (в настоящее время – почетный дирижер). С 2009 года – главный приглашенный дирижер Королевского филармонического оркестра (Лондон).
Пинхас Цукерман ежегодно дает свыше 100 концертов на всех пяти континентах. Как солист и дирижер выступает с оркестром Канадского национального центра искусств, симфоническими оркестрами Торонто, Индианаполиса, Питтсбурга, Колорадо, Лос-Анджелеса, Бостона, Праги, Аделаиды, Королевским филармоническим оркестром, Израильским филармоническим, оркестром Гюльбенкяна в Лиссабоне, Национальным оркестром Испании, Берлинской государственной капеллой, оркестрами Северогерманского радио, Camerata Salzburg, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и многими другими оркестрами разных стран, а также в составе «Цукерман-трио» (с виолончелисткой Амандой Форсайт и пианисткой Анжелой Ченг) и с ансамблем Zukerman Chamber Players.
Среди его партнеров по камерному музицированию, в частности, Даниэль Баренбойм, с которым Пинхас Цукерман в сезоне 2019/20 исполнил в Берлине в серии из трех концертов все сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано.
Пинхасу Цукерману посвящен ряд скрипичных произведений современных композиторов. Одно из последних по времени – Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром израильского композитора Авнера Дормана, написанный специально к 70-летию артиста.
Незаурядный педагог, Цукерман основал собственную образовательную программу в Манхэттенской школе музыки и уже 25 лет руководит ею. Он впервые использовал в своих занятиях технологии дистанционного обучения. Инициатор учебной программы для молодых исполнителей на струнных инструментах в Национальном центре искусств в Оттаве, где каждое лето проводит занятия и мастер-классы. Преподает также в Великобритании, Израиле, Китае и других странах.
В дискографии музыканта – более ста альбомов, среди которых выделяются записи с Даниэлем Баренбоймом, Жаклин Дюпре, Исааком Стерном и Ицхаком Перлманом. В 2005 году компания CBC выпустила комплект из 10 дисков The Concerto According to Pinchas, куда вошли скрипичные концерты Бруха, Чайковского, Бартока, Бетховена, Брамса, Берга, Элгара, Мендельсона, Сибелиуса. В 2016 году на фирме Deutsche Grammophon вышел комплект из 22 CD c записями барочных, классических, романтических концертов и камерной музыки. В последние годы артистом были записаны диск «Барочные сокровища» (с Амандой Форсайт и гобоистом Чарльзом Хамманом), Симфония № 4 и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса (с Оркестром Национального центра искусств Канады и Амандой Форсайт), альбом с сочинениями Элгара и Воана-Уильямса (с Королевским филармоническим оркестром).
В сотрудничестве с кинорежиссером Кристофером Ньюпеном музыкант осуществил несколько концертных проектов в Линкольн-центре. Документальный фильм Нива Фишмана Crossing Bridges, посвященный поездке Цукермана и оркестра Национального центра искусств на Ближний Восток, удостоен «Золотой медали мира» на Нью-Йоркском фестивале 2001 года. Скрипка Пинхаса Цукермана звучит в саундтреках фильмов «Повелитель приливов» и «Интенсивная терапия».
Пинхас Цукерман – почетный доктор Брауновского университета в Провиденсе (США), университетов в Кингстоне и Калгари. Удостоен Национальной медали искусств США и приза Исаака Стерна «За артистическое мастерство в области классической музыки». Играет на скрипке работы Джузеппе Гварнери дель Джезу (1742), принадлежавшей некогда выдающемуся американскому скрипачу Сэмюэлу Душкину.
Летом 2020 года музыкант принимал участие в онлайн-фестивале в Тэнглвуде (США).
В числе выступлений сезона 2020/21 – концерты с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром в Москве, Роттердамским филармоническим оркестром, Английским камерным оркестром в Ганновере, Берне и Гамбурге, Симфоническим оркестром Кёльнского радио в Барселоне, симфоническими оркестрами Далласа, Юты, Палм-Бич, Стэмфорда, Филармоническим оркестром Род-Айленда; в камерных программах – с пианистом Ефимом Бронфманом в нью-йоркском Карнеги-холле, с Иерусалимским квартетом и Амандой Форсайт в Коста-Месе (США), в составе «Цукерман-трио» в городах США и Испании, а также онлайн-концерты с пианистом Шаем Вознером и «Цукерман-трио».
В июне 2021 года Пинхас Цукерман принимает участие в фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге: 20 июня он выступает в качестве солиста с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, 21 июня – как солист и дирижер.
Канадская виолончелистка Аманда Форсайт достигла международного признания как солистка и камерный музыкант. Богатство и красота звука, замечательная техника и исключительная музыкальность – качества, которые привлекают критиков и слушателей всего мира. В ноябре 2012 года, после выступления с симфоническим оркестром Баварского радио в Мюнхене, пресса назвала ее «гением виолончели».
Аманда Форсайт родилась в 1966 году в Южной Африке, в детстве переехала с семьей в Канаду. Играть на виолончели начала в три года. Училась у Уильяма Плита в Лондоне и у Харви Шапиро в Джульярдской школе в Нью-Йорке.
Артистка выступала и гастролировала с такими знаменитыми оркестрами, как Лондонский Королевский симфонический и Израильский филармонический, оркестры Радио Франс, Фонда Гюльбенкяна (Лиссабон), флорентийский Maggio Musicale, Английский камерный оркестр.
В США она играла с оркестрами Сан-Диего, Колорадо, Орегона, Далласа, в Канаде – с коллективами Ванкувера, Калгари, Монреаля, Grand Rapids Symphony (Оттава), в России – с «Виртуозами Москвы», оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В 2014 году Аманда Форсайт дебютировала в Карнеги-холле, в том же году впервые гастролировала на своей родине – Южно-Африканской республике, исполнив, в числе других сочинений, написанный специально для нее Концерт для виолончели с оркестром Elektra Rising («Пробуждение Электры») своего отца Малькольма Форсайта. За последние три сезона она выступала в Бразилии, Перу, Эквадоре, Колумбии, Великобритании, Италии, Испании, Корее, Японии, Индии, Австралии, Канаде, США с оркестрами Сан-Карло в Неаполе, филармонии Кёнгидо в Корее, Израильским филармоническим, Лондонским Королевским филармоническим и многими другими коллективами.
Артистка – сооснователь Цукерман-трио и ансамбля Zukerman Chamber Players, в составе которых также активно концертирует по всему миру, участвует в престижных фестивалях в Эдинбурге, Вербье, Равинии, ВВС Proms, Миядзаки в Японии. Она играла для участников IV конференции нобелевских лауреатов в г. Петра (Иордания, 2008), принимала участие в благотворительных концертах в пользу жертв катастрофического землетрясения в Японии в 2011 году.
С 1999 по 2015 гг. Аманда Форсайт была концертмейстером группы виолончелей оркестра Национального центра искусств в Оттаве.
В дискографии артистки – записи на Sony Classics, Naxos, Altara, Fanfare, Marquis, Pro Arte и CBC. Среди наиболее известных ее записей – «Фореллен-квинтет» Шуберта с Ефимом Бронфманом (фортепиано) и Zukerman Chamber Players (Sony) и Двойной концерт Брамса со своим супругом Пинхасом Цукерманом и оркестром Национального центра искусств (Analekta Records).
В 1997 году виолончелистка стала обладательницей премии «Джуно» (канадский аналог «Грэмми») за запись Концерта М. Форсайта.
В 2002 г. артистка стала героиней программы “Amanda Rising: The Amanda Forsyth Story” на канадском телевидении. В 2007 г. она участвовала в записи саундтрека Уинтона Марсалиса к документальному фильму Кена Бёрна «Война», посвященного Второй мировой войне.
В наступившем сезоне Аманда Форсайт уже совершила туры по США с Цукерман-трио и Иерусалимским квартетом, выступила с оркестром Национального центра искусств в Оттаве (мировая премьера виолончельного концерта канадского композитора Марьяна Мозетича) и оркестром Фонда Гюльбенкяна в Лиссабоне. Впереди – новые концерты в составе Цукерман-трио в городах Европы и США, участие в фестивалях в Виргинии и Тэнглвуде (США), Миядзаки, Пальма-де Мальорке, выступления с оркестром Maggio Musicale под управлением Зубина Меты, симфоническими оркестрами Аделаиды и Бостона, с которыми виолончелистка исполнит мировую премьеру Двойного концерта израильского композитора Авнера Дормана.
Аманда Форсайт играет на виолончели Карло Джузеппе Тесторе (1699).
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Василий Петренко родился в Ленинграде в 1976 году. Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Участвовал в мастер-классах Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эсы-Пекки Салонена. В 1994–1997 и 2001–2004 гг. был дирижером Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского (Михайловский театр), в 1997–2001 гг. – театра «Зазеркалье».
Лауреат Международного конкурса хоровых дирижеров имени Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге (1997, I премия), IV Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (2003, II премия) и VI Международного конкурса дирижеров в Кадакесе, Испания (2002, Гран-при).
Главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра (2004–2007), Национального молодежного оркестра Великобритании (2009–2013), Филармонического оркестра Осло (2013–2020), Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (2006–2021, с 2021 года – дирижер-лауреат), художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (2021–2022). В настоящее время – главный дирижер Молодежного оркестра Евросоюза (с 2015 года) и Королевского филармонического оркестра в Лондоне (с 2021 года).
Василий Петренко дирижировал многими ведущими оркестрами России, стран Европы, Японии, Австралии, США. Участвовал в крупнейших фестивалях в Эдинбурге, Графенегге, Лондоне (BBC Proms), Аспене, Кливленде (Blossom Music Festival), Чикаго (Ravinia) и др.
С 2004 года дирижер сотрудничает также с европейскими оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама» Чайковского), нидерландской Reisopera(«Виллисы» Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского), Парижской оперой («Евгений Онегин» Чайковского), Оперой Цюриха («Кармен» Бизе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Баварской государственной оперой («Борис Годунов» Мусоргского) и другими. В 2010 году дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале («Макбет» Верди). В Михайловском театре (в 2011–2015 гг. – главный приглашенный дирижер) поставил оперы «Богема» Пуччини, «Летучий голландец» Вагнера, «Кармен» и «Евгений Онегин». С английскими оркестрами осуществил исполнения опер «Тоска» Пуччини, «Парсифаль» и «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди.В репертуаре дирижера – свыше 30 опер.
Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля – двойной альбом с редко звучащими операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича; симфонические произведения Рахманинова (за Вторую и Третью симфонии маэстро был удостоен немецкой премии ECHO Klassik в 2012 году) и все его фортепианные концерты (солист Симон Трпчески); концерты и все симфонии Чайковского (запись симфонии «Манфред» удостоена Gramophone Award в 2009 году); оперетта «Муж за дверью» Оффенбаха; Скрипичный концерт Дженнифер Хигдон (солистка Хилари Хан) и Реквием Джона Тавенера. Осенью 2015 года на Naxos вышло полное собрание симфоний Шостаковича, снискавшее международное признание. В 2017 году их дополнили записи фортепианных концертов композитора (солист Борис Гильтбург).
С Филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича для Ondine (солист – Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского для Orfeo (солистка – Байба Скриде); в 2015 году дирижер и оркестр приступили к записи всех симфоний Скрябина и симфонических поэм Рихарда Штрауса. Осенью 2016 года на Lawo Classics вышел альбом с записью музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Релизы 2017–2019 гг. включают произведения Элгара, Стравинского, Римского-Корсакова, Респиги, Бриттена, записанные с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, и сочинения Скрябина (Первая симфония, «Прометей») с Филармоническим оркестром Осло.
В 2020–2021 гг. вышли новые диски с записями сочинений Р. Штрауса («Альпийская симфония» и поэма «Смерть и просветление») и Римского-Корсакова («Испанское каприччио», «Светлый праздник» и «Шехеразада»), а также симфоний Прокофьева (№№ 5, 6) и Мясковского (№№ 21, 27) с Филармоническим оркестром Осло.
.В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophoneкак «Лучший молодой артист года», в 2017-м ему вновь вручили эту премию – в категории «Артист года». В 2010 году был назван «Артистом года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. Василий Петренко стал вторым в истории человеком, которому присудили почетную докторскую степень сразу два ливерпульских вуза – Ливерпульский университет и Ливерпульский университет Хоуп. Музыкант удостоен также звания Почетного члена Университета Джона Мура и звания «Почетный гражданин Ливерпуля».
В сезоне 2021/22, помимо концертов с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Королевским филармоническим оркестром в Лондоне, запланировано множество выступлений Василия Петренко с ведущими оркестрами мира, среди которых Симфонический оркестр Датского радио, Филармонический оркестр Нидерландского радио, Симфонический оркестр Монреаля, Симфонический оркестр Новой Зеландии, Филармонический оркестр Гонконга, оркестр японской вещательной корпорации NHK, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Дрездена, Израильский филармонический оркестр.