В продаже абонемент Musica sacra nova
20 января 2013
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаПитер Пауль Рубенс: Буйство красок
Абонемент №54:
«Музыка, живопись, жизнь»
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива.
С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.
С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, во многих странах Европы, Индии, Южной Корее, Японии.
В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Владимира Беляева.
Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» – постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.
С 2008 года оркестр регулярно принимает участие в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи и других международных фестивалях, которые маэстро проводит в российских регионах. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и VIVACELLO.
В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского.
В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Уроженец Эквадора Фредди Кадена получил начальное музыкальное образование в Национальной консерватории Кито, затем обучался в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории (класс хорового дирижирования Леонида Павлова) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс хорового дирижирования профессора Бориса Куликова, класс оперно-симфонического дирижирования профессоров Леонида Николаева и Виталия Катаева).
Участвовал в мастер-классах и стажировался у профессора Хельмута Риллинга – руководителя Международной Баховской академии в Штутгарте; во время стажировки выступал с оркестром Bach Collegium и хором Gachinger Kantorei в Москве, Германии и Испании. В 1992–2000 гг. проводил мастер-классы и летние курсы по дирижированию в Арагоне (Испания).
С 1994 года ежегодно участвует в международном фестивале современной музыки «Московская осень», в 2008 году его многолетняя работа на фестивале была отмечена золотой медалью (этой награды были удостоены также Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Валерий Полянский и Владимир Понькин).
По инициативе музыканта в Союзе московских композиторов был создан камерный оркестр «Амадеус», в 1995–2005 гг. Фредди Кадена был художественным руководителем и дирижером этого коллектива. Под управлением Кадены «Амадеус» выступал во многих городах России и за рубежом, осуществил более 150 мировых премьер сочинений современных композиторов.
В 2000–2006 гг. Фредди Кадена работал в Оперном театре Московской консерватории в качестве дирижера, педагога и музыкального руководителя постановок. В 2005–2009 гг. работал в Московском академическом театре сатиры.
Сотрудничал с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Всероссийским юношеским симфоническим оркестром, симфоническими оркестрами Челябинска и Хабаровска, оперной студии Московской консерватории и Министерства обороны России, оркестрами Испании и Эквадора, Государственной академической хоровой капеллой имени А. А. Юрлова, хором Детской хоровой школы «Весна», ансамблем духовной музыки «Благовест».
Выступал с известными артистами, в числе которых Ирина Архипова, Владимир Крайнев, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Александр Бахчиев, Елена Сорокина, Зариус Шихмурзаева, Мария Чайковская, Марина Яшвили, Валерий Попов, Алексей Бруни, Владислав Иголинский, Алексей Козлов, Роман Минц, Граф Муржа, Марина Тарасова, Никита Борисоглебский, Алексей Мельников, Артем Дервоед, Аида Гарифуллина, Суми Чо, Хибла Герзмава, Клара Юми Кан, Томас Цетмайр, Лара Сент-Джон.
В 2007 году выступил с докладом на Всемирном форуме «Диалог цивилизаций» (о. Родос, Греция). В качестве приглашенного дирижера участвовал в Московском международном фестивале «Виртуозы гитары», Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (2022, специальность «композиция»), сотрудничал с театром «Кремлевский балет».
С 2011 года – дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Принимает участие в программах различных жанров, в том числе с известными джазменами – Михаилом и Андреем Ивановыми, Вадимом Эйленкригом, Игорем Бутманом. В апреле 2024 года участвовал в гастролях Всероссийского юношеского симфонического оркестра в Объединенных Арабских Эмиратах, в мае – в гастролях ГСО «Новая Россия» совместно с Московским джазовым оркестром Игоря Бутмана в Китае.
С 2016 года – профессор кафедры оперной подготовки Российской государственной специализированной академии искусств.
Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.
Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.
Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.
В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.
Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.
Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.
В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.
Один из наиболее самобытных
современных российских пианистов, Евгений Михайлов родился в 1973 году в семье
потомственных музыкантов. После обучения в Казанской консерватории (класс
профессора Э. Бурнашевой) стажировался в аспирантуре Московской консерватории в
классе профессора Михаила Воскресенского, который отмечал «чуткий лирический талант» своего ученика и его «прекрасное чувство формы».
Музыкант с успехом принимал участие во многих конкурсах: IX Всероссийском конкурсе пианистов имени В. Сафонова в Кисловодске (1993, I премия), I Международном конкурсе пианистов имени А. Скрябина в Нижнем Новгороде (1995, I премия и три специальных приза, в том числе премии С. Рихтера и В. Софроницкого), I Международном конкурсе пианистов имени Г. Эриксона в Швеции (1996, I премия). В 1999 году Е. Михайлов стал лауреатом XXI Международного конкурса пианистов имени Э. Поццоли (Италия), а в 2002 году — победителем I Международного конкурса пианистов имени С. Рахманинова в Лос-Анджелесе (США).
Интенсивная концертная деятельность пианиста началась в 1995 году. Он выступал в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Кисловодске, Кургане, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Петрозаводске, Самаре, Санкт-Петербурге, Ульяновске и во многих других городах России; гастролировал за рубежом – в странах СНГ и Балтии, Австрии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Швеции, Польше, Турции, на Кипре, в Южной Корее, Гонконге, США, Мексике, Аргентине, Уругвае, Чили. Его выступления проходили в таких престижных залах, как залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Civic Auditorium в Лос-Анджелесе и Steinway Hall в Нью-Йорке, зал Берлинской филармонии, зал Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, зал «Корто» в Париже, церковь Святого Мартина-в-полях в Лондоне, Зал искусств в Сеуле, City Hall в Гонконге, Концертный зал «Джемаль Решит Рей» в Стамбуле и многие другие известные сцены. Пианист принимал участие в международных музыкальных фестивалях в Берлине, Люцерне (Швейцария), имени Грига в Бергене (Норвегия), имени Шопена (Польша), «Музыкальный Олимп» (Санкт-Петербург), «Кремль музыкальный» (Москва) и других. С 1997 по 2007 год Е. Михайлов был солистом Московской государственной академической филармонии.
Евгений Михайлов выступает как с сольными программами, так и в сопровождении известных симфонических коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова и множество других отечественных коллективов. Среди его зарубежных партнеров по сцене – Немецкий симфонический оркестр Берлина, Национальный оркестр Бельгии, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Национальный симфонический оркестр Монтевидео, Филармонический оркестр Мехико. Пианист сотрудничал с известными дирижерами – Владимиром Ашкенази, Михаилом Плетнёвым, Сергеем Скрипкой, Саулюсом Сондецкисом, Владимиром Понькиным, Николаем Алексеевым, Марком Горенштейном, Владимиром Зивой, Равилем Мартыновым.
В 2011 году по приглашению компании Columbia Artists состоялся большой концертный тур Е. Михайлова с Национальным симфоническим оркестром Польши по городам США, включивший около 30 концертов. Газета «Геральд Трибьюн» писала об исполнении Первого концерта Ф. Шопена: «Мастерство Михайлова было очевидно в той легкости, с которой он исполнял технически трудные места — в совершенстве владея ровностью в пассажах и арпеджио. Но гораздо более впечатляющим был его музыкальный артистизм и глубина исполнения, очевидные в идеальной фразировке, разнообразной звуковой палитре, и использовании rubato, столь любимого Шопеном… Исполнение всего концерта было гибко, изящно и легко».
В 2013 году состоялся концертный тур пианиста по городам Германии, где были исполнены концерты Шумана и Грига для фортепиано с оркестром. Газета «Вольфсбург Альгемайне Цайтунг» писала об исполнении концерта Шумана: «Для этого произведения характерен удивительный синтез блестящей виртуозности и поэтической силы выразительности. Это замечательно передал Е. Михайлов […], что обозначило музыкальный масштаб исполнителя. Публика была благодарна такой выдающейся интерпретации и устроила стоячую овацию».
В репертуаре Евгения Михайлова – более 30 концертов для фортепиано с оркестром (от Баха до Шнитке). Музыкант исполняет сочинения Баха, Скарлатти, французских клавесинистов, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Листа, Франка, Грига, Дебюсси, Равеля, Пуленка, Мессиана, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Метнера, Рахманинова, Прокофьева, современных авторов. Любителям музыки хорошо известны концептуальные программы исполнителя: «История фортепианной транскрипции», «История французской клавирной музыки», «Сюита: от барокко до импрессионизма», «Сказка в русской музыке». При необычайно большой репертуарной палитре, симпатии пианиста отданы преимущественно произведениям романтиков и русских композиторов. Особое место в творчестве Е. Михайлова занимает музыка Александра Скрябина. Одной из вершин его «скрябинианы» является уникальный цикл «Все сонаты Скрябина», который он неоднократно с успехом исполнял в России и за рубежом. За популяризацию творческого наследия Скрябина в январе 2003 года пианист был награжден знаком «За достижения в культуре». Сочинения этого композитора занимают наиболее значительное место и в дискографии Евгения Михайлова. В частности, на фирме «Мелодия» был выпущен его двойной альбом «Все сонаты Скрябина».
С 1996 года Е. Михайлов преподает в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова на кафедре специального фортепиано (с 2001 года – доцент, с 2011 – профессор). Среди его учеников немало лауреатов Всероссийских и международных конкурсов. Музыкант неоднократно был председателем и членом жюри российских и международных конкурсов (в числе которых Международный конкурс пианистов имени А. Н. Скрябина в Москве), давал мастер-классы, проводил семинары в России и многих странах мира, в том числе на престижной Всемирной конференции педагогов-преподавателей фортепиано в Атланте (США, 2006). Евгений Михайлов – организатор и участник фестиваля «Осенние встречи» (Казань, 2001), международного фестиваля «Исполнительство и импровизация» (Казань, Ижевск, Нижнекамск, 2001), I Международной академии фортепианного искусства (Альметьевск, 2012).
В сезоне 2014/15 Евгений Михайлов впервые выступил в нескольких городах России, Германии и Казахстана, представив программу, созданную в соавторстве с музыковедом, профессором Г. Х. Шмидтом-Бансе и посвященную жизни и творчеству Роберта Шумана. Он был приглашен в состав жюри II Всероссийского музыкального конкурса и XIV Международного конкурса пианистов имени Александра Скрябина в Париже.
В 2004 году Евгению Михайлову присвоены почетные звания «Народный артист Республики Татарстан» и «Заслуженный артист Удмуртской Республики», в 2010 году – «Заслуженный артист Российской Федерации».
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.
Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.
После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».
Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.
С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.
В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.
Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.
В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка.
В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.
(Пресс-служба Капеллы)