«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Винфрид Бёниг

  • LIVE

Камерный зал Филармонии

Его величество ритм

  • LIVE

    Питер Пауль Рубенс: Буйство красок.
    Оркестр «Новая Россия»,
    Фредди Кадена (Эквадор-Россия),
    Жанна Дозорцева

    20 января 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Вагнер
    Увертюра к опере «Риенци»
    «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»
    А. Хачатурян
    Фрагменты из музыки балета «Спартак» (Танец Эгины, Бой Спартака с Крассом)
    Скрябин
    «Прометей» («Поэма огня») для оркестра, фортепиано, хора и органа

    Питер Пауль Рубенс: Буйство красок

    12+

    Абонемент №54:

    «Музыка, живопись, жизнь»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрёл свою неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощённость, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворённостью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

    «Юрий Башмет уже много лет идет наперекор любым правилам и стандартам… Он – музыкант, который может всё… Оркестр буквально заворожил зал трагической и прекрасной музыкой…» («Комсомольская правда»). 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижёры и исполнители, среди которых: Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, сэр Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков. 

    «...Оркестр “Новая Россия” доставил наслаждение публике своей отточенной техникой исполнения, глубокой музыкальностью и очень интересной интерпретацией...» (Main-Echo, Франкфурт). 

    С 2002 года оркестр дал более 750 концертов в России и за рубежом. «Новой России» рукоплескали в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польши, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, Японии, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    «Юрий Башмет, царь альта, и его молодой симфонический оркестр завоевали публику! Концерт вдохновенный и вдохновляющий! Настоящий триумф…» (Le Matin Сannes, Франция). 

    «Оркестр продемонстрировал исключительное качество: абсолютную слаженность, точность и разнообразие глубины звука, полного нежности, страсти и безудержного накала» (Corriere della Sera, Испания). 

    «Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (Neues Volksblatt, Линц). 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Дж. К. Менотти, А. Шнитке, Э. Денисова, М. Таривердиева, С. Губайдулиной, Г. Канчели, А. Чайковского, Тан Дуна, Ж. Л. Понти, Т. Такемицу, М. Фелдмана, И. Райхельсона, Х. Ротта, Э. Табакова, А. Балтина, В. Комарова, Б. Франкштейна, Г. Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. 

    В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации, в В 2010 году - Грант Президента РФ. 

    «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны и музыка, сопровождавшая церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Коллектив под управлением Юрия Башмета выступил с концертом на заседании Олимпийского комитета. «Произведения великих российских композиторов в их современном прочтении рисовали музыкальное полотно церемонии, по масштабу сопоставимое с самой Олимпиадой» («Русский век»). 

    В сезоне 2018/19 оркестр представляет в Московской филармонии три именных абонементных цикла: в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Консерватории и Концертном зале имени С. В. Рахманинова Концертного комплекса «Филармония-2», а также принимает участие в других филармонических абонементах. С оркестром выступают Юрий Башмет (в качестве дирижёра и солиста); дирижёры Лучано Акочелла, Денис Власенко, Ксения Жарко, Александр Лазарев, Игорь Разумовский, Марчелло Рота, Александр Сладковский, Робертас Шервеникас, Владимир Федосеев, 

    Кристиан Ярви. В концертах сезона принимают участие пианисты Петр Айду, Игорь Бриль, Алексей Володин, Андрей Гугнин, Елизавета Леонская, Вадим Холоденко; скрипачи Алена Баева, Павел Милюков, Вадим Репин, Виктор Третьяков, Томас Цетмайр; виолончелисты Александр Бузлов, Александр Рудин; вокалисты Хибла Герзмава, Карин Дейе, Надин Сьерра, Патриция Чьофи, Массимо Джордано, Майкл Фабиано, Олег Цыбулько и многие другие звёзды мировой сцены и молодые таланты.

    Фредди Кадена

    Уроженец Эквадора, Фредди Кадена получил начальное музыкальное образованиев Национальной консерватории в г. Кито, после чего он был удостоен стипендии для продолжения учебы в Москве: в музыкальном училище при консерватории (1984–1988, класс хорового дирижирования Л. Павлова), и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс хорового дирижирования  профессора Б. Куликова, класс оперно-симфонического дирижирования профессоров Л. Николаева и В. Катаева).

    Ф. Кадена участвовал в мастер-классах и стажировался у выдающегося немецкого дирижера, профессора Хельмута Риллинга ― руководителя Международной Баховской академии г. Штутгарта; во время стажировки Ф. Кадена выступал с оркестром Bach-Collegium и хором Gachinger Kantorei в Москве, Германии и Испании.

    С 1992 по 2000 гг. музыкант проводил мастер-классы и летние курсы по дирижированию в Арагоне (Испания).

    С 1994 года Фредди Кадена ежегодно участвует в международном фестивале современной музыки «Московская осень», осуществляя мировые премьеры произведений композиторов России, стран Европы, Японии, США и Латинской Америки. В 2008 году он был награжден золотой медалью за активное участие в этом фестивале (наряду с  прославленными маэстро ― Геннадием Рождественским, Владимиром Федосеевым, Валерием Полянским и Владимиром Понькиным).

    По инициативе музыканта в 1995 году в Союзе московских композиторов был создан камерный оркестр «Амадеус». Фредди Кадена — художественный руководитель и дирижер этого коллектива, с которым выступал в России и за рубежом (в Испании, Бельгии, Франции и других странах), осуществил более 150 мировых премьер сочинений современных композиторов. Одна из записей оркестра — Концерт № 24 для фортепиано с оркестром Моцарта (солист Владимир Крайнев) была использована в фильме «Amat Deus», выпущенном в 2009 году в Италии.

    В 2000 – 2006 гг. Ф. Кадена работал в Оперном театре Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в качестве дирижера, педагога и музыкального руководителя оперных спектаклей («Дон Жуан» Моцарта, «Травиата» Верди, «Муж за дверью» Оффенбаха, «Кофейная кантата» и «Крестьянская кантата» И. С. Баха). В 2005 — 2009 гг. музыкант занимал пост дирижера Московского театра Сатиры.

    Фредди Кадена сотрудничал с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Юношеским симфоническим оркестром России, оркестром Министерства обороны России, Московским симфоническим оркестром, Оркестром Арагона (Испания),  симфоническими оркестрами Эквадора. Среди хоровых коллективов, с которыми работал музыкант,  — Капелла имени А. А. Юрлова, хор Детской хоровой школы «Весна», ансамбль духовной музыки «Благовест» п/у Г. Кольцовой.

    Дирижер выступал с Ириной Архиповой, Владимиром Крайневым, Александром Бахчиевым, Еленой Сорокиной, Зариус Шихмурзаевой, Марией Чайковской, Мариной Яшвили, Валерием Поповым, Алексеем Бруни, Владиславом Иголинским, Алексеем Козловым, Романом Минцем, Графом Муржой, Мариной Тарасовой, Артемом Дервоедом, Хиблой Герзмавой, Яной Иваниловой, Владиславом Пьявко и другими широко известными солистами-инструменталистами и певцами.

    Многие годы сотрудничества связывают Фредди Кадену и маэстро Юрия Башмета. Дирижер принимал участие в фестивалях Юрия Башмета в Ярославле, Перми, Воронеже, Екатеринбурге, в VII Международном конкурсе альтистов Юрия Башмета в Москве. С 2011 года он занимает пост дирижера Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», возглавляемого Ю. Башметом. С этим коллективом Ф. Кадена принимал  участие в Московском международном фестивале «Виртуозы гитары», проектах театра «Кремлевский балет» («Спящая красавица» П. Чайковского и «Руслан и Людмила» М. Глинки в балетной версии А. Агафонникова), выступал в абонементах Московской филармонии.

    Дирижер с успехом гастролирует в России и за рубежом, принимает участие в международных музыкальных фестивалях в России, Японии, Испании, Эквадоре и других странах.

    В своих отзывах на выступления Фредди Кадены критики и рецензенты отмечают, прежде всего, те качества, которые являются залогом его ярких творческих достижений:  тонкий вкус, темперамент, сценическое  обаяние, магию жеста, контакт с оркестрантами.

    Музыкант сотрудничает с испанским издательством современной музыки Periferia Sheet Music и является его представителем в России.

    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Евгений Михайлов

    Один из наиболее самобытных современных российских пианистов, Евгений Михайлов родился в 1973 году в семье потомственных музыкантов. После обучения в Казанской консерватории (класс профессора Э. Бурнашевой) стажировался в аспирантуре Московской консерватории в классе профессора Михаила Воскресенского, который отмечал «чуткий лирический талант» своего ученика и его «прекрасное чувство формы».

    Музыкант с успехом принимал участие во многих конкурсах: IX Всероссийском конкурсе пианистов имени В. Сафонова в Кисловодске (1993, I премия), I Международном конкурсе пианистов имени А. Скрябина в Нижнем Новгороде (1995, I премия и три специальных приза, в том числе премии С. Рихтера и В. Софроницкого), I Международном конкурсе пианистов имени Г. Эриксона в Швеции (1996, I премия). В 1999 году Е. Михайлов стал лауреатом XXI Международного конкурса пианистов имени Э. Поццоли (Италия), а в 2002 году — победителем I Международного конкурса пианистов имени С. Рахманинова в Лос-Анджелесе (США).

    Интенсивная концертная деятельность пианиста началась в 1995 году. Он выступал в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Кисловодске, Кургане, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Петрозаводске, Самаре, Санкт-Петербурге, Ульяновске и во многих других городах России; гастролировал за рубежом – в странах СНГ и Балтии, Австрии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Швеции, Польше, Турции, на Кипре, в Южной Корее, Гонконге, США, Мексике, Аргентине, Уругвае, Чили. Его выступления проходили в таких престижных залах, как залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Civic Auditorium в Лос-Анджелесе и Steinway Hall в Нью-Йорке, зал Берлинской филармонии, зал Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, зал «Корто» в Париже, церковь Святого Мартина-в-полях в Лондоне, Зал искусств в Сеуле, City Hall в Гонконге, Концертный зал «Джемаль Решит Рей» в Стамбуле и многие другие известные сцены. Пианист принимал участие в международных музыкальных фестивалях в Берлине, Люцерне (Швейцария), имени Грига в Бергене (Норвегия), имени Шопена (Польша), «Музыкальный Олимп» (Санкт-Петербург), «Кремль музыкальный» (Москва) и других. С 1997 по 2007 год Е. Михайлов был солистом Московской государственной академической филармонии.

    Евгений Михайлов выступает как с сольными программами, так и в сопровождении известных симфонических коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова и множество других отечественных коллективов. Среди его зарубежных партнеров по сцене – Немецкий симфонический оркестр Берлина, Национальный оркестр Бельгии, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Национальный симфонический оркестр Монтевидео, Филармонический оркестр Мехико. Пианист сотрудничал с известными дирижерами – Владимиром Ашкенази, Михаилом Плетнёвым, Сергеем Скрипкой, Саулюсом Сондецкисом, Владимиром Понькиным, Николаем Алексеевым, Марком Горенштейном, Владимиром Зивой, Равилем Мартыновым.

    В 2011 году по приглашению компании Columbia Artists состоялся большой концертный тур Е. Михайлова с Национальным симфоническим оркестром Польши по городам США, включивший около 30 концертов. Газета «Геральд Трибьюн» писала об исполнении Первого концерта Ф. Шопена: «Мастерство Михайлова было очевидно в той легкости, с которой он исполнял технически трудные места — в совершенстве владея ровностью в пассажах и арпеджио. Но гораздо более впечатляющим был его музыкальный артистизм и глубина исполнения, очевидные в идеальной фразировке, разнообразной звуковой палитре, и использовании rubato, столь любимого Шопеном… Исполнение всего концерта было гибко, изящно и легко».

    В 2013 году состоялся концертный тур пианиста по городам Германии, где были исполнены концерты Шумана и Грига для фортепиано с оркестром. Газета «Вольфсбург Альгемайне Цайтунг» писала об исполнении концерта Шумана: «Для этого произведения характерен удивительный синтез блестящей виртуозности и поэтической силы выразительности. Это замечательно передал Е. Михайлов […], что обозначило музыкальный масштаб исполнителя. Публика была благодарна такой выдающейся интерпретации и устроила стоячую овацию».

    В репертуаре Евгения Михайлова – более 30 концертов для фортепиано с оркестром (от Баха до Шнитке). Музыкант исполняет сочинения Баха, Скарлатти, французских клавесинистов, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Листа, Франка, Грига, Дебюсси, Равеля, Пуленка, Мессиана, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Метнера, Рахманинова, Прокофьева, современных авторов. Любителям музыки хорошо известны концептуальные программы исполнителя: «История фортепианной транскрипции», «История французской клавирной музыки», «Сюита: от барокко до импрессионизма», «Сказка в русской музыке». При необычайно большой репертуарной палитре, симпатии пианиста отданы преимущественно произведениям романтиков и русских композиторов. Особое место в творчестве Е. Михайлова занимает музыка Александра Скрябина. Одной из вершин его «скрябинианы» является уникальный цикл «Все сонаты Скрябина», который он неоднократно с успехом исполнял в России и за рубежом. За популяризацию творческого наследия Скрябина в январе 2003 года пианист был награжден знаком «За достижения в культуре». Сочинения этого композитора занимают наиболее значительное место и в дискографии Евгения Михайлова. В частности, на фирме «Мелодия» был выпущен его двойной альбом «Все сонаты Скрябина».

    С 1996 года Е. Михайлов преподает в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова на кафедре специального фортепиано (с 2001 года – доцент, с 2011 – профессор). Среди его учеников немало лауреатов Всероссийских и международных конкурсов. Музыкант неоднократно был председателем и членом жюри российских и международных конкурсов (в числе которых Международный конкурс пианистов имени А. Н. Скрябина в Москве), давал мастер-классы, проводил семинары в России и многих странах мира, в том числе на престижной Всемирной конференции педагогов-преподавателей фортепиано в Атланте (США, 2006). Евгений Михайлов – организатор и участник фестиваля «Осенние встречи» (Казань, 2001), международного фестиваля «Исполнительство и импровизация» (Казань, Ижевск, Нижнекамск, 2001), I Международной академии фортепианного искусства (Альметьевск, 2012).

    В сезоне 2014/15 Евгений Михайлов впервые выступил в нескольких городах России, Германии и Казахстана, представив программу, созданную в соавторстве с музыковедом, профессором Г. Х. Шмидтом-Бансе и посвященную жизни и творчеству Роберта Шумана. Он был приглашен в состав жюри II Всероссийского музыкального конкурса и XIV Международного конкурса пианистов имени Александра Скрябина в Париже.

    В 2004 году Евгению Михайлову присвоены почетные звания «Народный артист Республики Татарстан» и «Заслуженный артист Удмуртской Республики», в 2010 году – «Заслуженный артист Российской Федерации».

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.