Питер Пауль Рубенс: Буйство красок. Оркестр «Новая Россия», Фредди Кадена (Эквадор-Россия), Жанна Дозорцева : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Питер Пауль Рубенс: Буйство красок.
    Оркестр «Новая Россия»,
    Фредди Кадена (Эквадор-Россия),
    Жанна Дозорцева

    20 января 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Вагнер
    Увертюра к опере «Риенци»
    «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»
    А. Хачатурян
    Фрагменты из музыки балета «Спартак» (Танец Эгины, Бой Спартака с Крассом)
    Скрябин
    «Прометей» («Поэма огня») для оркестра, фортепиано, хора и органа

    Питер Пауль Рубенс: Буйство красок

    12+

    Абонемент №54:

    «Музыка, живопись, жизнь»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива. 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.

    С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польше, Франции, Швейцарии, Южной Корее, Японии, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2020/21 оркестр представляет в Московской филармонии абонементные циклы в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Концертном зале имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2». В частности в двух абонементах будут исполнены все симфонии и инструментальные концерты Бетховена (к 250-летию со дня рождения) с участием Юрия Башмета (дирижер и солист), дирижеров Элиаху Инбала, Юстуса Франтца, Кристиана Ярви, солистов Елизаветы Леонской, Бориса Березовского, Дмитрия Маслеева, Ксении Башмет, Константина Емельянова, Максима Венгерова, Александра, Ивана и Федора Рудиных. 

    Коллектив принимает участие в концертах абонементов «Оперные шедевры» и «Звезды мировой оперы в Москве», концертных циклах для детей и юношества и других проектах. В течение сезона с оркестром выступят также дирижеры Роберт Туои, Фабио Мастранджело, Евгений Бушков, Денис Власенко, Фредди Кадена, Игорь Разумовский, солисты Претти Йенде, Сабин Девьель, Александра Кадурина, Сирилл Дюбуа, Эдгар Моро, Ксавье Филлипс, Борис Андрианов, Гайк Казазян, Айлен Притчин, «Симфоджаз братьев Ивановых» и многие другие известные дирижеры и солисты.

    Фредди Кадена

    Уроженец Эквадора, Фредди Кадена получил начальное музыкальное образованиев Национальной консерватории в г. Кито, после чего он был удостоен стипендии для продолжения учебы в Москве: в музыкальном училище при консерватории (1984–1988, класс хорового дирижирования Л. Павлова), и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс хорового дирижирования  профессора Б. Куликова, класс оперно-симфонического дирижирования профессоров Л. Николаева и В. Катаева).

    Ф. Кадена участвовал в мастер-классах и стажировался у выдающегося немецкого дирижера, профессора Хельмута Риллинга ― руководителя Международной Баховской академии г. Штутгарта; во время стажировки Ф. Кадена выступал с оркестром Bach-Collegium и хором Gachinger Kantorei в Москве, Германии и Испании.

    С 1992 по 2000 гг. музыкант проводил мастер-классы и летние курсы по дирижированию в Арагоне (Испания).

    С 1994 года Фредди Кадена ежегодно участвует в международном фестивале современной музыки «Московская осень», осуществляя мировые премьеры произведений композиторов России, стран Европы, Японии, США и Латинской Америки. В 2008 году он был награжден золотой медалью за активное участие в этом фестивале (наряду с  прославленными маэстро ― Геннадием Рождественским, Владимиром Федосеевым, Валерием Полянским и Владимиром Понькиным).

    По инициативе музыканта в 1995 году в Союзе московских композиторов был создан камерный оркестр «Амадеус». Фредди Кадена — художественный руководитель и дирижер этого коллектива, с которым выступал в России и за рубежом (в Испании, Бельгии, Франции и других странах), осуществил более 150 мировых премьер сочинений современных композиторов. Одна из записей оркестра — Концерт № 24 для фортепиано с оркестром Моцарта (солист Владимир Крайнев) была использована в фильме «Amat Deus», выпущенном в 2009 году в Италии.

    В 2000 – 2006 гг. Ф. Кадена работал в Оперном театре Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в качестве дирижера, педагога и музыкального руководителя оперных спектаклей («Дон Жуан» Моцарта, «Травиата» Верди, «Муж за дверью» Оффенбаха, «Кофейная кантата» и «Крестьянская кантата» И. С. Баха). В 2005 — 2009 гг. музыкант занимал пост дирижера Московского театра Сатиры.

    Фредди Кадена сотрудничал с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Юношеским симфоническим оркестром России, оркестром Министерства обороны России, Московским симфоническим оркестром, Оркестром Арагона (Испания),  симфоническими оркестрами Эквадора. Среди хоровых коллективов, с которыми работал музыкант,  — Капелла имени А. А. Юрлова, хор Детской хоровой школы «Весна», ансамбль духовной музыки «Благовест» п/у Г. Кольцовой.

    Дирижер выступал с Ириной Архиповой, Владимиром Крайневым, Александром Бахчиевым, Еленой Сорокиной, Зариус Шихмурзаевой, Марией Чайковской, Мариной Яшвили, Валерием Поповым, Алексеем Бруни, Владиславом Иголинским, Алексеем Козловым, Романом Минцем, Графом Муржой, Мариной Тарасовой, Артемом Дервоедом, Хиблой Герзмавой, Яной Иваниловой, Владиславом Пьявко и другими широко известными солистами-инструменталистами и певцами.

    Многие годы сотрудничества связывают Фредди Кадену и маэстро Юрия Башмета. Дирижер принимал участие в фестивалях Юрия Башмета в Ярославле, Перми, Воронеже, Екатеринбурге, в VII Международном конкурсе альтистов Юрия Башмета в Москве. С 2011 года он занимает пост дирижера Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», возглавляемого Ю. Башметом. С этим коллективом Ф. Кадена принимал  участие в Московском международном фестивале «Виртуозы гитары», проектах театра «Кремлевский балет» («Спящая красавица» П. Чайковского и «Руслан и Людмила» М. Глинки в балетной версии А. Агафонникова), выступал в абонементах Московской филармонии.

    Дирижер с успехом гастролирует в России и за рубежом, принимает участие в международных музыкальных фестивалях в России, Японии, Испании, Эквадоре и других странах.

    В своих отзывах на выступления Фредди Кадены критики и рецензенты отмечают, прежде всего, те качества, которые являются залогом его ярких творческих достижений:  тонкий вкус, темперамент, сценическое  обаяние, магию жеста, контакт с оркестрантами.

    Музыкант сотрудничает с испанским издательством современной музыки Periferia Sheet Music и является его представителем в России.

    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Евгений Михайлов

    Один из наиболее самобытных современных российских пианистов, Евгений Михайлов родился в 1973 году в семье потомственных музыкантов. После обучения в Казанской консерватории (класс профессора Э. Бурнашевой) стажировался в аспирантуре Московской консерватории в классе профессора Михаила Воскресенского, который отмечал «чуткий лирический талант» своего ученика и его «прекрасное чувство формы».

    Музыкант с успехом принимал участие во многих конкурсах: IX Всероссийском конкурсе пианистов имени В. Сафонова в Кисловодске (1993, I премия), I Международном конкурсе пианистов имени А. Скрябина в Нижнем Новгороде (1995, I премия и три специальных приза, в том числе премии С. Рихтера и В. Софроницкого), I Международном конкурсе пианистов имени Г. Эриксона в Швеции (1996, I премия). В 1999 году Е. Михайлов стал лауреатом XXI Международного конкурса пианистов имени Э. Поццоли (Италия), а в 2002 году — победителем I Международного конкурса пианистов имени С. Рахманинова в Лос-Анджелесе (США).

    Интенсивная концертная деятельность пианиста началась в 1995 году. Он выступал в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Кисловодске, Кургане, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Петрозаводске, Самаре, Санкт-Петербурге, Ульяновске и во многих других городах России; гастролировал за рубежом – в странах СНГ и Балтии, Австрии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Швеции, Польше, Турции, на Кипре, в Южной Корее, Гонконге, США, Мексике, Аргентине, Уругвае, Чили. Его выступления проходили в таких престижных залах, как залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Civic Auditorium в Лос-Анджелесе и Steinway Hall в Нью-Йорке, зал Берлинской филармонии, зал Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, зал «Корто» в Париже, церковь Святого Мартина-в-полях в Лондоне, Зал искусств в Сеуле, City Hall в Гонконге, Концертный зал «Джемаль Решит Рей» в Стамбуле и многие другие известные сцены. Пианист принимал участие в международных музыкальных фестивалях в Берлине, Люцерне (Швейцария), имени Грига в Бергене (Норвегия), имени Шопена (Польша), «Музыкальный Олимп» (Санкт-Петербург), «Кремль музыкальный» (Москва) и других. С 1997 по 2007 год Е. Михайлов был солистом Московской государственной академической филармонии.

    Евгений Михайлов выступает как с сольными программами, так и в сопровождении известных симфонических коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова и множество других отечественных коллективов. Среди его зарубежных партнеров по сцене – Немецкий симфонический оркестр Берлина, Национальный оркестр Бельгии, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Национальный симфонический оркестр Монтевидео, Филармонический оркестр Мехико. Пианист сотрудничал с известными дирижерами – Владимиром Ашкенази, Михаилом Плетнёвым, Сергеем Скрипкой, Саулюсом Сондецкисом, Владимиром Понькиным, Николаем Алексеевым, Марком Горенштейном, Владимиром Зивой, Равилем Мартыновым.

    В 2011 году по приглашению компании Columbia Artists состоялся большой концертный тур Е. Михайлова с Национальным симфоническим оркестром Польши по городам США, включивший около 30 концертов. Газета «Геральд Трибьюн» писала об исполнении Первого концерта Ф. Шопена: «Мастерство Михайлова было очевидно в той легкости, с которой он исполнял технически трудные места — в совершенстве владея ровностью в пассажах и арпеджио. Но гораздо более впечатляющим был его музыкальный артистизм и глубина исполнения, очевидные в идеальной фразировке, разнообразной звуковой палитре, и использовании rubato, столь любимого Шопеном… Исполнение всего концерта было гибко, изящно и легко».

    В 2013 году состоялся концертный тур пианиста по городам Германии, где были исполнены концерты Шумана и Грига для фортепиано с оркестром. Газета «Вольфсбург Альгемайне Цайтунг» писала об исполнении концерта Шумана: «Для этого произведения характерен удивительный синтез блестящей виртуозности и поэтической силы выразительности. Это замечательно передал Е. Михайлов […], что обозначило музыкальный масштаб исполнителя. Публика была благодарна такой выдающейся интерпретации и устроила стоячую овацию».

    В репертуаре Евгения Михайлова – более 30 концертов для фортепиано с оркестром (от Баха до Шнитке). Музыкант исполняет сочинения Баха, Скарлатти, французских клавесинистов, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Листа, Франка, Грига, Дебюсси, Равеля, Пуленка, Мессиана, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Метнера, Рахманинова, Прокофьева, современных авторов. Любителям музыки хорошо известны концептуальные программы исполнителя: «История фортепианной транскрипции», «История французской клавирной музыки», «Сюита: от барокко до импрессионизма», «Сказка в русской музыке». При необычайно большой репертуарной палитре, симпатии пианиста отданы преимущественно произведениям романтиков и русских композиторов. Особое место в творчестве Е. Михайлова занимает музыка Александра Скрябина. Одной из вершин его «скрябинианы» является уникальный цикл «Все сонаты Скрябина», который он неоднократно с успехом исполнял в России и за рубежом. За популяризацию творческого наследия Скрябина в январе 2003 года пианист был награжден знаком «За достижения в культуре». Сочинения этого композитора занимают наиболее значительное место и в дискографии Евгения Михайлова. В частности, на фирме «Мелодия» был выпущен его двойной альбом «Все сонаты Скрябина».

    С 1996 года Е. Михайлов преподает в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова на кафедре специального фортепиано (с 2001 года – доцент, с 2011 – профессор). Среди его учеников немало лауреатов Всероссийских и международных конкурсов. Музыкант неоднократно был председателем и членом жюри российских и международных конкурсов (в числе которых Международный конкурс пианистов имени А. Н. Скрябина в Москве), давал мастер-классы, проводил семинары в России и многих странах мира, в том числе на престижной Всемирной конференции педагогов-преподавателей фортепиано в Атланте (США, 2006). Евгений Михайлов – организатор и участник фестиваля «Осенние встречи» (Казань, 2001), международного фестиваля «Исполнительство и импровизация» (Казань, Ижевск, Нижнекамск, 2001), I Международной академии фортепианного искусства (Альметьевск, 2012).

    В сезоне 2014/15 Евгений Михайлов впервые выступил в нескольких городах России, Германии и Казахстана, представив программу, созданную в соавторстве с музыковедом, профессором Г. Х. Шмидтом-Бансе и посвященную жизни и творчеству Роберта Шумана. Он был приглашен в состав жюри II Всероссийского музыкального конкурса и XIV Международного конкурса пианистов имени Александра Скрябина в Париже.

    В 2004 году Евгению Михайлову присвоены почетные звания «Народный артист Республики Татарстан» и «Заслуженный артист Удмуртской Республики», в 2010 году – «Заслуженный артист Российской Федерации».

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории. Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга». 

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива. 

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. В юбилейном сезоне 2018/2019 Капелла провела музыкальный фестиваль с концертами в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 

    География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера. 

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения».

    31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». 

    (Пресс-служба Капеллы)