«Русский романтизм. Московские истоки». «Крепостная интеллигенция и европейский романтизм» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    «Русский романтизм.
    Московские истоки».
    «Крепостная интеллигенция
    и европейский романтизм»

    3 декабря 2014

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Московский ансамбль
    «Солисты барокко»
    под управлением
    Андрея Спиридонова

    Алексей Стрельников (скрипка)

    Дарья Стрельникова (скрипка)

    Андрей Спиридонов (виолончель)

    Олег Бойко (романтическая гитара) 

    Ася Гречищева (романтическая гитара)

    В концерте принимают участие:
    Яна Иванилова (сопрано)

    Маргарита Спиридонова (скрипка)

    Ким Богданов (альт)

    Даниил Губанов (виолончель)

    В программе:

    Виельгорский
    Вариации для виолончели и струнного квартета

    Венявский
    «Московский сувенир» - фантазия  на темы двух романсов

    Бургмюллер
    Три ноктюрна для виолончели и гитары

    Вьетан
    «Русский сувенир» - фантазия для скрипки и струнного квартета, соч. 21

    Гурилёв, Варламов, Кашин, Шашина
    Романсы

    12+

    Абонемент №176:

    Русский романтизм
    Московские истоки

    Если русский музыкальный классицизм екатерининского периода связан с Санкт-Петербургом и проектом Г. Потёмкина «Новой греческой цивилизации» на юге России и характерен приглашением выдающихся музыкантов из Европы, а александровский классицизм — исключительно со столицей империи и отождествляется с русским ампиром, с его обилием античных образов, то архаичная Москва вынашивала стиль, основанный на русских народных интонациях. В последствии этот стиль выкристализовался в русский национальный романтизм в гениальном творчестве М. И. Глинки.

    Интересно проследить истоки русского музыкального романтизма. В конце XVIII — начале XIX  веков начинает образовываться композиторская школа, интонационная основа которой составляет русская песенность. Истоки этой школы ярче всего проявились в Москве и её окрестных усадьбах. Достаточно назвать крепостные подмосковные театры. Их содержали князь Н. Юсупов в Архангельском, генерал С. Апраксин в Ольгове, граф И. Салтыков в Марфино, Н. Дурасов в Люблино, А. Закревская в Ивановском и т. д. 

    Усилиями поэта А. Сумарокова зазвучала опера на русском языке. Появляется крепостная интеллигенция из среды крепостного крестьянства, главном образом дворовых. Она внесла большой вклад в культуру России. Достаточно назвать архитекторов Я. Бухвостова, А. Воронихина, живописцев Ф. Рокотова, братьев Н. и Я. Аргуновых, В. Тропинина, О. Кипренского, Т. Шевченко, музыкантов М. Матинского, И. Хандошкина, С. Дегтярёва, Л. и А. Гурилёвых, Д. Кашина, актеров П. Мочалова и М. Щепкина.

    Ансамбль «Солисты барокко» в своей новой программе попытался выявить взаимовлияние русской крепостной и европейской культур периода раннего романтизма и обратить внимание слушателя на глубокую интонационную связь произведений композиторов Европы, живших и гастролировавших в России, с мелосом и культурой, рождённой представителями русской крепостной интеллигенции.

    Московский ансамбль «Солисты барокко» под управлением Андрея Спиридонова

    Московский ансамбль «Солисты Барокко» – один из немногих российских коллективов, исполняющих музыку периода XVII-XIX веков в исторически достоверной манере.

    На протяжении многих лет ансамбль занимается исследовательской деятельностью, работает в библиотеках и архивах, собирая музыкальные произведения австрийских, итальянских, немецких, французских и русских композиторов, которые позволяют по-новому взглянуть на исторические и культурные процессы в Европе XVII – начала XIX веков.

    Ансамбль выступает в культурном центре «Покровские ворота», Инженерном корпусе Третьяковской галереи,  Камерном зале Московской филармонии, принимает участие в летних  «Шереметьевских сезонах» в усадьбе Останкино. Концерты ансамбля построены на объединении различных жанров искусства и на исследовании личности композитора в историческом и культурном контексте его времени.

    За последнее время ансамбль представил программы «Музыкальный атлас Орфея», «Русский музыкальный архив. «Он взял Париж, он основал лицей»», «1812. Герои и современники», «Авзонийские игры», «Галерея музыкальных редкостей», «Музыкальная летопись русского двора. «Метаморфозы» при дворе Императрицы Елизаветы Петровны», «Неоконченное путешествие или Северная одиссея капельмейстера Сарти».

    Коллективом выпущены диски «Северный Парнас» (2005) и «Себастианон. К истокам русского мифа о Бахе» (2009).

    Основатель и художественный руководитель ансамбля Андрей Спиридонов окончил в 1981 году Московскую консерваторию по двум специальностям — как виолончелист (учился у И. А. Монигетти и Н. Н. Шаховской) и композитор (класс Т. Н. Хренникова). В разное время являлся солистом ансамблей старинной музыки «Барокко», «Академия старинной музыки», «Орфарион», «Лад» и других. Гастролировал за рубежом,  принимал участие в международных фестивалях старинной музыки, проводил виолончельные мастер-классы. Андрей Спиридонов ведет класс виолончели и барочной виолончели в Московской консерватории и в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Роман с контрабасом.
    Григорий Ковалевский – 75

    12.09.2018

    В программе:
    Глинка
    Большой секстет для фортепиано и струнных ми-бемоль мажор
    Шуберт
    Квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса ля мажор («Форель»), D 667
    Россини
    Соната № 1 для струнных соль мажор
    Уильямс
    «Колыбельная» из музыки к кинофильму «Список Шиндлера»
    Дворжак
    «Мелодия»
    Пуленк
    «Дороги любви»
    Легар
    Ария Джудитты из оперетты «Джудитта»
    Дуэт Ганны и Данило из оперетты «Весёлая вдова»
    Гульда
    «Гимн красоте»
    Пьяццолла
    Танго «Забвение» и «Милонга» для саксофона с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин, Андрес Мустонен

    15.03.2019

    В программе:
    Корелли
    Concerto grosso соль минор («Рождественский»)
    Р. Штраус
    Концерт для гобоя с оркестром
    Боккерини
    «Ночная стража в Мадриде» – струнный квинтет

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Валерий Афанасьев,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    19.11.2018

    Моцарт Адажио и фуга для струнных до минор, K 546

    В программе:
    Моцарт
    Адажио и фуга для струнных до минор, K 546
    Концерт № 24 для фортепиано с оркестром до-минор, K 491
    Концертная симфония для четырёх духовых с оркестром (версия для гобоя д` амур, фагота, альта и виолончели с оркестром Ильи Пашинцева)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ангелы и герои

    20.10.2018

    В программе:
    Гендель
    Фрагменты из опер «Птолемей, царь Египта»:
    Речитатив и ария Птолемея из III действия "Che piu si tarda omai. Inumano fratel. Stille amare"
    Ария Птолемея из III действия "Son qual rocca percossa dall' onde”
    Фрагменты из оперы «Ринальдо»:
    Увертюра, адажио и аллегро
    Ария Ринальдо из I действия "Cara sposa"
    Ария Ринальдо из II действия "Abbruggio, avvampo e fremo"
    Фрагменты из оперы «Юлий Цезарь»:
    Увертюра
    Ария Цезаря из II действия "Al lampo dell' armi"
    Вивальди
    Концерт для скрипки, струнных и basso continuo (переложении А.Уткина для гобоя, струнных и basso continuo)
    Мотет Vestro Principi divino для контральто, струнных и basso continuo
    "Al Santo Sepolcro" («У гроба Господня») — sinfonia для струнных и basso continuo си минор
    Stabat Mater – кантата для контральто, струнных и бассо континуо

    Камерный зал Филармонии

    Дж. Сарти — «Эней в Лацио»

    26.02.2019

    В программе:
    Сарти
    «Эней в Лацио»
    Лирическая опера в двух действиях
    Либретто Ф. Моретти

    Камерный зал Филармонии

    Северный аккорд

    07.03.2019

    В программе:
    Телеман
    Соната для альта и basso continuo ля минор
    Гендель
    Две арии Росмены из оперы-сериа «Гименей»
    Й. Гайдн
    Квартет № 3 до мажор, соч. 33
    Гуммель
    Соната для виолончели и фортепиано ля мажор, соч. 104
    Глинка
    «Патетическое трио» для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор
    «Я люблю, ты мне твердила»
    «Что, красотка молодая…», русская песня
    Песня Ильиничны из музыки к драме Н. Кукольника «Князь Холмский»
    Моцарт
    Две песни для голоса и гитары: «Умиротворение», «О, цитра ты моя»

    Камерный зал Филармонии

    «Кусковский рай» Николая Шереметева — прообраз европейского дома в России

    25.01.2019

    Камерный зал Филармонии

    Александровский классицизм в музыке

    14.12.2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Карин Дейе, Доминик Планкад
    Квартет имени Бородина

    09.03.2018

    В программе:
    Форе
    Три романса: «Розы Исфахана», «Роза», «Негибнущий аромат»
    Баркарола № 1 ми минор для фортепиано
    Три романса: «Лунный свет», «Мандолина», «Пробуждение»
    «Добрая песня» - три части из вокального цикла
    П. И. Чайковский
    Струнный квартет № 1 ре мажор
    Шоссон
    Chanson perpétuelle («Непрерывная песня»), соч. 37

    Камерный зал Филармонии

    Бортнянский. «Сокол»

    25.02.2018