«Русский романтизм. Московские истоки». «Крепостная интеллигенция и европейский романтизм» : Московская государственная академическая филармония

    «Русский романтизм.
    Московские истоки».
    «Крепостная интеллигенция
    и европейский романтизм»

    3 декабря 2014

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Московский ансамбль «Солисты барокко»

    Алексей Стрельников (скрипка)

    Дарья Стрельникова (скрипка)

    Андрей Спиридонов (виолончель)

    Олег Бойко (романтическая гитара) 

    Ася Гречищева (романтическая гитара)

    В концерте принимают участие:
    Яна Иванилова (сопрано)

    Маргарита Спиридонова (скрипка)

    Ким Богданов (альт)

    Даниил Губанов (виолончель)

    В программе:

    Виельгорский
    Вариации для виолончели и струнного квартета

    Венявский
    «Московский сувенир» - фантазия  на темы двух романсов

    Бургмюллер
    Три ноктюрна для виолончели и гитары

    Вьетан
    «Русский сувенир» - фантазия для скрипки и струнного квартета, соч. 21

    Гурилёв, Варламов, Кашин, Шашина
    Романсы

    12+

    Абонемент №176:

    Русский романтизм
    Московские истоки

    Если русский музыкальный классицизм екатерининского периода связан с Санкт-Петербургом и проектом Г. Потёмкина «Новой греческой цивилизации» на юге России и характерен приглашением выдающихся музыкантов из Европы, а александровский классицизм — исключительно со столицей империи и отождествляется с русским ампиром, с его обилием античных образов, то архаичная Москва вынашивала стиль, основанный на русских народных интонациях. В последствии этот стиль выкристализовался в русский национальный романтизм в гениальном творчестве М. И. Глинки.

    Интересно проследить истоки русского музыкального романтизма. В конце XVIII — начале XIX  веков начинает образовываться композиторская школа, интонационная основа которой составляет русская песенность. Истоки этой школы ярче всего проявились в Москве и её окрестных усадьбах. Достаточно назвать крепостные подмосковные театры. Их содержали князь Н. Юсупов в Архангельском, генерал С. Апраксин в Ольгове, граф И. Салтыков в Марфино, Н. Дурасов в Люблино, А. Закревская в Ивановском и т. д. 

    Усилиями поэта А. Сумарокова зазвучала опера на русском языке. Появляется крепостная интеллигенция из среды крепостного крестьянства, главном образом дворовых. Она внесла большой вклад в культуру России. Достаточно назвать архитекторов Я. Бухвостова, А. Воронихина, живописцев Ф. Рокотова, братьев Н. и Я. Аргуновых, В. Тропинина, О. Кипренского, Т. Шевченко, музыкантов М. Матинского, И. Хандошкина, С. Дегтярёва, Л. и А. Гурилёвых, Д. Кашина, актеров П. Мочалова и М. Щепкина.

    Ансамбль «Солисты барокко» в своей новой программе попытался выявить взаимовлияние русской крепостной и европейской культур периода раннего романтизма и обратить внимание слушателя на глубокую интонационную связь произведений композиторов Европы, живших и гастролировавших в России, с мелосом и культурой, рождённой представителями русской крепостной интеллигенции.

    Московский ансамбль «Солисты барокко»

    Московский ансамбль «Солисты барокко», основанный в 1997 году виолончелистом Андреем Спиридоновым, – коллектив, исполняющий музыку эпохи барокко и классицизма в исторически достоверной манере. На протяжении многих лет ансамбль занимается исследовательской деятельностью, работает в библиотеках и архивах, собирая музыкальные произведения австрийских, итальянских, немецких, французских и русских композиторов, которые позволяют по-новому взглянуть на исторические и культурные процессы в Европе XVII – начала XIX веков. 

    Ансамбль выступает в залах Московской консерватории, Камерном зале Московской филармонии, Театре Гонзага в Архангельском, Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Свв. Петра и Павла, Российской государственной библиотеке, культурном центре «Покровские ворота», Инженерном корпусе Третьяковской галереи, Галерее Ильи Глазунова и на других известных площадках.

    С 1999 года ансамбль стал постоянным участником летних «Шереметьевских сезонов» в усадьбе Останкино, где в частности были осуществлены аутентичные постановки опер «Деревенский колдун» Руссо и «Ливьетта и Траколо» Перголези. В театре Шереметева в Останкине и в Оперном доме в Царицыно с участием ансамбля состоялась премьера Miserere Джузеппе Сарти (телефильм о премьере показан по каналу «Культура»). В Оружейной палате Московского Кремля было поставлено ораториальное действо «Храм Минервы» Френсиса Хопкинсона. Найдены и впервые исполнены ансамблем произведения Луиджи Мадониса, Доменико Далольо, Антона Эберля, Катерины Майер-Скьятти, Жан-Батиста Кардона, Льва Гурилёва, Данилы Кашина, Александра Алябьева и других. 

    Программы ансамбля построены на объединении различных жанров искусства и на исследовании личности композитора в историческом и культурном контексте его времени. В числе знаковых программ – «Музыкальный атлас Орфея», «Русский музыкальный архив. “Он взял Париж, он основал лицей”», «Авзонийские игры», «Галерея музыкальных редкостей», «Неоконченное путешествие, или Северная одиссея капельмейстера Сарти», «Тайны Болонской академии», «Русский Моцартеум», «Музыка Лефортовской слободы», «Одоевский – русский Фауст», «Иосиф и его братья: Петербургский портрет Гайдна» и другие. Записаны на диски программы «Северный Парнас», «Себастианон. К истокам русского мифа о Бахе», «1812. Герои и современники», «Музыкальная летопись русского двора», «Истоки русского романтизма», «Вивальди. Русский след». 

    «Солисты барокко» гастролировали во многих городах России, в Испании, Италии, Швейцарии, Германии, Дании, Финляндии, Канаде, США. В частности в 2004 году в Хельсинки принимал участие в постановке оперы «Сокол» Бортнянского. 

    Основатель и художественный руководитель ансамбля Андрей Спиридонов в 1981 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям – «виолончель» (обучался у Ивана Монигетти и Наталии Шаховской) и «композиция» (класс Тихона Хренникова). В разное время был солистом ансамблей старинной музыки «Барокко», «Академия старинной музыки», «Орфарион», «Лад» и других. Профессор, заведующий кафедрой струнных, духовых и ударных инструментов Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    «Голос»

    09.04.2021

    Камерный зал Филармонии

    К 100-летию со дня рождения Фриды Бауэр

    24.02.2019

    В программе:
    Брамс
    Скерцо из Сонаты для скрипки и фортепиано “F. A. E.”
    Соната № 1 для скрипки и фортепиано соль мажор, соч. 78
    Соната № 3 для скрипки и фортепиано ре минор, соч. 108
    Р. Штраус
    Две песни
    Бетховен
    Соната № 9 для скрипки и фортепиано («Крейцерова»), соч. 47 (Первая часть)

    Камерный зал Филармонии

    Музыкальная жизнь
    периода наполеоновских войн.
    Противостояние империй в зеркале музыки

    01.03.2020

    Камерный зал Филармонии

    У фонтана Треви в Риме.
    Две жизни
    княгини Зинаиды Волконской

    23.01.2020

    Камерный зал Филармонии

    Вивальди. Венецианская школа в России

    15.12.2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин, Жан-Кристоф Спинози

    24.04.2019

    Гайдн Симфония № 82 («Медведь») до мажор, Hob I: 82

    В программе:
    Й. Гайдн
    Симфония № 82 («Медведь») до мажор, Hob I: 82
    В. А. Моцарт
    Концерт для флейты с оркестром, К 314 (переложение для гобоя с оркестром)
    Бетховен
    Симфония № 1 до мажор, соч. 21

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин, Андрес Мустонен

    15.03.2019

    В программе:
    Корелли
    Concerto grosso соль минор («Рождественский»)
    Р. Штраус
    Концерт для гобоя с оркестром
    Боккерини
    «Ночная стража в Мадриде» – струнный квинтет

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Валерий Афанасьев,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    19.11.2018

    Моцарт Адажио и фуга для струнных до минор, K 546

    В программе:
    В. А. Моцарт
    Адажио и фуга для струнных до минор, K 546
    Концерт № 24 для фортепиано с оркестром до-минор, K 491
    Концертная симфония для четырёх духовых с оркестром (версия для гобоя д` амур, фагота, альта и виолончели с оркестром Ильи Пашинцева)

    Камерный зал Филармонии

    Дж. Сарти — «Эней в Лацио»

    26.02.2019

    В программе:
    Сарти
    «Эней в Лацио»
    Лирическая опера в двух действиях
    Либретто Ф. Моретти

    Камерный зал Филармонии

    Северный аккорд

    07.03.2019

    В программе:
    Телеман
    Соната для альта и basso continuo ля минор
    Гендель
    Две арии Росмены из оперы-сериа «Гименей»
    Й. Гайдн
    Квартет № 3 до мажор, соч. 33
    Гуммель
    Соната для виолончели и фортепиано ля мажор, соч. 104
    Глинка
    «Патетическое трио» для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор
    «Я люблю, ты мне твердила»
    «Что, красотка молодая…», русская песня
    Песня Ильиничны из музыки к драме Н. Кукольника «Князь Холмский»
    В. А. Моцарт
    Две песни для голоса и гитары: «Умиротворение», «О, цитра ты моя»