Порпора – «Полифем». Musica viva,
Intrada, Маркеллос Хриссикос,
Юлия Лежнева

воскресенье, 19:00

В программе:

Порпора
«Полифем», опера в концертном исполнении

Концерт проходит в трёх отделениях Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

В июне 2019 года Макс Эмануэль Ценчич в качестве режиссера и солиста представил в Зальцбурге оперу «Полифем» Порпоры; премьера прошла в рамках Фестиваля на Пятидесятницу, возглавляемого Чечилией Бартоли. 26 декабря, несмотря на сложности ковидного времени, московская публика услышит барочный шедевр с тем же – за исключением баса Павла Кудинова – звездным составом солистов, которому рукоплескала взыскательная зальцбургская публика. 

«Полифем» итальянца Николы Порпоры (1686–1768), крупнейшего оперного композитора и педагога своего времени, был написан для амбициозной лондонской труппы Дворянской оперы. Премьера состоялась 1 февраля 1735 года и стала серьезной победой в борьбе с конкурентом – оперной компанией Генделя. 

Мифологический сюжет о любви нимфы Галатеи к юному Акиду, убитому ревнивым циклопом Полифемом, был хорошо известен в начале XVIII века по «Метаморфозам» Овидия. Либреттист Паоло Антонио Ролли придал ему больше увлекательности и драматизма, соединив основную коллизию с известным по «Одиссее» приключением Улисса, победившего циклопа. Центральные партии в «Полифеме» Порпоры исполнили кумиры оперной публики: Акида пел кастрат Карло Броски, известный как Фаринелли, а Галатею – сопрано Франческа Куццони, в недавнем прошлом примадонна генделевской труппы, первая Клеопатра и Роделинда. 

Принятая с восторгом опера, однако, продержалась в репертуаре недолго и осенью 1735 года сошла со сцены в связи с болезнью Фаринелли. Но именно с «Полифема» началось «воскрешение» Порпоры в конце ХХ века: после выхода в 1994 году фильма Жерара Корбьо «Фаринелли» особую популярность обрела последняя ария Акида. Следом начал расти интерес к забытым операм композитора, переросший в начале XXI века в настоящий бум. 

В 2010-е годы один из самых знаменитых контратеноров нашего времени Макс Эмануэль Ценчич и его единомышленники вернули «Полифема» на сцену. В 2013-м опера прозвучала в венском Театре ан дер Вин и с тех пор исполнялась на многих крупных европейских площадках. Зальцбургская постановка 2019 года стала важным этапом сценической жизни возрожденного шедевра. А перед тем, как представить оперу в Москве, звездная команда исполнила ее на Байройтском фестивале барочной оперы в начале нынешнего сезона.