Макс
Эмануэль Ценчич – один из самых знаменитых контратеноров нашего времени. Родился в 1976 году в Загребе. В 1987–1992 гг.
выступал в составе Венского хора мальчиков, в 1992 году начал сольную карьеру.
Ее поворотным моментом стало исполнение партии Нерона в опере «Коронация
Поппеи» Монтеверди, за которую Ценчич был удостоен титула «Лучший молодой
певец» немецкого журнала Opernwelt
(2003). Широкий резонанс получили проекты, связанные с исполнением забытых или
редко звучащих сочинений Вивальди (серенада «Освобожденная Андромеда», партия
Персея) и Генделя (опера «Фарамунд», заглавная роль).
В 2010 году
Ценчич с большим успехом выступил в мировой премьере оперы «Медея» нашего
современника Ариберта Раймана в Вене. Сегодня он поет в крупнейших театрах
мира, включая Венскую государственную оперу и Театр ан дер Вин, Баварскую
государственную оперу и Земпер-оперу в Дрездене, Немецкую оперу Берлина и Оперу
Франкфурта, Театр Елисейских полей в Париже и Театр Капитолия Тулузы, Королевский
театр де ла Монне в Брюсселе и Оперу Лилля, Карло Феличе в Генуе и Королевский
театр Мадрида, Лисеу в Барселоне и Сан-Карлуш в Лиссабоне. Его концерты
проходят в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Барбикан-центре в Лондоне, амстердамском
Консертгебау, венском Музикферайне, Опере Кёльна, Опера Гарнье в Париже,
Королевском дворце Версаля, а также в главных концертных залах Москвы,
Гамбурга, Баден-Бадена, Дрездена, Загреба, Афин, Токио, на фестивалях в
Людвигсбурге, Потсдаме, Халле, Карлсруэ, Сполето, Монпелье, Амброне,
Айзенштадте, Бремене, Инсбруке и Дубровнике.
Певец
регулярно сотрудничает с крупнейшими мастерами исполнения музыки барокко –
среди них Уильям Кристи, Рене Якобс, Оттавио Дантоне, Диего Фазолис,
Жан-Кристоф Спинози, Георгиос Петру, Эммануэль Аим, Фабио Бьонди. Среди
крупнейших проектов с его участием – европейские туры, где исполнялись оперы «Фарнак»
Вивальди, «Артаксеркс» Винчи, «Александр» Генделя и «Сирой» Хассе (в том числе в
Зале Чайковского в рамках абонемента Московской филармонии «Виртуозы барокко»).
Выступал с программой арий Моцарта и Россини, с сольными программами «Венеция»
и «Рококо», а также с программой арий Порпоры.
Ценчич
активно расширяет свою дискографию, многие его записи удостоены авторитетных
наград. Совместный диск Duetti Ценчича
и Филиппа Жарусски (дирижер Уильям Кристи), а также запись оперы Глюка «Эцио»
(дирижер Алан Кертис) получили немецкую премию ECHO Klassik. Многочисленными наградами увенчаны записи опер «Александр»
Генделя и «Артаксеркс» Винчи (в том числе две номинации на «Грэмми»). В
последние годы певец записал сольные альбомы «Венеция», «Рококо», «Неаполитанские
арии», «Оперные арии Порпоры». С его участием на DVD выпущены записи опер «Святой
Алексий» Ланди, «Коронация Поппеи» Монтеверди (дважды), «Артаксеркс» Винчи, «Арминий»
Генделя, где Ценчич выступил и в роли режиссера. В июне 2019 года Троицкий
фестиваль в Зальцбурге украсила новая постановка оперы «Полифем» Порпоры с
участием Юлия Лежневой, Юрия Миненко, Павла Кудинова, Софи Рунье, Диляры
Идрисовой и Макса Эмануэля Ценчича (партия Улисса), также выступившего режиссером
спектакля.
В сезоне
2019/20 певец выступает на Фестивале Энеску в Бухаресте («Арминий» Генделя –
главная роль), в Венской государственной опере («Ариодант» Генделя – Полинессо;
«Ирена» Хассе – Ничефоро), Баденском государственном театре в Карлсруэ (премьера
оперы «Ксеркс» Генделя – партия Арсамена и режиссер-постановщик), исполняет
партию Малькольма в опере «Дева озера» Россини в Венской государственной опере
и Хорватском национальном театре в Загребе. Он также участвует в концертном
исполнении опер «Сигизмунд, король Польши» Леонардо Винчи в Варшаве и
«Неистовый Роланд» Вивальди в Зале Чайковского в Москве.