Посвящается 70-летию Великой Победы

    10 мая 2015

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Дирижёр – Алексей Уткин

    Большой детский хор
    Всероссийской государственной
    телерадиокомпании

    В программе:

    Ганс Краса
    «Брундибар» – детская опера
    из концлагеря Терезиенштадт
    Русское либретто – Лилия Виноградова
    Постановка – Мстислав Пентковский

    6+

    К 70-летию победы в Великой Отечественной войне Московская филармония подготовила уникальную концертную программу. 10 мая в Концертном зале имени Сергея Рахманинова «Филармонии-2» впервые на русском языке прозвучит детская опера «Брундибар» чешского композитора Ганса Красы — произведение с драматической сценической судьбой. Премьера оперы была осуществлена в 1942 году малолетними узниками концлагеря Терезиенштадт. Благодаря гуманистической идее — победе добра над злом, оперу можно причислить к художественным произведениям, ставшими символами сопротивления нацизму во всём мире. В филармонической постановке примут участие Большой детский хор Всероссийской государственной телерадиокомпании и Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина. Либретто на русском языке подготовлено поэтом Лилией Виноградовой — автором стихов и поэтических интродукций на итальянском, французском и русском языках.

    Появление оперы «Брундибар» (чеш. «шмель») — удивительная страница военной истории. Опера была создана в 1938 году композитором Гансом Красой и поэтом Адольфом Хоффмайстером специально для правительственного конкурса и должна была иметь воспитательное значение, рассказывая о всепобеждающей справедливости, о добре, одерживающем верх над злом. Впоследствии конкурс был отменен в связи с изменившейся политической обстановкой. Репетиции оперы начались в 1941 году в Праге в еврейском детском приюте «Хагибор», там же зимой 1942 года состоялась премьера. К тому времени композитор Ганс Краса уже находился в Терезиенштадте. К июлю 1943 года практически все дети из первого состава хора и сотрудники приюта также попали в Терезиенштадт. Вовремя покинуть Прагу удалось лишь автору либретто Хоффмайстеру. Воссоединившись в Терезиенштадте с членами труппы, Краса воссоздал всю партитуру оперы по памяти, с опорой на сохранившийся у него отрывок клавира. В новой оркестровке были использованы имевшиеся в лагере инструменты: флейта, кларнет, гитара, аккордеон, фортепиано, ударные, четыре скрипки, виолончель и контрабас. Премьера «Брундибара» в Терезиенштадте состоялась в 1943 году, в течение последующего года произведение выдержало 55 постановок.Опера была популярна в лагере по трём основным причинам: узники могли видеть своих детей, наслаждающихся театральным творчеством; «оперная» победа над тираном Брундибаром служила надеждой на собственное освобождение; музыка оперы была понятна и легко запоминаема.

    В 1944 году состоялся специальный показ «Брундибара» для представителей Красного Креста, прибывших для обследования условий жизни в лагере. Позже в том же году исполнение оперы было заснято в нацистском пропагандистском фильме Der Führer schenkt den Juden eine Stadt («Фюрер дарит евреям город»). После того как съёмки закончились, все участники терезиенштадтской постановки были отправлены в Освенцим.

    В период с 1944 по 1975 гг. судьбу произведения проследить практически невозможно. Англоязычный мир узнал оперу благодаря усилиям скрипача из Польши Ёжа Карася: в 1975 году состоялась премьера «Брундибара» в США, в 1977 году — в Канаде. В 1995 году опера была исполнена в Германии и Австрии в сотрудничестве с выжившими узниками концлагеря Терезиенштадт.

    Новым этапом в истории «Брундибара» стала альтернативная английская адаптация произведения, осуществлённая американским драматургом и сценаристом Тони Кушнером в 2003 г. для «Чикаго Опера продакшн». 21 мая 2009 года в рамках 15-го фестиваля «Дни Бостона в Санкт-Петербурге» была представлена программа «Музыка отчаяния и надежды», посвящённая трагическим страницам истории Второй мировой войны, урокам гуманизма и толерантности. Центральным событием программы стал спектакль «Брундибар» (на английском языке с русскими речитативами), показанный Детской студией Санкт-Петербургского государственного детского театра «Зазеркалье». 18 апреля 2012 г. в концертном зале Мариинского театра состоялось исполнение оперы израильским детским хором «Моран» и чешским хором мальчиков "Pueri gaudentes" в сопровождении артистов оркестра Мариинского театра. 27 и 28 января 2015 года опера прозвучала в туринском TeatroRegio; постановки оперы состоялись в лондонском SouthbankCenter (13-14 февраля), Оперном театре Дижона (16-20 февраля); запланирован показ оперы в Театре французского города Кан (19-20 мая) и во множестве театров в Германии.

    В 2015 году опера «Брундибар» впервые прозвучит на русском языке в Москве и Волгограде. Режиссёр — Мстислав Пентковский, в сезоне 2014-2015 гг. осуществляющий оперные постановки в Московской филармонии и Волгоградском музыкальном театре, тесно сотрудничающий с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижёр — Народный артист СССР Владимир Федосеев).

    Пресс-релиз предоставлен пресс-службой режиссёра постановки

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя А. В. Петрова.

    Сегодня имя Алексея Уткина хорошо известно в России и Европе. Школа работы со Спиваковым, которую прошел молодой гобоист, придя в «Виртуозы Москвы» из Московской консерватории, блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

    А. Уткин выступал с такими прославленными музыкантами, как В. Спиваков, Ю. Башмет, Х. Холлигер, Ж.-К. Спинози, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Рудин, Р. Владкович, В. Попов, Е. Образцова, Д. Дэниелс, Д. Хворостовский, К. Захариас, Ф. Кемпф, Б. Березовский, В. Третьяков, Д. Фрэ, И. Четуев и другими звездами классической сцены.

    Его карьера складывается из многочисленных выступлений в самых престижных залах мира: Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл, Консертгебау, Академия Санта Чечилия, Театр Елисейских полей, зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн) и др. Многие из сольных программ Алексея Уткина привлекли внимание звукозаписывающих компаний, среди них RCA - BMG (Classics Red Label).

    Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LOREE, который специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Алексею Уткину принадлежит историческая роль в том, что он вывел гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Смело начав исполнять все сольные сочинения, написанные для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений. Ярким примером виртуозности музыканта стало исполнение им произведений забытого композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».

    В конце 90-х годов, продолжая сотрудничать с ансамблем «Виртуозы Москвы», Алексей Уткин предпринимает успешную попытку начать самостоятельную карьеру, что в 2000 году привело к созданию Ансамбля «Эрмитаж». С этим коллективом было сыграно множество концертов и записано 10 CD с различными программами для известной компании Caro Mitis.

    В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России, став его художественным руководителем и дирижером. Сохраняя традиции оркестра, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста и вдохновляющего лидера. За последние годы Алексей Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока.

    Работу в коллективе новый художественный руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. Новые идеи и творческие поиски Алексея Уткина нашли отражение в программах последних лет, таких как Ost West Fantasy на музыку Пёрселла, Махавишну, Кларка, МакКэндлеса (для камерного оркестра, электрогитары, бас гитары, индийской тростниковой флейты и ударных); «Праздничный дивертисмент-сказка» молодого композитора Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных). Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича.

    Работу в ГАКОР музыкант совмещает с преподавательской деятельностью, являясь профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Гаэтано Доницетти. «Анна Болейн» – опера в концертном исполнении

    Режиссерская версия

    25.10.2014

    В программе:
    Доницетти
    «Анна Болейн» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Джузеппе Верди (200 лет со дня рождения). Гала-концерт

    10.10.2013

    В программе:
    Верди
    Увертюра к опере «Набукко»

    Фрагменты из оперы «Дон Карлос»:
    Дуэт Родриго и Дон Карлоса
    Ария короля Филиппа II

    Фрагменты из оперы «Трубадур»:
    Ария Леоноры из IV действия
    Хор цыган
    Сцена, ария и стретта Манрико
    Дуэт Леоноры и Графа ди Луны из IV действия

    Фрагменты из оперы «Отелло»:
    Дуэт Отелло и Дездемоны из I действия
    Дуэт Отелло и Дездемоны и смерть Отелло из IV действия

    Фрагменты из оперы «Макбет»:
    Хор шотландских беженцев из IV действия
    Ария Макбета из IV действия
    Сцена и каватина леди Макбет из I действия

    Фрагменты из оперы «Аида»:
    Ария Аиды из I действия
    Дуэт Амнерис и Радамеса
    Сцена судилища (Амнерис и Рамфис)
    Хор и триумфальный марш из II действия

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Р. Штраус: «Саломея», опера в концертном исполнении

    12.04.2014

    В программе:
    Р. Штраус
    (к 150-летию со дня рождения)
    «Саломея», опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Беллини. «Чужестранка», опера в концертном исполнении

    29.03.2014

    В программе:
    Беллини
    «Чужестранка», опера в концертном исполнении (первое исполнение в Москве)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Дж. Верди. «Симон Бокканегра», опера в концертном исполнении

    21.03.2014

    В программе:
    Верди
    (200 лет со дня рождения)
    «Симон Бокканегра», опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Дж. Верди (200 лет со дня рождения): «Дон Карлос», опера в концертном исполнении

    27.02.2014

    В программе:
    Верди
    (200 лет со дня рождения)
    «Дон Карлос», опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Кристоф Виллибальд Глюк. «Орфей и Эвридика», опера в концертном исполнении

    22.05.2014

    В программе:
    Глюк
    (к 300-летию со дня рождения)
    «Орфей и Эвридика» (Парижская версия 1774 года) – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Юбилей в басовом ключе. Григорий Ковалевский – 70 лет

    15.11.2013

    В программе:
    Шуберт
    Квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса ля мажор («Форель»)
    Россини
    Соната № 3 до мажор для оркестра (Финал)
    Вариации до мажор для гобоя с оркестром
    Дворжак
    Мелодия
    (Инструментовка – Ю.Поволоцкий)
    Чилеа
    Ария Адриенны из оперы «Адриенна Лекуврер»
    Пуленк
    «Дороги любви». Слова Ж.Ануя
    Пьяццолла
    Танго: Muerte del Angel, Oblivion

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Верди – гала. К 200-летию со дня рождения композитора. Любимые арии, дуэты, симфонические и хоровые фрагменты из опер

    20.06.2013

    В программе:
    Верди

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Солисты и оркестр Большого театра России. Моцарт. «Свадьба Фигаро». Полусценическая версия Д. Азарова

    12.02.2013

    В программе:
    Моцарт
    «Свадьба Фигаро» (фрагменты оперы в полусценической редакции Д. Азарова)