Посвящается 70-летию Великой Победы : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Посвящается 70-летию Великой Победы

    10 мая 2015

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Алексей Уткин, дирижёр

    Большой детский хор
    Всероссийской государственной
    телерадиокомпании

    В программе:

    Ганс Краса
    «Брундибар» – детская опера
    из концлагеря Терезиенштадт
    Русское либретто – Лилия Виноградова
    Постановка – Мстислав Пентковский

    6+

    К 70-летию победы в Великой Отечественной войне Московская филармония подготовила уникальную концертную программу. 10 мая в Концертном зале имени Сергея Рахманинова «Филармонии-2» впервые на русском языке прозвучит детская опера «Брундибар» чешского композитора Ганса Красы — произведение с драматической сценической судьбой. Премьера оперы была осуществлена в 1942 году малолетними узниками концлагеря Терезиенштадт. Благодаря гуманистической идее — победе добра над злом, оперу можно причислить к художественным произведениям, ставшими символами сопротивления нацизму во всём мире. В филармонической постановке примут участие Большой детский хор Всероссийской государственной телерадиокомпании и Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина. Либретто на русском языке подготовлено поэтом Лилией Виноградовой — автором стихов и поэтических интродукций на итальянском, французском и русском языках.

    Появление оперы «Брундибар» (чеш. «шмель») — удивительная страница военной истории. Опера была создана в 1938 году композитором Гансом Красой и поэтом Адольфом Хоффмайстером специально для правительственного конкурса и должна была иметь воспитательное значение, рассказывая о всепобеждающей справедливости, о добре, одерживающем верх над злом. Впоследствии конкурс был отменен в связи с изменившейся политической обстановкой. Репетиции оперы начались в 1941 году в Праге в еврейском детском приюте «Хагибор», там же зимой 1942 года состоялась премьера. К тому времени композитор Ганс Краса уже находился в Терезиенштадте. К июлю 1943 года практически все дети из первого состава хора и сотрудники приюта также попали в Терезиенштадт. Вовремя покинуть Прагу удалось лишь автору либретто Хоффмайстеру. Воссоединившись в Терезиенштадте с членами труппы, Краса воссоздал всю партитуру оперы по памяти, с опорой на сохранившийся у него отрывок клавира. В новой оркестровке были использованы имевшиеся в лагере инструменты: флейта, кларнет, гитара, аккордеон, фортепиано, ударные, четыре скрипки, виолончель и контрабас. Премьера «Брундибара» в Терезиенштадте состоялась в 1943 году, в течение последующего года произведение выдержало 55 постановок.Опера была популярна в лагере по трём основным причинам: узники могли видеть своих детей, наслаждающихся театральным творчеством; «оперная» победа над тираном Брундибаром служила надеждой на собственное освобождение; музыка оперы была понятна и легко запоминаема.

    В 1944 году состоялся специальный показ «Брундибара» для представителей Красного Креста, прибывших для обследования условий жизни в лагере. Позже в том же году исполнение оперы было заснято в нацистском пропагандистском фильме Der Führer schenkt den Juden eine Stadt («Фюрер дарит евреям город»). После того как съёмки закончились, все участники терезиенштадтской постановки были отправлены в Освенцим.

    В период с 1944 по 1975 гг. судьбу произведения проследить практически невозможно. Англоязычный мир узнал оперу благодаря усилиям скрипача из Польши Ёжа Карася: в 1975 году состоялась премьера «Брундибара» в США, в 1977 году — в Канаде. В 1995 году опера была исполнена в Германии и Австрии в сотрудничестве с выжившими узниками концлагеря Терезиенштадт.

    Новым этапом в истории «Брундибара» стала альтернативная английская адаптация произведения, осуществлённая американским драматургом и сценаристом Тони Кушнером в 2003 г. для «Чикаго Опера продакшн». 21 мая 2009 года в рамках 15-го фестиваля «Дни Бостона в Санкт-Петербурге» была представлена программа «Музыка отчаяния и надежды», посвящённая трагическим страницам истории Второй мировой войны, урокам гуманизма и толерантности. Центральным событием программы стал спектакль «Брундибар» (на английском языке с русскими речитативами), показанный Детской студией Санкт-Петербургского государственного детского театра «Зазеркалье». 18 апреля 2012 г. в концертном зале Мариинского театра состоялось исполнение оперы израильским детским хором «Моран» и чешским хором мальчиков "Pueri gaudentes" в сопровождении артистов оркестра Мариинского театра. 27 и 28 января 2015 года опера прозвучала в туринском TeatroRegio; постановки оперы состоялись в лондонском SouthbankCenter (13-14 февраля), Оперном театре Дижона (16-20 февраля); запланирован показ оперы в Театре французского города Кан (19-20 мая) и во множестве театров в Германии.

    В 2015 году опера «Брундибар» впервые прозвучит на русском языке в Москве и Волгограде. Режиссёр — Мстислав Пентковский, в сезоне 2014-2015 гг. осуществляющий оперные постановки в Московской филармонии и Волгоградском музыкальном театре, тесно сотрудничающий с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижёр — Народный артист СССР Владимир Федосеев).

    Пресс-релиз предоставлен пресс-службой режиссёра постановки

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.

    Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн). 

    Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.

    В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).

    Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.

    В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.