В продаже абонемент Musica sacra nova
20 марта 2010
Большой зал Консерватории
Исполнители:
Наталия Гутман (виолончель)
Элисо Вирсаладзе (фортепиано)
В программе:
Сонаты для виолончели и фортепиано
Шопен
Соната соль минор
Мендельсон
Соната № 2 ре мажор
Бриттен
Соната in C
«Соединительное звено между настоящим и вечностью», — так определил место Святослава Теофиловича Рихтера в музыкальной истории его младший современник и страстный почитатель Альфред Шнитке. И действительно, Рихтер воспринимается нами в том ряду «вечных спутников» человечества, в котором стоят такие легендарные исполнители прошлого, как Моцарт, Лист, Паганини, Антон Рубинштейн, Рахманинов...
Искусство Святослава Рихтера уже давно, еще при жизни гениального музыканта сделалось синонимом высших художественных ценностей. Его концерты оказывались не «выступлениями», а поступками, его интерпретации заставляли думать и догадываться о пафосе служения и смысле предназначения, о цели существования, о непреходящем, вечном и всеобщем в частной, отдельной, бренной и кратковременной нашей жизни, о самом важном и драгоценном.
Гипнотическая сила воздействия великого музыканта связана с уникальным, безмерным богатством его духовного мира. Святослав Рихтер был подлинно ренессансной личностью. Феноменального разнообразия его дарований и колоссальной мощи его интеллекта хватило бы, кажется, на десяток ярких индивидуумов. С увлечением он занимался живописью и фотографией, увлекался литературой и философией, осуществлял театральные постановки и даже пробовал себя в дирижировании. «Я существо «всеядное», и мне многого хочется, — замечал по этому поводу Рихтер. — И не потому, что я честолюбив и разбрасываюсь... Просто, я многое люблю и меня никогда не оставляет желание донести всё любимое мною до слушателей».
Жажда высоких духовных радостей и потребность приобщать к этим радостям других, делаться богатствами своего творческого мира, были, наверное, для Рихтера стимулами к организации фестивалей. Так возникли фестивали в маленьком французском городе Туре, всемирно знаменитые «Декабрьские вечера» и Тарусский фестиваль искусств.
Энергия творческого темперамента и масштабы художественного кругозора влекли его за пределы фортепианного репертуара. Величайшие дирижер и лучшие оркестры считали за честь музицировать с Рихтером. Его партнеры по ансамблям — элита музыкального мира.
Искусство Святослава Рихтера было и остается недосягаемым, его духовное наследие — неисчерпаемо. Оставленная нам гением возможность бесконечно долго познавать это богатство и наслаждаться им — счастливый удел.
(по статье М.Якубова «О Рихтере»)
Трудно найти сегодня более звездный тандем, чем дуэт Наталии Гутман и Элисо Вирсаладзе. Ансамбль, покоряющий одухотворенностью, искренностью и эмоциональной глубиной, является эталоном камерного исполнительства. Их редкие совместные выступления в Москве (обе артистки имеют контрактные обязательства за рубежом) всегда становятся уникальными художественными событиями.
Свой концерт исполнительницы посвящают памяти Рихтера, которого по праву считают своим духовным учителем. Сам Святослав Теофилович высоко оценивал художественный уровень и мастерство Н.Гутман и Э.Вирсаладзе, о чем неоднократно писал в своих «Дневниках».
Наталию Гутман по праву называют «королевой виолончели». Ее редкий дар, виртуозное мастерство и удивительное обаяние покорили слушателей самых знаменитых концертных залов мира.
Наталия Гутман родилась в семье музыкантов. Ее мама, Мира Яковлевна Гутман, была талантливой пианисткой, закончившей консерваторию на кафедре Нейгауза; дед Анисим Александрович Берлин был скрипачом, учеником Леопольда Ауэра и одним из первых педагогов Наталии. Самым же первым учителем был ее отчим Роман Ефимович Сапожников, виолончелист и методист, автор «Школы игры на виолончели».
Наталия Гутман окончила Московскую консерваторию у профессора Г. С. Козолуповой и аспирантуру у М. Л. Ростроповича. Еще в годы учебы она стала лауреатом сразу нескольких крупных музыкальных соревнований: Международного виолончельного конкурса (1959, Москва) и международных конкурсов – имени А. Дворжака в Праге (1961), имени П.Чайковского в Москве (1962), конкурса камерных ансамблей в Мюнхене (1967) в дуэте с Алексеем Наседкиным.
Среди партнеров Наталии Гутман по выступлениям – замечательные солисты Э. Вирсаладзе, Ю. Башмет, В. Третьяков, А. Наседкин, А. Любимов, Э. Бруннер, М. Аргерих, К. Кашкашьян, М. Майский, выдающиеся дирижеры К. Аббадо, С. Челибидаке, Б. Хайтинк, К. Мазур, Р. Мути, Е. Светланов, К. Кондрашин, Ю. Темирканов, Д. Китаенко и лучшие оркестры современности.
Отдельного упоминания заслуживает творческое сотрудничество Наталии Гутман с великим пианистом Святославом Рихтером и, конечно, с ее мужем Олегом Каганом. Дуэту Наталии Гутман и Олега Кагана посвятили свои сочинения А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, Т. Мансурян, А. Виеру.
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, Премии Триумф и премии имени Д. Д. Шостаковича, Наталия Гутман ведет обширную и многообразную деятельность в России и странах Европы. Вместе с Клаудио Аббадо в течение десяти лет (1991–2000) она руководила фестивалем «Берлинские встречи», а последние шесть лет принимает участие в Люцернском фестивале (Швейцария), играя в оркестре под управлением маэстро Аббадо. Также Наталия Гутман является бессменным художественным руководителем двух ежегодных музыкальных фестивалей памяти Олега Кагана – в Кройте, Германия (с 1990) и в Москве (с 1999).
Наталия Гутман не только активно концертирует (с 1976 года она – солистка Московской филармонии), но и занимается педагогической деятельностью, являясь профессором Московской консерватории. В течении 12 лет она преподавала в Высшей Школе музыки в Штутгарте, в настоящее время проводит мастер-классы во Флоренции, в музыкальной школе, организованной известным альтистом Пьеро Фарулли.
Дети Наталии Гутман – Святослав Мороз, Мария Каган и Александр Каган – продолжили семейную традицию, став музыкантами.
В 2007 году Наталия Гутман награждена орденом за заслуги перед Отечеством IV степени (Россия) и орденом за заслуги перед Отечеством I степени (Германия).