В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
21 ноября 2015
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаКсения Солодухо (художественное слово)
Пушкин
Отрывки из произведений:
«Повести Белкина», «Монах», «Маленькие трагедии», «Пиковая дама», «Граф Нулин».
Стихи
Абонемент №127:
Году литературы посвящается. Цикл субботних концертов «Авторы на все времена»
Рафаэль Клейнер – артист-чтец
Московской государственной академической филармонии, профессор, народный артист
России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства.
Мастер художественного слова Рафаэль Клейнер – один из ярких представителей искусства звучащего слова. Творческий путь артиста являет собой пример самоотверженного служения «русскому слову» уже более четырех десятилетий. Тяга к чтецкому искусству у будущего артиста оказалась сильнее его театральных пристрастий. Уже с 1962 года 23-летний студент Новосибирского театрального училища читал «Братскую ГЭС» Евгения Евтушенко и другие поэтические программы. В 1966 году он окончил Новосибирское театральное училище и стал артистом-чтецом Новосибирской областной филармонии. Двумя годами позже начались выступления Р. А. Клейнера в Москве. Вскоре он был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Играл в спектакле «Павшие и живые» роль поэта Семена Гудзенко, участвовал в поэтических спектаклях «Пугачев» С. Есенина, «Антимиры» А. Вознесенского. В январе 1969 года, выдержав конкурс, Р. А. Клейнер стал артистом-чтецом Московской филармонии. Репертуар Рафаэля Александровича огромен и представлен, прежде всего, высшими достижениями российской словесности (от А. Пушкина до И. Бродского и ныне пишущих поэтов), речами великих прозаиков и драматургов (И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Островский), прозаической публицистикой Л. Толстого, очерками А. Писемского, дневниками Ф. Достоевского и поэзией советского периода. В творческом багаже артиста более 40 уникальных сольных программ, включающих помимо «золотого фонда» отечественной литературы, также и философские труды. Среди них «Апология Сократа» Платона, «Петр Чаадаев», «Альберт Эйнштейн», программа по философским трудам Мераба Мамардашвили. Образцовая русская речь, которой он владеет, «как мало кто сегодня» (Фазиль Искандер), бережное отношение к авторскому стилю, музыкальность и интонационное богатство, природный темперамент, огромный интеллект, бережное отношение к Слову, постоянная работа над совершенствованием своего мастерства – все это присуще Р. А. Клейнеру. Его концерты – это не просто «художественное чтение» или «рассказывание», а некий особый «монотеатр». Голосом, обладающим богатейшей палитрой речевых красок, жестом и мимикой артист доносит идею произведения, передает переживания героев, стремится сделать слушателей соучастниками описываемых событий, находит отклик в сердцах людей. Около двадцати лет автором и режиссером программ Рафаэля Клейнера был поэт Давид Самойлов. Это единственный опыт в России, когда поэт создавал моноспектакли и режиссировал чтецкие программы. Будучи активным пропагандистом жанра звучащего слова, Р. Клейнер зачастую бескорыстно участвует в концертах, посвященных разным памятным датам и крупнейшим событиям в жизни страны. Также он – желанный гость в творческих союзах Москвы (Домах литераторов, художников, композиторов, работников искусств). Голос чтеца звучит и в Конференц-зале Академии наук, и на Красной площади, и на Поклонной горе, и в учебных заведениях.
Рафаэль Клейнер охотно передает свой опыт и знания молодежи – артистам, студентам, школьникам, преподавателям русского языка. В течение десяти лет с 1985 года он возглавлял Клуб чтеца ЦДРИ, а с 1999 года является бессменным художественным руководителем школы-студии «Слово Пушкина» при Государственном литературном музее А. С. Пушкина. Каждое третье воскресенье месяца в музее Пушкина на Пречистенке Р. Клейнер проводит уникальные занятия с детьми. Он также является профессором Кафедры культуры и мастерства устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) и Института гуманитарного образования (ИГУМО). В 2000 году Р. А. Клейнер стал первым чтецом – лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2011–2013 гг. артист много и успешно гастролировал по странам ближнего (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан) и дальнего зарубежья (Германия, Финляндия, Польша, Болгария, Словакия, Словения, Чехия).
Антонина Кузнецова – народная артистка России, лауреат Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка.
В 1966 году она с отличием окончила Ярославское театральное училище и стала артисткой Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Актриса вспоминает о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно А. Кузнецова активно нарабатывала чтецкий репертуар. С детства она была увлечена чтением, интересуясь классической литературой, а также запрещенными в то время книгами («Разговоры с Гете» Эккермана, «Собачье сердце» Булгакова). В 1968 году любовь к чтецкому делу привела ее в Московскую филармонию, где в литературно-чтецком отделе сложился сильный творческий коллектив, куда входили Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. Здесь Антонина Кузнецова работает уже более 45 лет. В течение многих сезонов артистка ведет персональный абонемент в Центральном доме художника, концерты которого собирают аншлаги.
В настоящее время в репертуаре А. Кузнецовой свыше 30 сольных программ, посвященных зарубежной и отечественной литературе XV–ХX веков. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – высочайший вкус и мастерство автора абонемента, предлагающего своим слушателям лучшие образцы мировой литературы. По словам Антонины Кузнецовой, ее «всегда интересовало духовно-душевное существование человека». Именно поэтому в своих программах артистка обращается не только к литературным источникам, но и к историческим и архивным документам – письмам, воспоминаниям. Такое разнообразие придает ее программам глубину и насыщенность.
Всегда интересны концерты Антонины Кузнецовой с симфоническими оркестрами, где звучала музыка Ж. Бизе к пьесе А. Доде «Арлезианка», музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к поэме А. Пушкина «Метель», музыка С. Прокофьева к неосуществленному спектаклю «Евгений Онегин» по роману А. Пушкина, «Поэма без героя» А. Ахматовой с музыкой И. Стравинского и Д. Шостаковича и другие программы. Главенствующая роль отведена в них слову.
Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова выступала по всей России – в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Череповце, Вологде, Саратове, Калининграде, Набережных Челнах, Ульяновске, Самаре.
Много лет А. М. Кузнецова преподает на актерско-режиссерском факультете Российской академии театрального искусства. За время работы на кафедре сценической речи она подготовила многих известных актеров и режиссеров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Феклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.
Помимо этого Антонина Кузнецова преподает в Международной школе Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Артистка выступала с моноспектаклями и давала мастер-классы в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве. В 2011/13 по гастрольному проекту Министерства культуры она успешно выступала в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Франции.
Виктор Никитин – актер театра и кино, народный артист России. Родился в 1959 году в Москве. В школьные годы занимался в студии под руководством Олега Табакова при Дворце пионеров Бауманского района. В 1980 году окончил актерский факультет ГИТИСа (курс Олега Табакова).
Работал в Театре имени Ленинского комсомола, Центральном академическом театре Российской Армии и Московском театре-студии под руководством Олега Табакова.
С 1987 года – ведущий артист и один из основателей Московского драматического театра на Перовской. Роли в театре – Василий Игнатьевич («Земля Эльзы» Пулинович), Кирсанов («Отцы и дети» Тургенева), Гаев («Вишневый сад» Чехова), Арбенин («Маскарад» Лермонтова), Стародум («Недоросль» Фонвизина), Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского), Оргон («Тартюф» Мольера), Подколесин («Женитьба» Гоголя), Александр («Александр» Рогозина), Аркашка Счастливцев («Лес» Островского), Подхалюзин («Свои люди – сочтемся» Островского), Хома Брут («Панночка» Садур), Жан («Фрекен Жюли» Стриндберга) и многие другие.
В числе киноработ – Володя Старков («Возвращение в Зурбаган», главная роль), Кравцов («Неотложка»), Колхозник («Дождь будет»), Агиев («Эхо»), Друг Кирилла («Родня»), Саня («Близкая даль»).
С 2000 года сотрудничает с Московской филармонией. В чтецком репертуаре артиста – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя, «Полтава» и «Борис Годунов» Пушкина, программы «Мальчики» (по роману «Братья Карамазовы» Достоевского), «Сумасшедшее сердце поэта» (лирика Есенина) и другие.
Выступал с Московским государственным академическим камерным хором, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Много гастролирует с чтецкими концертами по России, а также в Азербайджане, Беларуси, Молдове, Украине, Венгрии, Сербии, Словении, Франции, Чехии, на Кипре и в других странах.
Лауреат Всероссийской литературной премии имени А. К. Толстого, II Всероссийского конкурса исполнителей Есенинской поэзии, премии «За лучшую мужскую роль» I Международного фестиваля камерных спектаклей «Славянский венец»
Юрий Голышев – заслуженный артист Российской Федерации, артист Московской государственной академической филармонии, лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов (Пушкинского, Гоголевского, юбилея Великой Победы), один из ведущих российских мастеров художественного слова.
Юрий Голышев окончил ГИТИС. В 1968 году был принят в труппу театра имени М. Н. Ермоловой и параллельно – в Литературно-чтецкий отдел Московской филармонии.
В театре артист играл в спектаклях по произведениям У. Шекспира, А. Пушкина, А. Островского, А. Сухово-Кобылина, Н. Лескова, А. Чехова, И. Бунина, М. Булгакова, С. Есенина, В. Астафьева, А. Вампилова, В. Шукшина.
Но более важным делом для себя он считает литературные чтения. Юрий Голышев – прекрасный рассказчик. То, чего иной артист добивается годами репетиций – естественности изложения, органичности рассказывания, – Юрию Голышеву дано природой. Его выступления отличают образцовая русская речь, богатые голосовые данные, интеллект, темперамент и постоянное совершенствование мастерства. Будучи высокообразованным в гуманитарных областях он сам находит литературные, биографические, мемуарные и даже научно-популярные материалы. По ним составляет программу – порой сложную композиционно, но всегда стройную и выверенную, а потому интересную зрителям. В репертуаре Ю. Голышева 15 сольных программ для взрослой аудитории. Ему одинаково интересны XIX век (программы по произведениям А. Пушкина, А. Чехова, Н. Гоголя, Н. Помяловского) и недавно ушедший XX-й. Первым из чтецов Юрий Голышев обратился к произведениям таких писателей, как В. Быков, (сольная программа «Военные рассказы»), В. Высоцкий (сольная программа «Поэт В. Высоцкий»), А. Солженицын (композиция «Один день… Александра Исаевича» и его же биография в программе «Бодался теленок с дубом»). Особая любовь артиста – творчество Сергея Есенина. В его есенинской программе – стихи, проза, статьи, письма, автобиографии поэта. «Шестидесятник» Юрий Голышев не смог обойти вниманием и литературу «оттепели». Произведения лучших прозаиков этого времени – Ю. Казакова, В. Аксенова, В. Распутина – нашли отражение в программе «Перекрестки судьбы».
Юрий Голышев является
руководителем телевизионных проектов «Воспитание чувств» и «Чтение вслух».
Автор пьес «Леонардо да Винчи ХХ века» (об А. П. Чижевском) и
«Никколо Макиавелли», киносценария «Райские яблоки». Является одним из создателей и художественным
руководителем Мелиховского театра «Чеховская студия». В его репертуаре 11
спектаклей по рассказам и повестям А. Чехова, Ф. Достоевского, И. Бунина, С.
Довлатова.
Постановки осуществляются на
открытом воздухе, в каждой присутствует много новаторских режиссерских находок.
В основе спектаклей – тексты великого писателя.
С 2011 по 2013 гг. по гастрольному проекту Министерства культуры Юрий Голышев с большим успехом выступал за рубежом (Австрия, Словения) и в странах СНГ – Армении, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Украине, Узбекистане.
Юрий Дубов родился в 1948
году. В 1970 году окончил Высшее театральное училище имени Щукина при
Государственном академическом театре имени Е. Б. Вахтангова. Тогда же он был
приглашен в труппу Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя, где
проработал 14 лет, сыграв более 20 ролей.
Творческое общение с такими замечательными актерами, как Борис Чирков, Игорь Смысловский, Эмиль Мильтон, Людмила Геника, Светлана Брагарник стало превосходной школой для молодого артиста.
Параллельно с работой в театре Юрий Дубов начал сотрудничать с Москонцертом в качестве артиста-чтеца, где в дальнейшем стал одним из ведущих мастеров художественного слова.
В Московскую государственную академическую филармонию Ю. Л. Дубов пришел в 1989 году. Уже первые сольные программы артиста «Тайны Ивана Крылова» и «Каменный цветок» П. Бажова обратили на себя внимание слушателей.
Юрию Дубову присуще замечательное обаяние рассказчика. В чтении он великолепно осваивает литературный текст, становясь как бы вторым автором, волнуя воображение слушателей яркостью и разнообразием своих внутренних видений.
За годы работы в филармонии артист подготовил около 20 сольных программ. Наибольшего успеха он добился в исполнении русской классической прозы. Его программы «Повести Белкина» Александра Пушкина, «Не стоит град без трех праведных» Николая Лескова, «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, «Шинель» и «Портрет» Николая Гоголя по праву входят в золотой фонд репертуара Литературной дирекции. Блестящим артистом-аналитиком показал себя Ю. Л. Дубов в композиции «Слово о полку Игореве». В последнее время его привлекает российская литература ХХ века: он сделал программы по произведениям Е. Замятина, Г. Владимова, В. Некрасова. Режиссером большинства программ Ю. Л. Дубова является народная артистка РФ, профессор Антонина Кузнецова.
С 2004 года Юрий Дубов преподает в Щукинском театральном училище на кафедре сценической речи. В Московской филармонии Юрий Дубов является режиссером литературных программ для молодых артистов.
Юрий Дубов удостоен звания «Заслуженный
артист России».
Павел Любимцев родился 19 июля 1957 года в Москве, в семье известных пианистов, профессоров Института имени Гнесиных (отец — Е. Я. Либерман, мать — Б. Л. Кременштейн). В 1974 году поступил в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова, на курс профессора А. Г. Бурова. Среди его учителей — А. А. Казанская, А. А. Калягин, В. А. Этуш.
По окончании Щукинского училища П. Любимцев в течение 1978-1982 гг. работал в Ленинградском Академическом театре комедии, главным режиссером которого в то время был Петр Фоменко (именно он предложил актеру взять псевдоним «Любимцев»).
Особую роль в творческой судьбе П. Любимцева сыграл его педагог по художественному слову, народный артист России Я. М. Смоленский, который привил начинающему актеру любовь к чтецкому жанру, а впоследствии привлек его к работе в литературно-чтецком отделе Московской государственной академической филармонии.
За годы работы в филармонии Павел Любимцев подготовил десятки сольных программ по произведениям А. С. Пушкина, М. Булгакова, О. Уайльда, Э. По, П. Ершова, К. Паустовского, И. Андроникова, В. Лакшина и др. Много и увлеченно артист работает для детско-юношеской аудитории, участвует в литературно-музыкальных абонементах Московской филармонии: «Забавный профессор» и «Сказки с оркестром».
Широкому кругу зрителей П. Любимцев известен, прежде сего, как блистательный рассказчик, автор и телеведущий популярных программ: «Путешествие натуралиста» (программа дважды удостоена премии «ТЭФИ»), «Старая афиша», «Городское путешествие», «Хочу знать», «Тайное становится явным». На основе передач были выпущены книги «Путешествия натуралиста» (в 2 томах) и «Москва с Павлом Любимцевым» (в 3 томах). П. Любимцевым также написаны «Очерки истории чтецкого искусства» и воспоминания «Путешествие по собственной жизни».
П. Любимцев продолжает выступать на театральной сцене и снимается в кино. Среди последних по времени работ — роли в фильмах «Апофегей», «Черта», «Счастье — это...», «Осколки хрустальной туфельки». Он играет в спектаклях «Мадемуазель Нитуш» Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова (роль Директора Оперетты), «Вишневый сад» компании «LA’ Театр» (роль Симеонова-Пищика), «Принцесса цирка» Московского театра мюзикла (роль Пеликана).
С 1991 года Павел Евгеньевич преподает в Щукинском училище на кафедре актерского мастерства (с 2005 — заведующий кафедрой, с 2007 — профессор). За эти годы он поставил многие дипломные спектакли. Он является режиссером-постановщиком спектаклей «Ночь ошибок» по О. Голдсмиту в Московском академическом театре Сатиры и «Ханума» А. Цагарели в Кабардинском Государственном драматическом театре имени А. Шогенцукова. Основатель и руководитель Театра-студии «Белый шар» (2014).
Павел Любимцев – лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов имени Н. В. Гоголя и имени А. С. Пушкина. Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры.
Владимир Завьялов родился в 1951 году. В 1972 году окончил Свердловское театральное училище. Затем работал в Казанском и Ростовском театрах юного зрителя, Московском театре комедии. С 1986 года сотрудничает с Московской филармонией. В 1987 году стал лауреатом Всероссийского Пушкинского конкурса артистов-чтецов.
В репертуаре артиста – программы «Сегодня бал у Сатаны...» (по произведениям Пушкина «Уединенный домик на Васильевском острове», «Монах» и др.), «Об этой муке и Христос говорил...» (по произведениям Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя»), «Заокеанские прохиндеи» (по рассказам «Фараон и Хорал», «Трест, который лопнул» О. Генри, «Бездонная могила» А. Бирса, «Как выводить кур» М. Твена), а также сказы Павла Бажова и «Сказки для детей с родителями» Людмилы Петрушевской – для детской аудитории.
Владимир Завьялов ежегодно выступает в абонементных концертах Камерного зала филармонии.