Путешествие второе: «Здравствуй, Андерсен!» (рождение спектакля) : Московская государственная академическая филармония

    Путешествие второе:
    «Здравствуй, Андерсен!»
    (рождение спектакля)

    13 декабря 2015

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Илзе Лиепа (художественное слово)
    Алексей Левшин (художественное слово)
    Симфонический оркестр радио «Орфей» Российского государственного музыкального телерадиоцентра
    Дирижёр – Денис Кирпанёв

    Хореограф – Екатерина Фомичева

    В концертах принимают участие
    студенты Красногорского хореографического училища под руководством Людмилы Прудниковой и учащиеся Красногорской специализированной хореографической школы «Вдохновение» под руководством Владимира Догудовского 

    Режиссёр – Сергей Янковский

    В программе:

    Путешествие второе: «Здравствуй, Андерсен!» (рождение спектакля)

    Спектакль по сказкам
    «Стойкий оловянный солдатик»,
    «Пастушка и Трубочист», «Голый король»,
    «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена
    с музыкой Грига

    0+

    Абонемент №137:

    Театральные сказки Илзе Лиепа

    Илзе Лиепа

    Делая свои первые шаги в театре, я часто ловила себя на мысли, что мне необходимо освобождаться от некоего творческого заряда, который, если ему не дать выхода, может просто разорвать меня изнутри. Творчество мне необходимо как вода. (Илзе Лиепа).

    Илзе Лиепа – блистательная русская балерина, красивая женщина и счастливая мама. Человек, живущий в гармонии с собой и окружающим миром. Редкий трудоголик, дышащий искусством балета, полный творческих идей, радующий всех вокруг своим талантом. Иначе и быть не могло, ведь Илзе, родившаяся в Москве в семье драматической актрисы Маргариты Жигуновой и известнейшего танцовщика Мариса Лиепы, с самых ранних лет видела то, как работают на сцене её родители. Поразительная преданность профессии, унаследованная от них, феноменальная работоспособность, талант, одержимость, упрямое желание всячески расширить театральный репертуар побуждают Илзе пробовать, искать, не останавливаться на достигнутом. Именно поэтому ей так часто сопутствует успех.

    После окончания Московского академического хореографического училища (класс Наталии Золотовой) Илзе взяли в труппу Большого театра. В 1991 году Илзе Лиепа окончила педагогическое отделение ГИТИСа. В начале своей карьеры балерина исполняла характерные танцы в операх «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Млада», «Травиата». Успешный балетный дебют Илзе в партии Мерседес («Дон Кихоте») состоялся во время гастролей Большого театра в Кишинёве. 4 декабря 1989 года на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского состоялся ее первый творческий вечер, в котором Илзе танцевала семь хореографических номеров и балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М.Вебера (в дуэте с братом Андрисом Лиепой). В течение следующего года балерина подготовила еще два своих творческих вечера с новой программой (режиссер А.Чижова). С тех пор практически ежегодные «бенефисы» балерины на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского или Театра оперетты уже стали некой доброй традицией в балетной жизни Москвы. На одном из своих творческих вечеров Илзе станцевала «Кармен-сюиту» Ж.Бизе–Р.Щедрина в постановке Альберто Алонсо, став первой русской балериной, решившейся выступить в партии Кармен после Майи Плисецкой.

    Балерина много выступает в России и за рубежом с сольными и концертными программами, исполняя как классический, так и современный репертуар: «Лебедь», «Видение розы», «Шехерезада», «Мадам Бовари», в номерах, поставленных К.Голейзовским и Л.Якобсоном. Специально для неё сочинены хореографические миниатюры балетмейстеров Д.Брянцева, Г.Алексидзе, Т.Сердюковой. Во многом неожиданной предстала Илзе Лиепа в образе старой Графини на мировой премьере балета Ролана Пети на музыку П.И.Чайковского «Пиковая дама» (2001). Гротескно-зловещая, фатально-безобразная, так не похожая на традиционные образы балетных красавиц она потрясла мировую публику своим блистательно-пронзительным исполнением.

    Многие зрители узнали Илзе еще и благодаря кино. Она снималась в художественных фильмах: «Блистающий мир» (1984), «Детство Бэмби» (1985), «Лермонтов» (1985), «Михайло Ломоносов» (1986), «Империя под ударом» (1999), «Самозванцы» (2001), «Люби меня» (2005). Балерина активно сотрудничает с драматическим театром, несколько ролей, исполненных ею, были удостоены наград: театральной премии «Хрустальная Турандот» (за роль Марии Стюарт в пьесе Л.Разумовской «Ваша сестра и пленница», режиссёр Владимир Иванов, Петербургское агентство «Театральный дом») и театральной премии «Чайка» (за роль Императрицы Екатерины в спектакле «Сон Императрицы», автор пьесы и режиссёр Андрей Максимов, Театр «Модерн»). В 2003 году Илзе стала обладателем национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете».

    С 1994 года является художественным руководителем ассоциации «Золотой век», а в настоящий момент – член правления Благотворительного Фонда имени Мариса Лиепы.

    В 1996 году удостоена звания «Заслуженная артистка России, в 2002 году – «Народная артистка России». В 2003 году Илзе Лиепа стала лауреатом Государственной премии России.

    Алексей Левшин

    Алексей Левшин родился в Петербурге в 1971 году. С раннего детства начал писать стихи и песни, в юношестве много выступал на литературных и музыкальных вечерах. Его песни исполнялись в спектаклях петербургских театров.

    В 1991 по приглашению Авиньонского университета уехал учиться во Францию, где прожил, практически безвыездно около 20 лет. Проучившись два года в Авиньоне, он за компанию с французскими друзьями едет в Париж и продолжает изучать литературу и театр уже в Сорбонне.

    Учеба во Франции еще острее укрепила любовь к русскому языку, к поэзии. В  1994 году в Петербурге выходит  в свет его поэтический сборник «Настежь», который сразу обратил на себя внимание литературной элиты. Во Франции  Алексей встречался с лучшими представителями русской эмиграции, такими, как А. Синявский, М. Влади, А. Шагинян, В. Лосская (специалист по М. Цветаевой) и другими.

      В1999 году Алексей создает первый русский независимый театр в Париже «Летний снег», где работают не только русские, но и французские и японские артисты. Театр дважды был приглашен в Петербург на фестиваль «Балтийский дом» со спектаклями «Место действия Москва» (инсценировка А. Левшина) и по его же рассказу «Сердце, где же ты?».

    Одновременно учась в докторантуре Института восточных языков в Париже, он много выступает с концертами авторской песни, которые в результате составили два авторских цикла-диска: «Окна высокие» и «Водяная тропа», вышедшие в Москве в 2003 году.

    Серьезно занимается прозой. В марте 2005 года Санкт-Петербургское издательство «Алетейя» выпустило сборник рассказов А. Левшина «За два дня до праздника».

    А. Левшин принимает активное участие в творческой жизни русской эмиграции в Европе. Его часто приглашают выступать с концертами по русским диаспорам Италии, Испании, Англии, Германии, Польши, и он по праву принадлежит к числу авторов Русского Зарубежья.

    Любовь к русскому языку и литературе вдохновила А. Левшина создать в Париже «Русскую школу творческого развития», где преподавание русского языка детям  осуществляется через обучение художественным дисциплинам: литературе, песням, танцам, музыке, прикладному искусству и т.д.

    По возвращении в Москву в 2010 году Алексей активно включился в культурную жизнь столицы. Начал преподавательскую деятельность (актерское мастерство, история романской литературы) на курсе игрового кино под руководством Владимира Мирзоева в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». Открыл в декабре 2011 года театрально-музыкальное объединение «Пестрый квадрат», куда вошли многие талантливые артисты, режиссеры, музыканты и драматурги, в том числе: А. Воронков, З. Хунгуреев. А. Хачатрян.

    Снимался в фильмах «Человек, который знал все», режиссер В..Мирзоев, «Борис Годунов», режиссер В. Мирзоев, сериале «Достоевский», режиссер В. Хотиненко и других, был участником различных российских фестивалей со спектаклями театра «Летний снег» по произведениям М. Булгакова и авторской прозе.

    А. Левшин пишет сценарии, инсценировки, пьесы. В ноябре 2011 года состоялась премьера его пьесы «Встреча за облаками» в рамках проекта «Открытая сцена».

    А. Левшин много выступает с концертами авторской песни в Москве и российских городах, готовит в настоящее время рок-программы «Как-то так» и «Дети Несмеяны».

    Симфонический оркестр радио «Орфей» Российского государственного музыкального телерадиоцентра

    Симфонический оркестр радио «Орфей», созданный в 1998 году, – единственный коллектив в России, который сочетает выступления на концертной эстраде с систематической творческой работой в музыкальном радиоэфире. Следуя лучшим традициям музыкальных коллективов радио, оркестр осуществляет популяризацию шедевров мировой классики, а также творчества современных авторов.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» участвует в международных фестивалях, выступает в сольных концертах выдающихся исполнителей. Среди них – Аскар Абдразаков, Мария Гаврилова, Мария Гулегина, Елена Заремба, Маквала Касрашвили, Владислав Пьявко, Зураб Соткилава, Марина Шутова и другие известные певцы.

    Коллектив тесно сотрудничает с Фондом Ирины Архиповой и арт-проектом «ТенорА XXI века».

    Прочные творческие контакты связывают оркестр с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения». В сезоне 2009–2010 гг. в исполнении этих коллективов прозвучали Реквием В. А. Моцарта (дирижер – Кристиан Лоренс) и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха (дирижер – Лев Конторович) в рамках XV Международного фестиваля «Радио ОРФЕЙ представляет…». В сезоне 2010–2011 гг. коллективы выступили в концерте, посвященном 300-летию со дня рождения Дж. Перголези в абонементе Московской филармонии в Концертном зале РАМ имени Гнесиных.

    Оркестр регулярно играет на лучших концертных площадках Москвы: в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Дома музыки, Государственном Кремлевском Дворце, Концертном зале РАМ имени Гнесиных. В этом году коллектив продолжает выступления на новой сцене Московской филармонии – концертном зале имени С. В. Рахманинова в «Филармонии-2» в Олимпийской деревне.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» принимал участие в Фестивале классической музыки в Царицыно, выступал на Международном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки в Большом зале консерватории. С 2008 года коллектив традиционно участвует в конкурсе молодых композиторов «Трибуна современной музыки», который проводится под эгидой «Юнеско».

    В числе ярких событий последних лет: выступление на открытии Крокус Сити Холл в концерте, посвященном памяти Муслима Магомаева (2009); участие в гала-концерте «Оперные страсти» на сцене Государственного Кремлевского Дворца в рамках празднования 20-летия радиостанции «Орфей» РГМЦ (2011); концерт с композитором Эннио Морриконе в Государственном Кремлевском Дворце (2011). Совместно с Фондом Ирины Архиповой в 2012 году были представлены концертные исполнения опер «Кармен» Ж. Бизе на сцене Дворца на Яузе и «Сельская честь» П. Масканьи в Большом зале консерватории.

    В сезоне 2014/15 оркестр принимал участие в проекте телеканала «Культура» «Большая опера», где выступал под управлением Фабио Мастранжело. Также в минувшем и текущем сезоне коллектив активно сотрудничает с «Кремлевским балетом», принимает участие в различных фестивалях театра.

    В ноябре 2015 года по заказу Европейского вещательного союза, объявившего сезон «Годом танца», Симфонический оркестр радио «Орфей» подготовил концертную программу «Вальсы русских композиторов», которую представил в Московском международном Доме музыки и в Большом зале консерватории. Запись программы транслировалась в странах Европейского вещательного союза.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» успешно гастролирует за рубежом. Его выступления проходили в Италии, Испании, Германии, Венгрии и других странах.

    Одна из самых значительных форм деятельности оркестра – участие в создании уникальной базы записей, выполненных на основе нотного материала библиотеки Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Эта библиотека создавалась с 20-х годов ХХ века и принадлежала Всесоюзному Радио. В ее фондах хранятся бесценные партитуры – многие в единственном, рукописном экземпляре. Записи Симфонического оркестра радио «Орфей» регулярно звучат не только в эфире радио «Орфей», но и на радиостанциях Европейского вещательного союза (EBU). В 2012 году EBU назвал запись Симфонического оркестра радио «Орфей» лучшей среди программ, посвященных 150-летию Клода Дебюсси.

    Концертные программы оркестра – «К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории» (русская симфоническая музыка), «К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова», к юбилеям К. Дебюсси и Э. Грига – были выпущены на презентационных дисках радио «Орфей». В рамках проекта радиостанции «Орфей» «Возрождаем наследие русских композиторов» в 2014–2015 гг. была осуществлена запись оперы «Рафаэль» А. Аренского, а также выпущен компакт-диск, включивший в себя никогда ранее не записанные произведения великого русского дирижера и композитора Н. С. Голованова.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» является постоянным участником абонементных циклов Московской филармонии. В рамках этих концертов были исполнены Симфония № 1 и «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера (цикл «По странам и континентам», автор и ведущая — Жанна Дозорцева), музыка Нино Роты, Эннио Морриконе, Франсиса Ле (абонемент «Музыка кино без границ») и многие другие произведения.

    Возглавляет симфонический оркестр радио «Орфей» яркий представитель молодого поколения российских дирижеров Сергей Кондрашев.

    Денис Кирпанёв

    Денис Кирпанёв – талантливый молодой дирижёр, активно выступающий с известными российскими коллективами, заслуженный артист России. 

    Родился в 1974 году в Смоленске. Окончил Областное музыкальное училище имени М. И. Глинки (1993), затем Российскую академию музыки имени Гнесиных (1998).

    По направлению Министерства культуры РФ Денис Кирпанёв стажировался в театре «Геликон-опера» у Владимира Понькина. Был хормейстером (1996–2001), главным хормейстером (2001–2012) и дирижёром театра. С «Геликон-оперой» гастролировал в России и более чем в 20 странах мира. 

    Музыкант участвовал в открытом прослушивании дирижёров в рамках программы Московской филармонии «Филармонический дебют» (2005). Успешно выступив с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, в 2006 году он был приглашён Юрием Симоновым на должность ассистента дирижёра оркестра. С этим коллективом Д. Кирпанёв выступал до 2011 года. Он также участвовал в международном мастер-классе профессора Ю. И. Симонова в Будапеште (2007). 

    Денис Кирпанёв был главным дирижёром Калининградского областного музыкального театра (2001–2007), художественным руководителем Симфонического оркестра Сургутской филармонии (2010–2014). 

    С 2014 года – дирижёр Симфонического оркестра радио «Орфей» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Он принимает участие во многих проектах РГМЦ, в частности, с 2015 года, – в проведении Конкурса молодых композиторов на радио «Орфей»; а также за пультом Симфонического оркестра радио «Орфей» участвует в постановках спектаклей театра «Кремлёвский балет». 

    Концертную деятельность музыкант сочетает с педагогической. Он был старшим преподавателем на факультете музыкального театра Российской академии театрального искусства (ГИТИС), музыкальным руководителем творческих мастерских факультета (2003–2011). С 2015 года Денис Кирпанёв руководит Молодёжным симфоническим оркестром Жуковской детской школы искусств № 1.