Путешествие второе: «Здравствуй, Андерсен!» (рождение спектакля) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Путешествие второе:
    «Здравствуй, Андерсен!»
    (рождение спектакля)

    13 декабря 2015

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Илзе Лиепа (художественное слово)
    Алексей Левшин (художественное слово)
    Симфонический оркестр радио «Орфей» Российского государственного музыкального телерадиоцентра
    Денис Кирпанёв, дирижёр

    Хореограф – Екатерина Фомичева

    В концертах принимают участие
    студенты Красногорского хореографического училища под руководством Людмилы Прудниковой и учащиеся Красногорской специализированной хореографической школы «Вдохновение» под руководством Владимира Догудовского 

    Режиссёр – Сергей Янковский

    В программе:

    Путешествие второе: «Здравствуй, Андерсен!» (рождение спектакля)

    Спектакль по сказкам
    «Стойкий оловянный солдатик»,
    «Пастушка и Трубочист», «Голый король»,
    «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена
    с музыкой Грига

    0+

    Абонемент №137:

    Театральные сказки Илзе Лиепа

    Илзе Лиепа

    Делая свои первые шаги в театре, я часто ловила себя на мысли, что мне необходимо освобождаться от некоего творческого заряда, который, если ему не дать выхода, может просто разорвать меня изнутри. Творчество мне необходимо как вода. (Илзе Лиепа).

    Илзе Лиепа – блистательная русская балерина, красивая женщина и счастливая мама. Человек, живущий в гармонии с собой и окружающим миром. Редкий трудоголик, дышащий искусством балета, полный творческих идей, радующий всех вокруг своим талантом. Иначе и быть не могло, ведь Илзе, родившаяся в Москве в семье драматической актрисы Маргариты Жигуновой и известнейшего танцовщика Мариса Лиепы, с самых ранних лет видела то, как работают на сцене её родители. Поразительная преданность профессии, унаследованная от них, феноменальная работоспособность, талант, одержимость, упрямое желание всячески расширить театральный репертуар побуждают Илзе пробовать, искать, не останавливаться на достигнутом. Именно поэтому ей так часто сопутствует успех.

    После окончания Московского академического хореографического училища (класс Наталии Золотовой) Илзе взяли в труппу Большого театра. В 1991 году Илзе Лиепа окончила педагогическое отделение ГИТИСа. В начале своей карьеры балерина исполняла характерные танцы в операх «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Млада», «Травиата». Успешный балетный дебют Илзе в партии Мерседес («Дон Кихоте») состоялся во время гастролей Большого театра в Кишинёве. 4 декабря 1989 года на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского состоялся ее первый творческий вечер, в котором Илзе танцевала семь хореографических номеров и балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М.Вебера (в дуэте с братом Андрисом Лиепой). В течение следующего года балерина подготовила еще два своих творческих вечера с новой программой (режиссер А.Чижова). С тех пор практически ежегодные «бенефисы» балерины на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского или Театра оперетты уже стали некой доброй традицией в балетной жизни Москвы. На одном из своих творческих вечеров Илзе станцевала «Кармен-сюиту» Ж.Бизе–Р.Щедрина в постановке Альберто Алонсо, став первой русской балериной, решившейся выступить в партии Кармен после Майи Плисецкой.

    Балерина много выступает в России и за рубежом с сольными и концертными программами, исполняя как классический, так и современный репертуар: «Лебедь», «Видение розы», «Шехерезада», «Мадам Бовари», в номерах, поставленных К.Голейзовским и Л.Якобсоном. Специально для неё сочинены хореографические миниатюры балетмейстеров Д.Брянцева, Г.Алексидзе, Т.Сердюковой. Во многом неожиданной предстала Илзе Лиепа в образе старой Графини на мировой премьере балета Ролана Пети на музыку П.И.Чайковского «Пиковая дама» (2001). Гротескно-зловещая, фатально-безобразная, так не похожая на традиционные образы балетных красавиц она потрясла мировую публику своим блистательно-пронзительным исполнением.

    Многие зрители узнали Илзе еще и благодаря кино. Она снималась в художественных фильмах: «Блистающий мир» (1984), «Детство Бэмби» (1985), «Лермонтов» (1985), «Михайло Ломоносов» (1986), «Империя под ударом» (1999), «Самозванцы» (2001), «Люби меня» (2005). Балерина активно сотрудничает с драматическим театром, несколько ролей, исполненных ею, были удостоены наград: театральной премии «Хрустальная Турандот» (за роль Марии Стюарт в пьесе Л.Разумовской «Ваша сестра и пленница», режиссёр Владимир Иванов, Петербургское агентство «Театральный дом») и театральной премии «Чайка» (за роль Императрицы Екатерины в спектакле «Сон Императрицы», автор пьесы и режиссёр Андрей Максимов, Театр «Модерн»). В 2003 году Илзе стала обладателем национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете».

    С 1994 года является художественным руководителем ассоциации «Золотой век», а в настоящий момент – член правления Благотворительного Фонда имени Мариса Лиепы.

    В 1996 году удостоена звания «Заслуженная артистка России, в 2002 году – «Народная артистка России». В 2003 году Илзе Лиепа стала лауреатом Государственной премии России.

    Алексей Левшин

    Алексей Левшин родился в Петербурге в 1971 году. С раннего детства начал писать стихи и песни, в юношестве много выступал на литературных и музыкальных вечерах. Его песни исполнялись в спектаклях петербургских театров.

    В 1991 по приглашению Авиньонского университета уехал учиться во Францию, где прожил, практически безвыездно около 20 лет. Проучившись два года в Авиньоне, он за компанию с французскими друзьями едет в Париж и продолжает изучать литературу и театр уже в Сорбонне.

    Учеба во Франции еще острее укрепила любовь к русскому языку, к поэзии. В  1994 году в Петербурге выходит  в свет его поэтический сборник «Настежь», который сразу обратил на себя внимание литературной элиты. Во Франции  Алексей встречался с лучшими представителями русской эмиграции, такими, как А. Синявский, М. Влади, А. Шагинян, В. Лосская (специалист по М. Цветаевой) и другими.

      В1999 году Алексей создает первый русский независимый театр в Париже «Летний снег», где работают не только русские, но и французские и японские артисты. Театр дважды был приглашен в Петербург на фестиваль «Балтийский дом» со спектаклями «Место действия Москва» (инсценировка А. Левшина) и по его же рассказу «Сердце, где же ты?».

    Одновременно учась в докторантуре Института восточных языков в Париже, он много выступает с концертами авторской песни, которые в результате составили два авторских цикла-диска: «Окна высокие» и «Водяная тропа», вышедшие в Москве в 2003 году.

    Серьезно занимается прозой. В марте 2005 года Санкт-Петербургское издательство «Алетейя» выпустило сборник рассказов А. Левшина «За два дня до праздника».

    А. Левшин принимает активное участие в творческой жизни русской эмиграции в Европе. Его часто приглашают выступать с концертами по русским диаспорам Италии, Испании, Англии, Германии, Польши, и он по праву принадлежит к числу авторов Русского Зарубежья.

    Любовь к русскому языку и литературе вдохновила А. Левшина создать в Париже «Русскую школу творческого развития», где преподавание русского языка детям  осуществляется через обучение художественным дисциплинам: литературе, песням, танцам, музыке, прикладному искусству и т.д.

    По возвращении в Москву в 2010 году Алексей активно включился в культурную жизнь столицы. Начал преподавательскую деятельность (актерское мастерство, история романской литературы) на курсе игрового кино под руководством Владимира Мирзоева в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». Открыл в декабре 2011 года театрально-музыкальное объединение «Пестрый квадрат», куда вошли многие талантливые артисты, режиссеры, музыканты и драматурги, в том числе: А. Воронков, З. Хунгуреев. А. Хачатрян.

    Снимался в фильмах «Человек, который знал все», режиссер В..Мирзоев, «Борис Годунов», режиссер В. Мирзоев, сериале «Достоевский», режиссер В. Хотиненко и других, был участником различных российских фестивалей со спектаклями театра «Летний снег» по произведениям М. Булгакова и авторской прозе.

    А. Левшин пишет сценарии, инсценировки, пьесы. В ноябре 2011 года состоялась премьера его пьесы «Встреча за облаками» в рамках проекта «Открытая сцена».

    А. Левшин много выступает с концертами авторской песни в Москве и российских городах, готовит в настоящее время рок-программы «Как-то так» и «Дети Несмеяны».

    Симфонический оркестр радио «Орфей» Российского государственного музыкального телерадиоцентра

    Симфонический оркестр радио «Орфей» был основан в 1998 году. Коллектив успешно совмещает концертную и музыкально-театральную деятельность с работой в студии, где записывает музыку для радио-, теле- и интернет-трансляций. 

    Оркестр – многолетний партнер театра «Кремлевский балет», принимает участие в абонементах Московской филармонии, выступает на лучших площадках Москвы: в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертном зале имени С. В. Рахманинова («Филармония-2»), Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Государственном Кремлевском дворце и Большом зале МКЗ «Зарядье». Участвовал в конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки и телепроекте «Большая опера» на канале «Россия-Культура».

    Следуя традиции музыкальных коллективов радио, оркестр не только популяризирует шедевры мировой классики, но и знакомит слушателей с новой и редко исполняемой академической музыкой. С 2014 года оркестр осуществляет мультимедийный проект «Возрождаем наследие русских композиторов», в рамках которого восстанавливается и записывается забытая музыка русских и советских авторов – Антона Рубинштейна, Антона Аренского, Анатолия Лядова, Николая Голованова, Александра Мосолова, Леонида Половинкина. Коллектив является постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». На протяжении многих лет принимает участие во Всероссийском конкурсе молодых композиторов, сочинения которых в записи оркестра радио «Орфей» были представлены на международном форуме International Rostrum of Composers, проводимом Международным музыкальным советом под эгидой ЮНЕСКО. 

    Записи оркестра постоянно звучат в эфире «Орфея» и других радиостанций классической музыки по всему миру. В дискографии коллектива – альбомы «Избранные страницы мировой классики», «Эдвард Григ. Сочинения для оркестра», «К 200-летию Михаила Лермонтова», «Русская музыкальная коллекция» и другие. В 2012 году Европейский вещательный союз (EBU) назвал запись оркестра радио «Орфей» лучшей среди программ, посвященных 150-летию со дня рождения Клода Дебюсси. 

    Оркестр успешно гастролирует за рубежом – в Италии, Испании, Германии, Венгрии, Омане. С коллективом сотрудничали звезды мировой сцены – Зураб Соткилава, Владислав Пьявко, Маквала Касрашвили, Мария Гулегина, Елена Заремба, Аскар Абдразаков, Эннио Морриконе, Анатолий Кролл, участники арт-проекта «ТенорА XXI века» и многие другие.

    Денис Кирпанёв

    Денис Кирпанёв родился в 1974 году в Смоленске. Окончил Смоленское областное музыкальное училище имени М. И. Глинки (1993) и Российскую академию музыки имени Гнесиных (1998). Участник международного дирижерского мастер-класса профессора Юрия Симонова в Будапеште (2007).

    Стажировался в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» у Владимира Понькина. Был хормейстером (1996–2001), главным хормейстером и дирижером (2001–2012) театра. Гастролировал с труппой «Геликона» во многих городах России и более чем в 20 странах мира.

    В 2001–2007 гг. – главный дирижер Калининградского областного музыкального театра. В 2006–2011 гг. – дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. В 2010–2014 гг. – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Сургутской филармонии.

    С 2014 года – дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Принимал участие во многих проектах РГМЦ, в том числе в проведении конкурса молодых композиторов с трансляциями в программе радио «Орфей» «Через Черни к звездам» (2015–2018). С 2015 года с оркестром радио «Орфей» участвует в спектаклях театра «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском дворце, дирижирует постановками Международного фестиваля балета в Кремле и летних «Кремлевских сезонов» в ГКД. С 2023 года – автор рубрики радио «Орфей» (цикла передач) «Музыкальные истории Дядюшки Дениса для самых маленьких и не только».

    Как приглашенный дирижер сотрудничал с известными российскими коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, оркестры Саратовской, Нижегородской и Карельской филармоний и Краснодарский музыкальный театр «Премьера».

    Преподавал на факультете музыкального театра Российской академии театрального искусства (ГИТИС), был музыкальным руководителем творческих мастерских (2003–2011). В 2015–2023 гг. руководил Молодежным симфоническим оркестром Жуковской детской школы искусств № 1. С 2023 года – руководитель симфонического оркестра Московского областного музыкального колледжа имени С. С. Прокофьева.

    Удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».