Вива, Италия

    14 февраля 2015

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Боккерини
    Вивальди
    Верди
    Мендельсон
    Сарасате
    Леонкавалло
    Паганини
    Гаврилин

    Ш. Берио

    Василенко

    Гастальдони

    Тости

    Популярные итальянские и неаполитанские песни
    и арии из опер итальянских композиторов,
    инструментальная музыка для оркестра
    и солистов с оркестром

    6+

    Абонемент №82:

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н.Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании

    Ровесник Великой Победы, Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова  в 2015 году  отмечает 70 лет со дня основания.

    В декабре 1945 года группа музыкантов-фронтовиков во главе с Петром Ивановичем Алексеевым, талантливым музыкантом, известным дирижером и  общественным деятелем, получила задание в короткий срок создать коллектив, основной деятельностью которого  являлась бы работа в радиоэфире. С этого момента (официально — с 26 декабря 1945 года) и началась замечательная история оркестра русских народных инструментов Радиокомитета СССР, ныне — Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании, оркестра, который носит имя прекрасного музыканта и выдающегося дирижера Николая Некрасова.

    Создатели коллектива понимали, что оркестр русских народных инструментов Радио  — это  оркестр, который  будут слушать миллионы  людей по всей нашей необъятной Родине, и поэтому его звучание должно быть не только своеобразным эталоном для всех оркестров, работающих в этом жанре, но и во многом определять художественный уровень музыкального радиовещания как в нашей стране, так и за ее пределами.

    Прошло совсем немного времени, и  оркестр Всесоюзного радио показал себя как коллектив с большим творческим потенциалом: были подготовлены  интересные разнообразные программы, постепенно расширялся репертуар, в который, помимо обработок русских народных песен вошли  переложения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. В адрес музыкальной редакции приходило множество писем, где выражались признательность и благодарность за русское искусство, которое пропагандировал оркестр.

    Мастерство коллектива отшлифовывалось многочасовой студийной работой; каждодневная работа у микрофона — вот залог того уникального звучания, которым и сейчас отличается Академический оркестр ВГТРК.

    С оркестром всегда работали потрясающие музыканты — дирижеры, певцы, инструменталисты, являвшие собой гордость отечественного музыкального искусства. Каждый из них оставил в оркестре частичку своей души и мастерства.

    С 1951 по 1956 гг. оркестром руководил В. С. Смирнов — талантливый и разносторонний музыкант, который все свои усилия направил на привлечение к сотрудничеству таких мастеров, как  А. Гаук, Н. Аносов, Г. Рождественский, Г. Столяров, М. Жуков, Г. Дониях, Д. Осипов, И. Гуляев, С. Колобков. Каждый из них подготовил и провел несколько программ в прямом эфире. В оркестр Радио стали приносить свои сочинения профессиональные композиторы: С. Василенко, В. Шебалин, Г. Фрид, П. Куликов, а впоследствии — Ю. Шишаков, А. Пахмутова и многие другие.

    С 1957 по 1959 гг. художественным руководителем коллектива являлся Н. С. Речменский — известный в то время композитор и фольклорист. При нем с оркестром в течение двух лет работали несколько дирижеров: Георгий Даниях — худрук оркестра русских народных инструментов им. В. В. Андреева из Ленинграда, Иван Гуляев — руководитель Новосибирского оркестра русских народных инструментов, входящего в то время (так же, как и оркестр им. В. В. Андреева) в систему Всесоюзного радио, Дмитрий Осипов, являвшийся на тот момент руководителем Госоркестра им. Н. П. Осипова.

    В 1959 году во главе оркестра стал вдохновенный музыкант, талантливый дирижер Владимир Иванович Федосеев. Предметом особого внимания нового художественного руководителя и главного дирижера стало качество  звука, баланс звучания групп. И результат был удивительный: все группы зазвучали слитно, стройно, красиво, у оркестра появился свой индивидуальный и неповторимый почерк. С приходом В. И. Федосеева активизировалась концертная деятельность коллектива.  Перед ним открылись лучшие залы столицы: Большой зал Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Кремлевский дворец, Колонный зал Дома Союзов, который на многие годы стал излюбленным местом встреч оркестра со своими слушателями.

    Активизировалась творческая деятельность и в других направлениях: записи на Радио и телевидении, участие в радио- и телепрограммах,  гастроли по стране. Благодаря начавшимся зарубежным поездкам, оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения узнали и полюбили слушатели Германии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Испании и Португалии.

    В. И. Федосеев и его оркестр были всегда очень чуткими аккомпаниаторами, чем привлекали к себе внимание самых известных певцов того времени, таких как И. Скобцов, Д. Гнатюк, В. Норейка, В. Левко, Б. Штоколов, Н. Кондратюк, И. Архипова. Особой страницей в творческой жизни оркестра стали концерты с С. Я. Лемешевым.

    В 1973 году оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения за большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны был удостоен почетного звания «Академический». В том же году В. И. Федосеев принял предложение руководства Всесоюзного радио и Центрального телевидения возглавить Большой симфонический оркестр ВР и ЦТ.

    Осенью 1973 года в оркестр русских народных инструментов Всесоюзного Радио и Центрального телевидения, по приглашению В. И. Федосеева, пришел  Николай Николаевич Некрасов, который к тому времени уже был дирижером коллективов, широко известных в нашей стране и во всем мире – это оркестр Хора имени Пятницкого и оркестр Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева. С приходом Н. Н. Некрасова началась новая глава в истории коллектива.

    Н. Н. Некрасов получил в свои руки сверкающий всеми красками  «великолепно отшлифованный бриллиант» — именно так отзывался об оркестре широко известный в то время американский музыкальный критик Карл Нидарт,  и  крайне непростой задачей нового худрука  было сохранить и приумножить это богатство. Весь свой опыт, силы и знания маэстро отдал новой работе. Решающее значение  приобретают высокий профессионализм и мастерство музыкантов оркестра. Это позволило с успехом воплощать самые сложные исполнительские задачи.

    Особой популярностью пользовались выступления коллектива в Колонном Зале Дома Союзов, который был в то время одной из площадок Гостелерадио СССР. Великолепная акустика и восхитительной красоты убранство этого зала, а также участие  выдающихся мастеров вокала с мировой известностью делали эти концерты поистине незабываемыми, своего рода «историческими». С оркестром выступали настоящие звезды: И. Архипова, Е. Образцова, Т. Синявская, Р. Бобринева, А. Эйзен, В. Пьявко, Е. Нестеренко, В. Норейка, Л. Сметанников, З. Соткилава, А. Днишев. Благодаря трансляции этих концертов на Центральном Телевидении и Всесоюзном Радио, каждый из них становился заметным музыкальным событием не только Москвы, но и всей страны.

    Профессиональное мастерство, творческий настрой коллектива всегда привлекали к нему внимание композиторов, многие сочинения которых начали свою жизнь и стали классикой жанра в оркестре Радио. Н. Н. Некрасов и оркестр дали «путевку в жизнь» и помогли становлению многих композиторов, среди которых В. Кикта, А. Курченко, Е. Дербенко, В. Беляев, И. Красильников. С благодарностью они посвящали свои произведения их первому исполнителю — Маэстро Н. Н. Некрасову. Таким образом, оркестр пополнял свой репертуар талантливо и профессионально написанными оригинальными сочинениями. В «золотой» репертуарный фонд  вошли также аранжировки, инструментовки, обработки и переложения, сделанные талантливыми музыкантами оркестра. Невозможно подсчитать, сколько часов, дней и ночей утомительной работы, сколько душевных сил и здоровья отдано этими бескорыстными тружениками на благо процветания любимого коллектива. Все они, бесспорно, своим трудом заслужили большой почет  и уважение, это — Александр Балашов, Виктор Шуяков, Игорь Тонин, Игорь Скосырев, Николай Кузнецов, Виктор Калинский, Андрей Шлячков.

    Маэстро Н. Н. Некрасову удалось не только сохранить, но и приумножить славу Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК, и благодарные почитатели, музыканты, все, кто так или иначе связан с коллективом, стали называть его «некрасовским». После ухода Маэстро из жизни 21 марта 2012 года, приказом Генерального директора ВГТРК Олега Борисовича Добродеева в память о замечательном музыканте оркестру было присвоено его имя.

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании сегодня — это творческий союз музыкантов-профессионалов, людей искренне любящих свой коллектив, переживающих за него, и бесконечно преданных общему делу, настоящих энтузиастов. За пульт этого прославленного оркестра встал ученик Маэстро Н. Н. Некрасова, его последователь — Андрей Владимирович Шлячков, который не только продолжает лучшие традиции, но и постоянно находится в творческом поиске.

    Оркестр принимает постоянное участие в телевизионном проекте телеканала «Культура» — «Романтика  романса», различных фестивалях: имени Н. Н. Калинина в Волгограде, «Белые ночи» в Перми, Международном фестивале современной музыки «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Музыка России», принял участие в открытии Года Культуры 2014 в России, провел несколько авторских вечеров современных композиторов, которые пишут музыку для оркестра русских народных инструментов. В планах оркестра — создание новых программ, записей передач на Радио, проведение просветительской работы среди детей и молодежи, запись и выпуск нескольких новых CD и DVD дисков, участие в различных фестивалях и благотворительных мероприятиях.

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании — уникальное явление многогранной Российской культуры. В нем живет память поколений, сохраняются и развиваются лучшие традиции, и что особенно радует — в коллектив приходит талантливая и восприимчивая молодежь, которой эти традиции предстоит нести дальше.

    Пресс-служба оркестра

    Андрей Шлячков

    Андрей Шлячков — дирижер Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании. 

    Одним из первых творческих достижений Андрея Шлячкова стала победа на Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инструментах «Кубок Урала» в Магнитогорске (1986), где он, ещё будучи студентом Нижне-Тагильского музыкального училища, стал Лауреатом I премии и обладателем Гран-при.

    Выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных (1995); его наставниками были профессора: Н. Н. Некрасов (дирижирование, ассистентура-стажировка), П. И. Нечепоренко (балалайка) и Ю. Н. Шишаков (инструментовка). В 2011—2013 гг. стажировался на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории в классе профессора Владимира Александровича Понькина, у которого он получил прекрасную дирижерскую школу и который оказал большое влияние на формирование его творческой личности. Работает в Академическом оркестре русских народных инструментов ВГТРК — с 1994 года, сначала как артист оркестра, а с 2010 года — как дирижер. 

    Андрей Шлячков сотрудничает с современными композиторами, которые пишут музыку специально для оркестра русских народных инструментов, в том числе и для АОРНИ, такими, как: А. Ларин, И. Красильников, В. Панин, В. Беляев, Ю. Наймушин, В. Пешняк, Г. Зайцев, Н. Хондо, А. На Юн Кин, А. Курченко и другими. Выступает в лучших концертных залах: Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Е. Ф. Светланова и Камерном зале Московского международного Дома Музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертном зале имени Сергея Рахманинова («Филармония-2»), Варшавском Конгресс-холле и др. В 2012—2013 гг. с большим успехом прошли выступления дирижера и Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании в гастрольной поездке по городам Польши, Чехии и Словакии. Подготовил и осуществил совместно с АОРНИ запись целого ряда программ для проекта «Романтика романса» на ГТРК «Культура». 

    В мае 2015 года Андрей Шлячков успешно дебютировал в качесте оперного дирижера в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, с оперой Ж. Бизе «Кармен». А с сентября 2015 года является дирижером ММТ «Геликон-опера». В репертуаре дирижёра оперы: Ж. Бизе «Кармен», Ф. Пуленк «Диалоги кармелиток», Н. А. Римский-Корсаков «Садко», П. И. Чайковский «Евгений Онегин», Д. Ф. Тухманов «Царица», В. А. Моцарт «Мнимая садовница», Р. Леонкавалло «Паяцы», Дж. Верди «Трубадур». 

    За творческие успехи Андрей Шлячков награжден медалью Международного Союза Музыкальных Деятелей (2006) и отмечен благодарностью министра связи и массовых коммуникаций «За большой вклад в отечественную культуру, многолетний плодотворный труд» (2010).

    Павел Седов

    Павел Седов (р. 1976)окончил Московскую консерваторию (1998) и аспирантуру (2001) в классе выдающегося отечественного музыканта Виктора Третьякова. Первоначальное музыкальное образование получил у педагога Н. К. Боярской в школе и училище при Консерватории.  В юные годы выступал на сцене Малого зала консерватории, был одним из первых стипендиатов и лауреатов программы «Новые имена», участвовал в зарубежных концертах. В 1991 году стал лауреатом  Международного конкурса молодых скрипачей Иегуди Менухина, а затем, по личному приглашению маэстро стажировался под его руководством в Великобритании. 

    Музыкант ведет обширную гастрольно-концертную деятельность. Он побывал в Англии, Бельгии, Болгарии, Италии, Израиле, Индонезии, Кувейте, Пoльшe, Румынии, Турции, Фрaнции, Южной Корее. Сотрудничает с Международным союзом музыкальных деятелей и Фондом Ирины Архиповой. Постоянный участник ежегодного музыкального фестиваля «Шереметевские сезоны» в музее-усадьбе Останкино, где выступает с эксклюзивными тематическими программами в жанре «инструментального театра». Неоднократно выступал в правительственных концертах и мероприятиях (концерт в Кремлевском дворце к 45-летию ООН, фестиваль «Из России в Индонезию с любовью», приуроченный к государственному визиту в Индонезию Президента РФ В. В. Путина, концерт по случаю  открытия Консульства Российской Федерации на о. Бали и т.д.)

    Павел Седов является первым исполнителем в России Скрипичного концерта «Пророки»  М. Кастельнуово-Тедеско. Это произведение он сыграл в Казани (дирижер Фуат Мансуров), в концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге (дирижер Фабио Мастранжело). В 2014 году  исполнил его в Москве на новой сцене ГАБТ с оркестром Большого театра (дирижер — Михаил Юровский).

    Скрипач имеет записи на радио, телевидении и дисках фирмы «Мелодия». С 2003 года преподает в Московской консерватории.

    Наряду с исполнительской деятельностью Павел Седов ведет активную просветительскую и педагогическую работу в России и за рубежом. Он является одним из инициаторов проведения фестиваля в Казани и Москве к 100-летию Я. Хейфеца, организатором цикла концертов «Музыкальные диалоги: связь времен и поколений» в Рахманиновском зале Московской консерватории, художественный руководитель проектов «Музыкальные метаморфозы» (Москва, 2000 — 2012), «Музыкальные диалоги: связь времен и поколений» (Москва 2008 — 2009), «Скрипичные ассамблеи» (Тамбов, с 2005 по настоящее время)».

    П. Седов имеет персональные благодарности от академика Д. С. Лихачева, Великой княгини Леониды Георгиевны, Министра культуры СССР Н. Н. Губенко за участие в «Чeрнoбыльском мaрaфoне» в Рoссии, нa Укрaинe и в Бeлoруссии, посвященном пятилетию чернобыльской катастрофы.

    Вера Махан

    Вера Махан родилась в городе Ангарске Иркутской области. С 10 лет она уже выступала в составе Смоленского русского народного оркестра п/у Виктора Дубровского. С отличием окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, Российскую академию музыки им. Гнесиных и ассистентуру-стажировку (класс профессора В.С.Чунина).

    За время учебы Вера стала лауреатом престижнейших конкурсов в области исполнительства на русских народных инструментах, среди которых – Московский конкурс им. Андреева «100 лет Возрождения домры», III Международный конкурс «Кубок Севера» (Череповец, 1997). Завершающим штрихом в обучении молодой домристки стало блестящее исполнение в 2002 г. сольной концертной программы с Академическим оркестром русских народных инструментов Всероссийской Государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) п/у Н.Некрасова. Первая запись Веры в качестве солистки оркестра на Радио России появилась еще в 1998 году. В Фонд Радио России и телеканала «Культура» ею записаны произведения М.Глинки, Н.Будашкина, В.Калинского, А.Цыганкова. На Радио России и радиокомпании «Содружество» вышло несколько передач, посвященных творчеству молодой домристки.

    В настоящее время Вера Махан является одной из ведущих в России исполнительниц на домре. Она регулярно выступает на лучших концертных площадках России и зарубежья как солистка АОРНИ ВГТРК, а также с сольными номерами и концертами в программах других крупнейших оркестров России – Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П.Осипова, оркестра Московского культурного фольклорного центра п/у Л. Рюминой, Смоленского русского народного оркестра им. В.Дубровского, Тамбовского оркестра русских народных инструментов «Россияне», Новосибирского Русского академического оркестра п/у В.Гусева. В области камерного исполнительства Вера Махан постоянно сотрудничает с пианисткой Еленой Каретниковой. С гитаристом Дмитрием Татаркиным Вера образовала дуэт PrimaVera. Дуэт выпустил уникальный сборник современной камерной музыки для домры и гитары, презентация которого состоялась в Московском Доме Журналиста.

    Выступления артистки с успехом проходят на лучших сценах России – Концертном зале им. П.И.Чайковского, Колонном зале Дома Союзов, Светлановском зале ММДМ, Большом зале РАМ им. Гнесиных, и зарубежья – Минато Мираи (Йокогама, Япония), Изуми-холл (Осака, Япония) и других. В репертуаре домристки музыка различных стилей и направлений – от классики до современности, включая произведения московских композиторов, многие из которых ей посвящены. Вера Махан является инициатором и создателем первого в своем роде Интернет-проекта – сайта «Домрист», посвященного домре и исполнителям на этом прекрасном русском инструменте. Вера Махан награждена медалью Международного союза музыкальных деятелей.

    Павел Лукоянов

    Павел Лукоянов (р. 1982) с отличием окончил в 2007 году Российскую Академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Л. Жук).

    Победитель Первого Международного конкурса исполнителей на струнных щипковых инструментах (Москва, 1998) и VII Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Учитель и ученик» (Москва, 2002), лауреат II Международного конкурса исполнителей на струнных щипковых инструментах имени В. Н. Городовской (Москва, 2004).

    Ведет активную концертную деятельность, выступает в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Нижнего Новгорода, Брянска, Твери, Самары, Курска, Тольятти, Екатеринбурга, Орла, Пензы, Кирова. С успехом прошли гастроли музыканта в Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Чехии, Венгрии, Люксембурге, Литве, Латвии, Норвегии, Швеции, Китае.

    Сольный репертуар исполнителя включает множество произведений разных стилей и жанров от старинной музыки до музыкального авангарда. В концертных программах музыканта переплетаются классика и джаз, старинные былины и постмодернистские опусы, традиционные наигрыши и эстрадные мелодии, этно и фолк. Павел Лукоянов сотрудничает с современными композиторами — Олегом Меремкуловым, Вадимом Биберганом, Виктором Паниным, Виктором Маляровым, Сергеем Плехановым, Владимиром Бояшовым, Натальей Розановой, является первым исполнителем многих оригинальных произведений для гуслей.

    За высокое исполнительское мастерство, активную концертную и благотворительную деятельность музыкант удостоен звания лауреата «VII Артиады России». Член Московского музыкального общества.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Филармонический дебют И запела скрипка..

    16.12.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мировое турне. Популярные мелодии и песни разных стран

    07.04.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Восходящие звёзды Большого. Совместный проект Оркестра имени Н. П. Осипова и Большого театра России

    Режиссерская версия

    03.03.2016

    Камерный зал Филармонии

    Степь да степь кругом. Фолк, джаз и классика

    11.02.2015

    В программе:
    Андреев
    Дж.Керн, В.Баканов, Н.Рыбалкин, А.Лоскутов, В.Дмитриев, В.Андреев, Д.Крамер, В.Городовская, В.Грушевский, Н.Николаиди, П.Чайковский, В.Зубицкий, Г.Ф.Телеман, А.Вивальди, К.Шаханов, В.Маляров
    П. И. Чайковский
    Телеман
    Вивальди
    Городовская

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Классика – знакомая.. и в ритмах XX века

    09.06.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Вероника Джиоева

    05.04.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Юбилейный концерт. 70 лет коллективу Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н.Некрасова ВГТРК

    21.10.2015