15 ноября 2009
Большой зал Консерватории
Абонемент №51:
Российский национальный оркестр п/у Михаила Плетнёва
Исполнители:
Российский национальный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – Михаил Плетнев
Дирижер – Инго Мецмахер (Германия)
В программе:
К. Хартман
Miserae 15 ноября 2009
Вагнер
Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
Шостакович
Симфония № 7 («Ленинградская»)
15 ноября Российский национальный оркестр в рамках филармонического абонемента №51 в Большом зале консерватории представляет выдающегося интерпретатора и пропагандиста современной музыки, выпустившего культовую серию CDs «Кто боится музыки XX века?» Инго Метцмахера. В программу включено произведение одного из любимых авторов дирижера — Карла Хартмана, а также Дмитрия Шостаковича и Рихарда Вагнера.
Дирижёр известен как последовательный адепт и страстный пропагандист музыки XX века вообще и новейшей музыки в частности. Значительную часть его творческого арсенала составляют сочинения Малера, Р.Штрауса, Айвза, Шёнберга, Берга, Мессиана, Бриттена, Кейджа, Ноно, Хенце, Тарнопольского, Васкса и других мастеров последнего столетия, в т.ч. наших современников. Метцмахер — единственный дирижёр, исполнивший и записавший все 8 симфоний выдающегося немецкого композитора ХХ века К.А.Хартмана. Комплект CD c записями И.Метцмахера и серия лекций-концертов, проведённых им в Гамбурге, носят характерное название: «Кто боится музыки XX века?». В 2005 г. издана книга маэстро с похожим названием: «Никакого страха перед новыми звуками».
И.Метцмахер высоко ценит и часто исполняет музыку русских композиторов — например, П.И.Чайковского, которого, по словам дирижёра, надо играть «не слезливо-сентиментально, а строго и сосредоточенно, как это делал Мравинский». Но главная «русская» любовь И.Метцмахера — Д.Шостакович: «На последнем моем концерте в Гамбурге я продирижировал Четвертой симфонией Шостаковича — грандиозная, совершенно сумасшедшая музыка. …Я хочу сыграть в Москве, в одном концерте, симфонии Карла Амадеуса Хартманна и Дмитрия Шостаковича. Потому что считаю их братьями по духу. И тот и другой жили и сочиняли музыку в условиях тоталитарных режимов — Сталина и Гитлера. В их музыке ощущается напряжение эпохи, предчувствие катастроф — то, что мы называем духом времени. Они оба были гуманистами и не утратили этого качества при человеконенавистнических режимах. Оба жили во «внутренней эмиграции», оба принадлежали к одному поколению — они схожи по душевному строю, по ощущению времени» (из интервью И.Метцмахера порталу OpenSpace.ru). Мечта маэстро Метцмахера осуществится 15 ноября в Большом зале консерватории, где состоится его московский дебют.
Инго Метцмахер принадлежит к числу наиболее ярких фигур в европейской дирижёрской элите среднего поколения. Он родился в 1957 году в Ганновере в семье немецкого виолончелиста Рудольфа Метцмахера (1906-2004). Пел в Ганноверском хоре мальчиков, учился по классам теории музыки, фортепиано и дирижирования в Ганноверской Высшей школе музыки, зальцбургском Mozarteum и Кёльнской Высшей школе музыки. С 1981 года он — пианист в камерном оркестре Ensemble Modern, специализирующемся на современной академической музыке, в 1985 году стал его постоянным дирижёром и художественным руководителем.
Как оперный дирижёр И.Метцмахер дебютировал в 1987-ом во Франкфуртской Опере («Свадьба Фигаро»). Затем продолжил карьеру в оперном театре Брюсселя и во многих театрах Германии. С 1995 по 1999 гг. — главный приглашенный дирижер Бамбергского симфонического оркестра. В 1997-2005 гг. занимал в Гамбурге пост генеральмузикдиректора, руководя одновременно Гамбургской оперой и Гамбургским филармоническим оркестром. В 2005-2008 гг. возглавлял оркестр Нидерландской оперы в Амстердаме, а с 2007 года вступил в должность главного дирижёра Немецкого симфонического оркестра Берлина (сменив на этом посту Кента Нагано).
Неоднократно выступал с молодёжными коллективами — в частности, с Молодёжным оркестром Густава Малера (Gustav Mahler Jugendorchester). В 2008 г. дирижировал в Берлине оркестром Санкт-Петербургской консерватории.
И.Метцмахер — участник престижных музыкальных фестивалей («Европейское музыкальное лето» и Musikfest в Берлине, «Пражская весна», Зальцбургский фестиваль, Бетховенский фестиваль в Бонне и др.).
В качестве дирижёра-постановщика в театрах Гамбурга, Амстердама, Берлина, других европейских городов, а также на различных фестивалях осуществил многочисленные оперные проекты — как классические («Дон Карлос» и «Симон Бокканегра» Д.Верди, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Пиковая дама» П.Чайковского, «Лоэнгрин» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р.Вагнера, «Королевские дети» Э.Хумпердинка и др.), так и композиторов XX-XXI вв. («Кавалер розы» Р.Штрауса, «Катя Кабанова» Л.Яначека, «Моисей и Аарон» А.Шенберга, «Воццек» и «Лулу» А.Берга, «Диалоги кармелиток» Ф.Пуленка, «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича, «Mёртвый город» Э.Корнгольда, «Святой Франциск Ассизский» О.Мессиана, «Три сестры» П.Этвеша, «Бассариды» Х.В.Хенце; летом 2009 г. дирижировал на Зальцбургском фестивале оперой Л.Ноно «Под жарким солнцем любви»).
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.