РНО, Московский камерный хор. Дебюсси: «Пеллеас и Мелизанда», опера в концертном исполнении

    13 апреля 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Пол Дэниел (Великобритания)
    Московский государственный академический камерный хор

    Художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Минин

    Генриетта Бонде-Хансен
     (сопрано, Дания)
    Роман Шулаков (тенор)
    Нина Минасян (сопрано, Армения)
    Сара Кэстл (меццо-сопрано, Великобритания)
    Роман Шулаков (тенор)
    Эндрю Фостер-Уильямс (бас-баритон, Великобритания)
    Пётр Мигунов (бас)

    В программе:
    Дебюсси
    «Пеллеас и Мелизанда», опера в концертном исполнении

    12+

    Абонемент №1:

    Оперные шедевры

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Пол Дэниел

    Пол Дэниел принадлежит к числу наиболее востребованных симфонических и оперных дирижеров Великобритании. Важное место в его биографии занимает работа в качестве музыкального руководителя ведущих оперных театров Великобритании – объединения OperaFactory (1987–1990), OperaNorth в Лидсе (где он, в частности, выступал дирижером-постановщиком спектаклей «Дон Жуан» Моцарта, «Ариадна и Синяя Борода» Дюка, «Король Приам» Типпета, «Дон Карлос» Верди, «Воццек» Берга, «Глориана» Бриттена) и Английской национальной оперы в Лондоне (1997-2005). В Английской национальной опере Пол Дэниел дирижировал самым разнообразным репертуаром – от «Кармен» Бизе и «Тоски» Пуччини до сочинений Верди («Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Отелло», «Фальстаф»), Вагнера (полный цикл тетралогии «Кольцо нибелунга», «Летучий голландец»), сочинений французских («Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Манон» Массне) и русских авторов («Борис Годунов» Мусоргского и «Война и мир» Прокофьева). Он также дирижировал в театре сочинениями современных авторов – Харрисона Бертуистла, Филипа Гласса и Майкла Типпета, а в 2008 году был приглашен для постановки оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур».

    Симфоническая карьера дирижера началась с многочисленных концертов по Великобритании с оркестром EnglishNorthernPhilharmonia – коллективом театра Opera North; в рамках этих концертов состоялись дебюты дирижера на Эдинбургском фестивале, BBC Proms в Лондоне и Страсбургском музыкальном фестивале.  С 2009 года Пол Дэниел занимает должность главного дирижера Западно-Австралийского  симфонического оркестра в Перте, а в 2013 году начал свое сотрудничество в качестве главного дирижера и художественного руководителя в Национальном оркестре Бордо (Аквитания) и Королевском филармоническом оркестре Галиции. В качестве приглашенного дирижера он выступал с такими известными коллективами, как Лондонский филармонический оркестр, Королевский филармонический оркестр Лондона, «Оркестр Века Просвещения», The Philharmonia, Симфонический оркестр BBC, OrchestredeParis, филармонические оркестры Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, Кливлендский оркестр, оркестр цюрихского Tonhalle, Королевский оркестр Фландрии, Бирмингемский оркестр, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Борнмутский симфонический оркестр, Оркестр Романдской Швейцарии, Сиднейский симфонический оркестр, лейпцигский Gewandhaus, Королевский национальный оркестр Шотландии, Филармонический оркестр Нидерландского радио, Готенбургский симфонический оркестр, Национальный оркестр Лиона и многими другими.

    Оперные ангажементы дирижера последних нескольких лет включали выступления в Metropolitan Opera в Нью-Йорке («Волшебная флейта» Моцарта), Лондонской Королевской опере Covent Garden («Митридат, царь Понтийский» Моцарта, «Глориана» Бриттена), Парижской опере (спектакли «Дитя и волшебство» Равеля и «Карлик» Цемлинского),  брюссельском театре La Monnaie («Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Хованщина» Мусоргского, «Похищение из сераля» Моцарта, «Макбет» Верди и «Смерть в Венеции» Бриттена), Женевской опере («Ожидание» Шенберга и «Замок Герцога Синяя Борода» Бартока), Цюрихской опере («Поворот винта» Бриттена), Баварской Государственной опере («Катя Кабанова» Яначека, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Гензель и Гретель» Хумпердинка и «Так поступают все» Моцарта), мадридском Teatro Real («Средство Макропулоса» Яначека и «Король Рогер» Шимановского), Франкфуртской опере («Билли Бадд» Бриттена и оперы Цемлинского), на фестивале в Экс-ан-Провансе («Милосердие Тита» Моцарта). Дирижеру принадлежат несколько десятков записей для лейблов EMI, Deutsche Grammophon, Chandos  и Naxos.

    В 1998 году Пол Дэниел стал лауреатом престижной театральной премии лондонской критики Olivier Award; в 2000 году был возведен в статус Командора Британской империи. 

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор – один из самых знаменитых хоровых коллективов России. Создан профессором Владимиром Мининым. C неизменным успехом гастролировал в странах всех континентов мира, кроме Австралии. Выступал с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами России, среди которых Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе. В дискографии хора – более 40 CD.

    История хора уходит корнями в 1971 год, когда Владимир Минин стал ректором Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). В сентябре 1971 года маэстро объявил набор в институтский камерный хор, куда могли прийти вокалисты, хормейстеры, пианисты, теоретики, преподаватели музыкальных школ: «Я хотел доказать, что хор это не масса серостей, а единый талантливый организм, способный разговаривать с публикой и быть услышанным». Первый концерт коллектива состоялся 23 апреля 1972 года в Московском Доме ученых. 

    Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку хора – «Хоровая музыка ХII-ХХ веков». Репертуар хора формировался из произведений современных композиторов, интерпретаций русской народной музыки, песен советских авторов и крупных произведений западноевропейских классиков. Коллектив быстро получил широкое международное признание, активно гастролируя по всему миру. Деятельность хора также повлекла за собой в 70-80-е годы создание камерных хоров по всей стране. 

    В 1982 году Владимир Минин получил Государственную премию СССР. Тогда же появилось одно из первых сочинений, написанных непосредственно для Камерного хора: хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны», посвященная Владимиру Минину. Премьера состоялась в 1982 году в Ленинграде в Большом зале филармонии. Шесть аншлаговых концертов и конная милиция для поддержания порядка – таков был успех нового произведения, на долгие годы ставшего визитной карточкой коллектива. 1980-е стали для Камерного хора особенно плодотворным десятилетием: гастроли состоялись в США, Швейцарии, Австрии, Германии, Китае, Японии, Сингапуре, Бразилии, Португалии, Аргентине, Италии, Франции. 

    С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце. «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Бал-маскарад» и «Трубадур» Верди, «Богема» Пуччини, «Греческие страсти» Мартину, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Маскарад» Нильсена, «Королевский дворец» Вайля существенно расширили не только репертуар, но и сценические возможности артистов хора. В оперном театре Цюриха хор участвовал в постановках «Хованщины» Мусоргского, «Демона» Рубинштейна. Новые горизонты для коллектива открыло и сотрудничество с театральными актерами – Ольгой Остроумовой, Светланой Крючковой, Еленой Лядовой, Александром Филиппенко, Игорем Костолевским, Валентином Гафтом. 

    Каждый сезон коллектив представляет премьеры или редко звучащие произведения. В последние годы это Траурно-триумфальная симфония Берлиоза, кантата Catulli Carmina Орфа, месса «Вооруженный человек» Дженкинса, концертная версия мюзикла «Чудесный город» Бернстайна, оратория «Мария Магдалина» Массне, «Маленькая торжественная месса» Россини, оратория «Исход» Шерлинга, «Креольская месса» Рамиреса. Яркими событиями недавних сезонов стали также совместный проект Валентина Гафта и Владимира Минина «Скажи, он дьявол или бог?», цикл благотворительных концертов «Хор Минина – детям» и исполнение концертной версии оперы «Порги и Бесс» Гершвина. Концертный сезон 2018/19 проходит под знаком юбилея создателя Московского камерного хора Владимира Минина.