В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
25 марта 2013
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаХудожественный руководитель и главный дирижёр — Михаил Плетнёв
Дарья Зыкова (сопрано)
Николай Казанский (бас)
Вокалисты телепроекта «Голос»
Дина Гарипова (вокал)
Эльмира Каллимуллина (вокал)
Эдвард Хачарян (вокал)
Арсений Шульгин (фортепиано)
Гости — звёзды киноэкрана
Продюсер — Мила Шварц
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Павел Сорокин родился в 1963 году в семье артистов Большого театра – певицы Тамары Сорокиной и танцовщика Шамиля Ягудина. Окончил с отличием Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «фортепиано» (класс профессора Льва Наумова, 1985) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Юрия Симонова, 1989). В 1987–1989 годах стажировался в Парижской консерватории у профессора Жан-Себастьяна Беро, затем (в рамках Тэнглвудского фестиваля) – в Бостонском симфоническом оркестре под руководством Леонарда Бернстайна и Сейдзи Озавы.
В 1989 году был принят в Большой театр России, где осуществил постановки оперы «Иоланта» Чайковского, балетов «Корсар» Адана, «Баядерка» Минкуса, «Сильфида» Левенскольда, «Дама с камелиями» на музыку Шопена, «Лебединое озеро» Чайковского (восстановленная версия первой постановки Юрия Григоровича) и «Онегин» на музыку Чайковского, «Раймонда» Глазунова, Dream of Dream на музыку Рахманинова, «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского, «Петрушка» и «Аполлон Мусагет» Стравинского, «Блудный сын» Прокофьева и «Классическая симфония» на музыку Прокофьева, «Светлый ручей» и «Болт» Шостаковича, «Пламя Парижа» Асафьева, «Легенда о любви» Меликова. В июне 2022 года представил новую сценическую версию балета Валерия Гаврилина «Анюта».
В обширном репертуаре дирижера – оперы «Жизнь за царя» Глинки, «Опричник», «Орлеанская дева», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Царская невеста», «Моцарт и Сальери» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Обручение в монастыре» и «Игрок» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Травиата», «Бал-маскарад» и «Макбет» Верди; балеты «Жизель» Адана, «Коппелия» Делиба, «Шопениана», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золотой век» Шостаковича, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна, «Эскизы» Шнитке, «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина; симфонические произведения отечественных и зарубежных композиторов, музыка современных авторов.
В 1996 году Павел Сорокин ассистировал Мстиславу Ростроповичу во время постановки в Большом театре оперы «Хованщина» Мусоргского в редакции Шостаковича; в дальнейшем вел этот спектакль.
Среди коллективов, с которыми сотрудничал дирижер, – оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. В 2000–2002 гг. был главным дирижером Государственного симфонического оркестра радио и телевидения, в 2003–2007 гг. – Симфонического оркестра России под руководством Вероники Дударовой. С 2007 по 2022 годы – приглашенный дирижер лондонского Королевского театра Ковент-Гарден.
Номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска – 2009» за балет «Пламя Парижа» Асафьева (постановка Алексея Ратманского).
В дискографии дирижера – записи произведений Чайковского, Рахманинова, Грига, осуществленные с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и ГСО радио и телевидения. В 2014 году с Квинслендским симфоническим оркестром записал балет «Щелкунчик» Чайковского.
В 1997 году Павлу Сорокину присвоено почетное звание «Заслуженный артист России».