РНО, Павел Сорокин,
    вокалисты телепроекта «Голос».
    К 90-летию Исаака Шварца

    25 марта 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Павел Сорокин

    Художественный руководитель и главный дирижёр — Михаил Плетнёв

    Дарья Зыкова (сопрано)
    Николай Казанский (бас)

    Вокалисты телепроекта «Голос»
    Дина Гарипова (вокал)
    Эльмира Каллимуллина (вокал)
    Эдвард Хачарян (вокал)

    Арсений Шульгин (фортепиано)

    Гости — звёзды киноэкрана

    Продюсер — Мила Шварц

    В программе:
    Шварц
    Музыка кино
    Романсы и песни из любимых кинофильмов

    12+

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Павел Сорокин

    Павел Сорокин родился в 1963 году в семье известных солистов Большого театра, народных артистов России – танцора Ш. Х. Ягудина и певицы Т. А. Сорокиной. Окончил с отличием два факультета Московской консерватории: фортепианный у профессора Л. Н. Наумова (1985) и оперно-симфонического дирижирования у профессора Ю. И. Симонова (1989). С 1987 по 1989 годы стажировался в Парижской консерватории в классе профессора Ж-С. Берро, затем занимался под руководством Леонарда Бернстайна и Сейдзи Озавы в Бостонском симфоническом оркестре.

    В июне 1989 года П. Сорокин был принят по конкурсу в Государственный академический Большой театр дирижером балета. В 1995 году после триумфального выступления с труппой Большого театра в Японии, где он дирижировал спектаклем «Князь Игорь» А. Бородина, Павла Сорокина перевели на должность дирижера оперы.

    За время работы в театре музыкант осуществил ряд постановок, среди которых опера «Иоланта» П. Чайковского (1997), балеты «Петрушка» И. Стравинского (1991), «Корсар» А. Адана (1992, 1994), «Блудный сын» С. Прокофьева (1992), «Сильфида» Х. Левенскольда (1994), «Лебединое озеро» П. Чайковского (восстановленная версия первой постановки Ю. Григоровича, 2001), «Легенда о любви» А. Меликова (2002), «Раймонда» А. Глазунова (2003), «Светлый ручей» (2003) и «Болт» (2005) Д. Шостаковича, «Пламя Парижа» Б. Асафьева (2008), «Драгоценности» на музыку Г. Форе, И. Стравинского, П. Чайковского (2012), «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева (2012), Dream of Dream на музыку С. Рахманинова (2012), «Аполлон Мусагет» И. Стравинского (2012), «Баядерка» Л. Минкуса (2013), «Онегин» на музыку П. Чайковского (2013), «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (2014).

    Репертуар дирижера включает также оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, «Опричник», «Орлеанская дева», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Хованщина» М. Мусоргского (редакция Н. Римского-Корсакова), «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Франческа да Римини» С. Рахманинова, «Обручение в монастыре» и «Игрок» С. Прокофьева, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата», «Бал-маскарад», «Макбет» Дж. Верди, балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. Чайковского, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Эскизы» А. Шнитке, «Жизель» А. Адана, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов, музыку современных авторов.

    В 1996 г. Павел Сорокин ассистировал Мстиславу Ростроповичу во время постановки в Большом оперы «Хованщина» М. Мусоргского в редакции Д. Шостаковича. В дальнейшем этим спектаклем дирижировал П. Сорокин. «Он влюблен в искусство, в свою профессию, обладает тонким слухом и тонким чувством», – говорил о молодом дирижере Мстислав Ростропович.

    Наряду с театральной деятельностью, П. Сорокин успешно выступает с различными симфоническими оркестрами в нашей стране и за рубежом, неизменно демонстрируя истинный артистизм и мастерство зрелого художника, безупречный вкус и разносторонность творческого диапазона. Среди коллективов, с которыми сотрудничает маэстро, – оркестры Ю. Симонова, М. Плетнева, В. Спивакова, П. Когана, Ю. Темирканова.

    Павел Сорокин был главным дирижером Государственного симфонического оркестра радио и телевидения (2000–2002), выступал с ним в филармонических абонементах («Звезды XXI века»); главным дирижером Симфонического оркестра России (2003–2007).

    С 2007 года Павел Сорокин – приглашенный дирижер Королевской оперы Ковент-Гарден.

    В 2008 году музыкант был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска» за лучшую дирижерскую работу в балете «Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского.

    Дискография музыканта включает записи произведений П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, осуществленные с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии и Государственным симфоническим оркестром радио и телевидения. В 2014 году с Квинслендским симфоническим оркестром он записал балет «Щелкунчик».

    В 1997 году Павлу Сорокину присвоено почетное звание «Заслуженный артист России».