В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
26 сентября 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №12:
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Российский национальный молодежный симфонический оркестр открывает второй филармонический сезон. За дирижерский пульт встанет Антонелло Манакорда – дирижер, прекрасно знающий специфику работы с коллективом молодых музыкантов: с 1994 года по приглашению Клаудио Аббадо он был концертмейстером Малеровского молодежного оркестра, а в 1997-м под руководством Аббадо участвовал в формировании Малеровского камерного оркестра.
Под управлением маэстро прозвучат сочинения Мендельсона и Брамса, занимающие в последние годы центральное место в его творческой биографии: со своим оркестром «Камерная академия Потсдама» он записал симфонии Мендельсона на Sony Classic, а в прошедшем сезоне исполнил все симфонии Брамса. Теперь Манакорда поделится накопленным опытом с молодым российским коллективом.
В концерте принимает участие представительница прославленной музыкальной династии, блистательная пианистка Елена Башкирова. Она исполнит знаменитый Концерт №21 для фортепиано с оркестром Моцарта. Солистка известна своим особым взглядом на музыку венского гения:«Это божественная музыка, и поэтому она никогда не остается одинаковой. Всегда находишь какую-то деталь или настроение. Для меня Моцарт неотделим от оперы — я всегда воспринимаю его через эту призму, представляю себе характеры оперных персонажей».
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Антонелло Манакорда родился в 1970 году в Турине. Учился игре на скрипке в Туринской консерватории у Серджио Ламберто. Продолжил занятия в Амстердаме у Германа Кребберса, затем совершенствовался под руководством Эдуарда Шмидера и Франко Гулли. В 1994 году по приглашению Клаудио Аббадо стал концертмейстером Малеровского молодежного оркестра, в 1997-м под руководством Аббадо участвовал в формировании Малеровского камерного оркестра, где в течение восьми лет был концертмейстером и вице-президентом.
В 2001 году дебютировал как дирижер в оперном театре Ломбардии («Милосердие Тита» Моцарта). Стажировался в Хельсинки у Йормы Панулы. В начале карьеры работал с Симфоническим оркестром Пярну (Эстония), Новым камерным оркестром Бамберга, оркестром Падуи и Венето. В 2003–2006 гг. руководил программой камерной музыки Европейской академии музыки на фестивале в Экс-ан-Провансе.
С 2010 года – художественный руководитель оркестра «Камерная академия Потсдама» (Kammerakademie Potsdam). В 2006–2010 гг. был главным дирижером миланского оркестра I Pomeriggi Musicali, в 2011–2019 гг. – Арнемского филармонического оркестра (Het Gelders Orkest) в Нидерландах. Как приглашенный дирижер сотрудничал с оркестрами Франкфуртского радио, Итальянской Швейцарии, Филармоническим оркестром Би-би-си, Tapiola Sinfonietta, Шотландским и Шведским камерными оркестрами, симфоническими оркестрами Ставангера и Сиднея и др. Кроме того, Антонелло Манакорда дирижировал в Лионской опере, театрах Ла Скала в Милане и Ля Фениче в Венеции, Театре ан дер Вин в Вене, на Глайндборнском фестивале и многих других оперных сценах мира. Весной 2018 года представил премьеры опер «Африканка» Мейербера во Франкфуртской опере и «Сон в летнюю ночь» Бриттена в Театре ан дер Вин.
В сезоне 2018/19 дебютировал в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден с «Травиатой» Верди, а также дирижировал в новых постановках опер «Волшебная флейта» Моцарта в Национальной опере Амстердама и Королевском театре де ля Монне в Брюсселе, «Альцеста» Глюка в Баварской государственной опере, «Дон Жуан» Моцарта в Венской государственной опере. В этом же сезоне выступил с Роттердамским филармоническим оркестром, Бамбергским симфоническим, оркестрами Берлинского и Северогерманского радио (NDR), исполнил все симфонии Брамса с Kammerakademie Potsdam. В течение последних сезонов сотрудничал также с Венским симфоническим оркестром, оркестрами Штутгартского и Датского радио, Гётеборгским симфоническим и Хельсинкским филармоническим оркестрами.
Записал все симфонии Шуберта с Kammerakademie Potsdam для Sony Classical. В 2015 году альбом со Второй и Четвертой симфониями был удостоен премии ECHO Klassik в категории «Лучший оркестр года». На том же лейбле Манакорда инициировал запись всех симфоний Мендельсона, и первые три диска этого собрания уже получили высочайшие оценки международной прессы. Кроме того, в дискографии дирижера – Четвертая симфония Малера, сочинения Дебюсси, Равеля, Берлиоза и Гайдна.
Елена Башкирова родилась в 1958 году в Москве, в семье пианиста и педагога Дмитрия Башкирова и скрипачки Веры Башкировой. Обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, затем в Московской государственной консерватории в классе своего отца. В начале 1980-х годов эмигрировала из СССР.
Выступает с ведущими коллективами мира, в числе которых Филармонический оркестр Северогерманского радио (NDR), оркестры Берлинского Концертхауса, Берлинского радио, Кёльнского радио (WDR), Мюнхенский филармонический, Гюрцених-оркестр (Кёльн), Немецкий симфонический оркестр (Берлин), Государственная капелла Халле, симфонические оркестры Бамберга, Дюссельдорфа, Чикаго, Далласа, Хьюстона, Национальный симфонический оркестр Вашингтона, Венский симфонический, Израильский филармонический, Оркестр де Пари и другие. Сотрудничала с выдающимися дирижерами, среди которых Серджу Челибидаке, Пьер Булез, Зубин Мета, Кристоф Эшенбах, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Семен Бычков, Джеймс Конлон, Лоуренс Фостер, Клаус Петер Флор, Дэвид Робертсон, Михаэль Гилен.
С самого начала своей карьеры Елена Башкирова уделяет большое внимание камерному исполнительству. В 1970–1980-х гг. много выступала и записывалась в дуэте со скрипачом Гидоном Кремером. Регулярно играет с ансамблем «Вена – Берлин» (руководитель – австрийский скрипач Райнер Хонек), выступает с известными вокалистами, такими как Стелла Дуфексис, Роберт Холл, Томас Квастхофф, Андреас Шмидт. В 1998 году организовала и возглавила Иерусалимский международный фестиваль камерной музыки. С ансамблем фестиваля гастролирует по Европе и США, а также выступает на международных летних фестивалях в Люцерне, Рейнгау, Ментоне, Бад-Киссингене, Стрезе, Шлезвиг-Гольштейне.
Основатель «Мегаполис-ансамбля» в Берлине. Регулярно исполняет современную музыку, неоднократно становилась первым исполнителем новых произведений. В 2018 году удостоена звания Почетного доктора Университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве. Муж Елены Башкировой – выдающийся дирижер и пианист современности Даниэль Баренбойм; младший сын Михаил – известный скрипач, солист, примариус струнного квартета Erlenbusch.