Российский национальный оркестр и Александр Лазарев

    27 апреля 2009

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    12+

    Абонемент №52:

    Российский национальный оркестр п/у Михаила Плетнева

    Исполнители:

    Российский национальный оркестр
    Художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Плетнев

    Дирижёр — Александр Лазарев

    В программе:

    Пётр Чайковский (1840-1893)
    Симфония No. 2

    Иоганнес Брамс (1833–1897)
    Симфония No. 2

    27 апреля в Большом зале консерватории Российский национальный оркестр представляет программу из Вторых симфоний П.И.Чайковского и И.Брамса. Чайковский и Брамс, два автора, всю жизнь открыто демонстрировавшие свою неприязнь друг к другу, поставлены в программу одного концерта не случайно — две симфонии, с одинаковым порядковым номером, создававшиеся практически одновременно, удивительно гармонично дополняют друг друга. И Чайковский, и Брамс в своих сочинениях обращались к образам национального фольклора: Чайковский искусно вплетает в симфоническое развитие подлинные народные напевы, брамсовская симфония также пронизана напевными интонациями, близкими немецким песням.

    Впервые после значительного перерыва за пульт РНО встанет Александр Лазарев — выдающийся музыкант, каждый концерт которого в Москве становится подлинным событием.

    С его именем прочно связана одна из лучших глав в истории Большого театра России (с 1987 по 1995 гг. — художественный руководитель и главный дирижер). Под управлением Александра Лазарева оперная труппа театра совершила беспрецедентную серию престижных зарубежных гастролей, выступив в Токио (1989), в Ла Скала, (Милан, 1989), на Эдинбургском Фестивале (1990, 1991), в Метрополитэн Опера (Нью-Йорк, 1991). Александр Лазарев основал Ансамбль солистов Большого театра (1978), основной целью которого стало исполнение и популяризация современной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

    Музыкант окончил Московскую консерваторию (класс проф. Л.Гинзбурга). В 1971 году — завоевал Первую премию Всесоюзного конкурса дирижеров, в 1972 — Первую премию и Золотую медаль Конкурса имени Герберта фон Караяна в Берлине.

    В качестве приглашенного дирижера Александр Лазарев работает с ведущими симфоническими оркестрами (Берлинский филармонический оркестр, Мюнхенский филармонический, Симфонический оркестр Баварского радио, оркестр Royal Concertgebouw, Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии «Санта Чечилия», Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, Симфонический оркестр Шведского радио, Симфонический оркестр NHK, Симфонический оркестр Кливленда, Симфонический оркестр Монреаля, Лондонский филармонический оркестр, оркестр Philharmonia, Филармонические оркестры Мельбурна и Сиднея), оперными коллективами (Theatre Royal de la Monnaie (Брюссель), Арена ди Верона, Парижская Национальная Опера, Опера Бастий, Баварская Опера).

    В 1992-1995 гг. Александр Лазарев занимал пост главного приглашенного дирижера Симфонического оркестра BBC (дебют дирижера в Великобритании состоялся в 1987 году). С 1997 года А.Лазарев — главный дирижер Королевского национального оркестра Шотландии. В последние годы Александр Лазарев постоянно работает в качестве приглашенного дирижера оркестра Санкт-Петербургской филармонии, выступая с коллективом в Лондоне, Бирмингеме, Париже, Вене.

    Репертуар дирижера практически безграничен — от произведений XVIII века до авангарда. Записи Маэстро выпущены на фирмах Erato (оркестр Большого театра), «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical (Симфонический оркестр BBC), Hyperion, BMG (Лондонский филармонический оркестр).

    Александр Лазарев

    Александр Лазарев – один из ведущих дирижеров нашей страны, народный артист России (1982). Родился в 1945 году, учился у Лео Гинзбурга в Московской консерватории. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, а в следующем году – I премию и золотую медаль на конкурсе имени Караяна в Берлине.

    С 1973 года Лазарев работал в Большом театре, где в 1974 году под его управлением состоялась первая постановка оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер Борис Покровский). В 1978 году Лазарев основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; с Лазаревым Ансамбль исполнил ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 Лазарев удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987-1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. Период работы маэстро во главе Большого отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио, театре Ла Скала в Милане, на Эдинбургском фестивале и театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

    В Большом театре дирижировал операми «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балетами «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.

    Под управлением Лазарева осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Ряд постановок («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») снят телевидением. С Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Консертгебау, лондонский оркестр «Филармония», филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр NHK (Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами театров Ла Монне, Арена ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.

    Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992-1995 гг. он – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-Би-Си, с 1994 – главный приглашенный, с 1997 по 2005 – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале Би-Би-Си Промс и насыщенная гастрольная деятельность. С 2008 по 2016 годы Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и работает над записью симфоний Глазунова.

    Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году дирижер награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко.

    Среди работ Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театра Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.

    «Понятие интерпретации часто подменяется понятием качественного исполнения, и не более того, – говорит Лазарев. – Но это лишь основа: необходимы дирижерская воля, дирижерский посыл, дирижерское видение. Другое дело, что дирижер без оркестра – никто. Они связаны очень крепко, это страстная любовь, которая часто переходит в ненависть. Я слышал много раз, как один оркестр с двумя разными дирижерами звучал, словно два разных оркестра. Вот вам и ответ на вопрос, нужен ли дирижер и зачем».