В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
11 апреля 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №12:
Российский национальный молодежный симфонический оркестр
Один из крупнейших российских дирижеров, корифей ленинградской школы Василий Синайский ровно год не выступал в Москве. Маэстро связан новым контрактом с Филармоническим оркестром имени Яначека в Остраве, а также остается почетным дирижером Филармонического оркестра Би-би-си, Латвийского Национального симфонического оркестра и Симфонического оркестра Мальмё. Но в апреле он вновь прилетает в Москву, чтобы познакомиться с артистами Российского национального молодежного симфонического оркестра и преподать им урок мастерства. Маэстро возвращается с визитной карточкой – партитурой балета Стравинского «Весна священная». РНМСО подступается к ней впервые, в то время как для дирижера это одно из краеугольных репертуарных произведений, а к столетию его создания Синайский в свою бытность музыкальным руководителем Большого театра инициировал целый фестиваль.
«Бывают такие произведения, которые закладывают новые направления движения, – говорит Василий Синайский. – Становятся принципиально новым высказыванием. И после того, как они были написаны и прозвучали, музыка развивается уже совершенно иначе. Такова "Весна". Нет, пожалуй, ни одного композитора, который ни испытал бы на себе ее влияния. В организации ритмической структуры или в оркестровке, в особом внимании к ударным инструментам и много еще в чем. Это произведение оставило свой след во многих аспектах». Музыкантам РНМСО надлежит досконально разобраться в этих аспектах и предложить свежую интерпретацию нашумевшего шедевра («33 минуты, которые потрясли мир», как сказал о нем кубинский писатель и искусствовед Алехо Карпентьер). А также оценить основательность и темперамент Василия Синайского, присущую его дирижерскому жесту точность и элегантность.
Первое отделение предстоящего концерта – еще две визитные карточки, но на сей раз солистов, Вадима Руденко и Николая Луганского. Этот удивительный союз пианистов-антиподов сложился в классе профессора Московской консерватории Сергея Доренского, и даже соперничество на Конкурсе Чайковского в 1994 году, где Луганский обошел коллегу, не разрушило их дружбу. Сочетание двойных концертов Моцарта и Пуленка давно стало привычным в репертуаре дуэта. Между двумя произведениями из разных звуковых миров есть общие черты, в частности оба создавались авторами в расчете на собственное исполнение: Моцарт играл свой бравурный концерт с талантливой сестрой Наннерль, а Пуленк привлек к сотрудничеству знаменитого пианиста Жака Феврие. Связующим звеном стал и сам Моцарт: во второй части своего опуса Пуленк нарисовал, по собственному признанию, «поэтический портрет» венского классика, которого ставил выше всех музыкантов.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Василий Синайский – один из наиболее авторитетных российских дирижеров. Родился в 1947 году в Коми АССР. Обучался в Ленинградской государственно консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуре по специальности «симфоническое дирижирование» в классе профессора Ильи Мусина. В 1973 году завоевал Золотую медаль на одном из самых престижных дирижерских состязаний – конкурсе Фонда Герберта фон Караяна в Берлине, после чего стал ассистентом Кирилла Кондрашина в оркестре Московской филармонии (1973–1976). В 1976–1989 гг. руководил Государственным симфоническим оркестром Латвийской ССР и преподавал в Латвийской государственной консерватории в Риге. В 1981 году был удостоен звания «Народный артист Латвийской ССР».
После возвращения в Москву (1989) занимал пост главного дирижера Государственного малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре. В 1991–1996 гг. возглавлял Академический симфонический оркестр Московской филармонии, в 2000–2002 гг. – Госоркестр России. В качестве главного приглашенного дирижера сотрудничал с Нидерландским симфоническим оркестром. В 1996–2012 гг. – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Би-би-си, с которым гастролировал в странах Европы и в Китае, часто выступал на фестивале BBC Proms, в 2006 году на фестивале «Шостакович и его герои» (Shostakovich and His Heroes) в Манчестере с большим успехом исполнил симфонии композитора. В 2007–2011 гг. занимал пост главного дирижера Симфонического оркестра Мальмё (Швеция). В настоящее время – почетный дирижер Филармонического оркестра Би-би-си, Симфонического оркестра Мальмё и Национального симфонического оркестра Латвии.
Синайский сотрудничал со многими ведущими оркестрами мира, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Чешский филармонический оркестр, оркестр лейпцигского Гевандхауса, Лондонский филармонический оркестр и оркестр «Филармония», Симфонический оркестр Би-би-си, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский Шотландский национальный оркестр, Венский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Берлинского радио, Дрезденский филармонический оркестр, Филармонический оркестр Хельсинки, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Вашингтона, Кливлендский оркестр, Филадельфийский оркестр, Новый японский филармонический оркестр, оркестры Цинциннати, Хьюстона, Гонконга, Сеула, Сиднея, Мельбурна и Сан-Паулу. С сезона 2020/21 – художественный руководитель Филармонического оркестра имени Яначека в Остраве (Чехия).
Василий Синайский – крупный оперный дирижер, осуществивший ряд постановок в России и за рубежом. В их числе «Мавра» Стравинского и «Иоланта» Чайковского с Национальным оркестром Франции, «Франческа да Римини» Рахманинова и «Иоланта» в венском театре Ан дер Вин, «Пиковая дама» Чайковского в Дрездене, Берлине, Будапеште и Карлсруэ, «Иоланта» в Валлийской национальной опере, «Огненный ангел» Прокофьева и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в берлинской Комише Опер, «Кармен» Бизе и «Кавалер розы» Р. Штрауса в Английской национальной опере, «Борис Годунов» Мусоргского в Опере Сан-Франциско, «Борис Годунов» и «Пиковая дама» с труппами Большого театра и Латвийской государственной оперы.
В сезоне 2009/10 Василий Синайский начал сотрудничество с Большим театром России в качестве постоянного приглашенного дирижера, в 2010–2013 гг. был главным дирижером и музыкальным руководителем театра. В качестве дирижера-постановщика осуществил премьеры опер «Золотой петушок» Римского-Корсакова (режиссер – Кирилл Серебренников), «Князь Игорь» Бородина, «Летучий голландец» Вагнера, «Дон Карлос» Верди, а также первую в истории Большого театра постановку оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (режиссер – Стивен Лоулесс).
Василий Синайский занимается преподавательской деятельностью, принимает участие в работе жюри международных конкурсов. Многочисленные записи дирижера (в основном с Филармоническим оркестром Би-би-си на студии Chandos Records, а также на Deutsche Grammophon и др.) включают сочинения Аренского, Балакирева, Глинки, Глиэра, Дворжака, Кабалевского, Лядова, Ляпунова, Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского, Шимановского, Шостаковича, Шрекера, Щедрина. С Симфоническим оркестром Мальмё были записаны все симфонии Франца Шмидта (Naxos), с оркестром Московской филармонии – все симфонические поэмы Сибелиуса. Среди записей дирижера последних лет – фортепианные концерты Чайковского и Грига для лейбла PentaTone (с Симфоническим оркестром Берлинского радио, солист – Денис Кожухин).
Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Татьяны Кестнер), затем консерваторию, где его наставниками были профессора Татьяна Николаева и Сергей Доренский. Далее продолжил образование в МГК как ассистент-стажер в классе профессора Сергея Доренского. С 1998 года начал в консерватории преподавательскую деятельность (в настоящее время профессор).
Лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени С. В. Рахманинова в Москве (II премия, 1990), Международной летней академии университета Моцартеум (Зальцбург, 1992), Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского (II премия, 1994; Iпремия не присуждена).
Выступает на лучших сценах Амстердама, Лондона, Парижа, Вены, Милана, Мюнхена, Мадрида, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Токио и других музыкальных столиц мира. Участник фестивалей в Ла-Рок-д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Вербье и Гштааде (Швейцария), Зальцбурге и Графенегге (Австрия). Среди его партнеров по камерному ансамблю – Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Изабель Фауст, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко.
Сотрудничает с лучшими оркестрами мира; выступал более чем с 240 дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Александр Лазарев, Николай Алексеев, Лев Маркиз, Василий Синайский, Саулюс Сондецкис, Александр Дмитриев, Франс Брюгген, Курт Мазур, Риккардо Шайи, Кент Нагано, Владимир Ашкенази, Пааво Берглунд, Неэме Ярви, Чарльз Макеррас, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Андрис Нелсонс, Владимир Юровский, Сакари Орамо, Марк Минковски, Джанандреа Нозеда, Андрей Борейко, Осмо Вянскя, Эса-Пекка Салонен. Музыкант активно гастролирует по России, а также в странах Европы, Японии, США, Сингапуре, Южной Корее.
Николай Луганский дает около ста концертов в год. В его репертуаре – более 50 фортепианных концертов, произведения разных эпох и стилей. Записи музыканта, вышедшие в России, Японии, Нидерландах и Франции, получили высокие оценки в прессе и множество призов. Среди них Международная премия имени Теренса Джадда, «Золотой камертон года» (трижды), ECHO Klassik (трижды), Chocdu Mondedela Music, Премия немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik), BBC Music Magazine Award (за запись сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека с Вадимом Репиным). В июне 2015 года запись концертов Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением Александра Ведерникова была удостоена Гран-при VIII Международного конкурса записей музыки Шопена. В 2020 году Николай Луганский записал для лейбла Harmonia Mundi два диска – с музыкой Франка и сонатами Бетховена. В 2022-м вышел еще один альбом бетховенских сонат, в 2023-м – запись Этюдов-картин Рахманинова, в 2024-м – диск, посвященный транскрипциям сцен из опер Вагнера.
Музыкант удостоен почетного звания «Народный артист России» (2013), Международной премии имени Сергея Рахманинова (2016) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры» (2019).
Вадим Руденко родился в 1967 году в Краснодаре. С 4 лет начал обучаться игре на фортепиано под руководством Нелли Межлумовой, в 7 лет дал первый сольный концерт. С 1975 года обучался в ЦМШ при Московской консерватории в классе Анны Артоболевской, его наставниками были также Владимир Суханов и профессор Дмитрий Башкиров. В 1994 году окончил Московскую государственную консерваторию, в 1996 году – аспирантуру (класс профессора Сергея Доренского).
Лауреат международных конкурсов «Концертино Прага» (1982), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1991), имени Паломы О’Ши в Сантандере (1992), имени Дж. Б. Виотти в Верчелли (1993), имени П. И. Чайковского в Москве (1994, III премия; 1998, II премия), имени Святослава Рихтера в Москве (2005, IV премия).
Выступления пианиста проходят в Европе, США, Бразилии, Канаде, странах Юго-Восточной Азии на известнейших концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Кёльна, Милана, Токио, Мадрида, Брюсселя, Амстердама, Парижа, Праги, Зальцбурга, Рио-де-Жанейро, Мюнхена, Цюриха, Сеула и др.
Постоянный участник фестивалей «Звезды на Байкале» в Иркутске, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, фестивалей в Варшаве, Ньюпорте (США), Рисёре (Норвегия), Ла-Рок-д'Антероне, Руре, Нанте (Франция), «Каринтийское лето» (Австрия), фестиваля Иегуди Менухина в Гштааде, Летнего фестиваля в Лугано (Швейцария), имени П. И. Чайковского в Воткинске, Crescendo и многих других в России и за рубежом.
Выступал с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, АСО Московской филармонии, БСО имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, ЗКР оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», оркестрами Консертгебау, Баварского радио, зальцбургского Моцартеума, японской корпорации NHK, Радио Франс, Оркестром де Пари, филармоническими оркестрами Роттердама, Варшавы, Праги, Токийским симфоническим, Бельгийским национальным, Оркестром Итальянской Швейцарии, Национальным симфоническим оркестром Украины, Camerata Salzburg и многими другими. Сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Евгений Светланов, Арнольд Кац, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Юрий Темирканов, Юрий Симонов, Василий Синайский, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Александр Ведерников, Андрей Борейко, Дмитрий Лисс, Николай Алексеев, Михаил Щербаков, Владимир Понькин, Владимир Зива, Ион Марин, Василий Сиренко.
Пианист часто выступает с программами камерной музыки, особенно известен его дуэт с Николаем Луганским, сложившийся еще в годы учебы музыкантов в Московской консерватории. Записал несколько компакт-дисков (сольных и в ансамбле) на фирмах Meldac (Япония), Pavane Records (Бельгия). Записи пианиста не раз получали высокие оценки в музыкальной прессе многих стран мира.
Музыкант проводит мастер-классы в Бельгии, Нидерландах, Франции, Бразилии, Японии. Неоднократно участвовал в работе жюри международных конкурсов пианистов, в том числе имени Владимира Горовица и «Сбербанк ДЕБЮТ» в Киеве, имени М. А. Балакирева в Краснодаре. С 2015 года преподает специальное фортепиано в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.