«Сад господина Рамо» : Московская государственная академическая филармония

    «Сад господина Рамо»

    23 октября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    Ансамбль
    Les Arts Florissants
    Дирижёр – Уильям Кристи

    Академия молодых певцов
    Le Jardin des Voix («Сад голосов»)

    Постановщики:
    Софи Данеман
    Пол Агню

    Даниэла Скорка (сопрано) 

    Эмили Ренар (меццо-сопрано)

    Бенедетта Маццукато (контральто)

    Закари Уайлдер (тенор)

    Виктор Сикар (бас-баритон)

    Сирил Костанцо (бас)

    В программе:
    Рамо
    Опера «Гирлянда» (1751) (фрагменты)

    Опера «Ипполит и Арисия» (1733) (фрагмент)

    Канон Ah! loin de rire
    («О нет, не смейтесь!»)

    Канон Reveillez-vous, dormeur sans fin
    («Просыпайся, соня!»)

    Опера-балет «Праздники Гебы» (1739) (фрагменты)

    Опера «Дардан» (1739) (фрагменты)

    Опера-балет «Галантные Индии» (1735) (фрагмент)

    Опера-балет «Сюрпризы Амура» («Сибариты») (1748-1753) (фрагменты)
    Глюк
    Опера «Исправленный пьяница» (1760) (фрагменты)

    Опера «Исправленный пьяница» (фрагмент)

    Опера «Исправленный пьяница» (фрагмент)

    де Монтеклер
    Опера «Иевфай» (1732) (фрагменты)

    Довернь
    Опера «Умирающий Геркулес» (1761) (фрагмент)

    Опера-балет «Венецианка» (1768) (фрагменты)

    де Грандваль
    Кантата Rien du tout («Не спою вам ничего»)

    Кампра
    Опера-балет «Галантная Европа» (1697) (фрагменты)

    12+

    Абонемент №4:

    Вершины мастерства. Барокко

    Один из самых авторитетных европейских барочных коллективов, Ансамбль Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), был основан в 1979 году клавесинистом и дирижёром Уильямом Кристи и назван в честь одноименной оперы Марка-Антуана Шарпантье. Сегодня коллектив объединяет выдающихся режиссёров и балетмейстеров, певцов и танцовщиков, являясь своего рода Академией Музыки, подобно той, что была основана во Франции три столетия назад королём Людовиком XIV. Среди самых успешных проектов

    коллектива – постановка «Атиса» Люлли в Парижской Комической опере, ставшая одним из заметных культурных событий на пути возрождения забытой музыки прошлого, а также исполнение опер Рамо на сцене парижской Опера Гарнье.

    В 2002 году Уильям Кристи создает при ансамбле вокальную Академию Le Jardin Des Voix («Сад голосов»). Раз в два года шесть молодых солистов Академии совершают концертный тур с Les Arts Florissants, который проходит в лучших залах мира. Нынешние гастроли участников Академии – шестые: для них артисты подготовили красивый, наполовину инсценированный концерт «Сад господина Рамо». Программа включает арии, мадригалы, фрагменты опер и ораторий барочных композиторов на излюбленные в то время сюжеты – любовь, месть, герои-полубоги, аллегорические сюжеты.

    Ансамбль Les Arts Florissants

    Les Arts Florissants – один из наиболее известных в мире коллективов, исполняющих барочную музыку на исторических инструментах. Ансамбль, основанный в 1979 году клавесинистом и дирижером Уильямом Кристи, получил свое имя по названию оперы Марк-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants). С 2007 года с коллективом постоянно сотрудничает дирижер Пол Эгнью, с 2013 года – заместитель музыкального руководителя. В сезоне 2019/20 ансамбль отмечает 40-летие. 

    Главная заслуга Les Arts Florissants – возрождение интереса к французской музыке XVII–XVIII веков, долгое время по большей части пребывавшей в забвении. Многие рукописи Уильям Кристи и музыканты коллектива отыскали в Национальной библиотеке Франции, и теперь этот бесценный репертуар широко представлен на мировой сцене.

    С 1987 года – времени постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик, возобновленной в 2011 году, – ансамбль сотрудничает с ведущими театрами и фестивалями Европы. При участии коллектива проходят сценические постановки опер и ораторий Рамо, Шарпантье, Люлли, Генделя, Перселла, Моцарта, Монтеверди, а также таких раритетов, как «Святой Алексий» Стефано Ланди, «Тит» Антонио Чести, «Венецианские празднества» Андре Кампра и «Цампа» Фердинана Герольда. В концертном исполнении Les Arts Florissants представили оперы и оратории «Зороастр», «Анакреонт» и «Празднества Гебы» Рамо, «Актеон» и «Сошествие Орфея в ад» Шарпантье, «Идоменей» Кампра и «Идоменей» Моцарта, «Иевфай» Монтеклера, «Орфей» Росси, «Юлий Цезарь в Египте», «Мессия», «Теодора», «Сусанна», «Иевфай» и «Валтасар» Генделя. На счету ансамбля также театрализованные исполнения мадригалов Монтеверди и Джезуальдо, гимнов Пёрселла, мотетов Рамо, Мондонвиля, Кампра, Люлли, Шарпантье. 

    Ансамбль сотрудничал со знаменитыми режиссерами и хореографами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Роберт Карсен, Эдриан Ноубл, Андрей Щербан, Люк Бонди, Дебора Уорнер, Грэм Вик, Жером Дешам, Маша Макеефф, Беатрис Массен, Ана Йепес, Иржи Килиан, Бьянка Ли, Триша Браун, Робин Орлин, Жозе Монтальво и Доминик Эрвье. 

    Ежегодно в расписании коллектива – около ста выступлений во Франции: в Парижской филармонии (с 2015 года ставшей резиденцией ансамбля), Опера Комик, Театре Елисейских Полей, Версальском дворце, театре Кана и на многих известных фестивалях. Коллектив постоянно выступает за рубежом – в Нью-Йорке, Лондоне, Брюсселе, Вене, Мадриде, Барселоне, Москве, Токио и других крупнейших культурных центрах. В обширной дискографии Les Arts Florissants – около 100 CD и DVD. 

    В последние годы ансамбль уделяет особенное внимание образовательным программам для молодых музыкантов. Основанная в 2002 году академия Le Jardin des Voix («Сад голосов») дала путевку в жизнь многим известным артистам. Более десяти лет существует также программа Arts Flo Juniors, в рамках которой студенты музыкальных вузов наравне с солистами коллектива участвуют в постановках с первого дня репетиций до финального представления. С 2007 года ансамбль сотрудничает с Джульярдской школой в Нью-Йорке. 

    В 2012 году Уильям Кристи и ансамбль Les Arts Florissants при поддержке Совета департамента Вандея организовали фестиваль «В садах Уильяма Кристи» в Тире. Концерты и «музыкальные променады» фестиваля проходят в садах, разбитых Уильямом Кристи, и объединяют артистов Les Arts Florissants, студентов Джульярдской школы и финалистов академии Le Jardin des Voix. С 2017 года ансамбль также проводит в Тире весенний фестиваль под руководством Пола Эгнью. 

    Среди событий нынешнего сезона – полуконцертное исполнение «Мнимой садовницы» Моцарта в Нанте, Версале, Валенсии, Компьене, Париже, Москве, Вене; турне по городам Японии с ораторией «Мессия» Генделя; выпуск альбома и концерты с мадригалами Джезуальдо; тур «Барочная одиссея» по городам Европы, посвященный юбилею Les Arts Florissants. 

    Финансовую поддержку ансамблю оказывают Министерство культуры и коммуникаций Франции, Управление по делам культуры региона Пеи-де-ла-Луар (DRAC), Совет департамента Вандея и региона Пеи-де-ла-Луар. Основные спонсоры коллектива – Общество американских друзей Les Arts Florissants, Selz Foundation, Crédit Agricole Corporate & Investment Bank.

    Уильям Кристи

    Уильям Кристи – клавесинист, дирижер, музыковед, педагог, создатель и бессменный руководитель ансамбля Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), одного из мировых лидеров в области исторически информированного исполнительства. 

    Кристи родился 19 декабря 1944 года в Буффало (США). Учился в Гарвардском и Йельском университетах. С 1971 года живет во Франции. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он основал ансамбль Les Arts Florissants. Деятельность Кристи во главе коллектива привела к возрождению интереса к барочной музыке во Франции – в особенности к французской музыке XVII–XVIII веков, многие страницы которой вновь открыл именно Кристи. В его репертуаре – оперы, мотеты, придворная музыка Люлли, Шарпантье, Рамо, Куперена, Мондонвиля, Кампра, Монтеклера, Ламбера, Мулинье. Широкое признание публики пришло к дирижеру в 1987 году после постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик, с которой Les Arts Florissants впоследствии объехали весь мир.

    Кристи сделал свыше 100 записей, выпущенных фирмами Harmonia Mundi, Warner Classics/Erato и другими. Многие из них удостоены авторитетных международных наград. В обширной дискографии дирижера и ансамбля, наряду с музыкой французского барокко, представлены сочинения Пёрселла, Генделя, Порпоры, Хассе, Моцарта, Гайдна. Среди последних записей маэстро – опера «Коронация Поппеи» Монтеверди, Месса си минор И. С. Баха и программа "Si vous vouliez un jour... Airs sérieux et à boire". 

    Кристи плодотворно сотрудничает с крупными оперными режиссерами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Жорж Лавелли, Эдриан Ноубл, Андрей Щербан, Люк Бонди и др. Под управлением Кристи были поставлены оперы Рамо («Галантные Индии», 1990 и 1999; «Ипполит и Арисия», 1996; «Бореады», 2003; «Паладины», 2004), Шарпантье («Медея», 1993 и 1994), Пёрселла («Король Артур», 1995; «Дидона и Эней», 2006), Моцарта («Волшебная флейта», 1994; «Похищение из сераля», 1995; «Так поступают все женщины, 2005; «Свадьба Фигаро», 2007), оперы и оратории Генделя («Орландо», 1993; «Ацис и Галатея», 1996; «Семела», 1996; «Альцина», 1999; «Роделинда», 2002; «Ксеркс», 2004; «Геркулес», 2004 и 2006), а также многие другие. В 2007 году Кристи и Les Arts Florissants начали сотрудничество с Королевским театром Мадрида, где в течение нескольких сезонов были представлены все оперы Монтеверди. 

    Уильям Кристи регулярно участвует в крупнейших оперных фестивалях в Экс-ан-Провансе, Глайндборне, Зальцбурге и других. В Экс-ан-Провансе с участием Кристи шли оперы «Кастор и Поллукс» Рамо, «Королева фей» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Орландо» Генделя, «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Геркулес» Генделя. В Глайндборне под управлением маэстро были поставлены оратория «Теодора», оперы «Роделинда» и «Юлий Цезарь в Египте» Генделя, в Зальцбурге – «Коронация Поппеи» Монтеверди. Кристи сотрудничает также с Цюрихской оперой, Парижской национальной оперой, Венской государственной оперой, Национальной оперой Лиона, театром Метрополитен-опера в Нью-Йорке и др. 

    Кристи – всемирно признанный педагог, воспитавший несколько поколений певцов и инструменталистов. Многие из музыкальных руководителей известных ныне барочных ансамблей (Марк Минковски, Эмманюэль Аим, Жоэль Сююбьет, Эрве Нике, Кристоф Руссе) начинали свою карьеру в ансамбле под его руководством. В 1982–1995 гг. Кристи был профессором Парижской консерватории, где вел класс старинной музыки. В 2002 году Кристи основал Академию молодых певцов в Кане, получившую название Le Jardin des Voix («Сад голосов»). C 2007 года – приглашенный преподаватель Джульярдской школы в Нью-Йорке, где дважды в год проводит мастер-классы с участием солистов Les Arts Florissants. 

    В 1995 году Уильям Кристи получил французское гражданство. Командор ордена Почетного легиона, кавалер ордена Искусств и литературы Франции. В 2004 году удостоен приза Лилиан Бетанкур по хоровому пению, присуждаемого Академией изящных искусств, а спустя год – приза Ассоциации Жоржа Помпиду. В ноябре 2008 года Кристи был избран в Академию изящных искусств, в январе 2010-го официально принят в члены Института Франции. В декабре 2019 года маэстро отмечает 75-летие.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    К 30-летию основания ансамбля «Сирин».
    Весна покаяния.
    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    29.03.2019

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка
    и духовные стихи XV–XVIII веков.
    От Рождества до Пасхи

    20.01.2019

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    13.11.2018

    Камерный зал Филармонии

    Арфа в Париже. От рококо к стилю Belle epoque

    17.02.2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И. С. Бах. «Страсти по Иоанну».
    Дирижёр — Максим Емельянычев

    14.12.2018

    Бах «Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра, BWV 245

    В программе:
    И. С. Бах
    «Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра, BWV 245

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мюнхенский баховский хор,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Хансйорг Альбрехт

    Режиссерская версия

    27.10.2018

    Бах Месса для солистов, хора, оркестра и basso continuo си минор, BWV 232

    В программе:
    И. С. Бах
    Месса для солистов, хора, оркестра и basso continuo си минор, BWV 232

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    02.07.2018

    В программе:
    Люлли
    Сюита из музыки к комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» и «Королевский балет ночи»
    Рамо
    «Гроза» из оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона» Танец № 4 из оперы «Бореады, или Абарис»
    Леклер
    Концерт для гобоя с оркестром
    Вивальди
    Концерт для двух скрипок с оркестром
    Концерт для гобоя с оркестром
    Телеман
    Концерт для флейты и гобоя с оркестром

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    03.04.2018

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    11.01.2018

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    20.10.2017