В программе:
Чайковский
В программе:
Чайковский
Исполнители:
Сергей Антонов (виолончель)
Дирижер – Фабио Мастранжело /Италия/
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов
В программе:
Чайковский
Andante cantabile для виолончели с оркестром
Чайковский – А. Микита
Концерт для виолончели с оркестром «Ромео и Джульетта» (Мировая премьера)
Чайковский
Симфония № 5
Поскольку на титульном листе партитуры концертной фантазии для виолончели с оркестром «Ромео и Джульетта» я числюсь соавтором П.И.Чайковского, хочу оправдать это своё дерзновение. Какую музыку будут играть солист и оркестр, какие ноты записаны в партитуре - Чайковского или Микиты?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно иметь представление о том, что нотами записывается не собственно звучащая музыка, а только модель музыкального произведения. По этой модели исполнители создают звуки реальной музыки, каждый раз иные. Сегодня прозвучала одна музыка, а завтра по тому же нотному тексту прозвучит другая. Это называется исполнительской интерпретацией. Я же сделал композиционную интерпретацию. То есть полностью сохранена музыкальная модель Петра Ильича, но интерпретирована она другими инструментами, другими звуками. Я сделал по партитуре Чайковского клавир, т.е. чистую музыку (только мелодии и гармонии) без распределения по инструментам и на основе этого клавира написал новую партитуру с включением партии солирующей виолончели. Чтобы произведение воспринималось как виолончельный концерт, я вставил две виолончельные каденции в местах, где на это «провоцировала» сама музыка Чайковского.
Так что вы услышите полностью увертюру-фантазию П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» с двумя виолончельными каденциями, но звучащую другими тембрами, другой динамикой, темпами, ритмами, оркестровой плотностью и т.д. И, в конечном счёте, другой драматургией. При этом каждый такт музыки Чайковского узнаваем, ибо к темам и гармониям Чайковского не добавлено ни единой ноты. Т.е. перед вами новое, при этом всем известное произведение Чайковского для виолончели с оркестром.
Ещё мне хотелось бы обосновать свою композиционную интерпретацию, почему она именно такая, а не другая. Руководствовался я тем, что во времена Чайковского музыка, которая звучала в быту - вальсы, польки, романсы - по стилю практически не отличалась от высокой музыки (отличалась только по замыслу, целям, вдохновению). Сейчас же, когда дома из телевизора, на улице, в магазине и транспорте на нас обрушивается вал низкопробной звуковой продукции, посещение концерта классической музыки воспринимается как визит в храм искусства, приобщение к чему-то светлому и возвышенному. Классическая музыка любого жанра приобрела в восприятии современной публики религиозный оттенок.
Вот почему в своей интерпретации я усилил мистический, религиозный компонент музыки. История Ромео и Джульетты это не просто человеческая, семейная, историческая драма - это вселенская коллизия Земли и Неба, Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти. Поэтому негативные образы Чайковского приобретают «дьявольский» оттенок, холодное, колкое, едкое звучание. Поэтому тема Любви часто сопровождается звучанием «небесного» инструмента – челесты. Отсюда же нисходящий далёкий звук архангельской трубы в финале произведения.
Концертная фантазия для виолончели с оркестром «Ромео и Джульетта» написана по инициативе виолончелиста Сергея Антонова и посвящена памяти его отца, виолончелиста Бориса Антонова, всю свою жизнь проработавшего в Большом симфоническом оркестре им.П.И.Чайковского.
Композитор Андрей Микита