Омский академический
    симфонический оркестр,
    Дмитрий Васильев,
    Никита Борисоглебский

    2 декабря 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Полонез из оперы «Евгений Онегин»
    Концерт для скрипки с оркестром
    Симфония № 5

    Концерт Омского академического симфонического оркестра проходит в рамках гастрольного тура к 50-летию создания коллектива

    12+

    Абонемент №27:

    Шедевры русской симфонической музыки

    Омский академический симфонический оркестр

    Омский академический симфонический оркестр – один из крупнейших оркестров Сибири, который за свою полувековую историю приобрел заслуженную известность в России и за рубежом.

    Коллектив создан в 1966 году по инициативе талантливого дирижера Семена Когана, возглавлявшего оркестр более 10 лет. Каждый из художественных руководителей внес свою лепту в становление индивидуального облика оркестра. Под руководством Виктора Тица (с 1978) коллектив достиг творческой зрелости, был сформирован широкий репертуар. В 1992–2004 гг. оркестр возглавлял заслуженный деятель искусств РФ Евгений Шестаков, в 2005–2009 гг. – заслуженный артист России Евгений Самойлов, который пригласил на пост главного дирижера Омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева. С 2009 года Д. Васильев руководит коллективом.

    В разные годы оркестр возглавляли дирижеры Виктор Барсов и Андрей Чистяков, а также Николай Дядюра и Вальтер Мнацаканов; с коллективом работали Леонид Корчмар, Лев Морозовский, Дмитрий Лисс. За дирижерским пультом оркестра стояли видные музыканты эпохи – Лео Гинзбург, Вероника Дударова, Виктор Дубровский, Арнольд Кац, Фуат Мансуров, Юрий Николаевский, Марк Паверман, Геннадий Проваторов, Натан Рахлин, Абрам Стасевич, Эмин Хачатурян, Карл Элиасберг, а также Юрий Темирканов; с коллективом продолжают сотрудничать Владимир Вербицкий, Марк Кадин, Фабио Мастранжело, Владимир Рылов, Александр Скульский.

    В числе выступавших с Омским АСО солистов – легенды исполнительского искусства: Николай Петров, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран; ярчайшие музыканты современности: Дмитрий Башкиров, Борис Березовский, Александр Бузлов, Элисо Вирсаладзе, Хибла Герзмава, Александр Гиндин, Эдуард Грач, Татьяна Гринденко, Наталия Гутман, Питер Донохоу, Лиана Исакадзе, Фредерик Кемпф, Михаил Лидский, Владимир Маторин, Денис Мацуев, Михаил Плетнёв, Вадим Репин, Павел Серебряков, Сергей Стадлер, Виктор Третьяков, Алексей Уткин, Дмитрий Хворостовский, Арадий Шилклопер, Наум Штаркман, зарубежные звезды: Пьер Амояль и Саяка Сёдзи.

    Омский оркестр – победитель Всероссийского смотра-конкурса симфонических оркестров 1984 года. В 1996 году коллективу присвоено почетное звание «академический».

    Активная гастрольная деятельность началась уже в первые годы существования оркестра: с 1970 года он успешно выступал в городах Советского Союза, в 1994 году впервые выехал за рубеж, дав порядка 40 концертов в крупнейших городах Италии и повсюду встречая теплый прием публики. С тех пор коллектив гастролировал также в Германии, Австрии, Испании, Португалии, Марокко, США.

    «Артисты Омского симфонического оркестра под управлением Дмитрия Васильева играют так, как будто от этого зависит их жизнь», – писал британский музыковед Норман Лебрехт.

    В 2008 году ОАСО под управлением Дмитрия Васильева выступил в Москве в рамках абонемента Московской филармонии «Симфонические оркестры России». Значительными событиями в жизни коллектива стало участие в IV Фестивале симфонических оркестров мира (Москва, 2009) и I Симфоническом форуме России (Екатеринбург, 2010).

    Основу репертуара Омского академического симфонического оркестра составляет классика, однако большое внимание всегда уделялось музыке наших современников. Еще с 1975 года коллектив принимал участие в фестивалях Союза композиторов СССР, представив на суд публики множество произведений отечественных авторов. С 2008 года по инициативе Д. Васильева проводится Фестиваль Новой музыки, где звучат сочинения Альфреда Шнитке и Алемандра Караманова, а также Михаила Броннера, Софии Губайдулиной, Адама Клоцека, Юрия Козулина, Ефрема Подгайца, Ильи Хейфеца, Александра Чайковского, Толибхона Шахиди и многих других композиторов.

    Народный артист Таджикистана Т. Шахиди говорил, что работа с оркестром превзошла все его ожидания: «Блестящий и многогранный профессионализм маэстро Васильева, филигранная техника музыкантов, интеллигентность и этика взаимоотношений артистов оркестра и руководителя – эти качества и есть мировой стандарт».

    Особое внимание руководство оркестра уделяет образовательным программам, в числе которых абонементы «Знакомство с оркестром», «Меломаники». Совместно с Детской филармонией Омский симфонический оркестр проводит областной конкурс «Солист оркестра», в котором принимают участие ученики музыкальных школ – вокалисты, исполнители на фортепиано, струнных, духовых и ударных инструментах. Победители удостаиваются чести выступить на большой сцене с ОАСО.

    Омский академический симфонический оркестр обладает большим количеством фондовых записей. Компакт-диски коллектива выходили на лейблах Danacord Record, Universal, Handel Classic Audio, Toccata Classics. Оркестр начал подготовку серии записей малоизвестных произведений советских и современных российских и зарубежных композиторов.

    В 2006 году в Омской филармонии была учреждена премия народного артиста России профессора С. А. Когана (1928–2016), которую основатель оркестра ежегодно вручал одному из артистов ОАСО за исполнительское мастерство и вклад в становление и развитие коллектива.

    В сезоне 2016/17 Омский академический симфонический оркестр отмечает 50-летие своего основания и проводит с 1 по 7 декабря юбилейный гастрольный тур, выступая на крупнейших российских сценах: в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, залах Удмуртской и Татарской филармоний (в Ижевске и Казани).

    Дмитрий Васильев

    Дмитрий Васильев – художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра.

    Дмитрий Васильев родился в городе Большой Камень Приморского края. Выпускник Ростовской и Нижегородской консерваторий, он совершенствовал свое мастерство у профессора Александра Скульского в ассистентуре-стажировке Нижегородской консерватории (1996–1999), а также на мастер-классах Александра Ведерникова в Московской консерватории (1996–1997) и Владимира Зивы в Москве (2000).

    Еще в годы учебы музыкант стал победителем Всероссийского конкурса дирижеров оркестров русских народных инструментов (1997, Тамбов).

    С самого начала Дмитрий Васильев заявил о себе как талантливый дирижер: в 1997 году под его руководством был создан Тамбовский симфонический оркестр, с которым он работал в качестве главного дирижера до 2005 года. За короткий период музыкант добился значительных творческих успехов – коллектив гастролировал во Франции, участвовал в различных международных фестивалях, в Международном юношеском конкурсе пианистов имени С.В. Рахманинова (Тамбов); представил концертные исполнения опер с солистами Большого театра России. Под художественным руководством маэстро были проведены Международные фестивали имени С. В. Рахманинова (2001, 2002), фестивали «Музыканты Тамбова» (1999, 2000, 2001), «Музыкальная провинция» (2002).

    С 2003 по 2005 годы Дмитрий Васильев являлся главным приглашенным дирижером Сочинского симфонического оркестра.

    За творческие успехи он был удостоен Гранта Президента Российской Федерации (2003).

    Дмитрий Васильев выступал с оркестрами Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Саратова, Кавминвод, Ростова-на-Дону (с Ростовским академическим симфоническим оркестром записал компакт-диск для лейбла Antes Edition) и многими другими российскими коллективами, а также с оркестрами Польши, Южной Кореи, Китая.

    В его репертуаре более 100 симфоний и сюит, шесть опер, множество крупных вокально-симфонических полотен, среди которых Симфония псалмов И. Стравинского, Реквиемы В. А. Моцарта, Л. Керубини, Г. Форе, кантата «Иоанн Дамаскин» С. Танеева, кантата «Весна» и «Три русские песни» С. В. Рахманинова. В исполнении Сочинского симфонического оркестра под управлением Д. Васильева прозвучали мировые премьеры сочинений М. Вайнберга, А. Караманова, В. Шебалина, ныне живущих композиторов М. Броннера, С. Губайдуллиной, Е. Подгайца, Ф. Спрэтли, А. Тихомирова, И. Хейфеца, Т. Шахиди; российские премьеры сочинений Э. Тубина и Ч. Стэнфорда, а также Д. Адамса, К. Дженкинса, А. Чайковского и других авторов.

    Дирижер сотрудничал с известными музыкантами – Николаем Петровым, Марком-Андре Амленом, Александром Ведерниковым, Элисо Вирсаладзе, Хиблой Герзмавой, Валерием Гроховским, Фредериком Кемпфом, Даниилом Крамером, Владимиром Маториным, Денисом Мацуевым, Саякой Сёдзи, Даниилом Трифоновым, Александром Цыганковым.

    В 2005 году Дмитрий Васильев был приглашен на должность главного дирижера Омского академического симфонического оркестра. С его приходом репертуар коллектива пополнился более чем 100 произведениями. Впервые в Омске прозвучали такие раритеты, как Симфония № 38 В. А. Моцарта, увертюра «Прекрасная Мелюзина» Ф. Мендельсона, симфоническая баллада «Воевода» П. И. Чайковского, Симфония № 3 А. Тертеряна, «Ночные молитвы» и Литургия для альта и симфонического оркестра Г. Канчели, опера «Ожидание» М. Таривердиева, «Завод» А. Мосолова, «Семь слов» С. Губайдулиной, кантата «Вавилон» И. Стравинского, «Стихира на тысячелетие крещения Руси» Р. Щедрина, «Фрески Софии Киевской» В. Кикты, «Юнона и Авось» и Шестая симфония А. Рыбникова, концерт «Хоккейный матч» и Третья симфония А. Чайковского и другие произведения.

    Основатель лондонской фирмы Toccata Classics/Toccata Press (лейбл и книгоиздательство) Мартин Андерсон восхищался мастерством дирижера и оркестра: «Я знал кантату “Александр Невский” раньше, но никогда не слышал ее в исполнении русских в России. Я был буквально пригвожден к спинке сиденья! Я не слышал маэстро Васильева до моего приглашения в Омск, но он явно тот дирижер, который заслуживает большой известности».

    Под руководством Дмитрия Васильева в Омске прозвучали мировые премьеры сочинений М Вайнберга, М. Броннера, Ю. Козулина, Е. Подгайца, В. Симонова, И. Хейфеца, А. Цыганкова, Т. Шахиди, а также российская премьера Каприччио А. Чайковского. Кроме того, репертуар оркестра пополнился джазовыми композициями, музыкой из рок-опер, мюзиклов, саундтреками к популярным кинофильмам, что значительно расширило филармоническую аудиторию.

    Дмитрий Васильев принимал участие в проекте «Объединенный оркестр Московской и Омской филармоний» (Омск, Москва, 2008), был инициатором таких программ, как Фестиваль Новой музыки в Омской филармонии (2008, 2010, 2012, 2014), “Jam Session”, «Русское поле», «Симфонический кинотеатр», “Ringtone party”, «Несерьезный концерт», «Ух, Камаринская!» (совместно со знаменитым Государственным Омским русским народным хором), конкурса юных музыкантов «Солист оркестра» на лучшее исполнение произведения с оркестром. Кроме того, оркестр под управлением Д. Васильева участвовал в чемпионатах мира и Европы по бальным танцам. В 2009 году маэстро и оркестр принимали участие в IV Фестивале оркестров мира в Москве, в 2010 выступили на I Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, где представили мировую премьеру Концерта для кларнета Т.Шахиди.

    Под руководством Дмитрия Васильева Омский АСО активно записывается на компакт-диски. В частности, для британской Toccata Classics была записана Первая (мировая премьера), Вторая и Третья сюиты В. Шебалина, мировая премьера Симфонии № 21 М. Вайнберга, мировые премьеры Sinfonia Pascale и Cargoes Ф. Спрэтли, а также ряд других сочинений.

    В 2009 году дирижер удостоен Премии Губернатора Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства».

    Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский — блистательный молодой российский скрипач, по праву заслуживший место в элите мировой академической музыки. Его высокое мастерство и неординарную исполнительскую манеру, захватывающую и, вместе с тем, избегающую претенциозности, отмечают слушатели в разных странах.

    Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске в семье химиков. В 14 лет поступил в Московскую консерваторию в класс Эдуарда Грача и Татьяны Беркуль, а уже в 18 лет стал самым молодым солистом Московской филармонии. В 2005 году Борисоглебский перешел в аспирантуру и начал заниматься исследованием английской скрипичной музыки XIX—XX веков. За рубежом молодой российский исполнитель обучался у Огюстэна Дюмэ в Колледже музыки имени Королевы Елизаветы (Бельгия) и Анны Чумаченко в Кронбергской академии музыки (Германия). 

    Путь к лучшим концертным залам мира открыла для Борисоглебского серия успешных выступлений на престижных международных конкурсах, в том числе имени П. И. Чайковского в Москве в 2007 году и имени Королевы Елизаветы в Брюсселе в 2009-ом. Спустя год московский скрипач завоевывает первые премии на конкурсах имени Ф. Крейслера в Вене и имени Я. Сибелиуса в Хельсинки, а в 2013-ом побеждает на Monte Carlo Violin Masters в Монако. Получив одиннадцать высших наград на различных музыкальных соревнованиях, музыкант решил завершить этот этап своей карьеры. По его словам, в жизни наступило время иного, большого конкурса, в котором нет четкого набора критериев и состава судей. 

    Сегодня карьера исполнителя успешно продолжается на международной сцене. Среди коллективов, с которыми выступал Борисоглебский, — Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Финского радио, Симфонический оркестр NHK, Симфонический оркестр Сан-Паулу, Симфонический оркестр Борнмута, Хельсинский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Гётеборга. Он играл под руководством таких дирижёров, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Авхам и Ханну Линту. Партнёрами скрипача по камерному музицированию стали Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Александр Князев, Вадим Репин, Борис Березовский, Александр Рудин. 

    Репертуар Борисоглебского включает в себя классические шедевры Моцарта, Бетховена, Чайковского, авангард XX века — сочинения Берио, Шнитке и Бартока, произведения современников, в том числе Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова. Среди его наград — звание «Скрипач года» от Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, премия Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари, медаль от Фонда имени Я. Сибелиуса. 

    Никита Борисоглебский стремится к развитию и обретению свободы на сцене не только за счет совершенствования техники исполнения: «Сохраняя собственную индивидуальность, которая проявляется сама по себе, я пытаюсь обогащать ее с помощью всестороннего развития». 

    В августе 2018 года Никите Борисоглебскому присвоено знание «Заслуженный артист России».