2 декабря 2016
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетКонцерт Омского академического симфонического оркестра проходит в рамках гастрольного тура к 50-летию создания коллектива
Абонемент №27:
Шедевры русской симфонической музыки
Омский академический симфонический оркестр создан в 1966 году по инициативе Семёна Когана, остававшегося во главе коллектива более 10 лет. С 1978 года оркестром руководил Виктор Тиц, в 1992–2004 гг. – заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков, в 2005–2009 гг. – заслуженный артист России Евгений Самойлов, который пригласил на пост главного дирижера Дмитрия Васильева. С 2009 года Дмитрий Васильев руководит коллективом.
В разные годы оркестр возглавляли также дирижеры Андрей Чистяков, Николай Дядюра, Виктор Барсов, Вальтер Мнацаканов; с ним работали Лео Гинзбург, Вероника Дударова, Арнольд Кац, Фуат Мансуров, Юрий Николаевский, Марк Паверман, Геннадий Проваторов, Натан Рахлин, Александр Скульский, Абрам Стасевич, Эмин Хачатурян, Карл Элиасберг, Владимир Вербицкий, Марк Кадин, Леонид Корчмар, Дмитрий Лисс, Фабио Мастранджело, Лев Морозовский, Владимир Рылов, Юрий Темирканов.
В числе выступавших с Омским АСО солистов – Дмитрий Башкиров, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Пьер Амойяль, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Хибла Герзмава, Александр Гиндин, Татьяна Гринденко, Наталия Гутман, Питер Донохоу, Лиана Исакадзе, Фредди Кемпф, Владимир Маторин, Денис Мацуев, Михаил Плетнёв, Вадим Репин, Саяка Сёдзи, Сергей Стадлер, Виктор Третьяков, Алексей Уткин, Дмитрий Хворостовский, Аркадий Шилклопер.
Коллектив – победитель Всероссийского смотра-конкурса симфонических оркестров 1984 года. В 1996 году ему присвоено почетное звание «Академический». В 2021 году ОАСО стал победителем программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» (в номинации для симфонического оркестра или хора), в рамках которой было заказано и впервые исполнено сочинение Алексея Сысоева «Вариации и аплодисменты».
С первых лет существования оркестр успешно гастролирует: в 1970 году он впервые совершил поездку по городам Советского Союза, в 1994 году выехал за рубеж, дав около 40 концертов в крупнейших городах Италии. Коллектив также выступал в Германии, Австрии, Испании, Португалии, Марокко, Китае, США.
Омский оркестр постоянно выступает на крупнейших отечественных сценах. В числе событий последних лет – участие в программе абонемента Московской филармонии «Симфонические оркестры России» в Концертном зале имени П. И. Чайковского (2008); IV Фестивале симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов (2009); I Симфоническом форуме России в Большом зале Свердловской филармонии (2010); в программе абонемента Мариинского театра «Приглашенные оркестры – Восток», где коллектив представил российскую премьеру сочинения Вайнберга (2015); гастроли, приуроченные к 50-летию основания оркестра (2016/17), в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, залах Удмуртской и Татарской филармоний (в Ижевске и Казани); программа к 80-летию Джона Корильяно в Зале Чайковского, где состоялись российские премьеры произведений композитора (2018).
Значительное внимание в репертуарной политике оркестра уделяется музыке современных авторов. С 1975 года Омский АСО принимал участие в фестивалях Союза композиторов СССР. С 2008 года по инициативе Дмитрия Васильева в Омской филармонии проводится Фестиваль Новой музыки, где прозвучали сочинения Альфреда Шнитке, Алемандра Караманова, Михаила Броннера, Софии Губайдулиной, Адама Клоцека, Юрия Козулина, Ефрема Подгайца, Ильи Хейфеца, Александра Чайковского, Толибхона Шахиди и др. В 2018 году коллектив принял участие в программах Всероссийского конкурса сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра «Другое пространство», представив премьеры сочинений Артура Вабеля и Дарьи Звездиной.
В 2020 году в Омской филармонии состоялась мировая премьера Седьмой («Карантинной») симфонии Александра Чайковского, через год лондонский лейбл Toccata Classicsвыпустил диск с Третьей и Седьмой симфониями композитора. Известный британский музыкальный критик и писатель Норман Лебрехт назвал эту пластинку «Альбомом недели» (ранее этот статус получил в 2014 году диск Омского АСО с Симфонией № 21, «Кадиш», Вайнберга).
В течение последних лет (2018–2022) Омский академический симфонический оркестр осуществил множество мировых премьер. В числе авторов – Гай Бакос, Юлиус Биттнер, Артур Вабель, Ольга Викторова, Антуан Виллеже, Григорий Зайцев, Дарья Звездина, Сергей Прокудин-Лемешев, Егор Летов и Григорий Вевер, Антон Рубцов, Никита Сухих, Алексей Сысоев, Александр Хубеев, Александр Чайковский, Виссарион Шебалин, Стив Элкок и др. Коллектив представил российские премьеры произведений Энди Акихо, Карла Дженкинса, Джона Корильяно, Дмитрия Курляндского, Александра Чайковского, Беньямина Юсупова.
Особое внимание руководство оркестра уделяет детским и образовательным программам. В рамках абонементов «Музыкальный экспресс» и «Волшебный сундучок» музыканты готовят проекты с молодежным театром «Третий круг» и студией песочной анимации «Пески времени». Совместно с Детской филармонией Омский симфонический оркестр проводит областной конкурс «Солист оркестра», в котором принимают участие ученики музыкальных школ – вокалисты, исполнители на фортепиано, струнных, духовых и ударных инструментах. Победители выступают на большой сцене с ОАСО. В содружестве с Детской филармонией и Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова оркестр готовит проект «Музыкальный мост “Москва – Омск”». Также оркестр принимал участие в Международном конкурсе скрипачей имени Ю. И. Янкелевича (почетный президент – Владимир Спиваков).
Записи Омского АСО выходили под лейблами Danacord, Universal, Handel Classic Audio, Toccata Classics. Коллектив открыт разным музыкальным стилям: так, в 2015 году издательство ArtBeat Musicпод руководством Алексея Козлова выпустило компакт-диск и виниловый диск с программой Symphonic Tribute to “Yes”, записанной Омским академическим симфоническим оркестром и Аркадием Шилклопером.
В 2006 году в Омской филармонии была учреждена премия С. А. Когана (1928–2016), которую основатель оркестра ежегодно вручал одному из артистов ОАСО за исполнительское мастерство и вклад в становление и развитие коллектива.
Дмитрий Васильев родился в 1972 году в Приморском крае. Обучался в Ростовской и Нижегородской консерваториях, затем совершенствовал мастерство по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» у профессора Александра Скульского в ассистентуре-стажировке Нижегородской консерватории (1996–1999), а также на мастер-классах Александра Ведерникова (1996–1997) и Владимира Зивы (2000) в Москве. Награжден дипломом IV Международного конкурса имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (2003).
В 1997 году под руководством Дмитрия Васильева был создан Тамбовский симфонический оркестр, главным дирижером которого он оставался до 2005 года. В 2003–2005 гг. – главный приглашенный дирижер Сочинского симфонического оркестра. С 2005 года – главный дирижер, с 2009 года – художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра.
Дирижер представил мировые премьеры сочинений Софии Губайдулиной, Мечисава Вайнберга, Алемандра Караманова, Виссариона Шебалина, Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Ильи Хейфеца, Антона Танонова, Андрея Тихомирова, Толибхона Шахиди, Филипа Спрэтли, Александра Хубеева, Ольги Викторовой, российские премьеры произведений Александра Чайковского, Филипа Гласса, Джона Корильяно, Карла Дженкинса, Джона Адамса, Кристофера Роуза, Дмитрия Курляндского, Беньямина Юсупова, Эдуарда Тубина, Чарльза Стэнфорда и др.
Был инициатором и руководителем ряда программ, в числе которых Фестиваль Новой музыки, фестиваль «Белая симфония», программа на открытом воздухе в формате нон-стоп «Симфопарк», конкурс юных музыкантов «Солист оркестра» на лучшее исполнение произведения с оркестром. Под управлением Васильева коллектив участвовал в IV Фестивале симфонических оркестров мира в Москве (2009), I и V Симфоническом форуме России в Екатеринбурге (2010, 2018), Фестивале симфонических оркестров Сибири в Красноярске (2019). Маэстро и оркестр постоянно выступают в обеих российских музыкальных столицах – в Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, Колонном зале Дома Союзов, концертном зале «Зарядье».
Под руководством Дмитрия Васильева оркестр неоднократно гастролировал по России, в последние годы выступал в Италии и Китае; записал на диски сюиты Шебалина, симфонии №№ 21 и 22 Вайнберга, симфонии №№ 3 и 7 А. Чайковского, премьеры произведений Филипа Спрэтли, Стива Элкока, Вольдемара Баргиля, Юлиуса Биттнера (Toccata Classics) и др.
Дмитрий Васильев сотрудничал со многими известными российскими и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, Московский государственный академический симфонический оркестр, оркестры Московской, Нижегородской, Северо-Кавказской, Саратовской, Карельской и Белгородской филармоний, Ростовский, Воронежский, Томский, Дальневосточный (Хабаровск) академические симфонические оркестры, Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский», Тихоокеанский симфонический оркестр во Владивостоке, Государственная академическая симфоническая капелла России, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова и др.
За рубежом выступал с оркестрами Италии, Израиля, Польши, Южной Кореи, Китая. В числе его партнеров по сцене – пианисты Марк-Андре Амлен, Элисо Вирсаладзе, Валерий Гроховский, Фредди Кемпф, Даниил Крамер, Денис Мацуев, Даниил Трифонов, скрипачи Вадим Репин, Саяка Сёдзи, виолончелист Миша Майский, трубач Сергей Накаряков, певцы Хибла Герзмава, Владимир Маторин.
В репертуаре дирижера – музыка от эпохи венского классицизма до аранжировок рок-композиций. Значительное место в его программах занимает академическая музыка ХХ–XXI вв. Аудиодиски, записанные с участием Дмитрия Васильева, выходили под лейблами Antes Edition, ArtBeat, Toccata Classics. Записи дирижера были названы «Альбомом недели» британским критиком Норманом Лебрехтом (2014, 2021) и признаны «Записью месяца» международным журналом MusicWeb. В 2021 году Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева стал победителем программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» (в номинации для симфонического оркестра или хора), в рамках которой было заказано и впервые исполнено сочинение Алексея Сысоева «Вариации и аплодисменты».
Дирижер награжден Премией Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства (2009) и Грантом Президента Российской Федерации (2002), удостоен почетного звания «Заслуженный деятель культуры Омской области» (2017).
Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), затем совершенствовался под руководством Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге. Участвовал в мастер-классах Шломо Минца и Иды Гендель в рамках международного скрипичного семинара Keshet Eilon в Израиле.
Победитель и лауреат многих международных состязаний, среди которых конкурсы имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006, I премия), имени Давида Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени П. И. Чайковского в Москве (2007, II премия и пять спецпризов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 году музыкант завоевал первые премии на конкурсах имени Фрица Крейслера в Вене и имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, в 2013-м стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако.
Удостоен ряда наград различных фондов и Правительства России, в 2009 году отмечен наградой «Скрипач года» Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 году – премией Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона), медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии.
Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничал с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Афкам, Ханну Линту, Василий Синайский, Лионель Бренгье, Дмитрий Лисс, Окко Каму, Юн Стургордс, Михаил Юровский, Клаус Мякеля, Дима Слободенюк и другие.
В числе партнеров скрипача по ансамблю были Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Огюстен Дюмэ, Давид Герингас, Ловро Погорелич, Вадим Репин, Александр Рудин, Николай Луганский, Денис Кожухин, Максим Рысанов, Мао Фудзита. С 2017 года выступает в составе квартета «Атриум» (первая скрипка).
Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Рейнгау, Дубровнике, «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», Бетховенском фестивале в Бонне, фестивалях «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестивале Олега Кагана в Кройте, Il Violino Magico в Италии, Crescendo Дениса Мацуева, Vivacello Бориса Андрианова, La Folle Journee в Нанте, Токио и Екатеринбурге, в Турку, камерной музыки в Кухмо и многих других.
Особое внимание уделяет музыке современных авторов и композиторов ХХ века; первый исполнитель ряда сочинений Родиона Щедрина, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова.
В 2018 году на лейбле Profil (Германия) вышла антология сочинений Николая Метнера для скрипки и фортепиано в исполнении Никиты Борисоглебского и Екатерины Державиной, высоко оцененная международной критикой. В 2022 году на фирме «Мелодия» вышел записанный с участием Борисоглебского альбом камерной музыки Прокофьева и Вайнберга. В числе последних релизов – запись недавно найденного Скрипичного концерта Изаи с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Жан-Жака Канторова, вошедшая в альбом A Tribute to Ysaÿe, удостоенный французской премии Diapason d’Or.
В сезоне 2023/24 Никита Борисоглебский продолжил сотрудничать с венским Концертхаусом в качестве артиста в резиденции, представляя абонемент камерной музыки совместно с виолончелистом Нареком Ахназаряном и пианистом Георгием Чаидзе. Состоялись дебюты скрипача с Симфоническим оркестром Тенерифе, Венским камерным оркестром, Стамбульским государственным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Барселоны и Национальным оркестром Каталонии. Совместно с Уральским академическим филармоническим оркестром и Симфоническим хором Свердловской филармонии под управлением Дмитрия Лисса Никита Борисоглебский выступил в Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Кирове и Перми. В мае 2024 года скрипач дебютировал на сцене нью-йоркского Карнеги-холла.
Среди ангажементов сезона 2024/25 – гастроли в Китае, выступления в Японии с Симфоническим оркестром NHK(дирижер – Дима Слободенюк) и Испании с пианистом Николаем Луганским, дебют в Сеульском центре искусств, концерты с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и Иерусалимским симфоническим оркестром под управлением Юлиана Рахлина в венском Концертхаусе.
Музыкант играет на инструменте работы австрийского мастера Мартина Швальба, изготовленном в 2020 году по модели скрипки Гварнери дель Джезу «Уле Булль» 1744 года.
В 2018 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».