Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Государственный симфонический
    оркестр Республики Беларусь,
    Александр Анисимов,
    Питер Донохоу

    10 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Итальянское каприччио»
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    «Симфонические танцы»

    12+

    Абонемент №27:

    Шедевры русской симфонической музыки

    Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь

    Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь – один из старейших коллективов бывшего Советского Союза – был основан в апреле 1927 года. Первое выступление оркестра состоялось под управлением композитора Рейнгольда Глиэра.

    В 1937 году начала свою деятельность Белорусская государственная филармония, и симфонический оркестр стал основным коллективом, вошедшим в ее состав. Летом того же года его возглавил молодой талантливый дирижер Илья Мусин. Коллектив выступал под управлением лучших дирижеров мира – Курта Зандерлинга, Кирилла Кондрашина, Евгения Мравинского, Евгения Светланова, а также Валерия Гергиева, Дмитрия Китаенко, Михаила Плетнева, Геннадия Рождественского, Юрия Темирканова, Карло Цекки и многих других маэстро. Значительные художественные успехи оркестра связаны с именами дирижеров Юрия Ефимова и Виктора Дубровского, в разные годы возглавлявших коллектив. С сезона 2001/02 художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра является Александр Анисимов.

    Яркими вехами культурной жизни Республики Беларусь стали выступления оркестра с величайшими солистами ХХ века – Галиной Вишневской, Эмилем Гилельсом, Ваном Клиберном, Леонидом Коганом, Иегуди Менухиным, Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, а также Владимиром Ашкенази, Наталией Гутман, Питером Донохоу, Гидоном Кремером, Мишей Майским.

    Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь хорошо известен в бывшем Советском Союзе и за рубежом. Франция, Германия, Швейцария, Италия, Греция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Болгария, Ливан – повсюду коллектив встречал восторженный прием публики. Выступления оркестра всегда становятся заметным событием в жизни белорусской столицы.

    Репертуар коллектива охватывает широкую палитру стилей и жанров – от венской классики до работ современных белорусских, русских и западноевропейских композиторов, – постоянно пополняясь новыми сочинениями.

    Александр Анисимов

    Один из самых востребованных российских дирижеров Александр Анисимов возглавляет Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, является музыкальным руководителем и главным дирижером Самарского академического театра оперы и балета, почетным дирижером Национального симфонического оркестра Ирландии, главным дирижером филармонического оркестра города Пусан (Южная Корея).

    Профессиональная карьера музыканта началась в 1975 году в Ленинграде в Малом театре оперы и балета и уже в 80-х годах его приглашали к сотрудничеству ведущие оперные труппы страны: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Пермский академический театр оперы и балета, Ленинградский театр имени Кирова, Ростовский музыкальный театр.

    Тесные контакты Александра Анисимова с Мариинским (до 1992 г. Кировским) театром начались с 1993 года: здесь он дирижировал всеми основными произведениями оперного и балетного репертуара, а также выступал с симфоническим оркестром театра. В 1996 году А. Анисимов принял предложение дирижировать оперой «Князь Игорь» на гастролях в Корее. Музыкант ассистировал Валерию Гергиеву в постановке оперы «Война и мир» Прокофьева в Сан-Франциско, где состоялся его американский дебют.

    В 1993 году Александру Анисимову довелось работать с великим Мстиславом Ростроповичем в Великобритании и Испании.

    С 2002 года А. Анисимов – главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, который под руководством талантливого музыканта стал ведущим коллективом страны. Значительно расширился график гастролей оркестра и обогатился его репертуар – уделяя должное внимание классическому наследию, коллектив исполняет много современной музыки, в том числе, сочинений белорусских композиторов.

    В 2011 г. Александр Анисимов был приглашен на пост главного дирижера и художественного руководителя Самарского академического театра оперы и балета, только что открывшегося после масштабной реконструкции. Большой общественный резонанс вызвал уже его дебют в опере «Князь Игорь», затем последовала успешная премьера «Щелкунчика», концертные программы «Пора нам в оперу», «Великий Чайковский», «Шедевры барокко», «Приношение Чайковскому». Высокую оценку критики получили постановки опер «Мадам Баттерфляй», «Травиата», «Аида», «Сказка о царе Салтане», «Севильский цирюльник» и другие спектакли.

    Музыкант много гастролирует, выступая в качестве приглашенного дирижера в самых известных театрах: Большом театре России, Хьюстонской Гранд Опера, Опере Сан-Франциско, Театре Колон в Буэнос-Айресе, Театре Карло Феличе в Генуе, Государственной опере Австралии, венецианском театре Ла Фениче, Государственных операх Ганновера и Гамбурга, Берлинской Комической опере, парижских Опера Бастий и Опера Гарнье, Оперном театре Лисео в Барселоне. Среди оркестров, с которыми маэстро довелось работать, – Голландский симфонический оркестр, оркестры Санкт-Петербургской филармонии, Варшавы, Монте-Карло и Роттердама, Литовский национальный симфонический и Венгерский национальный филармонический оркестры, симфонический оркестр Бирмингема, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Лондонский симфонический и Лондонский Королевский филармонический оркестры и другие знаменитые коллективы. Одним из высших признаний искусства русского дирижера был подарок оркестра римской Академии Санта-Чечилия – дирижерская палочка Леонарда Бернстайна.

    Много лет продолжается сотрудничество Александра Анисимова с Национальным молодежным оркестром Ирландии. Среди самых крупных проектов творческого тандема: постановка тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера, которая получила премию Allianz Business to Arts в Ирландии как выдающееся событие 2002 года в области музыки. Дирижер плодотворно сотрудничает с Ирландской оперой и оперным фестивалем в Уэксфорде, является Почетным президентом Вагнеровского общества в Ирландии. В 2001 году А. Анисимов был удостоен звания Почетного доктора музыки Ирландского национального университета за личный вклад в музыкальную жизнь страны.

    На родине Александру Анисимову присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. Он является лауреатом Государственной премии Республики Беларусь, народным артистом Республики Беларусь, лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска».

    В июле 2014 года маэстро награжден Национальным орденом Франции «За заслуги».

    Дискография дирижера включает записи симфонической и балетной музыки Глазунова, всех симфоний Рахманинова, включая симфоническую поэму «Колокола» с Национальным симфоническим оркестром Ирландии (Naxos), Десятую симфонию Шостаковича с Молодежным оркестром Австралии (MELBA), запись на DVD оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в исполнении Оперного театра Лисео (EMI).

    В 2015 году маэстро дирижировал оперой «Мадам Баттерфляй» Пуччини на сцене Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В его планах – работа над оперой Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в Самарском театре оперы и балета.

    Питер Донохоу

    Питер Донохоу родился в Манчестере в 1953 году. В детстве обучался в Chetham’s School of Music, затем в Университете Лидса по композиции у известного музыканта Александра Гёра (чей отец был учеником А. Шёнберга) и в Королевском Северном колледже музыки по фортепиано у Дерека Уиндхэма. В течение года стажировался  в Париже у Оливье Мессиана и Ивонн Лорио. В 1976 году стал победителем Британского конкурса им. Листа в Лондоне и Конкурса Бартока – Листа в Будапеште, в 1981 — Международного фортепианного конкурса в Лидсе.

    После успеха на VII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве, где он разделил II премию с Владимиром Овчинниковым (первая не присуждалась) пианист сделал блестящую карьеру. Благодаря высочайшей технике, чувству стиля, гармоничному сочетанию интеллекта и огненного темперамента он признан одним из самых выдающихся пианистов нашего времени, чьим мастерством восхищаются слушатели стран Европы и Дальнего Востока, США и Канады, Австралии и Новой Зеландии. В огромном репертуаре артиста ведущее место занимают произведения Бетховена, Шопена, Шуберта, Листа, Дебюсси, Равеля, Чайковского, Рахманинова. Он — блестящий интерпретатор музыки XX века: Бартока, Шёнберга, Берга, Веберна, Энеску, Айвза, Мартину, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Шимановского, Рима, британских композиторов.

    В послужном списке Питера Донохоу — концерты почти со 150 оркестрами всего мира. Пианист выступает со всеми ведущими лондонскими оркестрами, оркестром Берлинской филармонии, Чешской филармонии, Мюнхенской филармонии, Шведского радио, Дрезденской Государственной капеллы, Королевским оркестром  Concertgebouw, лейпцигским Gewandhaus, кёльнским Gurzenich, симфоническими оркестрами Гётеборга, Хельсинки, Варшавы, Вены, Филармоническим оркестром Radio France. В Северной Америке он играл с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Бостона, Чикаго, Питтсбурга, Кливленда, Ванкувера, Торонто и многими другими. В России — с оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Новосибирским симфоническим, Уральским филармоническим оркестром. Питер Донохоу сотрудничал со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Кристоф Эшенбах, Неэми Ярви, Лорин Маазель, Курт Мазур, Эндрю Дэвис, Евгений Светланов, Мюнг Вун Чунг, Густаво Дудамель, Дэниэл Хардинг.

    Многолетнее сотрудничество связывает Донохоу с Бирмингемским симфоническим оркестром, в котором он в юности начинал работать в группе ударных. С этим коллективом под управлением сэра Саймона Рэттла Донохоу, в частности, записал три фортепианных концерта Белы Бартока. В 2002 г. Рэттл пригласил Донохоу для участия в своём инаугурационном концерте в качестве главного дирижёра Берлинского филармонического оркестра.

    Пианист — постоянный участник BBC Proms и многих других фестивалей, включая Эдинбургский, La Roque d’Anthéron во Франции, фестивали в Руре и Шлезвиг-Гольштейне в Германии. Он неоднократно выступал с концертами в России (последний раз — в 2013 году в Москве на открытии монофестиваля «Музыка Сергея Васильевича Рахманинова» в международном Доме музыки).

    Питер Донохоу — тонкий интерпретатор камерной музыки. Один из его постоянных партнёров — пианист Мартин Роско. Музыканты давали концерты  в Лондоне и на Эдинбургском фестивале, записали компакт-диски с произведениями Гершвина и Рахманинова для двух фортепиано. В числе других ансамблевых партнёров Питера Донохоу — Maggini-Квартет, с которым он записал несколько шедевров камерной музыки английских композиторов,RTÉ VanbrughQuartet.

    Пианист записал несколько дисков на фирме EMI Records и получил за них ряд наград, включая Grand Prix International du Disque за запись си-минорной Сонаты Листа и приз Gramophone Concerto за запись Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Чайковского. Его записи сочинений О. Мессиана с Нидерландским духовым ансамблем на Chandos Records и А. Ш. Литольфа на Hyperion, произведений английских композиторов А. Блисса и М. Типпета также получили широкое признание. В 2001 П. Донохоу выпустил на Naxos диск с музыкой Дж. Финци — первый из большой серии записей (на данный момент вышло 13 CD), цель которой — популяризировать британскую фортепианную музыку.  Всего же дискография Питера Донохоу насчитывает более 40 CD, выпущенных на студиях «Мелодия», EMI Records, Chandos, Hyperion, Deutsche Gramophon, Erato, BMG, Warner Classics,  Carlton/IMG, Naxos,  GMN, SOMM.

    В 2006 году Нидерланды предложили П. Донохоу стать Послом Музыки на Ближнем Востоке, а в 2010 на традиционной новогодней церемонии он получил звание Командора ордена Британской империи. В июне 2011 года Питер Донохоу был членом жюри XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве.

    Питер Донохоу — вице-президент Бирмингемской консерватории, почетный доктор музыки Университетов Бирмингема, Центральной Англии, Уорвика, Восточной Англии, Лестера и Открытого университета Великобритании.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Александр Слуцкий, Александр Каган (скрипка) и Евгений Румянцев (виолончель)

    28.04.2012

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
    Pezzo Capriccioso для виолончели с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени Е. Светланова, Александр Слуцкий, Андрей Ярошинский (фортепиано), Юрий Ревич (скрипка)

    03.04.2012

    В программе:
    Вивальди
    «Времена года», четыре концерта для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима». Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Режиссерская версия

    30.12.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Ромео и Джульетта» – увертюра-фантазия
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Рахманинов
    «Вокализ» (Оркестровка автора)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Блестящая русская миниатюра

    19.02.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Итальянское каприччио»
    Лядов
    «Волшебное озеро» – сказочная картинка для оркестра
    «Кикимора» – народное сказание для оркестра
    Аренский
    «Фантазия на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром
    Глинка
    «Вальс-фантазия»
    «Камаринская» – фантазия на темы двух русских народных песен
    Мусоргский
    «Ночь на Лысой горе» – симфоническая фантазия
    (редакция Римского-Корсакова)
    Римский-Корсаков
    «Испанское каприччио»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Шедевры русской симфонической музыки. Уральский академический филармонический оркестр

    02.11.2013

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    (в авторской редакции)
    Рахманинов
    Симфония № 3