Симфонические шлягеры : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

XII Большой фестиваль РНО

  • LIVE
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Симфонические шлягеры

    19 октября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Рахманинов
    «Симфонические танцы»

    12+

    Абонемент №18:

    Симфонические шлягеры

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов. В сезоне 2019/20 оркестр гастролирует в Великобритании и Германии, в ноябре 2019 года сопровождает выступления конкурсантов на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавляет Юрий Симонов, традиционно участвует в открытии и закрытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

    Юрий Ботнарь

    Художественный руководитель и главный дирижер Филармонического оркестра Барселоны, приглашенный дирижер Филармонического оркестра имени Джордже Энеску в Бухаресте, Национального оркестра Румынского радио, Государственного филармонического оркестра области Банат в Тимишоаре (Румыния), Академического симфонического оркестра Московской филармонии и Филармонического оркестра Брно (Чехия). 

    Юрий Ботнарь родился в 1951 году Кишинёве. Окончил Национальную музыкальную школу для одаренных детей по классу скрипки. В 1982 году стал победителем регионального конкурса молодых композиторов. Дирижерское образование получил в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Ильи Мусина) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (классы профессоров Юрия Симонова и Геннадия Рождественского).

    Выступает со многими ведущими оркестрами мира, гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Румынии, России, Японии, Китае, Южной Корее и других странах. Сотрудничал с известными солистами, среди которых Елена Образцова, Джон Лилл, Фредерик Кемпф, Виктор Третьяков, Александр Князев, Владимир Овчинников, Питер Донохоу, Барри Дуглас, Владимир Фельцман, Раду Лупу, Эдуард Грач, Александру Томеску, Чик Кориа и многие другие. 

    С 1998 года дирижер сотрудничает с компанией Sony DADC (Австрия). Его обширная дискография включает сочинения Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Бородина, Прокофьева, Шостаковича, Дворжака, Бернстайна и других композиторов, записанные с Лондонским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Барселоны, Филармоническим оркестром имени Джордже Энеску, Ленинградским государственным концертным оркестром и другими коллективами. В 2019 году маэстро Ботнарь и Академический симфонический оркестр Московской филармонии завершили запись цикла симфоний Чайковского. 

    Юрий Ботнарь – президент Международного фонда Royal Music Society, член Лиги американских оркестров, Британского союза музыкантов, Академии «Грэмми», музыкальный директор Фонда Бухарестской филармонии имени Джордже Энеску. Удостоен многих почетных наград, среди которых Золотые медали Джордже Энеску (Румыния), Стефана Великого (Молдова) и Моцарта от ЮНЕСКО. В 2005 году его имя было включено в почетный список Международного биографического центра в Кембридже (Великобритания) «за выдающийся вклад в искусство симфонического дирижирования».

    Владимир Фельцман

    Пианист и дирижер Владимир Фельцман – один из самых разносторонних и востребованных музыкантов современности. Родился в 1952 году в Москве. Сын композитора Оскара Фельцмана, он начал обучаться игре на фортепиано с пяти лет в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории в классе Евгения Тимакина. В 1969 году продолжил образование в консерватории и аспирантуре в классе профессора Якова Флиера. В дальнейшем обучался дирижированию у Лео Гинзбурга в Московской консерватории и у Ильи Мусина в Ленинградской.

    В 1971 году завоевал Гран-при Международного конкурса имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже. Эта победа положила начало его концертной деятельности в Советском Союзе, странах Европы и Японии. 

    С 1987 года Фельцман живет в США. Его репертуар простирается от музыки эпохи барокко до произведений современных композиторов. Особое место в нем занимают клавирные сочинения И. С. Баха, составившие грандиозный цикл, который пианист представил в Нью-Йорке в течение четырех сезонов (1992–1996). В числе других эксклюзивных проектов Фельцмана – «Шедевры русского авангарда» в Линкольн-центре (фортепианные и ансамблевые произведения 14 композиторов от Шостаковича до наших современников, 2003), все клавирные сонаты Моцарта на специально изготовленной копии фортепиано фирмы Walter XVIII века (Маннес-колледж и частный университет «Новая школа» в Нью-Йорке, 2006), «Русский эксперимент» на фестивале в Аспене (малоизвестные произведения композиторов первой половины ХХ века, 2017). 

    Владимир Фельцман сотрудничает со многими ведущими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский и Лос-Анджелесский филармонические, симфонические оркестры Чикаго, Сан-Франциско и Сиэтла, Лондонские симфонический и филармонический, Оркестр де Пари, оркестр Мариинского театра, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и другие. Сольные концерты пианиста проходили в крупнейших залах Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго, Сиэтла и других городов США. Пианист гастролирует в странах Азии и регулярно выступает в России. Участник фестивалей в Вербье, Чикаго («Равиния»), Аспене, Лос-Анджелесе (Голливуд-боул), Сан-Диего (Ла-Холья) и других. 

    Владимир Фельцман – профессор Университета штата Нью-Йорк, преподает также в Маннес-колледже. Основатель и арт-директор Международного фестиваля «Фортепианное лето в Нью-Палце», в рамках которого проводятся интенсивный мастер-курс для молодых пианистов и Международный конкурс имени Якова Флиера. Дискография пианиста, выпущенная компаниями Sony Classical, Nimbus Records и др., насчитывает свыше 60 CD и постоянно пополняется. В числе его записей – все крупные клавирные сочинения Баха, полное собрание фортепианных сонат Шуберта, произведения Бетховена, Шумана, Шопена, Брамса, Скрябина, Сильвестрова, концерты Брамса, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. 

    В 2012 году Владимир Фельцман и его супруга Хейвон организовали фонд Feltsman Piano Foundation для поддержки и продвижения молодых музыкантов. В 2019 году пианист опубликовал книгу «Уроки фортепиано», посвященную вопросам исполнительской практики, педагогики и звукозаписи.