В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
22 декабря 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №26:
Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра России
Большой театр России не первый год активно взаимодействует с Московской филармонией. На главных филармонических сценах – в залах имени Чайковского и Рахманинова – под управлением Тугана Сохиева звучали и крупные симфонические полотна, и произведения кантатно-ораториального жанра, и оперы в концертном исполнении с лучшими солистами театра. Но в сезоне 2019/20 главным действующим лицом абонемента Большого в Зале Чайковского станет оркестр, и первая из двух монографических программ коллектива посвящена симфонической музыке Брамса.
Оркестр Большого театра – один из старейших музыкальных коллективов России, ведущий свою историю с XVIII века. В его составе играют мастера своего дела – лауреаты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты РФ. Туган Сохиев рассказывает о коллективе с огромной гордостью: «Он сохраняет традиции, которые закладывались моими великими коллегами еще до войны. Это и Пазовский, и Голованов, и Самосуд, и Рождественский, и Светланов... Эти традиции хранятся самими музыкантами. У оркестра Большого особое звучание..., ему свойственна особая фразировка, он повторяет и поет вслед за замечательными певцами на сцене. И я стараюсь приумножать богатство этого музыкального мироощущения».
Программу декабрьского концерта откроет Первая симфония Брамса – связанная с образом байроновского Манфреда инструментальная драма, части которой объединены одной поэтической идеей. Продолжит вечер знаменитый Скрипичный концерт, созданный в содружестве с великим исполнителем Йозефом Иоахимом. Сольную партию в одном из сложнейших произведений всего скрипичного репертуара исполнит всемирно известный виртуоз и интеллектуал Вадим Глузман, играющий на инструменте работы Антонио Страдивари.
Оркестр Большого театра – старейший русский музыкальный коллектив и один из крупнейших симфонических оркестров в мире. В 1776 году, когда образовалась артистическая труппа будущего Большого театра, он состоял из музыкантов, выкупленных у помещиков, а также из иностранцев и прочих вольных людей. Будучи участником всех музыкально-драматических и оперных спектаклей театра, оркестр исполнял музыку русских композиторов – Соколовского, Пашкевича, Матинского, Фомина. В конце XVIII века с появлением в репертуаре труппы первых балетных спектаклей, состав оркестра увеличился, а на афише появились имена Верстовского, Алябьева, Варламова. В XIX веке репертуар продолжал пополняться: в него вошли сочинения Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Моцарта, Доницетти, Верди, Вагнера, Бизе, Пуччини и др. Уже в конце XIX века оркестр начал выступать с симфоническими концертами.
В 20–30-е годы ХХ столетия в коллективе собираются лучшие исполнительские силы страны. Коллектив активно работает над разнообразным концертным репертуаром и становится одним из самых популярных отечественных симфонических оркестров.
Исполнительский стиль оркестра Большого театра складывался на протяжении двух веков. В его формирование внесли свою лепту многие выдающиеся дирижеры: Сергей Рахманинов, Вячеслав Сук, Николай Голованов, Арий Пазовский, Самуил Самосуд, Александр Мелик-Пашаев, Борис Хайкин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Марк Эрмлер. В 2000–2009 годах дирижером и музыкальным руководителем театра был Александр Ведерников.
Известнейшие зарубежные музыканты – Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Альберт Коутс, Фриц Штидри, Зденек Халабала, Герман Абендрот, Риккардо Мути, работая с оркестром Большого театра, неизменно отмечали высокий профессиональный уровень коллектива. Оркестром осуществлены многочисленные записи оперных, балетных и симфонических произведений, многие из них получили широкое международное признание и были отмечены наградами. В 1989 году коллектив был удостоен высшей музыкальной премии Италии – медали «Золотой Виотти» как лучший оркестр года.
Сегодня в составе оркестра Большого театра – свыше 250 музыкантов. Среди них лауреаты и дипломанты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты России. За годы творческой деятельности коллектив завоевал высокую международную репутацию, связанную не только с его участием в спектаклях и гастролях театра, но и с концертной деятельностью.
В феврале 2014 года главный дирижером и музыкальным руководителем Большого театра стал Туган Сохиев. Под его руководством оркестр дал множество симфонических концертов, исполнив произведения Малера, Верди, Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова.
Туган Сохиев родился в 1977 году в Орджоникидзе (Владикавказ). В 2001 году окончил дирижерский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Ильи Мусина, затем Юрия Темирканова). В 1999 году завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге.
После успешного дебюта в Исландии с оперой «Богема» Пуччини в 2001 году был приглашен на должность музыкального руководителя Валлийской национальной оперы. В 2003 году представил на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы «Евгения Онегина» Чайковского (постановка Мариинского театра).
С 2005 года – дирижер Мариинского театра, в котором под его управлением состоялись премьеры опер «Путешествие в Реймс» Россини, «Кармен» Бизе и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. С 2005 года – главный приглашенный дирижер, с 2008 года – музыкальный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы. В 2010–2016 гг. – главный дирижер Немецкого симфонического оркестра Берлина. С февраля 2014 года – главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра России.
Туган Сохиев выступал за дирижерским пультом многих ведущих оркестров мира. В их числе Берлинский, Венский, Мюнхенский и Роттердамский филармонические оркестры, Лондонский симфонический и оркестр «Филармония», Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Национальный оркестр Франции, оркестры японской вещательной корпорации NHK, Финского радио, Филармонии Осло, лейпцигского Гевандхауса, Малеровский камерный, Национальный филармонический оркестр России, оркестр Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), оркестр Итальянского радио RAI, оркестры театра Ла Скала и Баварской государственной оперы, симфонические оркестры Филадельфии, Бостона, Чикаго, Борнмута. Дирижер принимал участие в фестивалях в Зальцбурге («Неделя Моцарта»), Люцерне, Токио, Экс-ан-Провансе, Оранже. Сотрудничал с Большой оперой Хьюстона, Королевским театром в Мадриде, Венской государственной оперой.
В Большом театре выступил дирижером-постановщиком опер «Орлеанская дева» (концертное исполнение), «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Путешествие в Реймс» Россини, «Снегурочка», «Псковитянка» (концертное исполнение) и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Саломея» Р. Штрауса, оперетты «Кандид» Бернстайна, драматической легенды «Осуждение Фауста» Берлиоза. Неоднократно гастролировал с оперной труппой, оркестром и хором Большого театра во Франции, Швейцарии, Германии, Финляндии, Китае.
Дискография дирижера включает записи с оркестром Капитолия Тулузы, в их числе Симфония № 4 Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Симфонические танцы» Рахманинова, сказка «Петя и Волк» Прокофьева, «Весна священная» и «Жар-птица» Стравинского (Naïve Classique); среди релизов с Немецким симфоническим оркестром Берлина – «Иван Грозный», Симфония № 5 и «Скифская сюита» Прокофьева (Sony Classical).
Туган Сохиев – народный артист республики Северная Осетия-Алания, заслуженный артист России. Кавалер ордена «За заслуги» (Франция), награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. В 2005 году Союз музыкальных критиков Франции назвал Сохиева «Музыкальной персоной года» за плодотворную деятельность на посту главы Национального оркестра Капитолия Тулузы.
Вадим Глузман родился в 1973 году в Житомире, вырос в Риге, где его отец работал дирижером театра оперетты. С 1990 года живет в Израиле. Учился в России у Захара Брона, в Израиле у Яира Клесса, в США у Аркадия Фомина и в Джульярдской школе у Дороти Делэй и Масао Кавасаки. В начале карьеры молодого исполнителя поддерживал Исаак Стерн. В 1994 году Вадим Глузман получил премию Фонда Генрика Шеринга.
Скрипач выступает с ведущими оркестрами Северной Америки (Чикаго, Бостона, Сан-Франциско, Миннесоты, Детройта, Кливленда, Филадельфии, Хьюстона, Сент-Луиса, Сиэтла, Торонто, Ванкувера и др.), Германии (Берлина, Мюнхена, Лейпцига, Бамберга, Франкфурта, Ганновера, Штутгарта, Дрездена), Великобритании (Лондонский филармонический и симфонический, оркестры Би-би-си, Королевский шотландский национальный оркестр, Борнмутский и Бирмингемский оркестры), Австрии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Сербии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Израиля, Японии, Кореи, Мексики, Аргентины. Неоднократно играл с Национальным филармоническим оркестром России.
Сотрудничал с выдающимися дирижерами, в числе которых Иегуди Менухин, Неэме, Пааво и Кристиан Ярви, Майкл Тилсон Томас, Эндрю Литтон, Марек Яновский, Риккардо Шайи, Кристоф фон Донаньи, сэр Эндрю Дэвис, Семен Бычков, Юкка-Пекка Сарасте, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Ханну Линту, Ян-Паскаль Тортелье, Клаус Петер Флор, Василий Синайский, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Михаил Юровский, Туган Сохиев и другие. С 2013 года Глузман – творческий партнер и главный приглашенный артист Камерного оркестра ProMusica в Колумбусе (штат Огайо). С этим оркестром, а также с камерными оркестрами I Musici (Монреаль), Дрезденской филармонии, «Виртуозы Москвы» и другими неоднократно выступал как солист и дирижер.
В числе фестивальных выступлений последних лет – концерты в Вербье, Чикаго («Равиния»), Локенхаусе, Кольмаре, Эдинбурге, Иерусалиме, Шветцингене, Кольмаре, Шлезвиг-Гольштейне, на фестивалях имени Пабло Казальса в Праде, Радио Франс в Монпелье, BBC Proms в Лондоне. Глузман выступает в камерных программах в постоянном дуэте с женой, пианисткой Анжелой Йоффе, с 2011 года пара проводит собственный фестиваль камерной музыки North Shore в пригороде Чикаго Нортбруке.
Вадим Глузман – увлеченный пропагандист музыки современных авторов, среди которых Арво Пярт, Петерис Васкс, Лера Ауэрбах, Елена Фирсова, Гия Канчели, Майкл Доэрти, Софья Губайдулина, Менахем Визенберг, Ричард Родни Беннетт. Среди исполненных им мировых премьер – скрипичный концерт «Огонь и кровь» Майкла Доэрти, Концерт Балиса Дварионаса, ряд сочинений Леры Ауэрбах.
Музыкант – эксклюзивный артист шведской фирмы звукозаписи BIS Records. В его дискографии – сочинения Барбера, Бернстайна, Блоха, Дварионаса, Глазунова, Корнгольда, Пярта, Губайдулиной, Шостаковича, Чайковского и др. Ряд записей отмечен премиями Diapason d'Or of the Year, Choc de Classica, «Выбор редактора» от журнала Gramophone, названы «диском месяца» журналом The Strad, BBC, ClassicFM и др.
В сезоне 2019/20 Глузман дает более 70 концертов (сольных и с оркестрами) в США, Канаде, Корее, Бразилии, странах Европы. В России музыкант выступает, в частности, с «Виртуозами Москвы», оркестром Большого театра под управлением Тугана Сохиева и заслуженным коллективом России – оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Василия Синайского. В планах также – выступления и мастер-классы на фестивале Академии в Кронберге (сентябрь 2019) и серия концертов к 100-летию со дня рождения Исаака Стерна с Симфоническим оркестром Канзас-Сити (дирижер Майкл Стерн, апрель 2020).
Важными вехами сезона станут мировые премьеры: сочинения Морица Эггерта “Mir mit Dir” («Мне с тобой...») для скрипки и фортепиано, Двойного концерта Джошуа Романа для скрипки и виолончели с оркестром (Глузман проведет ее в качестве дирижера с камерным оркестром ProMusica), Скрипичного концерта Эркки-Свена Тюура с оркестром
Франкфуртского радио под управлением Андриса Поги, а также шведская премьера Концерта для скрипки и виолончели с оркестром Елены Фирсовой и британская – Концерта для скрипки, баяна, виолончели и камерного оркестра Софии Губайдулиной.
Вадим Глузман играет на легендарном инструменте работы Антонио Страдивари «экс-Леопольд Ауэр» (1690), предоставленном ему Обществом Страдивари в Чикаго. Он владеет смычком французского мастера Доминика Пеккатта из коллекции Генрика Шеринга, ранее принадлежавшим Эжену Изаи.