Сказки старой Англии : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Сказки старой Англии

    17 января 2016

    Концертный зал «Оркестрион»

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Авангард Леонтьев (художественное слово)
    Дмитрий Степанович (бас)

    Антонио Грамши (блокфлейты, вистл, лютня, средневековая волынка, боуран)

    Александр Гулин (виола да гамба)

    Ирина Ахмедшина (арфа)

    Евгений Талисман (фортепиано)

    В программе:
    Свиридов
    «Честная бедность» из вокального цикла на слова Р.Бёрнса

    Макарова
    Шествие

    Гранжани
    Рапсодия

    Традиционная музыка Британских островов

    Старинная английская танцевальная музыка и народные песни

    Английские народные сказки: «Биннори», «Король Иоанн и Кентерберийский аббат»

    Р. Киплинг
    «Сказки Пака» (фрагменты), «Песни пчелиного мальчика», «Амулет»

    Ирландская народная сказка «Про короля, про святого и про гусыню»

    12+

    Абонемент №234:

    Сказки на все времена. Воскресные дневные концерты для детей и родителей

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Авангард Леонтьев

    Авангард Леонтьев – народный артист России, лауреат Государственной премии России, артист МХТ имени А. П. Чехова.

    Его творчество многогранно – А. Леонтьев проявил себя как великолепный актер, талантливый режиссер, яркий чтец, востребованный преподаватель.

    С детства он мечтал об актерской карьере и с удовольствием ходил в школьный драмкружок, затем в студию художественного слова при Дворце пионеров. В старших классах сам организовал театральную студию, в которой занимался с одноклассниками.

    В 1968 году Авангард Леонтьев окончил Школу-студию МХАТ (курс П. Массальского) и был приглашен в труппу театра «Современник». Работал с режиссерами Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Олегом Табаковым, Валерием Фокиным, Георгием Товстоноговым, Романом Виктюком и другими. В театре он играл в спектаклях «На дне», «Вечно живые», «Балалайкин и К°», «Двенадцатая ночь», «А поутру они проснулись», «Ревизор», «Квартира Коломбины», «Вишневый сад», «Карамазовы и ад», «Пигмалион».

    В 2004 году Авангард Леонтьев был принят в труппу МХТ. Параллельно сотрудничал со знаменитой «Табакеркой» – Театром под руководством Олега Табакова. В спектакле «Полоумный Журден. Мольериана», которым в 1987 году открылся этот театр, А. Леонтьев сыграл главную роль. Он же, совместно с О. Табаковым, выступил режиссером этой постановки.

    Авангард Леонтьев много снимался в кино у режиссеров Н. Михалкова в фильмах «Утомлённые солнцем», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»; М. Швейцера («Смешные люди», «Маленькие трагедии»); С. Газарова («Ревизор», «Пятый угол»); Н. Досталя «Гражданин начальник»); В. Фокина («Домби и сын», «Нумер в гостинице города NN»), П. Чухрая («Русская игра»); а также в фильмах «Парк советского периода», «Адъютанты любви», «Охотники за бриллиантами» и других кинолентах.

    Еще в семидесятые годы по приглашению Олега Табакова Авангард Леонтьев начал преподавать: сначала в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы, затем в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ (1976–1990) на руководимых Табаковым курсах. В дальнейшем эти курсы составили основу труппы Московского театра-студии п/р Олега Табакова.

    В 1989–2001 гг. Авангард Леонтьев руководил актерскими курсами в Школе-студии МХАТ, подготовив три выпуска. С 1998 года он – профессор кафедры мастерства актера.

    Среди его учеников много известных артистов: Е. Майорова, И. Нефедов, М. Зудина, С. Газаров, С. Беляев, В. Машков, Е Миронов, А. Мохов, А. Серебряков, А. Смоляков, И. Апексимова, О. Судзиловская, Д. Щербина, Д. Фекленко, А. Заворотнюк, Е. Пазенко и другие.

    Более 40 лет артист сотрудничает с Московской филармонией. Им подготовлены несколько сольных программ для старшеклассников и взрослой аудитории: В. Кондратьев «Сашка»; М. Горький «Детство»; Ф. Искандер – Рассказы («Начало», «13 подвиг Геракла», «О море»); «Собранье острых слов» (М. Лермонтов «Тамбовская казначейша», А. К. Толстой «Сон Попова», Д. Самойлов «Струфиан»); «Шедевры русской прозы» (Л. Толстой «Хаджи-Мурат», Н. Лесков «Чертогон»); Рассказы И. Бабеля («Пробуждение», «Начало», «Гедали», «Ди Грассо», «Король»).

    Леонтьева-чтеца отличает серьезный и вдумчивый подход к выбору литературного материала, умение увлечь слушателя в мир характеров и образов своих героев, заставить зримо увидеть картины рассказываемого и донести до каждого зрителя чувства и мысли авторов.