Солисты и оркестр Большого театра России.
    Моцарт. «Свадьба Фигаро».
    Полусценическая версия Д. Азарова

    12 февраля 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Оркестр Государственного академического Большого театра России
    Дирижёр – Василий Синайский
    Анастасия Кикоть (сопрано)

    Ютта-Мария Бёнерт (сопрано)

    Станислав Мостовой (тенор)

    Григорий Шкарупа (бас)

    Нина Минасян (сопрано)

    В программе:
    Моцарт
    «Свадьба Фигаро» (фрагменты оперы в полусценической редакции Д. Азарова)

    12+

    Оркестр Государственного академического Большого театра России

    Оркестр Большого театра — старейший русский музыкальный коллектив и один из крупнейших симфонических оркестров в мире.

    В 1776 году, когда образовалась артистическая труппа будущего Большого театра, оркестр состоял из музыкантов, выкупленных у помещиков, а также из иностранцев и других вольных людей. Будучи участником всех музыкально-драматических и оперных спектаклей театра, оркестр исполнял музыку русских композиторов — Соколовского, Пашкевича, Матинского, Фомина. В конце XVIII века с появлением в программах театра первых балетных спектаклей состав оркестра увеличился, а на афишах появились имена Верстовского, Алябьева, Варламова. Репертуар продолжал расширяться: XIX век подарил оркестру сочинения Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Моцарта, Доницетти, Верди, Вагнера, Бизе, Пуччини и других композиторов. Уже в конце XIX века коллектив начал выступать с симфоническими концертами.

    В 20-30-е годы ХХ столетия в оркестре собираются лучшие исполнительские силы страны. Коллектив активно работает над разнообразным концертным репертуаром и становится одним из самых популярных отечественных симфонических оркестров.

    Исполнительский стиль оркестра Большого театра складывался на протяжении двух веков. В его формирование внесли свою лепту многие выдающиеся дирижеры: Сергей Рахманинов, Вячеслав Сук, Николай Голованов, Арий Пазовский, Самуил Самосуд, Александр Мелик-Пашаев, Борис Хайкин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Марк Эрмлер. Последние годы Большой театр сотрудничал с группой постоянных приглашенных дирижеров, представляющих отечественное музыкальное искусство во всем мире: Василием Синайским, Михаилом Юровским, Владимиром Юровским, Кириллом Петренко, Теодором Курентзисом. В феврале 2014 года главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра стал Туган Сохиев.

    С оркестром Большого театра работали и известнейшие зарубежные маэстро — Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Альберт Коутс, Фриц Штидри, Зденек Халабала, Герман Абендрот, Риккардо Мути, — которые неизменно отмечали высокий профессиональный уровень коллектива.

    За годы творчества у оркестра Большого театра сложилась прекрасная международная репутация, связанная как с его участием в гастролях театра, так и с концертной деятельностью. В 1989 году оркестр Большого театра был удостоен высшей музыкальной премии Италии — медали «Золотой Виотти» как лучший оркестр года.

    Коллектив осуществил большое количество записей оперных, балетных и симфонических произведений, многие из которых получили широкое признание и были отмечены наградами.

    Сегодня в составе оркестра Большого театра свыше 250 музыкантов. Среди них лауреаты и дипломанты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты России. Концерты солистов и ансамблей оркестра театра проходят в Бетховенском зале — новом концертном зале в Историческом здании Большого театра.

    Московская филармония проводила абонемент Симфонического оркестра и хора Большого театра в Большом зале Московской консерватории. В нем принимали участие дирижеры Александр Ведерников, Гюнтер Хербиг, Леопольд Хагер, Юрий Темирканов, Иржи Белоглавек, Владимир Юровский, Энрике Маццола, Геннадий Рождественский, Владимир Ашкенази, солисты — Николай Луганский (фортепиано), Франк Петер Циммерман (скрипка),Борис Белкин (скрипка), Биргит Реммерт (контральто), Джеральд Финли (баритон), Марина Поплавская (сопрано) и Юлиана Банзе (сопрано). В сезоне 2011/12 состоялись концерты симфонического абонемента оркестра и хора Большого театра в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В них прозвучали шедевры французской, немецкой и русской музыки XIX века, симфонические фрагменты и арии из опер русских, итальянских и французских композиторов XIX века, сочинения Моцарта, Бетховена и Малера.

    В прошедшем сезоне на Исторической сцене Большого театра состоялись концерты цикла «Большие дирижеры в Большом». В первом концерте за дирижерский пульт встал Семен Бычков, впервые дирижировавший оркестром Большого театра, во втором — маэстро Геннадий Рождественский.

    Василий Синайский

    Василий Синайский — один из наиболее авторитетных российских дирижеров наших дней. Он родился в 1947 году в Коми АССР. Обучался в Ленинградской консерватории  и аспирантуре по классу симфонического дирижирования у прославленного И. А. Мусина. В 1971-1973 годах работал вторым дирижером Симфонического оркестра в Новосибирске. В 1973 году 26-летний дирижер принял участие в одном из самых сложных и представительных международных соревнований — конкурсе Фонда Герберта фон Караяна в Берлине, где первым из наших соотечественников стал обладателем Золотой медали и удостоился чести дважды дирижировать Берлинским филармоническим оркестром.

    После победы на конкурсе В. Синайский получил приглашение Кирилла Кондрашина стать его ассистентом в оркестре Московской филармонии и занимал эту должность с 1973 по 1976 год. Затем дирижер работал в Риге (1976-1989): руководил Государственным симфоническим оркестром Латвийской ССР — одним из лучших в СССР, преподавал в Латвийской консерватории. В 1981 году Василий Синайский был удостоен звания «Народный артист Латвийской ССР».

    Вернувшись в 1989 году в Москву, В. Синайский некоторое время был главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре, а в 1991-1996 возглавлял Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии. В 2000-2002 гг. руководил Государственным академическим симфоническим оркестром России. С 1996 года является главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра ВВС и постоянным дирижером ВВС Proms («Променад-концертов»). Он также являлся главным приглашенным дирижером Нидерландского симфонического оркестра (Амстердам), с января 2007 — главным дирижером Симфонического оркестра г. Мальмё (Швеция). Газета Skånska Dagbladet писала: «С приходом Василия Синайского началась новая эра в истории оркестра. Теперь он, несомненно, заслуживает того, чтобы занять почетное место на европейской музыкальной сцене».

    Список оркестров, которыми маэстро дирижировал за последние годы, необычайно широк и включает Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, амстердамский Concertgebouw, Роттердамский и Чешский филармонические оркестры, лейпцигский Gewandhaus, оркестры радио Берлина, Гамбурга, Лейпцига и Франкфурта, Национальный оркестр Франции, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр ВВС, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский Шотландский национальный оркестр, Оркестр Финского радио, филармонический оркестр Люксембурга. За океаном дирижер выступал с Монреальским и Филадельфийским симфоническими оркестрами, симфоническими оркестрами Атланты, Детройта, Лос-Анджелеса, Питтсбурга, Сан-Диего, Сент-Луиса, гастролировал в Австралии с оркестрами Сиднея и Мельбурна.

    Одним из выдающихся событий в европейской карьере В. Синайского стало участие оркестра корпорации ВВС в фестивале к 100-летию Д. Шостаковича (Shostakovich and his Heroes’ festival, Манчестер, весна 2006), где маэстро буквально поразил воображение публики и критики исполнением симфоний великого композитора. Шостакович, а также Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Берлиоз, Дворжак, Малер, Равель входят в число репертуарных предпочтений В. Синайского. В последнее десятилетие к ним добавились английские композиторы — Элгар, Воан-Уильямс, Бриттен и другие, музыку которых дирижер постоянно и с успехом исполняет с британскими оркестрами.

    Василий Синайский — крупный оперный дирижер, осуществивший целый ряд постановок в оперных театрах России и других стран. В их числе: «Мавра» Стравинского и «Иоланта» Чайковского (обе в концертном исполнении) в Париже с Национальным оркестром Франции; «Пиковая дама» Чайковского в Дрездене, Берлине, Карлсруэ (режиссер Ю.Любимов); «Иоланта» в Национальной опере Уэльса; «Леди Макбет» Шостаковича в берлинской Komische Oper; «Кармен» Бизе и «Кавалер розы» Р. Штрауса в Английской национальной опере; «Борис Годунов» Мусоргского  в Опере Сан-Франциско, «Борис Годунов» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского с труппами Большого театра и Латвийской государственной оперы.

    В. Синайский — участник многих музыкальных фестивалей, член жюри международных конкурсов дирижеров. Многочисленные звукозаписи дирижера (в основном с Филармоническим оркестром ВВС на студии Chandos Records, а также на Deutsche Grammophon и др.) включают сочинения Аренского, Балакирева, Глинки, Глиэра, Дворжака, Кабалевского, Лядова, Ляпунова, Рахманинова, Шимановского, Шостаковича, Щедрина. Его запись произведений немецкого композитора I половины ХХ века Ф. Шрекера авторитетный британский музыкальный журнал Gramophone назвал «диском месяца».

      С сезона 2009/10 Василий Синайский начал сотрудничество с Большим театром России в качестве одного из постоянных приглашенных дирижеров, а затем в течение 2010-2013 гг. был главным дирижером – музыкальным руководителем театра. Осуществил постановки  опер «Золотой петушок» Римского-Корсакова,  «Князь Игорь» Бородина, первой в истории Большого театра постановки оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса. Дирижировал также операми «Царская невеста», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Кармен», «Травиата» и «Леди Макбет Мценского уезда».

    Анастасия Кикоть

    Анастасия Кикоть родилась в Хабаровске в семье музыкантов. После окончания Хабаровского Государственного краевого колледжа искусств (педагог Э. Ким) поступила в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского– Корсакова (класс профессора И. П. Богачевой). Участвовала в оперных постановках консерваторского Театра оперы и балета, исполнив партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Иоланты в одноименной опере Чайковского. Принимала участие в мастер-классах Владимира Чернова, Елены Образцовой, Любови Орфеновой, Ричарда Бадо, Семена Скигина, Евгения Нестеренко, Ленор Розенберг, Дианы Зола и многих других педагогов.

    А. Кикоть — дипломант Всероссийского конкурса «Новые имена» в Ханты-Мансийске (2004) и Международного конкурса молодых исполнителей во Владивостоке (2005), лауреат Международного конкурса «Три века классического романса» в Санкт-Петербурге (II премия, 2010) и IV Международного конкурса молодых оперных артистов Г. Вишневской в Москве (II премия, 2012), дипломант международного конкурса Competizione dell`Opera в Минске (2012).

    В 2011-2013 годах Анастасия Кикоть — артистка Молодежной оперной программы Большого театра России (художественный руководитель — профессор Дмитрий Вдовин).

    На сцене Большого она дебютировала в 2012 году в партии Поли в опере П. И. Чайковского «Чародейка» (дирижер - Александр Лазарев, режиссер - А. Титель). С труппой театра участвовала в юбилейных мероприятиях, посвященных 1150-летию г. Изборска, исполнив сцены из оперы С. Прокофьева «Война и мир». В 2012 и 2013 годах А. Кикоть принимала участие в концертном исполнении опер «Друг Фриц» П. Масканьи (дирижер Антонио Фольяни), «Соловей» И. Стравинского (дирижер Мариус Стравинский) и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (дирижер Василий Синайский) на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве.

    С 2013 года Анастасия Кикоть — солистка Государственного академического Большого театра России.

    Концерты певицы проходили в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Хабаровске, Владивостоке, Минске, Вене, Берлине, на о. Сицилия. А. Кикоть сотрудничала с известными с дирижерами: Михаилом Юровским, Александром Лазаревым, Василием Синайским, Юрием Симоновым, Александром Сладковским, Алимом Шахмаметьевым, Андреем Анихановым, Александром Соловьевым, Павлом Клиничевым, Павлом Сорокиным.

    В апреле 2013 года она выступала на III Международном фестивале камерной музыки Ю. Башмета в Минске с ансамблем «Солисты Москвы». В том же году дебютировала в партии Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского) на сцене Национального академического театра оперы и балета Республики Беларусь (дирижер Н. Колядко).