Солисты МГАСО под управлением Павла Когана : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Солисты МГАСО
    под управлением Павла Когана

    16 сентября 2014

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда

    Нина Коган (фортепиано)

    Солисты
    Московского государственного академического
    симфонического оркестра
    под управлением Павла Когана
    :

    Алексей Мазур (флейта)
    Эмиль Мирославский (гобой)
    Павел Загребаев (гобой)
    Георгий Пайдютов (кларнет)
    Евгений Соловей (кларнет)
    Данила Яковлев (фагот)
    Александр Величко (фагот)
    Василий Демидов (валторна)
    Павел Акиньшин (валторна)
    Александра Жаворонкова (скрипка)
    Александр Будников (скрипка)
    Юлия Плисковская (скрипка)
    Анастасия Комиссарова (скрипка)
    Павел Романенко (альт)
    Михаил Клячко (альт)
    Владимир Словачевский (виолончель)
    Анна Щеголева (виолончель)

    В программе:
    Шпор
    Септет для фортепиано, флейты, кларнета, фагота, валторны, скрипки и виолончели ля минор, соч. 147
    Бетховен
    Октет для двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн ми-бемоль мажор, соч. 103
    Мендельсон
    Октет для четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей ми-бемоль мажор, соч. 20

    12+

    Абонемент №171:

    Великая музыка для маленького ансамбля

    Традиция ансамблевого музицирования солистов симфонических оркестров в наши дни переживает очередной «бум». В стенах Московской филармонии это явление в немалой степени связано с открытием Камерного зала семь лет тому назад. За короткий период времени зал получает известность в среде музыкантов симфонических оркестров, выступающих в новом для себя амплуа  исполнителей камерной музыки, а филармонические слушатели  открывают для себя неизведанные страницы камерных произведений великих композиторов. Именно благодаря солистам симфонических оркестров исполняются произведения  для ансамблей, включающих в себя большое количество участников, – секстеты, септеты, октеты, нонеты.

    В сезоне 2014/2015 в Камерном зале Московской филармонии  дебютируют солисты Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана и сразу с объемным персональным абонементом «Великая музыка для камерного ансамбля». В четырех программах цикла будут исполнены созданные в данном жанре шедевры Моцарта, Бетховена, Шпора, Шуберта, Брамса и Сен-Санса. Первый концерт абонемента состоится 16 сентября, в нем прозвучат превосходные образцы камерной музыки: септет Шпора, октеты Бетховена и Мендельсона.

    Октет для духовых (1792), написанный Бетховеном для капеллы курфюрста в Бонне —  так называемого «ансамбля застольной музыки» —  являет собой образец грациозного инструментального стиля XVIII века. Ансамбли духовых инструментов в те времена развлекали участников торжеств и весёлых праздников, исполняя марши и танцы. Музыкальный критик той поры, г-н Юнкер так писал о боннской капелле: «Музыканты играют как один человек», а композитор – «величайший пианист, милый, добрый Бетховен».

    Это сочинение пополнило «портфолио» раннего, боннского периода творчества Бетховена и по приезде Вену послужило композитору «творческой рекомендацией» для обустройства на новом месте.

    Совсем другие обстоятельства способствовали появлению ансамблей Шпора и Мендельсона.

    Младший современник Бетховена, скрипач-виртуоз Людвиг Шпор, которого Паганини назвал «единственным подлинным певцом скрипки» создаёт септет, будучи прославленным музыкантом, музик–директором города Кассель в Германии. В 1847 году состоялся торжественный вечер, посвящённый двадцатипятилетию его работы в Кассельском оркестре. В этот период он написал множество ансамблевой музыки для скрипки в самых разных составах – септеты, секстет, квинтеты, квартеты, трио.

    Он способствовал развитию музыкального искусства в тот период, когда  творили великие композиторы  Бетховен, Шуберт, Вебер, поэтому  произведения Шпора оставались в тени и были забыты вскоре после его кончины. После многих лет забвения история восстановила справедливость. Музыка Людвига Шпора – скрипача, композитора, дирижёра и педагога сегодня звучит в концертных залах. 

    Ранний струнный октет (1825), написанный Мендельсоном в шестнадцать лет,  признан его лучшим камерно-инструментальным сочинением.  Восторженное романтическое настроение переполняет звучание музыки. Это было время счастливой юности в жизни композитора. В доме родителей, в Берлине, был музыкальный зал. Вместе с сёстрами и братом композитор устраивал субботние музыкальные вечера, на которых присутствовало иногда до нескольких сотен человек. Октет — поистине симфонического масштаба, это мост между его камерными и оркестровыми работами. Пройдёт всего лишь год, и Мендельсон напишет знаменитую увертюру «Сон в летнюю ночь». В 2009 году в связи с 200-летием со дня рождения композитора был издан Тематический системный каталог произведений Мендельсона по проекту Саксонской академии наук в Лейпциге, из которого стало известно о переложениях октета для симфонического оркестра.