Сонатный вечер Николая Луганского

    22 марта 2009

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Николай Луганский (фортепиано)

    12+

    Абонемент №67:

    Вечера фортепианной музыки

    Исполнители:

    Николай Луганский (фортепиано)

    В программе:

    Леош Яначек (1854-1928)
    Соната «1.10.1905 г.»

    Сергей Рахманинов (1873-1943)
    Соната No.1 ре минор, соч.28

    Фридерик Шопен (1810-1849)
    Соната No.3 си минор, соч.58

    «Пианист огромного технического дарования и врожденной музыкальности»
    Gramophone

    Сольный концерт пианиста Николая Луганского можно озаглавить «Сонатный вечер», ведь в программе заявлены три разноплановых сонаты – Леоша Яначека, Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена. Если опус польского романтика давно стал репертуарной составляющей любого концертирующего пианиста, то подобного не скажешь о двух других сочинениях.

    Редчайший гость на концертной сцене — соната чешского композитора Леоша Яначека, озаглавленная «1.10.1905 г.» (второе название «С улицы»). Это сочинение — реакция композитора на политические события в Брно (1 октября 1905 года австрийские солдаты разгоняли в городе молодежную демонстрацию). Завершив сонату за несколько месяцев, уже в январе 1906 года Яначек представил трехчастный цикл публике. Но после премьеры композитор уничтожает сочинение, выбросив клавир в воды реки Влтавы. В последствии две части сонаты «Предчувствие» (I часть) и «Смерть» (II часть) все же удалось восстановить по сохранившимся наброскам. Соната «1.10.1905 г.» недавно вошла в репертуар пианиста, и он впервые представляет ее столичной публике. «Рахманинов – это величайший гений русской музыки, любимый композитор пианистов. Мне доставляет огромное наслаждение играть и работать над его музыкой» — говорит Николай Луганский. Он продолжает своеобразную миссию «рахманиста» и продолжает знакомить слушателей с фортепианными сочинениями композитора. Если прошлый концертный сезон пианист завершил исполнением всех его сочинений для фортепиано с оркестром, то для сольного концерта выбрал Первую сонату Рахманинова. Первое сочинение композитора в этом жанре не удостоено столь большой популярности, как его знаменитая Вторая соната. И от того ее концертная история, равно как и звукозаписывающая, ничтожно мала. Николай Луганский решил пополнить немногочисленный ряд пианистов, оценивших своеобразие фортепианного цикла.

    Николай Луганский

    Николай Луганский – один из самых ярких пианистов своего поколения. Лауреат ряда международных конкурсов, он – музыкант международного класса, представляющий российское искусство во всем мире. 

    Родился в 1972 году в Москве. Учился в ЦМШ у Татьяны Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Татьяны Николаевой и Сергея Доренского, у которого также обучался в аспирантуре. С 1998 года преподает в Московской консерватории, профессор кафедры специального фортепиано под руководством профессора Сергея Доренского. Лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени Рахманинова в Москве (II премия, 1990), Международной летней академии университета Моцартеум (Зальцбург, 1992), Х Международного конкурса имени Чайковского (II премия, 1994; I премия не присуждена). Народный артист России (2013), почетный член Российской академии художеств.

    Выступает на лучших сценах Амстердама, Лондона, Парижа, Вены, Милана, Мюнхена, Мадрида, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Токио и других музыкальных столиц мира. Участник фестивалей в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), в Вербье и Гштаде (Швейцария), в Зальцбурге и Графенегге (Австрия). Среди его партнеров по камерному ансамблю – Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Изабель Фауст, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко. 

    Сотрудничает с лучшими оркестрами мира; выступал более чем с 240 дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Александр Лазарев, Николай Алексеев, Лев Маркиз, Василий Синайский, Саулюс Сондецкис, Александр Дмитриев, Франс Брюгген, Курт Мазур, Риккардо Шайи, Кент Нагано, Владимир Ашкенази, Пааво Берглунд, Неэме Ярви, сэр Чарлз Макеррас, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Андрис Нелсонс, Владимир Юровский, Сакари Орамо, Марк Минковский, Джанандреа Нозеда, Андрей Борейко, Осмо Вянскя, Эса-Пекка Салонен. Концерты Луганского проходят в Москве и Санкт-Петербурге, Саратове и Казани, Владимире и Тамбове, Томске и Новосибирске, в Музее-усадьбе Рахманинова в Ивановке. На его гастрольной карте – Бельгия, Великобритания, Ирландия, Венгрия, Румыния, Испания, Италия, Германия, Франция, Япония, США, Сингапур, Южная Корея. 

    Луганский дает около ста концертов в год. В его репертуаре – более 50 фортепианных концертов, произведения разных стилей и эпох. Записи музыканта, вышедшие в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокие оценки в прессе и множество призов. Среди них Международная премия имени Теренса Джадда, «Золотой камертон года» (трижды), ECHO Klassik (трижды), Choc du Monde de la Music, Preis der Deutschen Schallplattenkritik, BBC Music Magazine Award (за запись сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека с Вадимом Репиным). В июне 2015 года запись концертов Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением Александра Ведерникова была удостоена Гран-при на VIII Международном конкурсе записей музыки Шопена. Превосходную оценку мировой критики получили также недавние сольные альбомы Луганского с записями сочинений Шуберта и Чайковского. 

    В нынешнем сезоне среди планов Луганского – альбом музыки Дебюсси на лейбле Harmonia Mundi, тур по Китаю с Национальным оркестром Франции, сольные концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Амстердаме, Будапеште, Лондоне, Берлине, а также выступления в Осло, Бирмингеме, Мадриде, Брюсселе, Париже, Вене, Токио, на Тайване с ярчайшими дирижерами современности, в числе которых Юрий Темирканов, 

    Василий Петренко, Хуанхо Мена, Стефан Денев, Эммануэль Кривин, Туган Сохиев и другие.