Суми Чо,
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Василий Петренко

    27 декабря 2018, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бизе
    Увертюра к опере «Кармен»
    Гуно
    Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»
    Доницетти
    Ария Мари из оперы «Дочь полка»
    Р. Штраус
    «Танец с семью покрывалами» из оперы «Саломея»
    И. Штраус
    «Там, в Зиверинге, уже цветёт сирень» из оперетты «Балерина Фанни Эльслер»
    П. И. Чайковский
    «Итальянское каприччио» ля мажор, соч. 45
    Рахманинов
    Вокализ, соч. 34 № 14
    Алябьев
    «Соловей»
    Стравинский
    «Поганый пляс Кащеева царства» из музыки балета «Жар-птица»
    Беллини
    Речитатив и ария Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки»
    Ария и кабалетта Эльвиры из оперы «Пуритане»

    Лекок
    Вальс Габриэль из оперетты «Сто дев, или Зелёный остров»

    12+

    Купить билеты

    «Когда я пою в России, я чувствую себя как дома», – говорит Суми Чо, одна из самых ярких оперных звезд своего поколения, обладательница исключительно гибкого, чистого и теплого голоса и совершенной техники. Певица из Южной Кореи сделала головокружительную карьеру в Европе и уже тридцать лет живет в Риме, неизменно оставаясь в числе самых востребованных сопрано мира. Сценическое имя Суми Чо в переводе с ее родного языка заключает в себе главные черты ее таланта и характера.

    Су – совершенство. Она покорила мир феноменальной техникой, не случайно центральное место в ее репертуаре занимают оперы бельканто. Обладая диапазоном, достигающим фа-диеза третьей октавы, и удивительной подвижностью голоса, Суми стала блистательной исполнительницей многих партий для колоратурного сопрано.

    Ми – красота. Добиться признания на мировой сцене ей, помимо техники, помогли обаяние и красота – не только внешняя, но и голоса. Кроме того, она любит роскошные платья, меняя за концерт несколько нарядов, специально подобранных к характерам разных героинь.

    Чо – святость. Дирижер Герберт фон Караян, подаривший юной Суми Чо путевку на оперный Олимп, называл ее голос ангельским. Ее пение, как голос с небес, звучит и в фильме Романа Полански «Девятые врата». Сама же певица свято служит своему искусству, и признается, что любовь к музыке определяет в ее жизни всё.

    В Москву Суми Чо всегда приезжает с новыми программами, для нее важно представить публике что-то особенное, не похожее на репертуар других певцов. И ее предновогодняя программа только на первый взгляд кажется привычным бенефисом примадонны. Она не только выступит в своем коронном амплуа с ариями из опер Беллини, Доницетти и Обера, но также исполнит популярные в свое время, но редко звучащие сегодня арии из оперетт И. Штрауса и Лекока. А одна из главных интриг вечера – два популярнейших произведения русского репертуара: «Вокализ» Рахманинова и «Соловей» Алябьева.

    Суми Чо выступит в сопровождении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, за пульт встанет Василий Петренко, главный приглашенный дирижер этого коллектива и главный дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля. Один из самых востребованных российских маэстро среднего поколения, он также решил разнообразить привычный для таких концертов репертуар. Помимо увертюры к «Кармен» Бизе, прозвучат симфонические шедевры Р. Штрауса, Чайковского и Стравинского.

    Суми Чо

    Суми Чо принадлежит к числу выдающихся певиц своего поколения. Уже более тридцати лет ее имя украшает афиши лучших театров и концертных залов мира. Уроженка Чханвона (Южная Корея), Суми Чо c четырех лет занималась игрой на фортепиано, с шести – вокалом. В 1980 году окончила с двумя дипломами Школу искусств Сонхва в Сеуле, в 1981–1983 гг. продолжала обучение в Сеульском национальном университете. Тогда же дебютировала на сцене – сначала с концертными программами, затем в партии Сюзанны («Свадьба Фигаро») в Сеульской опере. В 1983–1986 гг. училась в одном из крупнейших музыкальных вузов Италии – римской Академии Санта-Чечилия; продолжала совершенствоваться у Элизабет Шварцкопф, выиграла ряд крупных международных конкурсов в Сеуле, Неаполе, Триесте, Вероне, Барселоне, Претории.

    В 1986 году состоялся европейский дебют певицы; она исполнила партию Джильды («Риголетто») в Театре имени Верди в Триесте. Именно тогда на Суми Чо обратил внимание Герберт фон Караян, пригласивший ее на Зальцбургский фестиваль, где она дебютировала в 1988 году в роли Барбарины («Свадьба Фигаро», дирижер Джеймс Левайн). Незадолго до смерти Караяна Суми Чо исполнила партию Оскара в записи «Бала-маскарада» Верди под его управлением, ее же пела на протяжении двух сезонов под управлением Георга Шолти в Зальцбурге, где также выступала с программой арий Моцарта и пела Царицу Ночи в «Волшебной флейте» под управлением Бернарда Хайтинка. 

    В эти же годы певица дебютировала в крупнейших театрах Европы и Америки. Среди ее важнейших оперных ангажементов – выступления в нью-йоркской Метрополитен-опере («Лючия ди Ламмермур», «Сказки Гофмана», «Риголетто», «Бал-маскарад», «Севильский цирюльник»), миланском Ла Скала («Граф Ори»), театре Колон в Буэнос-Айресе («Риголетто», «Ариадна на Наксосе», «Волшебная флейта»), Венской государственной опере («Волшебная флейта»), Королевской опере Ковент-Гарден («Сказки Гофмана», «Любовный напиток», «Пуритане»), а также в Берлинской государственной опере, Парижской опере, барселонском Лисео, Вашингтонской национальной опере и других театрах. Выступала с лучшими оркестрами мира под управлением Георга Шолти, Зубина Меты, Лорина Маазеля, Джеймса Левайна, Кента Нагано и многих других дирижеров. 

    В числе выступлений певицы последних лет – «Пуритане» в брюссельском театре Ла Монне и в оперном театре Бергамо, «Дочь полка» в Театре Сантьяго в Чили, «Травиата» в Тулонской опере, «Лакме» и «Капулетти и Монтекки» в Опере Миннесоты, «Граф Ори» Россини в парижской Опера-Комик. Суми Чо также всемирно известна своими концертными программами, среди которых выделяются гала-концерт с Рене Флеминг, Йонасом Кауфманом и Дмитрием Хворостовским в Пекине в рамках Олимпийских игр, рождественский концерт с Хосе Каррерасом в Барселоне, выступления в городах США, Канады, Австралии, а также в Париже, Брюсселе, Барселоне, Пекине и Сингапуре. 

    В дискографии Суми Чо – более 50 записей, демонстрирующих разнообразие ее творческих интересов: это и оперы «Волшебная флейта», «Граф Ори», «Турок в Италии», «Норма», «Сказки Гофмана», «Ариадна на Наксосе», «Женщина без тени» и многие другие, и альбомы арий итальянских и французских композиторов, и сборник популярных бродвейских мелодий Only Love, проданный тиражом более 1 200 000 экземпляров. Ее записи награждены многочисленными международными премиями. 

    На протяжении нескольких лет Суми Чо была послом ЮНЕСКО.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже, XIII Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; шесть раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Василий Петренко

    Василий Петренко – один из самых востребованных российских дирижеров среднего поколения, родился в Ленинграде в 1976 году. Окончил Хоровое училище имени Глинки, Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового и оперно-симфонического дирижирования. Посещал мастер-классы Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эсы-Пекки Салонена. В 1994-1997 и в 2001-2004 годах был дирижером Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский театр), в 1997-2001 гг. — театра «Зазеркалье». Лауреат международных конкурсов в Санкт-Петербурге (Конкурс хоровых дирижеров им. Д. Д. Шостаковича, 1997 г., I премия; им. С. С. Прокофьева, 2003 г., II премия) и Кадакесе (Испания, 2002 г., Гран-при). В 2004–2007 годах — главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра. 

    В сентябре 2006 года Василий Петренко занял должность главного приглашенного дирижера Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (Англия), спустя полгода  был назначен главным дирижером.  В 2012 году договор был продлен еще на три года, но уже в 2013 году Ливерпульский оркестр заключил с Василием Петенко бессрочный контракт (крайне редкий случай в мировой практике: например, подобные отношения существуют между Зубином Метой и Израильским филармоническим оркестром, Даниэлем Баренбоймом и Берлинской государственной оперой). 

    В 2009 году, блестяще дебютировав с Национальным молодежным оркестром Великобритании, он стал главным дирижером коллектива и оставался на этом посту до 2013 года. 

    С Ливерпульским филармоническим и Национальным молодежным оркестром Великобритании дирижер неоднократно участвовал в фестивале ВВС Proms. 

    С сезона 2013/14 Петренко занимает должность главного дирижера Филармонического оркестра Осло (Норвегия). 

    Василий Петренко дирижировал ведущими оркестрами России (Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, оркестры Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России), Испании, Нидерландов, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Италии, Финляндии, Швеции, Чехии, Японии, Австралии, США. 

    Летом 2014 года Василий Петренко совершил гастрольный тур с Молодежным оркестром Европейского Союза, а в сентябре 2015 года занял  должность главного дирижера этого оркестра, сменив Владимира Ашкенази.

    В репертуаре Василия Петренко — свыше 30 опер. С 2004 года он сотрудничает с европейскими оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама»), нидерландской Reisopera («Виллисы» и Messa di Gloria Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов»), Парижской оперой («Евгений Онегин»), Оперой Цюриха («Кармен»), театрами Испании и других стран. 

    В 2010 году Петренко дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале с «Макбетом» Верди. В Михайловском театре (где с 2011 по 2015 гг. являлся главным приглашенным дирижером) поставил «Богему», «Кармен», «Летучего голландца» и «Евгения Онегина». С английскими оркестрами осуществил исполнения «Парсифаля» «Тоски», «Летучего голландца».

    В 2016 году дирижер с успехом поставил в Баварской государственной опере «Бориса Годунова». В ближайших планах — постановка «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Опере Цюриха.

    С сезона 2016/2017 Василий Петренко — главный приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова.  В планах Василия Петренко на сезон 2016/2017 гг. и ближайшие годы — гастрольные туры с Молодежным оркестром Европейского Союза, выступления в Европе и Азии с филармоническим оркестром Осло, исполнение всех симфоний Бетховена в Ливерпуле и Осло. Он снова выступит в Европе с оркестрами Романдской Швейцарии и Академии Санта-Чечилия, Филармоническими оркестрами Радио Нидерландов и Радио Франции, Датским национальным симфоническим оркестром, оркестром Западногерманского радио (Кельн); в Северной Америке — с симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Хьюстона, Балтимора и Монреаля, оркестром Миннесоты и филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, а также с Израильским филармоническим оркестром. Он дебютирует с Питтсбургским симфоническим оркестром, а также с Кливлендским оркестром  на фестивале в Блоссоме.

    Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля — двойной альбом с редко звучащими операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича, Вторая и Третья симфонии Рахманинова (за этот CD Петренко был удостоен немецкой премии ECHO Klassik как «дирижер 2012 года»), его же «Симфонические танцы» и «Остров мертвых», все фортепианные концерты (солист Симон Трпчески), На Onyx Records записаны произведения Оффенбаха, Дж. Хигдон, Тавенера, Элгара. На Naxos — «Манфред» Чайковского, фортепианные концерты Листа. Осенью 2015 года на Naxos Records вышло полное собрание симфоний Шостаковича, записанных в 2009–2014 гг. 

    С филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича на Ondine (солист Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского на Orfeo (солистка Байба Скриде), а в 2015 году дирижер и оркестр приступили к записи симфоний Скрябина. Осенью 2016 г. на Lawo Classics вышел альбом с записью музыки балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».

    В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophone как «Лучший молодой исполнитель года», в 2009-м удостоен приза Gramophone Award за лучшую оркестровую запись (симфония «Манфред»), в 2010-м был назван «Исполнителем года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. 

    Василий Петренко — почетный профессор Ливерпульского университета и Университета Liverpool Hope, награжден стипендией Университета Джона Мура, удостоен звания «Почетного гражданина Ливерпуля».  

    Дирижер является артистом концертного агентства IMG Artists.