Торжественная месса стала последним сочинением,
созданным Бетховеном в духовном жанре. Однако сам композитор не считал эту
музыку сугубо религиозной, впрочем, отмечая в одном из писем, что ее можно
исполнять и в церкви. Сочинение этого грандиозного полотна давалось композитору
непросто. Секретарь Бетховена описал довольно яркую картину самого процесса: «За запертой дверью маэстро трудился над
Credo: он пел, выл, топал. Долго мы присутствовали при этой потрясающей сцене и
только собрались уходить, как вдруг дверь распахнулась, и на пороге появился
Бетховен с расстроенным, искаженным лицом. Он выглядел так, как будто только
что вышел из борьбы не на жизнь, а на смерть...».
Торжественная месса, по сути своей, – довольно необычно задуманная «светская молитва» – молитва о самом главном в жизни каждого из нас,
дарующая очищение и единение. Пометки композитора в партитуре очерчивают путь,
который проходишь от первой к последней части мессы: в Kyrie (Господи, помилуй) – «Это
должно идти от сердца к сердцу», в Dona
nobis pacem (Дай нам мир) – «Прошу о внутреннем
и внешнем мире». Силу воздействия этого творения бетховенского гения сложно
преувеличить: в музыку Торжественной мессы погружаешься сразу, целиком и
полностью, как в воды священного озера, и выходишь из них абсолютно
просветленным.