В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
14 ноября 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетПортер
Ария Петруччо из мюзикла «Поцелуй меня, Кэт»Песня «Ты стала частью меня»
Роджерс и Хаммерстайн
Ария Эмиля «В один из волшебных вечеров» из мюзикла «Юг Тихого океана»
Берлин
Дуэт «Всё, что ты можешь сделать, я могу сделать лучше» из мюзикла «Хватай свою пушку, Энни!»
Райт и Форрест
Песня Халифа из мюзикла «Кисмет»
Уважаемые слушатели! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе в зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Дети проходят на мероприятие с сопровождающим взрослым, имеющим действующий цифровой сертификат.
Абонемент №7:
Мастера оперной сцены
Томас Хэмпсон (США) – один из известнейших певцов мира. На его счету – более 80 оперных партий, включая ряд мировых премьер, и более 170 записей, удостоенных множества международных наград.
Томас Хэмпсон родился в 1955 году в Элкхарте (Индиана, США). Искусству вокала обучался в Западной музыкальной академии и в Торнтонской школе музыки Университета Южной Калифорнии. В 1980 году, победив на конкурсе Оперы Сан-Франциско, стал участником престижной оперной программы Merola, получив возможность брать уроки у Элизабет Шварцкопф. Годом позже выиграл конкурс Метрополитен-оперы, после чего на протяжении трех сезонов (1981–1984) был солистом Немецкой оперы на Рейне (Deutsche Oper am Rhein) в Дюссельдорфе. В 1984-м дебютировал с сольным концертом в лондонском Уигмор-холле, тогда же стал солистом Цюрихской оперы, где участвовал в постановке трилогии Моцарта – Да Понте (дирижер – Николаус Арнонкур, режиссер – Жан-Пьер Поннель), в том числе в партии Дон Жуана в одноименной опере, ставшей одной из ключевых в его репертуаре.
В 1986 году состоялись два дебюта Томаса Хэмпсона в Нью-Йорке: с сольным концертом в Таунхолле и в Метрополитен-опере в партии Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро» Моцарта). Тогда же артист был представлен Леонарду Бернстайну, под управлением которого год спустя участвовал в постановке «Богемы» Пуччини в Риме. Позже Хэмпсон в партнерстве с Бернстайном неоднократно исполнял песенные циклы Малера, остающиеся важнейшей страницей его репертуара и сегодня. В течение нескольких лет Хэмпсону довелось закрепить успех выступлениями в большинстве крупнейших залов и театров мира с лучшими оркестрами, дирижерами и пианистами. Каждый год его карьеры в 1990-е отмечен новыми серьезными достижениями.
Среди них первый сольный альбом («Волшебный рог мальчика» Малера), дебют в Опере Сан-Франциско («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, заглавная партия), дебют в партии Дон Жуана в Метрополитен-опере (1990). Участие в гала-концерте к юбилею Метрополитен-оперы, выпуск альбома песен Коула Портера (1991). Награда «Певец года» от журнала Musical America – старейшего в США издания об академической музыке (1992). Участие в подготовке и финансировании нового издания песен Малера, дебют в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден в партии Фигаро («Севильский цирюльник» Россини, 1993). Премия ICMA («Певец года»), главная мужская партия в опере «Опасные связи» Конрада Сузы (мировая премьера, 1994). Исполнение всех песен Малера на Малеровском фестивале в Консертгебау (1995). Первое выступление в Белом доме по приглашению Билла Клинтона (1996). Дебют в партии Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского, возобновление сотрудничества с Николаусом Арнонкуром («Альфонсо и Эстрелла» Шуберта, Театр ан дер Вин, 1997).
Особой главой в биографии Томаса Хэмпсона стал летний Зальцбургский фестиваль: в 1988–1991 гг. и в 1994–2007 гг. маэстро выступал на этом прославленном форуме ежегодно и, после пятилетнего перерыва, с 2012 года вновь появляется здесь регулярно. Дебютировав в партии Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро»), Хэмпсон также выступал в операх «Так поступают все женщины» Моцарта (Гульельмо), «Король Рогер» Шимановского, «Доктор Фауст» Бузони, «Дон Жуан» (заглавные партии), «Ифигения в Тавриде» Глюка (Орест), «Дон Карлос» и «Травиата» Верди (Родриго и Жорж Жермон), в концертных программах с оркестрами под управлением Клаудио Аббадо, Эндрю Дэвиса, Кента Нагано, Дитриха Фишера-Дискау, Кристиана Тилемана, Дэниела Хардинга, Зубина Меты, Антонио Паппано, а также с многочисленными лидерабендами и авторскими программами, среди которых «Марафон Гуго Вольфа», «Запрещены и изгнаны» (посвящена композиторам – жертвам нацизма) и «Слышу, поет Америка» (песни на стихи американских поэтов).
В 1999 году Томас Хэмпсон дебютировал в партии Вольфрама («Тангейзер» Вагнера) и вскоре исполнил роль Амфортаса («Парсифаль» Вагнера) в Парижской опере и театре Ковент-Гарден (2001). В последующие годы артист представил целый ряд мировых премьер: исполнил вокальные циклы «Шесть стихотворений Ницше» Вольфганга Рима (2002), «Письма Линкольна» Майкла Доэрти (2009) и Civil Words Дженнифер Хигдон (2015), главные роли в операх «Великан из Штейнфельда» Фридриха Церхи (2002), «Сердце солдата» Кристофера Теофанидиса (2011, к 10-летию событий 11 сентября 2001 года), «Южный полюс» Мирослава Срнки (2016), «Адриан» Руфуса Уэйнрайта (2018), «Феникс» Тарика О’Регана (2019). В апреле 2022 года Томас Хэмпсон выступит в партии Яна Вермеера в опере Стефана Вирта «Девушка с жемчужной сережкой» (мировая премьера) на сцене Цюрихской оперы.
Среди наиболее заметных недавних событий – европейское турне Хэмпсона с оркестром «Амстердамская симфониетта», выступление на открытии сезона 2020/21 Филармонического оркестра Осло, дебют в партии Дона Альфонсо («Так поступают все женщины») под управлением Зубина Меты на сцене театра «Флорентийский музыкальный май», ежегодный образовательный проект «Неделя Шуберта» в Булезовском зале в Берлине, а также программа музыки Малера в Вильнюсе, ряд концертов на фестивале в Вербье и выступление с Андрашем Шиффом на фестивале в Цинандали (Грузия).
В 2003 году Томас Хэмпсон основал фонд Hampsong, миссия которого – способствовать диалогу и взаимопониманию различных культур посредством песенного искусства. Его международные мастер-классы транслируются на портале Medici.tv и стриминговых каналах Манхэттенской школы музыки и фонда Hampsong. В 2010 году Хэмпсон первым в мире провел мастер-класс по музыке онлайн и продолжает работать над развитием дистанционного обучения в сфере искусств и гуманитарных наук.
Томас Хэмпсон – лауреат множества наград и почетных званий, среди них – премия «Живая легенда» Библиотеки Конгресса, премия Консертгебау, награда ECHO Klassik в номинации «Певец года» (четырежды), Медаль имени Гуго Вольфа; он введен в Зал славы журнала Gramophone. Почетный профессор Гейдельбергского университета, почетный член Королевской академии музыки в Лондоне, член Американской академии наук и искусств. Помимо нескольких почетных докторских степеней, он удостоен почетных званий каммерзингера Венской государственной оперы и командора ордена Искусств и изящной словесности Франции. Соучредитель и художественный руководитель Гейдельбергской вокальной академии.
Лука Пизарони родился в 1975 году в Венесуэле. Образование получил в Милане, Буэнос-Айресе и Нью-Йорке. Международная карьера певца началась с яркого дебюта в постановке «Дон Жуана» Моцарта на Зальцбургском фестивале с участием Венского филармонического оркестра под управлением Николауса Арнонкура (2002). С тех пор Пизарони выступает на крупнейших сценах мира и одинаково востребован как в оперном, так и в концертном репертуаре.
Особую известность певец приобрел как интерпретатор моцартовских партий – Дон Жуана и Лепорелло («Дон Жуан»), Фигаро и Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро»), Гульельмо («Так поступают все женщины»), которые он исполнял в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Венской государственной опере, театре Ла Скала в Милане, Баварской государственной опере, Королевском театре Мадрида, театрах Чикаго и Сан-Франциско, на Зальцбургском, Глайндборнском, Тэнглвудском фестивалях и фестивале имени Энеску в Бухаресте.
На сцене Венской государственной оперы он выступал также в операх «Фауст» Гуно (Мефистофель), «Анна Болейн» Доницетти (Генрих VIII), «Золушка» и «Итальянка в Алжире» Россини (Алидоро и Мустафа) и «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Линдорф, Коппелиус, Миракль и Дапертутто); в Метрополитен-опере пел Алидоро в «Золушке», Калибана в спектакле «Зачарованный остров» (The Enchanted Island) на музыку композиторов эпохи барокко; в театре Ла Скала – Дона Пизарро («Фиделио» Бетховена).
Сотрудничал с парижской Оперой Бастий и Берлинской государственной оперой («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси – Голо), Королевским оперным театром Ковент-Гарден в Лондоне («Кармен» Бизе – Эскамильо), Цюрихской оперой («Анна Болейн»), театром Лисеу в Барселоне («Итальянка в Алжире»), Оперой Хьюстона («Фауст»), принимал участие в Россиниевском фестивале в Пезаро («Осада Коринфа» – Магомет II), концертных исполнениях опер «Сказки Гофмана» в Фестивальном театре Баден-Бадена и «Фауст» Гуно в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве.
Часто выступает в барочных операх. Исполнял партию Тиридата («Радамист» Генделя) в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Барбикан-центре в Лондоне и Театре Елисейских Полей в Париже с ансамблем The English Concert под управлением Гарри Биккета; Арганта («Ринальдо» Генделя) в Чикагской опере, на фестивале BBC Proms в Альберт-холле (Лондон) и Глайндборнском фестивале; Геркулеса («Влюбленный Геркулес» Кавалли) в постановке Нидерландской национальной оперы; Энея («Дидона и Эней» Пёрселла) на Венском фестивале и Клавдия («Агриппина» Генделя) с оркестром Il Pomo d’Oro под управлением Максима Емельянычева в Барбикан-центре, театре Лисеу, Люксембургской филармонии и на фестивале в Турку (Финляндия).
В концертном репертуаре певца – партии баса в Девятой симфонии Бетховена, реквиемах Моцарта, Верди и Брамса, мессах И. С. Баха, Бетховена, Россини и Керубини, ораториях «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, «Паломники ко Гробу Господню» Хассе, «Рай и Пери» Шумана, драматической симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза, кантатах «Вальпургиева ночь» Мендельсона и «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга, которые он исполнял в таких залах, как Лейсхалле в Гамбурге, Королевский Фестивал-холл в Лондоне, Гевандхаус в Лейпциге, Концертхаус в Дортмунде и Карнеги-холл в Нью-Йорке.
Сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Лондонским симфоническим оркестром, Национальным оркестром Радио Франс, оркестром «Венская академия», Филадельфийским оркестром, Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, ансамблем Collegium Vocale Gent; с выдающимися дирижерами, среди которых Марис Янсонс, Саймон Рэттл, Герберт Блумстедт, Чон Мён Хун, Риккардо Мути, Фабио Луизи, Майкл Тилсон Томас, Джон Элиот Гардинер, Филипп Херревеге, Франц Вельзер-Мёст, Дэниел Хардинг, Густаво Дудамель.
С сольными концертами выступал в Карнеги-холле (Нью-Йорк), Уигмор-холле (Лондон), Консертгебау (Амстердам), Музикферайне (Вена), Большом театре Женевы, Зале Пьера Булеза (Берлин) и на Эдинбургском фестивале. Часто выступает со своим тестем, знаменитым баритоном Томасом Хэмпсоном в программе No Tenors Allowed, исполняя арии и дуэты из опер и мюзиклов, а также американские песни.
Среди недавних ангажементов Пизарони – мировые премьеры опер «Феникс» Тарика О'Ригана в Опере Хьюстона (2019, дирижер – Патрик Саммерс, запись вышла на CD) и «Атласный башмачок» Марка-Андре Дальбави под управлением автора в Опера Бастий (2021), «Дон Жуан» в театре Лисеу и Красноярском театре оперы и балета, «Сказки Гофмана» в Гамбургской опере, «Ариодант» Генделя в Большом театре России, «Рождественская оратория» И. С. Баха с оркестром и хором Академии Санта-Чечилия в Риме, концерты с пианистом Андрашем Шиффом в Зальцбурге, Московском концертном зале «Зарядье» и на фестивале Дмитрия Хворостовского в Красноярске.
В планах певца – выступления в операх «Так поступают все женщины» на фестивале «Неделя Моцарта» в Зальцбурге, «Дон Жуан» в Гамбургской опере и Опере Сан-Франциско.
Дискография артиста включает записи опер Моцарта, Верди («Симон Бокканегра»), Генделя («Агриппина»), Мессы до мажор Бетховена, Маленькой торжественной мессы Россини и драматической симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза.
В 2019 году Лука Пизарони удостоен премии американского журнала Opera News.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Михаил Татарников родился в 1978 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Александра Полищука).
В 2006 году дебютировал в Мариинском театре с балетом «Метафизика» на музыку Второй симфонии Прокофьева, через год выступил как оперный дирижер («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева). Впоследствии под его управлением в Мариинском театре прозвучало более сорока произведений. Ассистировал Валерию Гергиеву в постановке тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера в нью-йоркской Метрополитен-опере.
В 2012–2018 гг. – музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра. С сезона 2023/24 – музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ).
Дирижировал в берлинской Комише Опер, миланском театре Ла Скала, Опере Бордо, Баварской государственной опере, Опера Бастий в Париже, Национальной опере Бергена, венском Театре ан дер Вин, Большом театре (Национальной опере) в Варшаве, Латвийской национальной опере, брюссельском Королевском театре де ла Монне и других.
Сотрудничал с известными режиссерами, в числе которых Дмитрий Черняков, Юрген Флимм, Дмитрий Бертман и другие.
Дирижер-постановщик опер «Билли Бадд» Бриттена в Михайловском театре (российская премьера), «Демон» Рубинштейна в театре Лисеу в Барселоне, «Манон Леско» Пуччини в Берлинской государственной опере, «Снегурочка» Римского-Корсакова в Парижской опере, «Самсон и Далила» Сен-Санса в концертном исполнении на сцене Театра Елисейских Полей, «Борис Годунов» Мусоргского и «Игрок» Прокофьева в Опере Монте-Карло, «Князь Игорь» Бородина в Гамбургской государственной опере, «Средство Макропулоса» Яначека в Опере Сан-Франциско.
Как симфонический дирижер работал c Национальными оркестрами Франции, Дании, Латвии и Шотландии, филармоническими оркестрами Роттердама, Монте-Карло, Осло, Сеула, оркестрами Польского радио и Радио Франс, симфоническими оркестрами Бирмингема, Борнмута, Токио, Сиэтла, а также с Национальным филармоническим оркестром России, Новосибирским филармоническим, Российским национальным оркестром.
Сотрудничал с выдающимися солистами, такими как Дмитрий Хворостовский, Роберто Аланья, Кристине Ополайс, Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, Нил Шикофф, Готье и Рено Капюсоны, Вадим Репин, Николай Луганский, Питер Донохоу. Провел турне с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым по Японии, Китаю, Южной Корее, Австралии и Новой Зеландии, а также гала-концерт с их участием на 100-м Зальцбургском фестивале.
С 2020 года – художественный руководитель международных музыкальных фестивалей в замке Вальроз (Ницца, Франция) и в Сан-Марино.
Обладатель специальной награды петербургской премии «Золотой софит» – «За театральную выразительность дирижерских решений» (2013). В 2016 году удостоен Памятного знака и диплома «Чайковский» за вклад в развитие музыкальной культуры России.