В продаже абонемент Musica sacra nova
19 февраля 2020
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетЛейтон
Концерт для органа, струнных и литавр, соч. 58
Обращаем ваше внимание, что в фойе Концертного зала состоится лекция Наталии Сурниной «Для какого инструмента написан органный концерт?». Вход свободный при наличии билета на концерт, просьба предварительно зарегистрироваться.
Начало лекции в 18:00.
Абонемент №117:
Великие органные концерты
Год музыки Великобритании и России 2019 продолжает серию успешных российско-британских программ – Года культуры 2014, Года языка и литературы 2016 и Года науки и образования 2017.
Программа Года музыки проводится Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.
Основанная на принципах признания богатого культурного наследия и музыкальных традиций Великобритании и России, программа способствует укреплению связей между народами двух стран.
Британская музыкальная сцена будет представлена как академическими, так и современными направлениями. Публику ждет разнообразная программа концертов и образовательных мероприятий, а также специальные онлайн-проекты.
Подробная информация на https://www.year-of-music.org
Томас Троттер родился в 1957 году. Обучался в Королевском колледже Кембриджа, затем в Париже у знаменитой органистки Мари-Клер Ален. По окончании ее курса был отмечен премией Prix de Virtuosité. Лауреат I премии международного конкурса в рамках органного фестиваля в Сент-Олбансе (Англия, 1979).
В 1983 году был назначен главным органистом Бирмингема, унаследовав пост от сэра Джорджа Талбен-Болла. Ныне его «резиденция» находится в обновленном историческом Таун-холле. Является также органистом-резидентом Симфони-холла, где располагается большой симфонический инструмент немецкой фирмы Klais. Кроме того, Троттер – органист Церкви Св. Маргариты Вестминстерского аббатства в Лондоне и приглашенный профессор Королевского Северного музыкального колледжа в Манчестере.
В качестве солиста играл с Венским, Берлинским и Лондонским филармоническими оркестрами, лондонским оркестром The Philharmonia и многими другими ведущими коллективами под управлением Саймона Рэттла, Бернарда Хайтинка, Риккардо Шайи, Валерия Гергиева, Чарльза Макерраса, Юкки-Пекки Сарасте, Сакари Орамо, Эдварда Гарднера, Франсуа-Ксавье Рота, Петри Сакари, Андриса Нелсонса, Томаса Сёндергора.
Регулярно гастролирует в Европе и США, где дебютировал в 1987 году с Симфоническим оркестром Сан-Франциско. Выступал с сольными концертами в престижных залах Берлина (Филармония), Лейпцига (Гевандхаус), Вены (Музикферайн), Лондон (Королевский Фестивал-холл), Москвы (Дом музыки), Будапешта (Дворец искусств), Санкт-Петербурга, Мангейма, Нэшвилла и др.
Играл на исторических органах в аббатстве Сент-Уэн в Руане, Церкви Св. Бавона в Харлеме, Соборе Св. Павла в Лондоне, Церкви Христа в Дрездене, аббатстве Вайнгартен в Германии, Зале Вулси в Йельском университете и других. Выступал с Королевским балетом Ковент-Гарден в Лондоне (исполнил Концерт для органа и струнных Пуленка). Участвовал в фестивалях в Зальцбурге, Берлине, Вене, Эдинбурге, Лондоне (BBC Proms и фестиваль музыки Мессиана), Бате, старейшем в Европе «Фестиваля трех хоров» в Вустере (Англия), органных форумов в Норвегии, Финляндии, Швеции, фестиваля «Девять веков органа» в Концертном зале имени Чайковского в Москве и др.
Был консультантом при строительстве органа фирмы Marcussen в Бриджуотер-холле в Манчестере, органа фирмы Klais в бирмингенском Симфони-холле. Выступал с концертами на церемонии инаугурации органа в Московском международном Доме музыки, на торжественном открытии реконструированных органов в Северенс-холле (Кливленд), часовне Принстонского университета, амстердамском Консертгебау, лондонском Королевском Альберт-холле, Зале Св. Давида в Кардиффе.
С 1989 года – эксклюзивный артист фирмы Decca. В обширной дискографии Троттера, выпущенной под лейблами Decca, Hyperion, Chandos и другими, – произведения Баха, Солера, Шумана, Листа, Яначека, Дюпре, Пуленка, Мессиана и других мастеров; виртуозные пьесы для органа; многочисленные транскрипции. Большинство записей сделаны в концертных залах Бирмингема, а также в залах и соборах других городов Великобритании, стран Европы и США. Альбомы органиста не раз удостаивались «выбора редактора» и «выбора критиков» журнала Gramophone. За диск с сочинениями Листа Троттер получил Grand Prix du Disque – главную награду Франции в области звукозаписи.
В мае 2001 года музыкант был удостоен премии Королевского филармонического общества как лучший инструменталист, став первым органистом, получившим эту награду. В 2003 году стал почетным доктором Бирмингемского Городского университета (бывший колледж искусств), в 2006 году – Бирмингемского университета.
Удостоен престижной награды Королевского симфонического общества для музыкантов-исполнителей в знак признания его особых достижений как «одного из выдающихся представителей органного искусства». В 2012 году получил награду Нью-Йоркского отделения Американской гильдии органистов как «иностранный исполнитель года». В 2016 году награжден медалью Королевского колледжа органистов.
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.
В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.
Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.
Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн).
Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.
В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).
Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.
В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.