Три истории любви и одиночества в зеркале музыки и слова. История третья. «Фауст»

    21 мая 2014

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Гуно
    «Вальпургиева ночь» (балетная музыка из оперы «Фауст»)
    Берлиоз
    Фрагменты из драматической оратории «Осуждение Фауста»
    Вагнер
    Увертюра «Фауст» к одноименной трагедии И. В. фон Гёте
    Малер
    Adagietto из Симфонии № 5

    Марло – «Трагическая история доктора Фауста» (фрагменты)

    Гете – Фрагменты из трагедии «Фауст»

    12+

    Абонемент №75:

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»

    21 мая в 19.00 в Большом зале консерватории состоится премьера музыкально-литературного спектакля «Фауст».

      Это заключительная часть цикла под общим названием «Три истории любви и одиночества», посвященного великой русской балерине Екатерине Максимовой.

      И музыкальная, и литературная основы спектакля созданного Светланой Безродной вместе с её «Вивальди – оркестром» при участии известного актера театра и кино Александра Яцко, известны широкому слушателю и зрителю лишь отчасти.

      То же можно сказать и о литературном горизонте композиции. Если «Фауст» Гёте – хрестоматийно известная реалия, то «Трагическая история доктора Фауста» Кристофера Марло, великого английского драматурга, современника Шекспира, увы, почти забыта сегодня у нас.

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» был создан в 1989 г. известной скрипачкой и педагогом Светланой Безродной. Первое выступление коллектива состоялось 5 мая 1989 г. на сцене Колонного зала Дома союзов. Спустя пять лет, в 1994-м, «Вивальди-оркестр» был удостоен звания «академический», а еще через два года его создатель Светлана Безродная – звания «Народная артистка России».

    «Вивальди-оркестр» – коллектив, единственный в своем роде на российской сцене: в его составе только представительницы прекрасного пола. С. Безродная не скрывает, что и состав, и название оркестра были навеяны творчеством великого Антонио Вивальди. «Вивальди-оркестр» – своего рода «ремейк» женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века. Одним из самых важных принципов работы С. Безродной с коллективом стала разработанная ею еще в годы преподавания в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории система индивидуальных занятий с оркестрантами, благодаря которой каждый исполнитель поддерживает высокий профессиональный уровень.

    За без малого 27 лет оркестр дал более 2000 концертов, подготовил более 100 эксклюзивных программ. Репертуар коллектива включает более 1000 произведений самых различных жанров, эпох и стилей: от раннего барокко (А. Скарлатти, А. Корелли) до музыки ХХ века и современных авторов. Среди них и многочисленные миниатюры, и такие масштабные полотна, как «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Воспоминание о Флоренции» и Серенада для струнного оркестра Чайковского, «Времена года» Вивальди и его же малоизвестные сочинения – псалмы, кантаты… На редкость удачными оказались опыты по исполнению шедевров оперного и балетного театра в транскрипциях для струнного оркестра (балет «Дон Жуан» Глюка, «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и все балеты Чайковского, «Травиата» Верди).

    Концертные программы «Вивальди-оркестра», как правило, театрализованы, никогда не повторяют друг друга, отличаются оригинальностью композиционного построения и тщательной продуманностью внутренней драматургии. Именно благодаря этому оркестр С. Безродной сумел занять свою особую нишу на отечественной концертной эстраде. Абонементы оркестра уже много лет занимают первые позиции в рейтинге продаж, а концерты проходят при неизменных аншлагах.

    Одним из важных направлений деятельности «Вивальди-оркестра» стало освоение огромного пласта мировой музыкальной культуры, зачастую именуемого «легкой музыкой». Речь идет о шлягерах 1920–1950-х годов из репертуара танцевальных оркестров тех лет, оперетте и джазе, городском романсе и массовой песне. Результатом постоянных художественных исканий С. Безродной стали многочисленные программы «Вивальди-оркестра», представляющие собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Среди них – музыкальные спектакли «Вивальди-танго, или Игра “ва-банк”», «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», «Подмосковные вечера» (к 100-летию В. П. Соловьева-Седого — удостоен I премии на Конкурсе-фестивале в честь юбилея великого композитора в Москве), «Цирк Чарли Чаплина» с участием артистов Московского цирка Ю. Никулина на Цветном бульваре, «Привет от стиляг 50-х» (совместный проект с лидером группы Off Beat Денисом Мажуковым). В мае 2003 г. оркестр принимал участие в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. К 65-летию прорыва Ленинградской блокады С. Безродная и «Вивальди-оркестр» показали на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге музыкальный спектакль «Слушай, Ленинград!».

    Программа, посвященная 50-летию Великой Победы, была удостоена Благодарности Президента РФ, а к 60-летию Победы С. Безродная совместно с выдающимся танцовщиком В. Васильевым поставила музыкальный спектакль «Песни непокоренной Державы». Спектакль, вобравший в себя лучшее из советской песенной классики, прошел 2 мая 2005 г. на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского и стал премьерой образованного накануне «Театра музыки Светланы Безродной».

    Огромным успехом у поклонников оркестра пользуются концерты, которые коллектив ежегодно готовит к празднованию Старого Нового года и Дня св. Валентина, первоапрельские «Музыканты шутят». В этих программах участвуют мастера разных жанров и друзья оркестра: артисты театра и кино.

    Благодаря своей универсальности, широчайшему жанровому диапазону, «Вивальди-оркестр» – желанный гость разнообразных фестивалей и концертных программ. Коллектив постоянно выступает в самых престижных залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ. Много гастролирует за рубежом.

    С. Безродная и «Вивальди-оркестр» – непременные участники крупнейших государственных и правительственных мероприятий, торжественных концертов в Кремле.

    Многие программы оркестра записаны на компакт-дисках. На сегодняшний день дискография коллектива составляет 29 альбомов.

    В 2008 г. коллектив удостоен Гранта Правительства РФ.

    Кажется, совсем недавно «Вивальди-оркестр» отмечал свое 20-летие, и вот в январе 2014 года он отметил свой четвертьвековой юбилей. Что было сделано за последние годы? Назовем лишь некоторые проекты. В сезоне 2009/10 коллектив представил своим многочисленным почитателям как уже знакомые программы, так и новые (в частности, три филармонических концерта были посвящены Году Франции в России), в сезоне 2010/11 оркестр «отдал музыкальную дань» Году Италии в России, а также подготовил спектакль «Унесенные ветром», не раз уже показанный каналом «Культура».

    В филармоническом сезоне 2011/12 коллектив порадовал слушателей традиционными абонементами, в которых прозвучала как хорошо знакомая, так и «эксклюзивная» музыка (к примеру, полюбившаяся своей неординарностью программа «Светотени 20–40-х. Из репертуара ведущих танцевальных оркестров середины ХХ столетия»). Участниками концертов и спектаклей Светланы Безродной и ее коллектива стали выдающиеся артисты современности. Среди них – Владимир Васильев, большой друг и почитатель дирижерского таланта С.Безродной, выступающий в ее программах не только как постановщик, но и как ведущий, и известный актер Александр Домогаров. Они, в частности, вместе с «Вивальди-оркестром» почтили память выдающегося пианиста Николая Петрова «музыкальным приношением» 6 ноября 2011 года в Большом зале Консерватории. (Речь о спектакле «Маскарад без масок».)

    Одним из главных проектов С.Безродной и ее оркестра в сезоне 2012/13 стал музыкально-литературный спектакль «Бал после сражений», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года. В том же сезоне, весной, в Большом зале Консерватории была показана еще одна интересная программа под названием «Возвращение» (музыка и поэзия «эпохи оттепели»). Заключительным концертом сезона стала мемориальная программа, посвященная 335-летию со дня рождения А.Вивальди. Вместе с оркестром в этом концерте приняли участие лауреаты междуна­родных конкурсов, а также талантливые молодые исполнители – учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

    Концертный сезон 2013/14 также был ознаменован рядом интересных премьер, среди которых следует выделить прежде всего цикл музыкально-литературных спектаклей «Три истории любви и одиночества. Тайны Дон Жуана, Казановы, Фауста». Этот триптих был посвящен великой русской балерине Екатерине Максимовой.

    Не менее яркими премьерами был отмечен и сезон 2014/15. Среди них следует выделить первую часть дилогии, посвященной П.И.Чайковскому, под названием «Детство... Опера... Судьба...», спектакль «Любовь и танго».

    В феврале, в Театре Российской Армии оркестр принял участие в юбилейном вечере в честь 100-летия со дня рождения народного артиста СССР Владимира Зельдина.

    К 70-летию Великой Победы в марте в Концертном зале имени П.И.Чайковского коллективом был показан премьерный спектакль под названием «Песни непокоренной Державы», в котором приняли участие известные актеры театра и кино, артисты эстрады.

    Юбилей П.И.Чайковского (175 лет со дня рождения) был отмечен в ноябре в Большом зале Московской консерватории премьерой второй части дилогии, посвященной жизни и творчеству великого русского композитора, спектаклем «Грезы… Предчувствия… Сны…».

    В 2015 году оркестр выступал с концертами в городах России: Москва, Ярославль, Киров, Йошкар-Ола, Чебоксары, Нижний Новгород, Новомосковск, Истра, Обнинск, Ижевск, Воткинск, Казань, Калуга, Самара, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Сыктывкар, Тула. В общей сложности за 2015 год оркестр сыграл около 50 концертов.

    Светлана Безродная

    Светлана Безродная – народная артистка России, художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра». Окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (педагоги И. Безродный и А. Ямпольский) и Московскую консерваторию, где училась у профессоров А. Ямпольского и Д. Цыганова (специальность), В. Ширинского (класс квартета). В студенческие годы С. Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем С. Прокофьева. По окончании Консерватории концертировала, была солисткой «Росконцерта», а затем активно занялась педагогикой. Более 20 лет С. Безродная преподавала в ЦМШ, создала авторскую методику игры на скрипке, благодаря которой многие из учеников ее класса стали лауреатами целого ряда престижных международных конкурсов (имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини и др.). В стенах ЦМШ С. Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.

    В 1989 году С. Безродная вернулась на сцену, создав камерный «Вивальди-оркестр». Будучи лидером оркестра, она вновь стала выступать в роли активно концертирующей солистки. Ее партнерами были такие прославленные музыканты, как И. Менухин, В. Третьяков, Ю. Башмет, И. Ойстрах, Н. Петров, В. Фейгин, М.  Яшвили, Ю. Милкис и другие.

    Возглавляя «Вивальди-оркестр» почти 27 лет, С. Безродная находится в постоянном творческом поиске. Ею накоплен уникальный репертуар коллектива — более 1000 сочинений композиторов разных эпох и стран, начиная с раннего барокко до музыки российского и зарубежного авангарда. Особое место в программах оркестра принадлежит сочинениям Вивальди, И. С. Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. В последние годы С. Безродная со своим оркестром все чаще обращается к так называемой «легкой» музыке. Речь об оперетте, репертуаре танцевальных оркестров мира, джазе. Мастерство исполнителей и оригинальные программы с участием не только академических музыкантов, но и артистов популярных жанров, эстрады, театра и кино позволили С. Безродной и «Вивальди-оркестру» занять свою нишу в концертном пространстве.

    За заслуги в области музыкального искусства С. Безродная удостоена почетных званий: «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996), удостоена Благодарности Президента РФ (1995). В 2008 г. она была названа в числе первых лауреатов Национальной российской премии «Овация» в области музыкального искусства в номинации «Классическая музыка».

    Светлана Безродная

    Светлана Безродная – народная артистка России, художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра». Окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (педагоги И. Безродный и А. Ямпольский) и Московскую консерваторию, где училась у профессоров А. Ямпольского и Д. Цыганова (специальность), В. Ширинского (класс квартета). В студенческие годы С. Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем С. Прокофьева. По окончании Консерватории концертировала, была солисткой «Росконцерта», а затем активно занялась педагогикой. Более 20 лет С. Безродная преподавала в ЦМШ, создала авторскую методику игры на скрипке, благодаря которой многие из учеников ее класса стали лауреатами целого ряда престижных международных конкурсов (имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини и др.). В стенах ЦМШ С. Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.

    В 1989 году С. Безродная вернулась на сцену, создав камерный «Вивальди-оркестр». Будучи лидером оркестра, она вновь стала выступать в роли активно концертирующей солистки. Ее партнерами были такие прославленные музыканты, как И. Менухин, В. Третьяков, Ю. Башмет, И. Ойстрах, Н. Петров, В. Фейгин, М.  Яшвили, Ю. Милкис и другие.

    Возглавляя «Вивальди-оркестр» почти 27 лет, С. Безродная находится в постоянном творческом поиске. Ею накоплен уникальный репертуар коллектива — более 1000 сочинений композиторов разных эпох и стран, начиная с раннего барокко до музыки российского и зарубежного авангарда. Особое место в программах оркестра принадлежит сочинениям Вивальди, И. С. Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. В последние годы С. Безродная со своим оркестром все чаще обращается к так называемой «легкой» музыке. Речь об оперетте, репертуаре танцевальных оркестров мира, джазе. Мастерство исполнителей и оригинальные программы с участием не только академических музыкантов, но и артистов популярных жанров, эстрады, театра и кино позволили С. Безродной и «Вивальди-оркестру» занять свою нишу в концертном пространстве.

    За заслуги в области музыкального искусства С. Безродная удостоена почетных званий: «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996), удостоена Благодарности Президента РФ (1995). В 2008 г. она была названа в числе первых лауреатов Национальной российской премии «Овация» в области музыкального искусства в номинации «Классическая музыка».

    Александр Яцко

    Александр Яцко – заслуженный артист Российской Федерации, актер Театра имени Моссовета.

    Закончил архитектурный факультет Белорусского Политехнического института (1980), затем – актерский факультет Школы-студии МХАТ СССР имени Горького (1985). В 1985–1993 гг. Александр Яцко играл в Театре на Таганке, участвуя в спектаклях: «Мизантроп» (Альцест), «На дне» (Барон), «Мастер и Маргарита» (Пилат), «Федра» (Человек от театра), «Каструча» (Дидель). Также принимал участие в спектакле «Артели Артистов Сергея Юрского» «Игроки – XXI» (роль Швохнева). 
    С 1993 года Александр Яцко – актер Театра имени Моссовета. Здесь он играл в спектаклях «Собачий вальс» (Карл), «Рюи Блаз» (Дон Цезарь де Базан), «Внезапно прошлым летом» (Доктор), «Игра» (Чемпион), «Мамаша Кураж и ее дети» (Полковой священник), «Дамская война» (Барон де Монришар), «Чайка» (Дорн), «Обрученные» (Безымянный), «Бог» (Творец, Царь). Актер участвует в следующих спектаклях текущего репертуара Театра имени Моссовета: «Иисус Христос – суперзвезда» (Понтий Пилат), «Не будите мадам» (Роже), «Опасные связи» (Виконт де Вальмон), «Предбанник» (Стоцкий), «Р. Р. Р. » (Свидригайлов), «Ревизор» (Городничий), «Сирано де Бержерак» (де Гиш), «Упражнения в прекрасном» (Альберт), «Царство отца и сына» (Иоанн IV).

    В 1994–1995 гг. Александр Яцко поставил спектакли «Генрих IV» и «Ричард II» У. Шекспира в театре «Русский Глобус» и сыграл роль Ричарда. Он также участвовал в спектакле Конфедерации театральных союзов «Двенадцатая ночь» (Орсино) режиссера Д. Доннелана. 

    В настоящее время А. Яцко играет роль Сальери в спектакле «Моцарт и Сальери» режиссера А. Васильева в театре «Школа драматического искусства».
    Среди телевизионных и киноработ Александра Яцко – постановка телевизионного фильма-спектакля «А. П.» по пьесе М. Булгакова «Александр Пушкин» (2002); множество ролей в фильмах – «Тайная прогулка», «Выкуп», «Мужские портреты», «Прямая трансляция», «Железный занавес», «Водоворот», «Карьера Артуро Уи», «Священный груз», «Вальс золотых тельцов», «Миротворец» (США), «Маркиз де Сад», «Мужчина для молодой женщины», «Страна Глухих», «Все красное» (сериал), «Каменская» (сериал), «Сыщики» (сериал), «Башмачник», «На углу у Патриарших – 2» (сериал), «Кобра» (сериал), «Дронго» (сериал), «Марш Турецкого» (сериал), «Дом дураков», «Кодекс бесчестия».