Уильям Кристи и Les Arts Florissants: «Иевфай» Генделя

    14 ноября 2011

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Исполнители:

    Вокально-инструментальный ансамбль Les Arts Florissants («Цветущие искусства»)
    Художественный руководитель и дирижёр — Уильям Кристи (Франция)

    Партии исполняют:
    Кэтрин Уотсон (сопрано)
    Кристина Хаммарстом (меццо-сопрано)
    Курт Стрейт (тенор)
    Нил Дэвис (бас-баритон)
    Дэвид Дикью Ли (контратенор)

    Постановка — Уильям Кристи

    В программе:

    Г. Ф. Гендель
    Оратория «Иевфай»


    Генеральный партнер проекта

         

    Уильям Кристи… дирижировал, казалось, не только музыкантами, но и самими смыслами.
    Российская газета

    14 ноября легендарный Уильям Кристи и его знаменитый ансамбль Les Arts Florissants (Франция) выступят в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

    Впервые в России будет исполнена оратория Г.Ф. Генделя «Иевфай» в постановке Уильяма Кристи с участием солистов: Кэтрин Уотсон (сопрано), Кристины Хаммарстом (меццо-сопрано), Курта Стрейта (тенор), Нила Дэвиса (бас-баритон), Дэвиса Дикью Ли (контратенор).

    Les Arts Florissants - один из самых авторитетных в мире исполнителей барочной музыки, чьи оперные спектакли на протяжении вот уже более тридцати лет сохраняют статус эталонных работ. С момента основания ансамбля (1979 г.) Уильям Кристи с барочной продуктивностью воскрешает французскую, итальянскую и английскую музыку XVII-XVIII веков. Постановка «Атиса» Люлли в 1987 году в парижской Комической опере спровоцировала целую культурную революцию во Франции, обусловив ренессанс барочного оперного театра и новую волну научного интереса к прочно забытым страницам музыкального искусства. На счету ансамбля – множество исторических премьер, включая шедевры Ж.-Б. Люлли, Ж.-Ф. Рамо, М.-А. Шарпантье и т. д. Сегодня Les Arts Florissants объединяет вокруг себя выдающихся режиссеров и балетмейстеров, певцов и танцовщиков, и является своего рода академией музыки под стать той, что была основана во Франции три столетия назад королем Людовиком XIV.

    Ансамбль создал свой собственный тип оперной постановки, с успехом проецируемый и на исполнения ораторий. «Иевфай», последняя оратория Генделя, особенно располагает к такого рода экспериментам, поскольку ее драматическое действие во многом сродни оперному спектаклю. Во времена Генделя представление на сцене библейских сюжетов было запрещено в Великобритании, поэтому жанр оратории оказался самым подходящим компромиссом между творческими замыслами композитора и действующими юридическими нормами. Интересно, что исполнялся «Иевфай» в 1752 году в лондонском театре «Ковент-Гарден». На премьере, которой дирижировал сам автор, сольные партии пели итальянские оперные примадонны Джулия Фрази и Катерина Галли. Дирижеры нашего времени получили возможность представить сценическую версию оратории Генделя, написанной на либретто Томаса Морелла по мотивам библейской притчи и латинской трагедии шотландского драматурга Джорджа Бьюкенена «Иевфай, или Обет».

               
                 При поддержке 

    Дэвис Нил

    Нил Дэвис обучался в Королевском колледже в Лондоне, а также в Королевской академии музыки. Певец завоевал приз Lieder на Международном конкурсе вокалистов в Кардиффе (Великобритания, 1991).

    Выступал с Филармоническим оркестром Осло под руководством Мариса Янсонса, Симфоническим оркестром BBC под руководством Пьера Булеза, Кливлендским филармоническим оркестром с Кристофом фон Донаньи, Камерным оркестром Европы с Николаусом Арнонкуром, Gabrieli Consort с Полом Маккришем, Оркестром Халле с Марком Элдером, Ансамблем Concerto Koeln с Айвором Болтоном, а также с Лондонским симфоническим и Венским филармоническим оркестрами под руководством Дэниела Хардинга. Дэвис является постоянным участником фестиваля BBC Proms и Эдинбургского фестиваля.

    Его дискография включает в себя такие произведения, как «Мессия», «Теодора», «Саул» Генделя и «Сотворение мира» Гайдна под руководством Пола Маккриша (запись получила награду Gramophone в 2008 году), «Енуфа» и «Средство Макропулоса» Яначека под руководством Чарльза Маккерраса, «Ванесса» Барбера с Леонардом Слаткиным, «Мессия» Генделя с Рене Якобсом, Девятая симфония Бетховена с Осмо Вянскя и «Билли Бадд» Бриттена с Даниэлем Хардингом (запись получила Грэмми в 2010 году). Певец участвовал в записи Полного собрания сочинений Шуберта с пианистом Грэмом Джонсоном на фирме «Гиперион».

    В числе оперных постановок, в которых принимал участие Нил Дэвис – «Юлий Цезарь» и «Свадьба Фигаро» в Королевской опере Ковент Гарден. Он также исполнял роли Зебула в «Иевфае», Публио в «Милосердии Тита», Ариоданта в «Ксерксе» и Коленатого в «Средстве Макропулоса» на сцене Английской национальной оперы, Гульельмо в «Так поступают все», Папагено в «Волшебной флейте», Лепорелло в «Дон Жуане» и Дулькамары в «Любовном напитке», Зебула в «Иевфае» и Шарплеса в «Мадам Баттерфляй» на сцене Валлийской национальной оперы. Нил Дэвис выступал в постановках «Радамиста» в Марсельской опере, «Теодоры» с ансамблем Les Arts Florissants в Париже и Зальцбурге, «Орландо» с ансамблем Gabrieli Consort, исполнил партию Лепорелло в «Дон Жуане» на сценах Шотландской оперы и оперы Монреаля.

    В числе будущих ангажементов Нила Дэвиса – исполнение партии Дона Альфонсо («Так поступают все») на сцене Валлийской национальной оперы, турне с ораторией «Иевфай» с ансамблем Les Arts Florissants, «Смерть Клингхоффера» Джона Адамса с Английской национальной оперой и «Давид и Ионафан» Шарпантье на фестивале в Экс-ан-Провансе с Уильямом Кристи.