В продаже абонемент Musica sacra nova
10 ноября 2017
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаГ.И.Ф. фон Бибер
Сюита «Баталия» для 10 струнных инструментов
Х. Циммер – Дж. Гаспарян
Саундтрек из музыки к кинофильму «Гладиатор» (аранжировка И.Пашинцева и А.Уткина)
Ч. Эвисон
Concerto grosso № 5 ре минор (по сонатам Д. Скарлатти) (I часть)
Концерт в одном отделении
Абонемент №36:
Государственный академический камерный оркестр России
Уже более двух десятилетий коллектив Matheus («Матеус») входит в число самых известных ансамблей академической музыки. Его основал в 1991 году скрипач Жан-Кристоф Спинози, воплотивший в этом проекте свои новаторские устремления. Первоначально Matheus был струнным квартетом, в 1996 году его состав расширился и с тех пор выступает в различных форматах, от камерного ансамбля до симфонического оркестра. Репертуар коллектива – от XVII до XXI века, с использованием аутентичных инструментов эпохи, от барочных до современных.
Стремление музыкантов быть первопроходцами, создать оригинальный репертуар вдохновило их на поиски малоизвестных произведений Вивальди. На лейбле Naïve выпущена серия альбомов его музыки, ставших легендарными и завоевавших множество международных премий, в том числе Victoires de la musique. На сцене и в студии ансамбль сотрудничает с такими выдающимися солистами, как Чечилия Бартоли, Филипп Жарусски, Натали Дессей, Мари-Николь Лемье, Сандрин Пьо и др.
С 2007 года ансамбль Matheus регулярно представляет в парижском Театре Шатле оперные премьеры: «Пробный камень» Россини (2007), «Вероника» Мессаже (2008), «Вечерня Пресвятой Девы Марии» Монтеверди (2009), «Норма» Беллини (2010), «Севильский цирюльник» Россини (2011), «Роланд-паладин» Гайдна (2012), «Король-пастух» Моцарта (2015). В Париже ансамбль выступал также в Национальной опере с «Альциной» Генделя и в Театре Елисейских Полей с операми «Так поступают все женщины» и «Волшебная флейта» Моцарта, а также «Неистовый Роланд» Вивальди.
Музыканты постоянно концертируют в родном регионе – Бретани и в соседних департаментах Франции. С 1996 года коллектив базируется во Дворце конгрессов и конференций Le Quartz в Бресте, являясь ансамблем-резидентом города. Стремясь сделать классическую музыку более доступной, Matheus проводит серию образовательных программ для молодежи. Десятый год продолжается проект «Опера в провинции», представляющий оперные постановки в разных городах Бретани.
Ансамбль Matheus выступает в лучших залах мира, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Концертхаус и Театр ан дер Вин в Вене, Тонхалле в Цюрихе, Королевский Альберт-холл, Барбикан-центр и Уигмор-холл в Лондоне, Академию Санта-Чечилия в Риме, Большой театр Лисео в Барселоне и многие другие. В 2011 году ансамбль провел турне по Европе с Чечилией Бартоли, выступив в Мюнхене, Праге, Баден-Бадене, Париже. Продолжением их успешного сотрудничества стали постановки опер Россини – «Граф Ори» (Театр ан дер Вин, 2013), «Отелло» (Театр Елисейских Полей, Троицын фестиваль в Зальцбурге, 2014), «Золушка» и «Итальянка в Алжире» (Зальцбургский фестиваль, 2014, 2018). В 2018 году вышел новый диск ансамбля с Чечилией Бартоли, посвященный музыке Вивальди (Decca).
Среди основных событий сезона 2017/18 – концертные исполнения «Коронации Поппеи» Монтеверди в Барселоне и Бильбао, приуроченные к 450-летию со дня смерти композитора; концертное исполнение «Кармен» Бизе (совместно с Симфоническим оркестром Кастилии и Леона); европейское турне с «Временами года» Вивальди. В сезоне 2018/19 Matheus продолжает сотрудничество с Филармоническим оркестром Монте-Карло (совместная программа из сочинений Чайковского, Брамса, И. Штрауса), а также представляет оперу «Ринальдо» Генделя в Версале, Лионе, Вене, Москве и различных городах Бретани.
Спонсоры ансамбля Matheus – региональный совет Бретани, генеральный совет департамента Финистер, город Брест, министерство культуры и коммуникаций Бретани, BNP Paribas – Банк Бретани и компания Altarea Cogedim. Официальный партнер ансамбля – авиакомпания Air France.
Эмили Роуз Брай окончила Парижскую консерваторию и Манхэттенскую высшую школу музыки в Нью-Йорке, затем была принята в молодежную программу Национального центра профессиональной интеграции певцов (CNIPAL) в Марселе. Сценический дебют певицы состоялся в 2014 году в Оперном театре Тулона в роли Мадам де Фоль-Вердюр (оперетта «Парижская жизнь» Оффенбаха). В том же году она исполнила партию Элен в оперетте «Страсть» Андре Мессаже в марсельском Театре Одеон и партию Донны Эльвиры («Дон Жуан» Моцарта) в постановке компании Opéra è Mobile в Париже.
В числе наиболее значительных событий прошлых сезонов – исполнение партии Клариче в опере Гайдна «Лунный мир» на фестивале в замке Седьер (Франция); партии Женщины в опере «Человек, который принял жену за шляпу» Майкла Наймана в постановке студии при Национальной опере Лиона; турне с ансамблем Matheus под управлением Жан-Кристофа Спинози с программой «Монтеверди 2.0»; выступление в ролях Эмилии и Зимы в «Галатных Индиях» Рамо в постановке студии Большого театра Женевы; исполнение главной партии в опере Монтеверди «Коронация Поппеи» с ансамблем Matheus в городах Бретани и на нескольких летних фестивалях. В этой опере Монтеверди она исполняла также партии Друзиллы и Добродетели в Виллёрбане в совместной постановке Оперы Лиона, Оперы Виши и Королевской оперы Версаля.
В сезоне 2017/18 выступила в Москве в Концертном зале имени Чайковского, дебютировала в Большом театре Лисеу в Барселоне в партиях Амура, Валетто и Паллады («Коронация Поппеи»), а также в партии Фраскиты («Кармен» Бизе) в Королевской опере Версаля. Выступала с ансамблем Matheus во Дворце музыки в Барселоне, Опере Анже и Нанта, Часовне Версаля и других известных залах. В 2018 году завоевала I премию в категории «оперетта» и II премию в категории «опера» на Международном конкурсе в Бордо. В том же году спела партию Эльвиры в опере «Итальянка в Алжире» в Королевской опере Версаля.
В числе ангажементов сезона 2018/19 – выступление в партии Армиды («Ринальдо» Генделя) в венском Театре ан дер Вин, Концертном зале имени Чайковского и Королевской опере Версаля.
Французский скрипач и дирижер Жан-Кристоф Спинози родился в 1964 году на Корсике. С детства обучался игре на скрипке, позже изучал дирижирование, искусство камерного музицирования. В 1991 году основал квартет Matheus, назвав его в честь своего старшего сына Матье; вскоре квартет стал лауреатом международного конкурса аутентичных ансамблей имени Вассенара в Амстердаме. В 1996 году квартет был преобразован в камерный ансамбль. Первый концерт ансамбля Matheus состоялся во французском Бресте, в Национальном театре Le Quartz. С тех пор коллектив во главе со своим основателем объехал весь мир.
Спинози – один из лидеров среди мастеров исторического исполнительства, блестящий знаток и интерпретатор музыки барокко. В последнее десятилетие маэстро расширил репертуар операми Генделя, Гайдна, Моцарта, Россини, Бизе, исполняя их в театрах Парижа, Вены, городов Франции, Германии, других европейских стран. В репертуаре ансамбля Matheus появились сочинения Шостаковича, Крама, Пярта.
Спинози выступал на главных концертных площадках Франции, в амстердамском Консертгебау, дортмундском Концертхаусе, Дворце изящных искусств в Брюсселе, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Ашер-холле в Эдинбурге, Зале Сметаны в Праге. Партнеры Спинози на сцене и в студии – выдающиеся исполнители, среди которых Мари-Николь Лемьё, Натали Дессей, Вероника Канхеми, Сара Мингардо, Дженнифер Лармор, Сандрин Пьо, Симона Кермес, Натали Штуцман, Марьяна Миянович, Лоренцо Регаццо, Маттиас Гёрне и другие.
Яркими достижениями отмечено сотворчество Спинози с Филиппом Жарусски (в том числе трижды «золотой» альбом «Герои» с ариями из опер Вивальди, 2008), Маленой Эрнман (альбом Miroirs с сочинениями Баха, Шостаковича, Барбера, Бакри, 2014). Не менее плодотворно сотрудничество с Чечилией Бартоли: совместные с ансамблем Matheus постановки опер Россини «Граф Ори» в Вене и Цюрихе, «Отелло» в Париже, «Итальянка в Алжире», «Золушка» и «Отелло» на Зальцбургском фестивале.
В числе оркестров, с которыми выступает дирижер, – Немецкий симфонический оркестр Берлина, оркестры Венской и Гамбургской оперы, Берлинского, Франкфуртского и Венского радио, Северогерманского радио (NDR) в Ганновере, Оркестр де Пари, Филармонический оркестр Монте-Карло, Национальный оркестр Капитолия Тулузы, Новый японский филармонический, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, Испанский национальный оркестр, оркестр Кастилии и Леона, Венский симфонический, оркестр зальцбургского Моцартеума, Шотландский камерный оркестр, Камерный оркестр фестиваля в Вербье.
В театре Спинози работает с крупнейшими режиссерами и художниками, среди них Пьеррик Сорен («Пробный камень» Россини, 2007, Театр Шатле), Олег Кулик («Вечерня Пресвятой Девы Марии» Монтеверди, 2009, Театр Шатле), Клаус Гут («Мессия» Генделя, 2009, Театр ан дер Вин), Камель Уали («Роланд-паладин» Гайдна, 2012, Театр Шатле), Дамиано Микьелетто («Золушка» Россини, 2014, Зальцбургский фестиваль), Патрис Корье и Моше Ляйзер («Отелло» и «Итальянка в Алжире» Россини, 2014, 2018, Зальцбургский фестиваль).
В 2000-е годы Спинози первым в истории записал ряд произведений Вивальди. Среди них оперы «Истина в испытании» (2003), «Неистовый Роланд» (2004), «Гризельда» (2006) и «Верная нимфа» (2007), выпущенные под лейблом Naïve. Записи Спинози удостоены многочисленных наград: BBC Music Magazine Award (2006), Académie du disque lyrique («Лучший оперный дирижер 2007»), Diapason d'Or, Choc de l'année du Monde de la Musique, Гран-при Академии Шарля Кро, Victoire de la Musique Classique, Международная рекорд-премия имени Антонио Вивальди (Венеция), Prix Caecilia (Бельгия).
Жан-Кристоф Спинози регулярно участвует в концертах Московской филармонии. В 2014 году дирижер и ансамбль Matheus представили произведения Вивальди, Генделя и Телемана; в 2016 году – оперу Генделя «Ксеркс»; в 2017 – ораторию Генделя «Мессия», в 2019 – оперу Генделя «Ринальдо». Спинози также неоднократно стоял за пультом Государственного камерного оркестра России (2016, 2017, 2019), Российского национального молодежного симфонического оркестра (2019) и продолжает сотрудничество с обоими коллективами в сезоне 2019/20.
Среди проектов маэстро в минувших сезонах – выступления с ансамблем Les Violons du Roy и Мари-Николь Лемьё, концертное исполнение оперы «Кармен» Бизе (совместно с Симфоническим оркестром Кастилии и Леона) в Королевской опере Версаля и Культурном центре имени Делиба в Вальядолиде, «Золушка», «Итальянка в Алжире» и «Севильский цирюльник» Россини и «Кармен» Бизе в Венской государственной опере, «Ринальдо» Генделя в концертном исполнении в венском Театре ан дер Вин и Королевской опере Версаля и др.
В сезоне 2019/20 Спинози продолжает сотрудничать с престижными оркестрами и крупнейшими мировыми театрами: среди наиболее заметных ангажементов – открытие сезона в театре Колон в Буэнос-Айресе постановкой «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Итальянка в Алжире» (концертное исполнение), Dixit Dominus Генделя, Gloria Вивальди, «Торжествующая Юдифь» Вивальди (в главной партии Мари-Николь Лемьё) в парижском Театре Елисейских Полей, «Свадьба Фигаро» Моцарта в Королевской опере в Стокгольме, «Олимпиада» Вивальди на летнем Международном фестивале барочной оперы в Боне (Франция).
Жан-Кристоф Спинози – кавалер французского ордена Искусств и изящной словесности (2006).
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.
В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.
Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.
Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн).
Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.
В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).
Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.
В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.