В. А. Моцарт: «Идоменей, царь Критский»

    5 декабря 2009

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Исполнители:

    Партии исполняют:
    Крешимир Шпицер (тенор) /Хорватия/
    Сара Кэстл (меццо-сопрано) /Великобритания/
    Инга Кална (сопрано) /Латвия/
    Генриетта Бонде-Хансен (сопрано) /Дания/
    Борис Рудак (тенор)
    Илья Говзич (тенор)
    Максим Кузьмин-Караваев (бас)

    Московский камерный оркестр Musica Viva
    Художественный руководитель и дирижёр — Александр Рудин

    Камерный хор Musica Viva
    Главный хормейстер — Евгений Волков

    В программе:

    Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
    «Идоменей, царь Критский», опера в концертном исполнении

    5 декабря в Концертном зале имени П.И.Чайковского в рамках филармонического абонемента «Оперные шедевры» Московский камерный оркестр и хор Musica Viva под руководством Александра Рудина представляет концертную версию оперы В.А.Моцарта «Идоменей».

    Это уже четвертая оперная премьера Musica Viva, вслед за прошедшими с ошеломительным успехом моцартовским «Дон-Жуаном» и «Золушкой» Россини (дирижер Теодор Курентзис) и «Орландо» Генделя (Кристофер Мулдс). В апреле 2010 года оркестр планирует продолжить оперную традицию исполнением «Служанки-госпожи» Перголези (к 300-летию композитора) и генетически связанной с ней музыки балета «Пульчинелла» Стравинского.

    «Идоменей», одна из лучших опер Моцарта, надолго оказался за рамками российской сцены — в репертуаре ведущих театров он не появлялся так давно, что возникают сомнения, ставился ли вообще когда-то. Силами немецкой труппы опера мелькнула в 1820 году в Малом театре Санкт-Петербурга, но без особого успеха. Мариинский театр обратился к этой партитуре в 2009 году, московским меломанам исполнение «Идоменея» только предстоит услышать. Между тем именно сейчас идеи этой оперы особенно актуальны: военные преступления, жертвы террора, стихийные бедствия и эпидемии – главные темы трагедии легли в основу концепции множества современных европейских постановок «Идоменея». Нечто подобное переживалось европейцами и в XVIII веке, неслучайно мотив искупительной жертвы проходит красной нитью через оперные партитуры века барокко и Просвещения. Вольтер в своем «Философском словаре» посвятил отдельную главу Иеффаю — библейскому прототипу Идоменея и проблеме человеческого жертвоприношения. Не говоря уже об особенно модном в те времена образе «просвещенного монарха» (Идамант), на роль которого авторы иносказательно прочили Иосифа II. Не случайно вслед за моцартовским «Идоменеем» появился целый ряд одноименных опер: Дж.Гадзаниги, Ф.Паэра, Ф.Федеричи, Дж.Фаринелли.

    «Идоменей» — одна из самых необычных опер Моцарта — впервые представлена во время Мюнхенского карнавала в 1781 году. Ее либретто заимствовано Дж.Вареско из более ранней французской музыкальной трагедии Андре Кампра (1712) и первоначально принадлежит перу французского драматурга Антуана Данше. Любопытно, что еще в бытность свою в Париже в 1764 году Моцарты посетили спектакль «Идоменей» Антуана Марэна Лемьера в Комеди Франсез. Да и сама опера пронизана приметами французского стиля — особенно в балетных сценах, написанных для французского хореографа Клода Леграна, работавшего при мюнхенском дворе. Французские влияния резко выделяют это произведение среди других опер Моцарта.

    Musica Viva представляет «Идоменея» в первой, мюнхенской редакции с некоторыми купюрами.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий – как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.

    Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

    «Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался – в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, – говорит Рудин. – Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше – как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста – еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».

    С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

    Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

    В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).