Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

В. А. Моцарт: «Идоменей, царь Критский»

суббота, 19:00

В программе:

Моцарт

Абонемент продан

Исполнители:

Партии исполняют:
Крешимир Шпицер (тенор) /Хорватия/
Сара Кэстл (меццо-сопрано) /Великобритания/
Инга Кална (сопрано) /Латвия/
Генриетта Бонде-Хансен (сопрано) /Дания/
Борис Рудак (тенор)
Илья Говзич (тенор)
Максим Кузьмин-Караваев (бас)

Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель и дирижёр — Александр Рудин

Камерный хор Musica Viva
Главный хормейстер — Евгений Волков

В программе:

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
«Идоменей, царь Критский», опера в концертном исполнении

5 декабря в Концертном зале имени П.И.Чайковского в рамках филармонического абонемента «Оперные шедевры» Московский камерный оркестр и хор Musica Viva под руководством Александра Рудина представляет концертную версию оперы В.А.Моцарта «Идоменей».

Это уже четвертая оперная премьера Musica Viva, вслед за прошедшими с ошеломительным успехом моцартовским «Дон-Жуаном» и «Золушкой» Россини (дирижер Теодор Курентзис) и «Орландо» Генделя (Кристофер Мулдс). В апреле 2010 года оркестр планирует продолжить оперную традицию исполнением «Служанки-госпожи» Перголези (к 300-летию композитора) и генетически связанной с ней музыки балета «Пульчинелла» Стравинского.

«Идоменей», одна из лучших опер Моцарта, надолго оказался за рамками российской сцены — в репертуаре ведущих театров он не появлялся так давно, что возникают сомнения, ставился ли вообще когда-то. Силами немецкой труппы опера мелькнула в 1820 году в Малом театре Санкт-Петербурга, но без особого успеха. Мариинский театр обратился к этой партитуре в 2009 году, московским меломанам исполнение «Идоменея» только предстоит услышать. Между тем именно сейчас идеи этой оперы особенно актуальны: военные преступления, жертвы террора, стихийные бедствия и эпидемии – главные темы трагедии легли в основу концепции множества современных европейских постановок «Идоменея». Нечто подобное переживалось европейцами и в XVIII веке, неслучайно мотив искупительной жертвы проходит красной нитью через оперные партитуры века барокко и Просвещения. Вольтер в своем «Философском словаре» посвятил отдельную главу Иеффаю — библейскому прототипу Идоменея и проблеме человеческого жертвоприношения. Не говоря уже об особенно модном в те времена образе «просвещенного монарха» (Идамант), на роль которого авторы иносказательно прочили Иосифа II. Не случайно вслед за моцартовским «Идоменеем» появился целый ряд одноименных опер: Дж.Гадзаниги, Ф.Паэра, Ф.Федеричи, Дж.Фаринелли.

«Идоменей» — одна из самых необычных опер Моцарта — впервые представлена во время Мюнхенского карнавала в 1781 году. Ее либретто заимствовано Дж.Вареско из более ранней французской музыкальной трагедии Андре Кампра (1712) и первоначально принадлежит перу французского драматурга Антуана Данше. Любопытно, что еще в бытность свою в Париже в 1764 году Моцарты посетили спектакль «Идоменей» Антуана Марэна Лемьера в Комеди Франсез. Да и сама опера пронизана приметами французского стиля — особенно в балетных сценах, написанных для французского хореографа Клода Леграна, работавшего при мюнхенском дворе. Французские влияния резко выделяют это произведение среди других опер Моцарта.

Musica Viva представляет «Идоменея» в первой, мюнхенской редакции с некоторыми купюрами.