V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Ромителли. Видеоопера «Индекс металлов» : Московская государственная академическая филармония

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Ромителли.
    Видеоопера «Индекс металлов»

    5 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Ромителли
    Видеоопера «Индекс металлов»

    12+

    Мультимедийные оперы Ромителли –уникальный для сегодняшней музыкальной сцены стилистический монолит, каждый раз, однако, показывающийся в процессе своего становления из разнородных элементов. Искусство Ромителли сродни алхимической магии. Его последнее сочинение – опера «Индекс металлов», написанная всего за пятьдесят осенних дней 2003 года, когда композитор был уже смертельно болен – представляет собой его стилистический манифест. Это своего рода развернутая метафора становления материи нового искусства через драму восприятия. Разрозненные ощущения – слуховые, зрительные, осязательные – постепенно обретают телесную целостность, сплавляясь в единую плазму в горниле ритуального, трансового действа. Вот что пишет Ромителли о своем «Индексе металлов»: «Целью «Индекса металлов» является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ничего не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз (обманов восприятия). В гораздо большей степени, чем значительная часть современной музыки, «Индекс металлов» ставит своей целью не пробуждение наших аналитических способностей, а завладение нашим телом с его более чем выраженными чувствами и инстинктами удовольствия».

    В алхимическую реторту Ромителли попадают кусочки разных культур: тексты Жоржа Батая, музыка «Пинк Флойд» и финского техно, звучание инструментов симфонического оркестра и электронные звуки, конкретные визуальные образы и пестрая психоделическая абстракция, переплавляясь и перетекая друг в друга при колоссальной температуре плавления. Слушателя и зрителя как бы уносит раскаленным потоком куда-то к истокам собственной чувственности, к обновленному осознанию собственной идентичности через стирание границ восприятия.

    Федор Софронов

    Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

    Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. Специально для «Студии» создавали опусы такие известные композиторы, как Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденёв, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Мартайн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами — проведению мастер-классов, заказу новых сочинений.

    Ансамбль активно концертирует в России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Берлинском Konzerthaus и филармонии, парижском Cité de la Musique, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Ансамбль неоднократно выступал совместно с ансамблями ASKO / Schoenberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien. «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая знаменитые Оксфордский, Бостонский и Гарвардский университеты. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте. Базовый коллектив международного фестиваля современной музыки «Московский форум», который проходит при поддержке Центра современной музыки Московской консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов имени Юргенсона. В октябре 2018 года отметил 25-летие.

    Игорь Дронов

    Игорь Дронов родился в 1963 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классам хорового и оперно-симфонического дирижирования у Бориса Тевлина и Дмитрия Китаенко (1992), под руководством последнего окончил аспирантуру (1994). Принимал участие в мастер-классах Георга Шолти и Пьера Булеза. 

    В 1991–1996 гг. – постоянный дирижер Большого театра, затем – постоянный приглашенный дирижер оркестра ГАБТа. Под его управлением шли оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Фауст» Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Дети Розенталя» Десятникова. Участвовал в подготовке премьеры аутентичной версии «Руслана и Людмилы» Глинки.

    В 2004–2017 гг. был музыкальным руководителем балетных постановок: вечера одноактных балетов («Магриттомания» Красавина, «Палата № 6» и «Леа» на музыку соответстенно Пярта и Бернстайна), «Сон в летнюю ночь» Джона Ноймайера на музыку Мендельсона, Лигети и традиционную механическую музыку, «Серенада» Джорджа Баланчина на музыку Чайковского и Misericordes Кристофера Уилдона на музыку Третьей симфонии Пярта, «Урок» Флеминга Флиндта на музыку Делерю, «Тщетная предосторожность» Юрия Григоровича на музыку Гертеля, «Коппелия» Делиба и «Петрушка» Стравинского в постановке Сергея Вихарева, «Русские сезоны» Алексея Ратманского на музыку Десятникова, Chroma Уэйна Макгрегора на музыку Тэлбота и Уайта, Cinque Мауро Бигонцетти на музыку Вивальди, «Симфония псалмов» Иржи Килиана на музыку Cтравинского, «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо на музыку Шостаковича (мировая премьера), «Гамлет» Деклана Доннеллана и Раду Поклитару на музыку Шостаковича (мировая премьера), «Клетка» Джерома Роббинса на музыку Стравинского, «Этюды» Харальда Ландера на музыку Черни. 

    Выступает с Симфоническим оркестром Большого театра, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Филармоническим оркестром Монте-Карло, Ensemble Modern (Германия) и другими известными коллективами. Сотрудничает с Михайловским театром и Финской национальной оперой. Гастролирует в США, странах Европы и Азии. 

    В 1993 году Игорь Дронов стал одним из создателей и главным дирижером ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым дал более 1000 концертов, представив сотни мировых и российских премьер. Был главным дирижером-постановщиком проекта «НОМТ: Новый музыкальный театр», в рамках которого состоялись российские премьеры опер «Лживый свет моих очей» Шаррино и «По ту сторону тени» Тарнопольского (МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко), «Индекс металлов» Ромителли (Театральный центр имени Мейерхольда). Главный дирижер фестиваля современной музыки «Московский Форум». Записал серию CD современной отечественной и зарубежной музыки. 

    С 1994 года – художественный руководитель и главный дирижер ансамбля солистов «Премьера», в котором играют студенты Академического музыкального училища при Московской консерватории. В рамках программы «Новые имена» коллектив выступал в резиденции Папы Римского Иоанна Павла II на праздновании 50-летия ЮНЕСКО и ООН в Женеве и Париже. 

    С 1992 года Игорь Дронов преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 – профессор). Заслуженный артист России (2002), кавалер ордена Дружбы (2010), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2011).

    Екатерина Кичигина

    Окончила дирижерско-хоровой и вокальный факультеты Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Вивеи Громовой) и аспирантуру Московской консерватории (классы профессоров Нины Дорлиак и Галины Писаренко). С 1995 года является солисткой Московского театра «Новая Опера» имени Евгения Колобова, где исполняет ведущие партии в операх «Евгений Онегин» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Паяцы» Леонкавалло, «Волшебная флейта» Моцарта, «Джанни Скикки» Пуччини, «Саломея» Р. Штрауса и других, а также партии для сопрано в постановках Viva Verdi!, «Винченцо Беллини», Bravissimo!, «Все это – Опера!», «Россини», реквиемах Моцарта и Верди, концертах солистов театра.

    Важное место в карьере певицы занимает исполнение музыки современных композиторов. Екатерина Кичигина сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ), является солисткой ансамбля «Студия новой музыки». Принимала участие в мировых и российских премьерах сочинений Денисова, Шнитке, Лахенмана, Пендерецкого, Шаррино, Ромителли и многих других. Постоянная участница фестивалей современной музыки «Московская осень» и «Московский форум». Участвовала в записи опер Андрея Семенова, кантат Елены Фирсовой, вокальных произведений Дмитрия Янова-Яновского, Юрия Каспарова, Тиграна Мансуряна, Патрика де Клерка, Владислава Шутя. Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (с коллективом исполнителей спектаклей «Евгений Онегин» и «Джанни Скикки»).