V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Ромителли. Видеоопера «Индекс металлов» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Ромителли.
    Видеоопера «Индекс металлов»

    5 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Ромителли
    Видеоопера «Индекс металлов»

    12+

    Мультимедийные оперы Ромителли –уникальный для сегодняшней музыкальной сцены стилистический монолит, каждый раз, однако, показывающийся в процессе своего становления из разнородных элементов. Искусство Ромителли сродни алхимической магии. Его последнее сочинение – опера «Индекс металлов», написанная всего за пятьдесят осенних дней 2003 года, когда композитор был уже смертельно болен – представляет собой его стилистический манифест. Это своего рода развернутая метафора становления материи нового искусства через драму восприятия. Разрозненные ощущения – слуховые, зрительные, осязательные – постепенно обретают телесную целостность, сплавляясь в единую плазму в горниле ритуального, трансового действа. Вот что пишет Ромителли о своем «Индексе металлов»: «Целью «Индекса металлов» является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ничего не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз (обманов восприятия). В гораздо большей степени, чем значительная часть современной музыки, «Индекс металлов» ставит своей целью не пробуждение наших аналитических способностей, а завладение нашим телом с его более чем выраженными чувствами и инстинктами удовольствия».

    В алхимическую реторту Ромителли попадают кусочки разных культур: тексты Жоржа Батая, музыка «Пинк Флойд» и финского техно, звучание инструментов симфонического оркестра и электронные звуки, конкретные визуальные образы и пестрая психоделическая абстракция, переплавляясь и перетекая друг в друга при колоссальной температуре плавления. Слушателя и зрителя как бы уносит раскаленным потоком куда-то к истокам собственной чувственности, к обновленному осознанию собственной идентичности через стирание границ восприятия.

    Федор Софронов

    Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

    Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. Специально для «Студии» создавали опусы такие известные композиторы, как Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденёв, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Мартайн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами — проведению мастер-классов, заказу новых сочинений.

    Ансамбль активно концертирует в России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Берлинском Konzerthaus и филармонии, парижском Cité de la Musique, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Ансамбль неоднократно выступал совместно с ансамблями ASKO / Schoenberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien. «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая знаменитые Оксфордский, Бостонский и Гарвардский университеты. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте. Базовый коллектив международного фестиваля современной музыки «Московский форум», который проходит при поддержке Центра современной музыки Московской консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов имени Юргенсона. В октябре 2018 года отметил 25-летие.

    Игорь Дронов

    Заслуженный артист России Игорь Дронов окончил Московскую консерваторию и аспирантуру как хоровой и оперно-симфонический дирижер (классы профессоров Бориса Тевлина и Дмитрия Китаенко). Участвовал в мастер-классах Георга Шолти и Пьера Булеза. С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 – профессор). С 1991 года – дирижер Большого театра. Участвовал в подготовке премьеры аутентичной версии оперы «Руслан и Людмила», был музыкальным руководителем ряда балетных постановок, дирижером-постановщиком балетов «Золушка», «Урок», «Русские сезоны», «Коппелия», «Петрушка», Chroma, Cinque, «Симфония псалмов», «Укрощение строптивой».

    Как приглашенный дирижер выступает с Российским национальным оркестром, симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», оркестром Финской национальной оперы, Филармоническим оркестром Монте-Карло, Национальным симфоническим оркестром Кеннеди-центра, Ensemble Modern (Германия) и другими коллективами. Гастролирует в странах Европы, США и Азии. Главный дирижер ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым дал более 1000 концертов, представив сотни мировых и российских премьер. Главный дирижер фестиваля «Московский форум», художественный руководитель Молодежного ансамбля солистов «Премьера». Записал серию CD с современной русской и зарубежной музыкой. Заслуженный артист России.

    Екатерина Кичигина

    Окончила дирижерско-хоровой и вокальный факультеты Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Вивеи Громовой) и аспирантуру Московской консерватории (классы профессоров Нины Дорлиак и Галины Писаренко). С 1995 года является солисткой Московского театра «Новая Опера» имени Евгения Колобова, где исполняет ведущие партии в операх «Евгений Онегин» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Паяцы» Леонкавалло, «Волшебная флейта» Моцарта, «Джанни Скикки» Пуччини, «Саломея» Р. Штрауса и других, а также партии для сопрано в постановках Viva Verdi!, «Винченцо Беллини», Bravissimo!, «Все это – Опера!», «Россини», реквиемах Моцарта и Верди, концертах солистов театра.

    Важное место в карьере певицы занимает исполнение музыки современных композиторов. Екатерина Кичигина сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ), является солисткой ансамбля «Студия новой музыки». Принимала участие в мировых и российских премьерах сочинений Денисова, Шнитке, Лахенмана, Пендерецкого, Шаррино, Ромителли и многих других. Постоянная участница фестивалей современной музыки «Московская осень» и «Московский форум». Участвовала в записи опер Андрея Семенова, кантат Елены Фирсовой, вокальных произведений Дмитрия Янова-Яновского, Юрия Каспарова, Тиграна Мансуряна, Патрика де Клерка, Владислава Шутя. Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (с коллективом исполнителей спектаклей «Евгений Онегин» и «Джанни Скикки»).