V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Ромителли. Видеоопера «Индекс металлов» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Ромителли.
    Видеоопера «Индекс металлов»

    5 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Мультимедийные оперы Ромителли –уникальный для сегодняшней музыкальной сцены стилистический монолит, каждый раз, однако, показывающийся в процессе своего становления из разнородных элементов. Искусство Ромителли сродни алхимической магии. Его последнее сочинение – опера «Индекс металлов», написанная всего за пятьдесят осенних дней 2003 года, когда композитор был уже смертельно болен – представляет собой его стилистический манифест. Это своего рода развернутая метафора становления материи нового искусства через драму восприятия. Разрозненные ощущения – слуховые, зрительные, осязательные – постепенно обретают телесную целостность, сплавляясь в единую плазму в горниле ритуального, трансового действа. Вот что пишет Ромителли о своем «Индексе металлов»: «Целью «Индекса металлов» является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ничего не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз (обманов восприятия). В гораздо большей степени, чем значительная часть современной музыки, «Индекс металлов» ставит своей целью не пробуждение наших аналитических способностей, а завладение нашим телом с его более чем выраженными чувствами и инстинктами удовольствия».

    В алхимическую реторту Ромителли попадают кусочки разных культур: тексты Жоржа Батая, музыка «Пинк Флойд» и финского техно, звучание инструментов симфонического оркестра и электронные звуки, конкретные визуальные образы и пестрая психоделическая абстракция, переплавляясь и перетекая друг в друга при колоссальной температуре плавления. Слушателя и зрителя как бы уносит раскаленным потоком куда-то к истокам собственной чувственности, к обновленному осознанию собственной идентичности через стирание границ восприятия.

    Федор Софронов

    Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

    Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. Специально для «Студии» создавали опусы такие известные композиторы, как Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденёв, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Мартайн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами — проведению мастер-классов, заказу новых сочинений.

    Ансамбль активно концертирует в России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Берлинском Konzerthaus и филармонии, парижском Cité de la Musique, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Ансамбль неоднократно выступал совместно с ансамблями ASKO / Schoenberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien. «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая знаменитые Оксфордский, Бостонский и Гарвардский университеты. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте. Базовый коллектив международного фестиваля современной музыки «Московский форум», который проходит при поддержке Центра современной музыки Московской консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов имени Юргенсона. В октябре 2018 года отметил 25-летие.

    Игорь Дронов

    Заслуженный артист России Игорь Дронов окончил Московскую консерваторию и аспирантуру как хоровой и оперно-симфонический дирижер (классы профессоров Бориса Тевлина и Дмитрия Китаенко). Участвовал в мастер-классах Георга Шолти и Пьера Булеза. С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 – профессор). С 1991 года – дирижер Большого театра. Участвовал в подготовке премьеры аутентичной версии оперы «Руслан и Людмила», был музыкальным руководителем ряда балетных постановок, дирижером-постановщиком балетов «Золушка», «Урок», «Русские сезоны», «Коппелия», «Петрушка», Chroma, Cinque, «Симфония псалмов», «Укрощение строптивой».

    Как приглашенный дирижер выступает с Российским национальным оркестром, симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», оркестром Финской национальной оперы, Филармоническим оркестром Монте-Карло, Национальным симфоническим оркестром Кеннеди-центра, Ensemble Modern (Германия) и другими коллективами. Гастролирует в странах Европы, США и Азии. Главный дирижер ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым дал более 1000 концертов, представив сотни мировых и российских премьер. Главный дирижер фестиваля «Московский форум», художественный руководитель Молодежного ансамбля солистов «Премьера». Записал серию CD с современной русской и зарубежной музыкой. Заслуженный артист России.

    Екатерина Кичигина

    Окончила дирижерско-хоровой и вокальный факультеты Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Вивеи Громовой) и аспирантуру Московской консерватории (классы профессоров Нины Дорлиак и Галины Писаренко). С 1995 года является солисткой Московского театра «Новая Опера» имени Евгения Колобова, где исполняет ведущие партии в операх «Евгений Онегин» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Паяцы» Леонкавалло, «Волшебная флейта» Моцарта, «Джанни Скикки» Пуччини, «Саломея» Р. Штрауса и других, а также партии для сопрано в постановках Viva Verdi!, «Винченцо Беллини», Bravissimo!, «Все это – Опера!», «Россини», реквиемах Моцарта и Верди, концертах солистов театра.

    Важное место в карьере певицы занимает исполнение музыки современных композиторов. Екатерина Кичигина сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ), является солисткой ансамбля «Студия новой музыки». Принимала участие в мировых и российских премьерах сочинений Денисова, Шнитке, Лахенмана, Пендерецкого, Шаррино, Ромителли и многих других. Постоянная участница фестивалей современной музыки «Московская осень» и «Московский форум». Участвовала в записи опер Андрея Семенова, кантат Елены Фирсовой, вокальных произведений Дмитрия Янова-Яновского, Юрия Каспарова, Тиграна Мансуряна, Патрика де Клерка, Владислава Шутя. Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (с коллективом исполнителей спектаклей «Евгений Онегин» и «Джанни Скикки»).

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Электрическое искусство

    17.04.2019

    В программе:
    Райх
    Electric Counerpoint для электрогитары и плёнки
    Ромителли
    Trash TV Trance для электрогитары

    Камерный зал Филармонии

    Александр Хубеев, Николай Попов
    «Биомеханика 2.1»

    26.12.2017

    В программе:
    Хубеев
    Somnambulicq для бас-кларнета, электроники и видео /автор видео Мечислав Васковский/
    «Это было? Это будет!» для баяна, электроники и видео /автор видео Эндрю Квинн/
    «Стон Земли» для исполнителя на струнных объектах
    Попов
    «Биомеханика» для аккордеона, электроники, видео и света (2014) /видеохудожник Эндрю Квинн/
    «KCI_23/11» для виолончели и электроники (2016)
    «Новая пьеса» для фортепиано, электроники и видео (2017) /видеохудожник Эндрю Квинн/
    Edit(a)Fill мультимедийная композиция для флейты, электроники и видео (2015) /видеохудожник Александр Плахин/

    Камерный зал Филармонии

    Валентин Сильвестров.
    К 80-летию со дня рождения

    16.11.2017

    В программе:
    В. Сильвестров
    (к 80-летию со дня рождения)
    Соната № 2 для фортепиано (посвящена А.Любимову)
    Струнный квартет № 2
    «Ступени» – вокальный цикл (фрагменты)
    Три серенады для фортепиано (посвящается Юрию Полубелову)
    Шесть мгновенных вальсов для фортепиано, соч. 195
    К дню рождения R. Sch. для двух виолончелей
    «Постскриптум» – соната для скрипки и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    IV Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство» (17–21 ноября).
    Ансамбль «Студия новой музыки».
    Студенческие премьеры

    Режиссерская версия

    19.11.2014

    В программе:
    Шнитке
    Шесть прелюдий для фортепиано (1953–54)
    Денисов
    Трио для скрипки, виолончели и фагота (1957)
    Волконский
    Струнный квартет Eine kleine romantische Opernszene op. 6 (1955)
    Прокопенко
    Remembrance для сопрано, виолончели и фортепиано
    Подзорова
    Dell’Arte для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
    Мусаев
    Illusioni notturne для флейты соло
    Бурцев
    «Тени ветвящихся линий» для ансамбля
    Хоров
    [touch2] just for listen для альта, виолончели, аккордеона, рояля и ударных (объектов)

    Камерный зал Филармонии

    Фарадж Караев

    17.02.2015

    Камерный зал Филармонии

    «Персона – композитор».
    Молодые композиторы –
    лауреаты международных конкурсов.
    Анна Ромашкова.
    Представление и интервью – Андрей Устинов

    27.02.2014

    В программе:
    Ромашкова
    Acorn для ансамбля (2013)
    Up, down, left and right для виолончели соло (2013, мировая премьера)
    Suspense 2 для сопрано и виолончели (2013, мировая премьера)
    Suspense 3 для свистульки, препарированной скрипки и подвесной тарелки (2013)
    «Я иду тебя искать» для сопрано, скрипки и виолончели (2013)
    Mamihlapinatapai для сопрано, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и ударных (2014, мировая премьера)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Другое пространство».
    Sciarrino Night.
    Ансамбль «Студия новой музыки»

    Режиссерская версия

    08.12.2012

    В программе:
    Шаррино
    Let me die before I wake для кларнета соло
    Археология телефона для 13 музыкантов
    Capriccio №№ 2, 3, 6 для скрипки соло
    Introduziono all’oscuro для 12 музыкантов
    Часы Бергсона для флейты соло
    Ai limiti della notte для виолончели соло
    Le voci sottovetro транскрипция Карло Джезуальдо ди Веноза
    для голоса и ансамбля