В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Юлия Неверова (домра-альт)
«Вечно юный романс
Курченко, Петров, Давыдов, Акимов, Птичкин, Шостакович, Верстовский, Гуэрчиа, Шереметев, Баснер, Фомин, Рахманинов, Мосолов, Гаврилов, Лазорев, Минков, Рыбников, Вьетан, Фельдман, Харито, Юрьев, Цыганков, русские народные песни
Абонемент №71:
Встречи по четвергам
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Василий Овсянников родился в 1960 году в Брянской области. Окончив в 1983 году Брянское музыкальное училище, начал работать в профессиональных народных хорах. Завершил образование в Астраханской государственной консерватории.
Известность к певцу пришла после блестящей победы на конкурсе «Голоса России», где он стал обладателем золотой медали и лауреатом I премии. С этого времени началось тесное творческое сотрудничество Василия Овсянникова с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Певец ведет активную концертную жизнь в нашей стране и за рубежом. Гастроли артиста проходили в десятках стран мира. Репертуар певца широк и разнообразен: он включает произведения композиторов-классиков, русские народные песни и романсы, песни современных авторов.
В настоящее время Василий Овсянников – профессор кафедры сольного народного пения Московского государственного университета культуры и искусств. Удостоен звания «Народный артист России», награжден Медалью А. С. Пушкина за вклад в национальную культуру России.
Екатерина Гусева родилась в 1976 году в Москве. В 1997 году окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Евгения Симонова). В том же году дебютировала в кино, сыграв главную роль в фильме Николая Лебедева «Змеиный источник».
В 1997–2001 гг. – актриса театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского, где играла в спектаклях «Бедная Лиза», «Доктор Чехов», «Романсы с Обломовым», «Любовь и жизнь убитого студента», «Убивец», «Утиная охота» и других.
В 2001–2003 гг. – актриса первого русского классического мюзикла «Норд-Ост» (Катя Татаринова). С 2003 года – актриса Театра имени Моссовета, в котором ее театральные работы пополнились ролями в спектаклях «Учитель танцев», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «В пространстве Теннесси У.», «Иисус Христос – суперзвезда», «Царство отца и сына», «Морское путешествие 1933 года», «Римская комедия (Дион)», «Идиот».
В числе наиболее заметных киноролей – Дина («Змеиный источник»), Лола («С днем рождения, Лола!»), Ольга Белова («Бригада»), Марго («Щит Минервы»), Марина Шведова («Небо и земля»), Лиза («Курсанты»), Ирина («Охота на Изюбря»), Августа Миклашевская («Есенин»), Анна («Танкер “Танго”»), Анна («Беглянки»), Наталья Трофимова («Жаркий лед»), Маргарита Полозкова («Вербное воскресенье»).
Играла главные роли в мюзиклах «Красавица и Чудовище» и «Звуки музыки», роль Екатерины II в мюзикле «Граф Орлов». Часто выступает в программах русских романсов в дуэте с Леонидом Серебренниковым, в концертах из цикла «Сказки с оркестром» с НАОРНИ России имени Н. П. Осипова.
Приняла участие в записи дисков «Норд-Ост: Избранное» (2002) и «7 подарков к Рождеству» (есни в переводе Георгия Васильева, 2004). В 2007 году выпустила сольный диск «Может быть, получится».
В 2009 году удостоена почетного звания «Заслуженная артистка РФ». Среди ее творческих достижений также номинация на премию «Золотая маска» (2003, лучшая женская роль в музыкальном спектакле «Норд-Ост»); приз «Лучшая актриса телесериала» («Бригада») на фестивале «Виват кино России» в Санкт-Петербурге (2004); премия «Чайка» за роль Люси Харрис в спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (2005); премия «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая исполнительница роли второго плана» за роль Екатерины II в мюзикле «Граф Орлов» (2012) и другие.
Александра Саульская-Шулятьева окончила Казанскую государственную консерваторию имени Н. Г. Жиганова в 1993 году. Совершенствовалась на мастер-классах Ирины Архиповой и Эрнста Хаффлигера. Обладательница Гран-при IV Всероссийского конкурса исполнителей романса (2004), лауреат Международного конкурса исполнителей старинного русского романса имени Изабеллы Юрьевой в Таллине (2005, II премия).
В 1992 году после дебюта в партии Леля («Снегурочка» Римского-Корсакова) была принята в труппу Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. С 1994 года – солистка Государственного театра оперы и балета Удмуртской республики имени П. И. Чайковского. В этих театрах в 1993–2001 гг. исполняла партии Кармен в одноименной опере Бизе, Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Полины, Ольги («Пиковая дама», «Евгений Онегин» Чайковского), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Зибеля («Фауст» Гуно), Княгини («Русалка» Даргомыжского, награда республиканского смотра «Лучшая роль года»), Розины («Севильский цирюльник» Россини, премия V Республиканского фестиваля «Театральная весна 97») и другие. В 2001 году исполнила партию Миссис Квикли в международной постановке оперы «Фальстаф» Верди в Казани и участвовала в гастролях спектакля по городам Европы.
В 1995 году дебютировала на сцене Московского театра «Новая опера» в партии Ратмира («Руслан и Людмила» Глинки), в 2001 году принята в труппу театра. В репертуар певицы в «Новой опере» вошли партии Графини («Пиковая дама» Чайковского), Дзиты («Джанни Скикки» Пуччини), Лолы и Лючии («Сельская честь» Масканьи), Дуняши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Лариной, Няни («Евгений Онегин» Чайковского), Шинкарки («Борис Годунов» Мусоргского), Иродиады («Саломея» Р. Штрауса), Бронки («Пассажирка» Вайнберга), Бьянки («Поругание Лукреции» Бриттена) и многие другие.
С 2012 года – приглашенная солистка Большого театра России, с 2013 года – Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Принимала участие также в концертных исполнениях опер «Евгений Онегин» Чайковского под управлением Юрия Башмета, «Риголетто» Верди под управлением Михаэля Гюттлера, «Майская ночь» Римского-Корсакова под управлением Михаила Плетнёва, «Ромео и Джульетта» Гуно под управлением Фабио Мастранджело, «Порги и Бесс» Гершвина под управлением Марко Боэми.
Гастролировала в Великобритании, Бельгии, Германии, Израиле, Италии, Нидерландах, Португалии, на Кипре; участница фестивалей в Болгарии, Исландии, Норвегии, Эстонии. Выступала на концертах в рамках Дней российской культуры в Венгрии, Литве, Казахстане, Узбекистане, Украине. Неоднократно участвовала в Международном оперном фестивале имени Ф. Шаляпина в Казани. Выступает в концертных программах с ведущими оркестровыми коллективами России, постоянно сотрудничает с Национальным академическим оркестром русских народных инструментов имени Н. П. Осипова.
Принимала участие в исполнении оратории «Иван Грозный» Прокофьева в Большом зале Московской консерватории, в концертном цикле Геннадия Рождественского «Скандинавская триада», в исполнении Реквиема Верди и Второй симфонии Малера с Каирским симфоническим оркестром, в музыкально-литературной программе «Воздушные замки Вольферля» Людмилы и Александра Леонтьевых, в программе «Молитва» с органисткой Ладой Лабзиной, в телевизионных передачах «Романтика романса» и др.
Заслуженная артистка Удмуртии (1997).
Родился в Орле. В 2002 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. В 1994-1999 гг. – солист Ансамбля песни и пляски имени Александрова. В 1999 стал солистом Московского государственного академического Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, где исполнил партии: Грицько («Сорочинская ярмарка» Мусоргского – спектакль получил премию «Золотая Маска»), Луиджи («Плащ» Пуччини), Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Секст («Юлий Цезарь в Египте» Генделя – спектакль получил премию «Золотая Маска»), Люченцио («Укрощение строптивой» Шебалина).
В 2004-2010 гг. – приглашенный солист Большого театра России, где исполнил более 20 партий, в том числе Юродивый и Подьячий («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Задрипанный мужичок («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Платон Каратаев («Война и мир» Прокофьева), Гвидон («Золотой петушок» Римского-Корсакова). В составе труппы выступал в лондонском Ковент-Гарден, принимал участие в фестивалях в Савонлинне (Финляндия) и Любляне (Словения), в гастрольных поездках театра в Латвию и Грецию.
Сотрудничает с Симфоническим оркестром Москвы «Русская Филармония», Московским камерным оркестром MusicaViva, ГАСК под руководством Валерия Полянского, Государственным духовым оркестром России, участвует в концертных исполнениях опер («Орлеанская дева» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Кащей бессмертный» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Последние дни» Николаева, «Добрыня Никитич» Гречанинова), вокально-симфонических произведений.
Заслуженный артист Республики Ингушетия (2006). В Арт-проекте «ТенорА XXI века» – с 2007 года. В 2007 году вместе с другими солистами Арт-проекта удостоен премии «Национальное достояние России», в 2013 – Премии города Москвы в области литературы и искусства.С 2012 – солист Национального Академического оркестра русских народных инструментов имени Осипова, с которым гастролировал вгородах России и Европы, а также в США. В 2019 году удостоен звания «Заслуженный артист России».
Максим Павлов родился в Беларуси. Незаурядный талант проявился рано – с детских лет он пел в деревенском клубе и в районном доме культуры, впитав в себя народную песенную традицию. На одном из республиканских фестивалей Павловы выступали всей семьёй, после чего мальчику предложили поступить в Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки. Максиму пришлось «с нуля» освоить музыкальную грамоту, но труд не был напрасным: он окончил колледж, а затем – с отличием – Российскую академию музыки имени Гнесиных.
В годы учёбы молодой певец был удостоен белорусских и российских президентских поощрений, награды Фонда Владимира Спивакова, золотой медали Международных Дельфийских игр, Гран-при фестиваля «Золотое поколение Золотого века», конкурсов имени Ф. И. Шаляпина и «Кубок Союзного государства и стран СНГ».
Максим Павлов – востребованный в народном жанре певец. Он сотрудничает с Кубанским казачьим хором, Северным русским народным хором, поёт в сопровождении известных отечественных коллективов. Музыкант успешно выступает в городах России и Белоруссии, а также за рубежом – во Франции, в Германии, Бельгии, Голландии, Сербии, Турции, Эстонии, Латвии, Литве. Концерты артиста проходили на крупнейших сценах – в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Государственном Кремлёвском дворце.
Музыкант получил известность как автор-исполнитель своих песен. Большинство их написано на собственные стихи. Слушатели полюбили артиста за проникновенный лиризм его сочинений, искренность и тонкость исполнения. «Народная песня живет в нём: в сердце, в памяти, в душе. Она стала определяющим вектором его авторского песенного творчества. Но самый важный дар, которым наградил Максима Бог – это его чистая, светлая, отзывчивая и добрая душа», – так характеризовал творчество певца художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.
Михаил Давыдов окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Анатолия Лошака). Лауреат и дипломант международных и всероссийских конкурсов вокалистов в Москве, Калининграде, Вене, Барселоне, Монреале и Пекине. Лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой (Золотая медаль).
С 2000 года – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера». В его репертуаре партии: Евгений Онегин («Евгений Онегин» Чайковского), Фальстаф и Форд («Фальстаф» Верди), Эскамильо («Кармен» Бизе), Линдорф («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Глебов («Сибирь» Джордано), Фарфарелло («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Доктор Шён («Лулу» Берга), Фернандо («Семь смертных грехов» Вайля) и другие. Ведет активную концертную деятельность, участвует в исполнении масштабных вокально-инструментальных произведений, таких как Симфония № 14 Шостаковича, сочинений Шуберта, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Свиридова.
Художественный руководитель концертного проекта «Новые голоса», участниками которого являются ведущие солисты московских оперных театров. В 2012 году удостоен Благодарности Министра культуры Российской Федерации «за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства».
Дарья Рубцова родилась в 1993 году в потомственной казачьей семье. С раннего детства занималась музыкой, с четырех лет выступала в детском творческом коллективе «Казачата». В 15 лет стала солисткой Государственного оркестра «Русская удаль» Государственной филармонии Республики Адыгея (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Шипитько). С этими коллективами гастролировала в станицах и городах России, а также в странах Европы (Польша, Германия, Румыния, Сербия, Болгария и другие).
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (кафедра сольного народного пения). Победительница всероссийских и международных конкурсов, среди которых VI Международный конкурс вокалистов (Болгария, 2008, диплом I степени), VI Открытый Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России» (Москва, 2012, Гран-при), Международный конкурс вокалистов «Балтийская феерия» (Санкт-Петербург, 2012, диплом I степени).
С ноября 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Ведет активную концертную и гастрольную деятельность в составе Ансамбля молодых солистов и Секстета балалаек оркестра имени Осипова.
Родилась в 1988 году в Барановичах (Беларусь). В 2012 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Вячеслава Круглова), в 2016 – ассистентуру-стажировку РАМ. В 2018 году защитила кандидатскую диссертацию по истории мандолинного искусства.
Лауреат первых премий I Всероссийского музыкального конкурса, II Международного конкурса имени П. И. Нечепоренко, международных конкурсов исполнителей на мандолине в Токио и Осаке. Обладатель Гран-при II Международного конкурса-фестиваля «Искусство объединяет мир» (Сочи).
С 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2019 года – концертмейстер.
Первая исполнительница ряда сочинений для домры и мандолины Кузьмы Бодрова, Михаила Броннера, Кирилла Волкова, Ефрема Подгайца, Александра Цыганкова, Александра Чайковского, Натальи Хондо.
Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Государственным камерным оркестром Гонконга, Madeira Classical Orchestra (Португалия), ансамблем старинной музыки «Телеман-консорт» и другими коллективами. Сотрудничала с известными музыкантами, в числе которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Александр Сладковский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Юровский.
Принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Струны молодой России», «Музыка России», «Окно в Швейцарию» (Москва), Гаврилинском музыкальном фестивале (Вологда), «Северное сияние» (Якутск), Зимнем фестивале искусств в Сочи и Международном фестивале Юрия Башмета в Хабаровске, «Звезды на Байкале», «Денис Мацуев и друзья», Crescendo, международном фестивале мандолинистов в Осаке (Япония), Tamburica-Fest (Нови-Сад, Сербия), «Дорогами Просекко» (Италия) и других.
Преподает на кафедре струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных и в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы, принимает участие в жюри исполнительских конкурсов. Руководитель проекта «Антология домры» в РАМ имени Гнесиных.