VII Большой фестиваль РНО. Закрытие фестиваля : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    VII Большой фестиваль РНО.
    Закрытие фестиваля

    26 сентября 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Хобарт Эрл (США)
    Михаил Плетнёв (фортепиано)

    Художественный руководитель фестиваля –
    Михаил Плетнев

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Симфонические танцы

     

     

    12+

    Абонемент №16:

    VII Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    Два заключительных вечера VII Большого фестиваля РНО образуют своего рода мини-цикл. Они представляют две монографические программы, посвященные творчеству великих русских композиторов-современников: Александра Скрябина и Сергея Рахманинова. В обоих случаях фортепианные концерты композиторов, при жизни бывших незаурядными пианистами, исполнит выдающийся пианист наших дней – художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев. Оба раза он уступит место за дирижерским пультом американскому маэстро Хобарту Эрлу.

      26 сентября финальный концерт Большого фестиваля будет посвящен творчеству Сергея Васильевича Рахманинова. В программу вошли два знаменитых, наиболее часто исполняющихся сочинения: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, созданный в ранний период творчества, и «Симфонические танцы» - последнее оркестровое произведение композитора. Их исполнение с Михаилом Плетневым за роялем и Хобартом Эрлом за дирижерским пультом обещает стать ярким завершением и кульминацией Большого фестиваля РНО.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Хобарт Эрл

    Хобарт Эрл родился в Венесуэле в американской семье. Выпускник лондонского Тринити-колледжа и Принстонского университета, где он изучал дирижирование и композицию, Хобарт Эрл совершенствовал дирижерское мастерство в Венской академии музыки у профессора Карла Остеррайхера. Стажировался у Фердинанда Ляйтнера в Зальцбурге, у Леонарда Бернстайна и Сейдзи Озавы в Тэнглвудском музыкальном центре, у Отто-Вернера Мюллера в США.

    В 1987 году Эрл создал в Вене камерный оркестр American Music Ensemble Vienna/Ensemble for Viennese Music New York, специализирующийся на современном репертуаре. В 1987–1991 годах музыканты представили множество премьер, которые были записаны радиостанциями Европы и США. Также в программах оркестра – редко исполняемые или забытые сочинения конца XIX – начала XX столетия. 

    С 1991 года Хобарт Эрл – художественный руководитель и главный дирижер Национального одесского филармонического оркестра. Под его руководством коллектив, имевший прежде региональное значение, вышел на международный уровень. В 1993 году ему был присвоен статус государственного, а в 2002 – национального оркестра. Дирижер значительно обновил и расширил репертуар коллектива, уделяя значительное внимание популяризации украинской академической музыки. Коллектив под управлением Эрла выступал в лучших концертных залах мира: Карнеги-холле и зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, венском Мюзикферайне, лондонском Барбикан-холле, Кёльнской филармонии, Национальной музыкальной аудитории в Мадриде, Музыкальной академии имени Ф. Листа в Будапеште, Большом зале Московской консерватории и на многих других сценах. Оркестр часто гастролирует по городам Украины. 

    Как приглашенный дирижер Хобарт Эрл концертировал со многими оркестрами Европы, США и Азии: Венским камерным оркестром и Тонкюнстлер-оркестром Вены, Оркестром Северных Нидерландов, Оркестром Тосканы, Sinfonica Siciliana, Симфоническим оркестром Бильбао, Афинским государственным оркестром, Краковским филармоническим оркестром и варшавским Sinfonia Iuventus, Иерусалимским симфоническим оркестром, Тайбэйским симфоническим оркестром. В США маэстро выступал с Симфоническими оркестрами Майями и Северной Каролины, Филармоническими оркестрами Делавэра и Буффало, Флоридским филармоническими оркестром, Камерным оркестром Сан-Диего. В последние годы он часто гастролирует в России, дирижируя ведущими коллективами, в числе которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Московский государственный академический симфонический оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и другие. Хобарт Эрл сотрудничал с оперными театрами Львова, Харькова, Донецка, Театром оперы и балета Республики Беларусь, Национальной оперой Греции.

    В числе его партнеров по сцене были выдающиеся исполнители прошлого – Елена Образцова, Анатолий Соловьяненко, Николай Петров; всемирно известные певцы Ирина Богачева, Мария Гулегина, Людмила Монастырская, Паата Бурчуладзе, Зураб Соткилава, Владимир Чернов; пианисты Дмитрий Алексеев, Борис Березовский, Ефим Бронфман, Рудольф Бухбиндер, Евгений Могилевский, Михаил Плетнев, Иво Погорелич; скрипачи Павел Берман, Борис Бровцын, Вадим Глузман, Лиана Исакадзе, Сергей Крылов, Виктор Пикайзен, Валерий Соколов, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Стивен Иссерлис, Александр Князев, Даниэль Мюллер-Шотт и многие другие музыканты.

    В числе наиболее ярких работ дирижера в области звукозаписи – два альбома с музыкой американских композиторов в исполнении ансамбля American Music Ensemble Vienna/Ensemble for Viennese Music New York (лейбл Albany Records). С Национальным одесским филармоническим оркестром маэстро записал несколько дисков с сочинениями украинских авторов (лейблы ASV и Naxos). Также Австрийское радио осуществило в 2001 году запись одесского оркестра с Пятой симфонией Чайковского в венском Мюзикферайне – эта работа была удостоена многих престижных наград, в том числе победы в номинации «Лучший классический альбом-2002» международной премии Just Plain Folks Music Awards в Калифорнии. Записи Хобарта Эрла, осуществленные с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, выходили на лейблах Toccata Records и Naxos.

    Хобарт Эрл – первый в истории Украины иностранный музыкант, которому присвоены звания заслуженного и народного артиста Украины. Он также удостоен звания почетного профессора Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой.

    В 2014 году Хобарт Эрл вошел в тридцатку списка «Профессионалы года» по версии музыкального американского журнала Musical America Worldwide. С 2017-го занимает пост главного дирижера Нью-Йоркского фестиваля новой музыки.

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижёра и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В шестнадцать лет он стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – первую премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв выступал на лучших сценах мира с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижёров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. Публику, коллег и профессиональных критиков неизменно восхищают его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению издания BBC Music Magazine, Михаил Плетнёв «исполняет каждое сочинение как своё собственное, его интерпретации поразительны – подобное вряд ли под силу любому другому пианисту». 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижёр. Взлёт его дирижёрской карьеры пришёлся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Дирижёрская деятельность Михаила Плетнёва насыщенна и разнообразна. Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, он выступает в качестве приглашённого дирижёра с такими музыкальными коллективами, как Малеровский камерный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау, Токийский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Симфонический оркестр NHK. 

    В октябре 2007 года состоялся дебют Плетнёва в качестве оперного дирижёра на сцене Большого театра с оперой Чайковского «Пиковая дама». В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского была осуществлена концертная постановка опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» была представлена опера Римского-Корсакова «Майская ночь», а в феврале 2009 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского с большим успехом была исполнена опера Бизе «Кармен». «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале, прошедшем в сентябре 2009 года, под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы Моцарта «Волшебная флейта», в 2010 году фестивальной публике было представлено концертное исполнение оперы Россини «Золушка», одной из кульминаций четвертого смотра стало концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин». В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015-го – опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью Фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально-значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Сергея 

    Рахманинова. В июне четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В 2013 году он стал обладателем Платоновской премии – за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия. 

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Российского национального оркестра, входящего, согласно международным рейтингам, в двадцатку лучших оркестров мира.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Молодые таланты

    05.10.2015

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концерт для скрипки с оркестром
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный симфонический
    оркестр Республики Татарстан,
    Александр Сладковский, Сергей Тарасов

    10.03.2016

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    Симфония № 10

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рахманинов

    Режиссерская версия

    16.01.2016

    В программе:
    Рахманинов
    Избранные романсы в оркестровке В.Юровского (1915-1972)
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Открытие Всероссийского виртуального
    концертного зала.
    Трансляция концерта
    из Концертного зала
    имени П. И. Чайковского
    в филармонии России

    Режиссерская версия

    29.11.2014

    В программе:
    Глинка
    Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Открытие Всероссийского виртуального
    концертного зала.
    Трансляция концерта
    из Концертного зала
    имени П. И. Чайковского
    в филармонии России

    Режиссерская версия

    29.11.2014

    В программе:
    Глинка
    Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    К 100-летию начала Первой мировой войны.
    «Новая Россия», Капелла Юрлова,
    Юрий Башмет,
    Борис Березовский

    01.06.2014

    В программе:
    Прокофьев
    «Монтекки и Капулетти» из Сюиты № 2 из музыки балета «Ромео и Джульетта»
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5 (II часть)
    Торжественная увертюра «1812 год»
    Брамс
    Соната № 1 для альта с оркестром (оркестровка Лучано Берио)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Национальный филармонический
    оркестр России, Бен Джернон,
    Злата Чочиева

    31.10.2014

    В программе:
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Симфонический оркестр
    Белгородской филармонии,
    Рашит Нигаматуллин,
    Владимир Овчинников

    15.10.2014

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, op. 56
    Рахманинов
    Симфонические танцы, op. 45

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Оркестр Московской филармонии,
    Димитрис Ботинис,
    Павел Милюков, Юрий Фаворин

    10.04.2015

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
    «Остров мертвых», симфоническая поэма по картине А.Бёклина, соч. 29
    П. И. Чайковский
    Концерт для скрипки с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Паганини – гала.
    VI Большой фестиваль РНО.
    Михаил Плетнёв,
    Иван Почекин,
    Артём Дервоед

    26.09.2014

    В программе:
    Паганини
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром