VII Большой фестиваль РНО. К 25-летию коллектива : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    VII Большой фестиваль РНО.
    К 25-летию коллектива

    12 сентября 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Михаил Плетнёв
    Хавьер Боне (валторна, Испания)
    Владислав Лаврик (труба)

    Художественный руководитель фестиваля –
    Михаил Плетнев

    В программе:
    Глиэр
    Концерт для валторны с оркестром
    Прокофьев
    Симфония № 6

    А.Арутюнян
    Концерт для трубы с оркестром

    Х. Х. Коломер
    «Пустота» (2-я часть концерта «Человеческая природа» для валторны с оркестром)


    12+

    Абонемент №16:

    VII Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    Одна из традиций Большого фестиваля РНО – представление московской публике выдающихся солистов мирового класса, редко, а то и вовсе впервые, выступающих в России. Один из таких музыкантов станет гостем второго фестивального вечера.   Испанский валторнист Хавьер Боне известен во всем мире, как крупнейший специалист в области исторического исполнительства на натуральной валторне, а также солист, в совершенстве владеющий всеми возможностями современного инструмента. Являясь солистом Национального оркестра Испании, Хавьер Боне выступает по всему миру с различными коллективами, принимает участие в работе жюри международных конкурсов. «В паре» с испанским валторнистом в этот вечер выступит солист Российского национального оркестра, трубач Владислав Лаврик.

    Программу концерта составили известные шедевры, а также «филармонические редкости» и премьеры. Прозвучат: Шестая симфония Прокофьева, «Вокализ» Рахманинова, концерт для валторны с оркестром и концертино для трубы с оркестром российского композитора Иосифа Андриасова, а также часть концерта для валторны современного испанского композитора Хуана Коломера «Human Nature», мировую премьеру которого в 2004 году представил Хавьер Боне. За дирижерский пульт РНО встанет Михаил Плетнев.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижёра и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В шестнадцать лет он стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – первую премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв выступал на лучших сценах мира с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижёров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. Публику, коллег и профессиональных критиков неизменно восхищают его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению издания BBC Music Magazine, Михаил Плетнёв «исполняет каждое сочинение как своё собственное, его интерпретации поразительны – подобное вряд ли под силу любому другому пианисту». 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижёр. Взлёт его дирижёрской карьеры пришёлся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Дирижёрская деятельность Михаила Плетнёва насыщенна и разнообразна. Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, он выступает в качестве приглашённого дирижёра с такими музыкальными коллективами, как Малеровский камерный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау, Токийский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Симфонический оркестр NHK. 

    В октябре 2007 года состоялся дебют Плетнёва в качестве оперного дирижёра на сцене Большого театра с оперой Чайковского «Пиковая дама». В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского была осуществлена концертная постановка опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» была представлена опера Римского-Корсакова «Майская ночь», а в феврале 2009 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского с большим успехом была исполнена опера Бизе «Кармен». «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале, прошедшем в сентябре 2009 года, под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы Моцарта «Волшебная флейта», в 2010 году фестивальной публике было представлено концертное исполнение оперы Россини «Золушка», одной из кульминаций четвертого смотра стало концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин». В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015-го – опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью Фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально-значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Сергея 

    Рахманинова. В июне четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В 2013 году он стал обладателем Платоновской премии – за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия. 

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Российского национального оркестра, входящего, согласно международным рейтингам, в двадцатку лучших оркестров мира.

    Хавьер Боне

    Испанский валторнист Хавьер Боне известен во всем мире как крупнейший специалист в области исторического исполнительства на натуральной валторне, а также солист, в совершенстве владеющий всеми возможностями современного инструмента. «Его элегантный звук сопровождался точностью артикуляции и интонации в различных регистрах. За плотной атакой следовало естественное использование контрастов в динамике и нюансировке. Все это демонстрировало великолепное техническое мастерство без ущерба для музыкальности»,  — такую характеристику дал исполнителю обозреватель издания LaVanguardia.

    Хавьер Боне начал занятия музыкой со своим отцом, а затем продолжил обучение в классе Мигеля Родриго в консерватории Валенсии. Позже он завершил образование в Германии у известного валторниста и педагога Германа Баумана. Под его руководством Боне начал осваивать игру на натуральной валторне, и вскоре стал первым в Испании солистом, играющим на этом инструменте. Впоследствии Хавьер Боне одержал победы на конкурсе в Бад-Гарцбурге (Германия) и на Американском международном конкурсе валторнистов — двух единственных в мире состязаниях, в программе которых представлено исполнительство на натуральной валторне. После столь убедительного успеха музыкант обрел репутацию одного из ведущих специалистов в области исторического музицирования, став желанным гостем многих фестивалей и концертов, в которых сотрудничал с престижными оркестрами и камерными составами.

    Со своим коллективом Corniloquio — уникальным ансамблем натуральных валторн — Боне выпустил диски для звукозаписывающей компании Arsisс музыкой французских композиторов, валторнистов-виртуозов XIX столетия Жака Франсуа Галлэ и Луи Франсуа Допра. Один из его недавних альбомов Ab Origine представляет музыку для натуральной валторны соло различных стилей и эпох — от Допра до композиторов наших дней. На современной валторне Боне записал, в частности, диск «Великие романтические концерты для валторны», включающий самые известные сочинения, созданные для этого инструмента и оркестра в XIX столетии. Среди его последних работ — Концерт для валторны Naturaleza Humana («Человеческая природа»), написанный специально для Хавьера Боне испанским композитором Хуаном Хосе Коломером, а также недавно завершенная запись концертов для валторны с оркестром Моцарта с Симфоническим оркестром Мюнхенского радио под управлением Германа Баумана.

    Как исполнитель, играющий на современной валторне, Хавьер Боне стал победителем многих международных конкурсов, в том числе конкурсов в Реймсе, Порчии и Тулоне. Как солист он выступает с известными оркестрами по всему миру. Не так давно с его участием состоялась премьера концерта Ab OrigineСальвадора Бротонса с Национальным оркестром Испании, солистом которого Боне является с 1987 года.

    Исполнитель регулярно принимает участие в работе жюри важнейших международных конкурсов, таких как Cittàdi Porcia в Италии, конкурсов в Женеве и Мюнхене. Хавьер Боне также занят преподавательской деятельностью. По приглашению самых престижных консерваторий и университетов Европы, США и Азии он ведет несколько курсов. В настоящее время он ведет класс валторны и натуральной валторны в Высшей школе музыки Каталонии в Барселоне и мадридском университете имени Альфонса X Мудрого. 

    Владислав Лаврик

    Владислав Лаврик родился в Запорожье в 1980 году. В 2003 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Юрия Усова, позже — доцента Юрия Власенко), а затем аспирантуру. По окончании второго курса консерватории музыкант был приглашен в Российский национальный оркестр и в 2001 году в возрасте 20 лет занял место концертмейстера группы труб. С 2009 года Владислав Лаврик совмещает сольную карьеру и работу в оркестре с дирижерской деятельностью. Владислав Лаврик — лауреат нескольких международных конкурсов.

    Музыкант выступает по всему миру с сольными программами, а также вместе с известными оркестрами и дирижерами, среди которых Михаил Плетнёв, Александр Ведерников, Александр Сладковский, Юрий Башмет, Константин Орбелян, Максим Шостакович, Карло Понти, Дмитрий Лисс. Многие современные композиторы доверили ему первое исполнение своих произведений для трубы. В качестве солиста В. Лаврик появляется на лучших сценах мира, принимает участие в различных фестивалях в России и за ее пределами. В их числе: «Европалия» в Брюсселе, WCU Trumpetfestival в США, «Международная неделя консерваторий» в Санкт-Петербурге, «Звезды на Байкале» в Иркутске, Crescendo, Большой фестиваль РНО, «Возвращение». Владислав Лаврик является артистом фирмы Yamaha в России.

    В 2005 году на базе Российского национального оркестра исполнитель организовал брасс-квинтет и стал его художественным руководителем. Ансамбль успешно гастролирует на ведущих площадках России и за рубежом.

    C 2008 года музыкант преподает в Московской консерватории, а также регулярно проводит мастер-классы. В 2011 году он выступил на ежегодной конференции Международной гильдии трубачей (ITG), после чего был приглашен в состав совета директоров гильдии как представитель России.

    В качестве дирижера Владислав Лаврик работал с ведущими оркестрами России: Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Симфоническим оркестром Министерства обороны РФ, Московским камерным оркестром Musica Viva, Государственным камерным оркестром Самарской филармонии, Государственным симфоническим оркестром Удмуртии и другими. В 2013 году в качестве дирижера и солиста он участвовал в постановках музыкального спектакля для детей «Коты Эрмитажа» на музыку Криса Брубека. Представления прошли в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и в театре музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В июле 2015 года он встал за пульт РНО на гастролях в Южной Корее, Гонконге и Японии, где в качестве солиста выступал Михаил Плетнёв.

    Записи музыканта были выпущены на радио и компакт-дисках. Среди них — запись Первого концерта Шостаковича для фортепиано с оркестром, сделанная совместно с Владимиром Крайневым под управлением Максима Шостаковича. В 2011 году вышел сольный альбом трубача «Размышление», записанный с оркестром Министерства обороны РФ.

    В марте 2016 года Указом Президента РФ Владислав Лаврик был удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за 2015 год — за вклад в развитие традиций и популяризацию духового искусства.

    В августе 2016 года Владислав Лаврик был назначен главным дирижеромКамерного оркестра Оренбургской филармонии.

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Российский национальный оркестр,
    Константин Хватынец, Михаил Плетнёв

    29.01.2019

    Моцарт Симфония No. 35 ре мажор (Haffner), K. 385

    В программе:
    Моцарт
    Симфония No. 35 ре мажор (Haffner), K. 385
    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Пульчинелла»
    И. С. Бах
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром фа минор, BWV 1056
    Моцарт
    Концерт № 24 для фортепиано с оркестром до-минор, K 491

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X юбилейный Большой фестиваль РНО

    Режиссерская версия

    15.09.2018

    Россини Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
    Брух
    Концерт № 1 для скрипки и оркестра соль минор, соч. 26
    Шостакович
    Симфония № 15 ля мажор, соч. 141

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X юбилейный
    Большой фестиваль РНО.
    Открытие фестиваля

    10.09.2018

    Чайковский Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
    Шостакович
    Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. 70

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Борис Березовский

    Режиссерская версия

    18.01.2019

    Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    Шостакович
    Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа мажор, соч. 102

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Александр Ведерников,
    Александр Князев, Клара Джуми-Кан

    09.12.2018

    Брамс Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор, соч. 102

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор, соч. 102
    Симфония № 3 фа мажор, соч. 90

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Василий Синайский,
    Иван Почекин, Михаил Почекин

    12.11.2018

    Моцарт Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, K 364

    В программе:
    Моцарт
    Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, K 364
    Шостакович
    Симфония No. 2 («Октябрю») си мажор, соч. 14
    Бородин
    «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
    Шостакович
    Симфония No. 3 («Первомайская») ми-бемоль мажор, соч. 20

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X Международный виолончельный
    фестиваль VIVACELLO

    Режиссерская версия

    23.11.2018

    Бетховен Увертюра «Кориолан», соч. 62

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Кориолан», соч. 62
    Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор, соч. 56
    Р. Штраус
    «Дон Кихот» – фантастические вариации на рыцарскую тему для солирующих виолончели и альта с оркестром, соч. 35

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    II Международный конкурс
    молодых пианистов
    Grand Piano Competition.
    Церемония награждения
    и концерт-закрытие конкурса

    Режиссерская версия

    05.05.2018

    Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    В программе:
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Российский национальный оркестр,
    Владислав Лаврик, Дмитрий Шишкин

    18.02.2018

    В программе:
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    к 185-летию со дня рождения
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Павел Милюков, Александра Конунова

    Режиссерская версия

    01.11.2017

    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор
    Прокофьев
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Шоссон
    Поэма для скрипки с оркестром
    Изаи
    Поэма № 6 для двух скрипок с оркестром (“Amitie”)