В продаже абонемент Musica sacra nova
14 сентября 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда«Страдивари в Рио».
Бразильская музыка в обработке для скрипки и ансамбля
Абонемент №15:
VII Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр
Вечера с участием различных камерных составов стали одной из постоянных и наиболее изысканных составляющих афиши Большого фестиваля РНО. За прошедшие годы в таких концертах приняли участие знаменитый английский кларнетист Майкл Коллинз, американское сопрано Лора Клейкомб, венгерский скрипач Роби Лакатош и его ансамбль, американский джазовый пианист Эльдар Джангиров, «Брубек-квартет», солисты Российского национального оркестра. Камерную линию на седьмом фестивале продолжает знаменитая скрипачка Виктория Муллова – победительница Международного конкурса Чайковского 1982 года, одна из первых фигур современного скрипичного исполнительства в мире. Впервые за последние годы Виктория Муллова даст концерт в столичном зале. Вместе с MullovaEnsemble, в составе которого играет супруг скрипачки – английский виолончелист Мэтью Барли, она представит программу «Страдивари в Рио». Недавно эта программа была записана и выпущена исполнительницей на лейбле Onyx.
Программу составила классика популярной музыки
Бразилии в обработках для скрипки, виолончели, ударных и гитары – композиции
таких композиторов XX столетия как
Антониу Карлос Жобим, Каэтану Велозу, Клаудио Нуччи и других.
Виктория Муллова — одна
из первых фигур современного скрипичного исполнительства в мире — окончила
Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а затем Московскую
государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Ее
исключительный талант привлек к себе внимание музыкальной общественности после
того, как она одержала победу на Международном конкурсе имени Я. Сибелиуса
в Хельсинки (1980), а спустя два года завоевала первую премию и Золотую медаль
Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. В 1983 году
артистка покинула СССР. Виктория Муллова выступает с самыми известными
оркестрами и дирижерами, участвует в самых престижных международных фестивалях.
Ее творческие интересы охватывают самые разные стили и жанры — от сочинений
эпохи барокко и классицизма до самых новых музыкальных направлений и
современной экспериментальной музыки.
Ее интерес к аутентичному исполнительству на исторических инструментах привел к сотрудничеству с Оркестром Века Просвещения, итальянским камерным оркестром IlGiardinoArmonico, Венецианским барочным оркестром и британским камерным Революционно-романтическим оркестром. Одной из центральных композиторских фигур в ее творчестве стал И. С. Бах, сочинения которого составляют значительную часть дискографии исполнительницы. Ее интерпретации произведений Баха завоевали всемирную известность. «Слушать, как Муллова играет Баха — это просто одно из величайших потрясений, которые вы можете испытать», — написал музыкальный обозреватель theGuardian Тим Эшли. Ее последний диск с концертами Баха, записанный с итальянским оркестром «Византийская академия» и дирижером Оттавио Дантоне, был высоко оценен критиками. Записи сонат и партит Баха для скрипки соло представляют важную веху в творческой биографии скрипачки, — они получили высшие оценки во всем мире, после чего последовала международная серия выступлений с концертами из произведений Баха для скрипки соло, растянувшаяся на несколько сезонов.
Увлечение скрипачки различными направлениями современной музыки началось в 2000 году с выходом альбома Through the Looking Glass («Через зеркало»), в котором Муллова исполнила этническую, джазовую и популярную музыку в специально созданных для нее аранжировках британского виолончелиста Мэттью Барли. Эту линию творчества продолжил второй альбом ThePeasantGirl («Крестьянская девчонка»), программу которого Виктория Муллова представила в мировом турне совместно с ансамблем Мэттью Барли. Эта работа показала совершенно особую грань личности скрипачки, — здесь она обратилась к своим крестьянским украинским корням, исследуя влияние цыганской музыки на классику и джаз в XX веке. Последний проект Виктории Мулловой в области неклассической музыки получил название «Страдивари в Рио». Он был вдохновлен любовью к классике бразильской популярной музыки — песням таких композиторов, как Антониу Карлос Жобим, Каэтану Велоз и Клаудио Нуччи. Одноименный диск был с энтузиазмом принят меломанами, а в настоящее время Виктория Муллова представляет его программу в рамках европейских концертов. Также она выступает с собственными проектами, в которых исполняет произведения, созданные по ее заказу композиторами Фрейзером Трейнером, Томасом Лархером и Даи Фудзикура.
Концертные проекты Виктории Мулловой были представлены на самых престижных площадках, в их числе — лондонский Саутбэнк-центр, венский Концертхаус, Аудитория Лувра, музыкальные фестивали в Бремене и Хельсинки. В сезоне 2014/15 Виктория Муллова была ArtistinResidence (приглашенная артистка) в Лилле. Среди основных событий прошедшего сезона — концерты с Оркестром Халле, оркестром «Филармония», Камерным оркестром Европы, Национальным оркестром Франции, гастроли с Оркестром Века Просвещения в Нью-Йорке и Великобритании, а также выступления в дуэте с пианисткой Катей Лабек в Европе и Южной Америке.
В обширную дискографию Виктории Мулловой входят диски, выпущенные на лейблах Philips Classics и Onyx Classics. Многие из них были удостоены престижных международных наград. Альбом с концертами Вивальди совместно с ансамблем Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини был удостоен премии Diapason D’Or за 2005 год, а диск с сонатами Бетховена, записанный совместно с пианистом Кристианом Безуиденхутом, стал лидером мировых экспертных рейтингов. В числе других записей исполнительницы — Октет Шуберта с ансамблем Виктории Мулловой, диск Recital («Сольный концерт») с Катей Лабек, сонаты Баха с Оттавио Дантоне, а также сонаты и партиты Баха для скрипки соло.
Виктория Муллова играет на скрипке Страдивари «Жюль Фальк» 1723 года, а также на инструменте работы Гваданини.
Мэтью Барли – всемирно
известный виолончелист, импровизатор, аранжировщик, автор музыкальных проектов
и художественный руководитель ансамбля Between
The Notes. Образование получил в Гилдхоллской школе музыки и театра в
Лондоне, также учился в Московской государственной консерватории имени
П. И. Чайковского.
Как солист и исполнитель камерной музыки он выступал более, чем в 50 странах мира, в том числе с такими коллективами, как Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, Мельбурнский симфонический, Новозеландский симфонический оркестр, Оркестр нидерландского радио, Чешский филармонический, Kremerata Baltica, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля и другие. Он участвовал в фестивалях в Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Бетховенском фестивале в Бонне и других. Каждый сезон он выступает в лучших залах мира, таких как лондонский Уигмор-холл, Королевский Альберт-холл, амстердамский Консертгебау, Kumho Hall в Сеуле, Рудольфинум в Праге, Театр Колон в Буэнос-Айресе.
Особенностью его творческого почерка является необычный репертуар, в котором гармонично сосуществуют сюиты Баха и джазовые импровизации. Музыканта особенно интересует электроника – Барли является исполнителем написанных по его заказу произведений таких композиторов, как Даи Фудзикура, DJ Bee, Ян Бэнг и других. Он также представил публике премьеры созданных для него сочинений Джеймса Макмиллана, Томаса Лархера, Детлева Гланерта, Джона Вулрича и Фрейзера Трейнера.
В 2005 году Барли принял участие в балетной постановке «Единственный в своем роде» на музыку Бретта Дина в Нидерландском театре танца (хореограф Иржи Килиан). В спектакле Барли играл на одной сцене с танцовщиками. В 2010 году спектакль был поставлен в Базеле, а в 2012-м – в Лионе.
Страсть к объединению разных стилей и жанров привела музыканта к сотрудничеству с самыми разными исполнителями. Среди них – немецкий оперный баритон Маттиас Герне, французские пианистки сестры Лабек, шведский кларнетист Мартин Фрост, скрипачка Вивиана Хагнер, австрийский композитор и пианист Томас Лархер, джазовый пианист Джулиан Джозеф, английский мульти-инструменталист и композитор Джанго Бейтс, виртуоз критской лиры Росс Дэйли, исполнитель на табле Талвин Сингх и многие другие.
В 1997 году Мэтью Барли основал ансамбль BetweenTheNotes. Группа гастролировала на сценах Сиднейской оперы, Королевской оперы Ковент-Гарден в Лондоне (с королевским балетом), участвовала в Международном симпозиуме современной музыки в Гонконге. В 2005 году ансамбль выступил в качестве главного действующего лица проекта «Невидимые линии», который стал кульминацией прямой телевизионной трансляции концерта фестиваля BBC Proms из Королевского Альберт-холла. Ансамбль также был участником юбилейных торжеств по случаю 20-летия зала Кельнской филармонии.
Одним из самых успешных проектов Мэтью Барли стала программа «Крестьянская девчонка» - его совместная работа с супругой, русской скрипачкой Викторией Мулловой. Программа была представлена в разных залах мира более 40 раз. Ее составили аранжировки Марли цыганских и джазовых мелодий, а также сочинений Бартока и Кодая. «Крестьянская девчонка» была выпущена на CD и DVD на лейбле Onyx Classics. В 2007 году Барли дебютировал на телевидении в качестве музыкального директора широко известной программы «Звезда классики» на телеканале BBC-2.
Первый диск Барли
«Серебряный лебедь», выпущенный на лейбле Black
Box, был высоко оценен критиками. За ним последовал сборник советской
музыки для виолончели и фортепиано «Напоминание». Диск «Постоянный фильтр» стал
вторым релизом Барли для лейбла Signum
Classics, за которым последовала получившая высшие строчки в мировых
рейтингах работа «Танец трехногих слонов» совместно с джазовым пианистом
Джулианом Джозефом.
В 2013 году Мэтью Барли стал автором уникальной акции из ста событий, приуроченных к празднованию 100-летия со дня рождения Бенджамина Бриттена. Гастрольный маршрут включал самые разнообразные места, такие как бассейн, маяк, сарай, Уигмор-холл в Лондоне, а также школы, дома престарелых, приюты и тюрьмы. Тур сопровождался выходом диска «Вокруг Бриттена» на Signum Classics.
Пол Кларвис
– исполнитель, чей уникальный стиль нашел применение в самых разных жанрах и
стилях. Он один из наиболее востребованных сессионных музыкантов, чью игру
можно услышать в саундтреках к сотням всемирно известных фильмов. В их числе:
«Звездные войны», «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Хоббит», «Великий
Гэтсби», «Троя», «Мумия», «Темный рыцарь», «Ультиматум Борна», «Влюбленный
Шекспир» и многие другие.
Он сотрудничал с ведущими мировыми музыкантами – от Мика Джаггера, Нины Симон, Стиви Уандера, Стива Своллоу, Харрисона Бертуистла и сэра Джона Дэнуорта до Пола Маккартни, Джона Тейлора, Гордона Бека, Брайана Ферри и Элтона Джона. Он принимал участие в записях дисков Марка Рибо, Сэма Риверса, Ричарда Томпсона, Джона Адамса, Майкла Наймана, Лорины Маккеннитт, Марка-Энтони Терниджа и Мишеля Леграна, а также в проектах собственной группы OrquestraMahatma.
В Лондоне Леонард Бернстайн предпочитал
работать с Полом Кларвисом. В 1996 году музыкант выступил в качестве
солиста на закрытии фестиваля BBSProms, приняв участие в исполнении Концерта для
саксофона и ударной установки сэра Харрисона Бертуистла. В апреле
1998 года Кларвис возглавил жюри конкурса Би-би-си «Молодой музыкант года»
и совместно с Соней Слэни основал компанию VillagelifeRecords.
Пол Кларвис участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. Он написал партию Эвелин Гленни и вместе с Риком Смитом придумал партитуру для тысячи барабанщиков. Они появились на трибунах из-за спин зрителей и поразили гостей церемонии неожиданным и синхронным исполнением.
Жоао Луис Ногейра Пинто
родился в штате Минас-Жерайс в 1981 году в семье музыкантов. Играть на гитаре
начал в шесть лет под руководством своего отца. После первых выступлений в 14
лет стал регулярно выходить на сцену как профессиональный гитарист, участвуя в
нескольких музыкальных проектах. В 2002 году Пинто получил награду «Лучший
молодой музыкант» на конкурсе BDMG (Banco
de Desenvolvimento de Minas Gerais – «Банк развития Минас-Жерайса») в
Белу-Оризонти. В том же году начал учиться музыке в Государственном
университете Минас-Жерайса.
В 2008 году обучался по классу джазовой гитары в Университете искусств Фолькванг в Эссене у Фрэнка Зихмана. Выступал с известными артистами, такими как Тони Лакатош, Жулия Рибас, Фернандо Паива. В настоящее время играет в нескольких группах с Марсио Тубино, Зелией Фансеко, Ули Беккерхофом и другими исполнителями. Помимо концертной деятельности он также занимается преподавательской работой в нескольких школах и пишет аранжировки, в том числе для Филармонического оркестра Дуйсбурга.