VII Большой фестиваль РНО. «Страдивари в Рио». Бразильская музыка в обработке для скрипки и ансамбля : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    VII Большой фестиваль РНО.
    «Страдивари в Рио».
    Бразильская музыка в обработке
    для скрипки и ансамбля

    14 сентября 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Виктория Муллова (скрипка)
    Мэттью Барли (виолончель, Великобритания)
    Пол Кларвис (ударные, Великобритания)
    Жоао Луис Ногейра Пинто (гитара, Бразилия)
    В программе:

    «Страдивари в Рио».
    Бразильская музыка в обработке для скрипки и ансамбля

     

     

    12+

    Абонемент №15:

    VII Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    Вечера с участием различных камерных составов стали одной из постоянных и наиболее изысканных составляющих афиши Большого фестиваля РНО. За прошедшие годы в таких концертах приняли участие знаменитый английский кларнетист Майкл Коллинз, американское сопрано Лора Клейкомб, венгерский скрипач Роби Лакатош и его ансамбль, американский джазовый пианист Эльдар Джангиров, «Брубек-квартет», солисты Российского национального оркестра. Камерную линию на седьмом фестивале продолжает знаменитая скрипачка Виктория Муллова – победительница Международного конкурса Чайковского 1982 года, одна из первых фигур современного скрипичного исполнительства в мире. Впервые за последние годы Виктория Муллова даст концерт в столичном зале. Вместе с MullovaEnsemble, в составе которого играет супруг скрипачки – английский виолончелист Мэтью Барли, она представит программу «Страдивари в Рио». Недавно эта программа была записана и выпущена исполнительницей на лейбле Onyx.

    Программу составила классика популярной музыки Бразилии в обработках для скрипки, виолончели, ударных и гитары – композиции таких композиторов XX столетия как Антониу Карлос Жобим, Каэтану Велозу, Клаудио Нуччи и других.

    Виктория Муллова


    Виктория Муллова — одна из первых фигур современного скрипичного исполнительства в мире — окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а затем Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Ее исключительный талант привлек к себе внимание музыкальной общественности после того, как она одержала победу на Международном конкурсе имени Я. Сибелиуса в Хельсинки (1980), а спустя два года завоевала первую премию и Золотую медаль Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. В 1983 году артистка покинула СССР. Виктория Муллова выступает с самыми известными оркестрами и дирижерами, участвует в самых престижных международных фестивалях. Ее творческие интересы охватывают самые разные стили и жанры — от сочинений эпохи барокко и классицизма до самых новых музыкальных направлений и современной экспериментальной музыки.

    Ее интерес к аутентичному исполнительству на исторических инструментах привел к сотрудничеству с Оркестром Века Просвещения, итальянским камерным оркестром IlGiardinoArmonico, Венецианским барочным оркестром и британским камерным Революционно-романтическим оркестром. Одной из центральных композиторских фигур в ее творчестве стал И. С. Бах, сочинения которого составляют значительную часть дискографии исполнительницы. Ее интерпретации произведений Баха завоевали всемирную известность. «Слушать, как Муллова играет Баха — это просто одно из величайших потрясений, которые вы можете испытать», — написал музыкальный обозреватель theGuardian Тим Эшли. Ее последний диск с концертами Баха, записанный с итальянским оркестром «Византийская академия» и дирижером Оттавио Дантоне, был высоко оценен критиками. Записи сонат и партит Баха для скрипки соло представляют важную веху в творческой биографии скрипачки, — они получили высшие оценки во всем мире, после чего последовала международная серия выступлений с концертами из произведений Баха для скрипки соло, растянувшаяся на несколько сезонов.

    Увлечение скрипачки различными направлениями современной музыки началось в 2000 году с выходом альбома Through the Looking Glass («Через зеркало»), в котором Муллова исполнила этническую, джазовую и популярную музыку в специально созданных для нее аранжировках британского виолончелиста Мэттью Барли. Эту линию творчества продолжил второй альбом ThePeasantGirl («Крестьянская девчонка»), программу которого Виктория Муллова представила в мировом турне совместно с ансамблем Мэттью Барли. Эта работа показала совершенно особую грань личности скрипачки, — здесь она обратилась к своим крестьянским украинским корням, исследуя влияние цыганской музыки на классику и джаз в XX веке. Последний проект Виктории Мулловой в области неклассической музыки получил название «Страдивари в Рио». Он был вдохновлен любовью к классике бразильской популярной музыки — песням таких композиторов, как Антониу Карлос Жобим, Каэтану Велоз и Клаудио Нуччи. Одноименный диск был с энтузиазмом принят меломанами, а в настоящее время Виктория Муллова представляет его программу в рамках европейских концертов. Также она выступает с собственными проектами, в которых исполняет произведения, созданные по ее заказу композиторами  Фрейзером Трейнером, Томасом Лархером и Даи Фудзикура.

    Концертные проекты Виктории Мулловой были представлены на самых престижных площадках, в их числе — лондонский Саутбэнк-центр, венский Концертхаус, Аудитория Лувра, музыкальные фестивали в Бремене и Хельсинки. В сезоне 2014/15 Виктория Муллова была ArtistinResidence (приглашенная артистка) в Лилле. Среди основных событий прошедшего сезона — концерты с Оркестром Халле, оркестром «Филармония», Камерным оркестром Европы, Национальным оркестром Франции, гастроли с Оркестром Века Просвещения в Нью-Йорке и Великобритании, а также выступления в дуэте с пианисткой Катей Лабек в Европе и Южной Америке.

    В обширную дискографию Виктории Мулловой входят диски, выпущенные на лейблах Philips Classics и Onyx Classics. Многие из них были удостоены престижных международных наград. Альбом с концертами Вивальди совместно с ансамблем Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини был удостоен премии Diapason D’Or за 2005 год, а диск с сонатами Бетховена, записанный совместно с пианистом Кристианом Безуиденхутом, стал лидером мировых экспертных рейтингов. В числе других записей исполнительницы — Октет Шуберта с ансамблем Виктории Мулловой, диск Recital («Сольный концерт») с Катей Лабек, сонаты Баха с Оттавио Дантоне, а также сонаты и партиты Баха для скрипки соло.

    Виктория Муллова играет на скрипке Страдивари «Жюль Фальк» 1723 года, а также на инструменте работы Гваданини. 

    Мэттью Барли

    Мэтью Барли – всемирно известный виолончелист, импровизатор, аранжировщик, автор музыкальных проектов и художественный руководитель ансамбля Between The Notes. Образование получил в Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне, также учился в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

    Как солист и исполнитель камерной музыки он выступал более, чем в 50 странах мира, в том числе с такими коллективами, как Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, Мельбурнский симфонический, Новозеландский симфонический оркестр, Оркестр нидерландского радио, Чешский филармонический, Kremerata Baltica, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля и другие. Он участвовал в фестивалях в Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Бетховенском фестивале в Бонне и других. Каждый сезон он выступает в лучших залах мира, таких как лондонский Уигмор-холл, Королевский Альберт-холл, амстердамский Консертгебау, Kumho Hall в Сеуле, Рудольфинум в Праге, Театр Колон в Буэнос-Айресе.

    Особенностью его творческого почерка является необычный репертуар, в котором гармонично сосуществуют сюиты Баха и джазовые импровизации. Музыканта особенно интересует электроника – Барли является исполнителем написанных по его заказу произведений таких композиторов, как Даи Фудзикура, DJ Bee, Ян Бэнг и других. Он также представил публике премьеры созданных для него сочинений Джеймса Макмиллана, Томаса Лархера, Детлева Гланерта, Джона Вулрича и Фрейзера Трейнера.

    В 2005 году Барли принял участие в балетной постановке «Единственный в своем роде» на музыку Бретта Дина в Нидерландском театре танца (хореограф Иржи Килиан). В спектакле Барли играл на одной сцене с танцовщиками. В 2010 году спектакль был поставлен в Базеле, а в 2012-м – в Лионе.

    Страсть к объединению разных стилей и жанров привела музыканта к сотрудничеству с самыми разными исполнителями. Среди них – немецкий оперный баритон Маттиас Герне, французские пианистки сестры Лабек, шведский кларнетист Мартин Фрост, скрипачка Вивиана Хагнер, австрийский композитор и пианист Томас Лархер, джазовый пианист Джулиан Джозеф, английский мульти-инструменталист и композитор Джанго Бейтс, виртуоз критской лиры Росс Дэйли, исполнитель на табле Талвин Сингх и многие другие.

    В 1997 году Мэтью Барли основал ансамбль BetweenTheNotes. Группа гастролировала на сценах Сиднейской оперы, Королевской оперы Ковент-Гарден в Лондоне (с королевским балетом), участвовала в Международном симпозиуме современной музыки в Гонконге. В 2005 году ансамбль выступил в качестве главного действующего лица проекта «Невидимые линии», который стал кульминацией прямой телевизионной трансляции концерта фестиваля BBC Proms из Королевского Альберт-холла. Ансамбль также был участником юбилейных торжеств по случаю 20-летия зала Кельнской филармонии.

    Одним из самых успешных проектов Мэтью Барли стала программа «Крестьянская девчонка» - его совместная работа с супругой, русской скрипачкой Викторией Мулловой. Программа была представлена в разных залах мира более 40 раз. Ее составили аранжировки Марли цыганских и джазовых мелодий, а также сочинений Бартока и Кодая. «Крестьянская девчонка» была выпущена на CD и DVD на лейбле Onyx Classics. В 2007 году Барли дебютировал на телевидении в качестве музыкального директора широко известной программы «Звезда классики» на телеканале BBC-2.

    Первый диск Барли «Серебряный лебедь», выпущенный на лейбле Black Box, был высоко оценен критиками. За ним последовал сборник советской музыки для виолончели и фортепиано «Напоминание». Диск «Постоянный фильтр» стал вторым релизом Барли для лейбла Signum Classics, за которым последовала получившая высшие строчки в мировых рейтингах работа «Танец трехногих слонов» совместно с джазовым пианистом Джулианом Джозефом.

    В 2013 году Мэтью Барли стал автором уникальной акции из ста событий, приуроченных к празднованию 100-летия со дня рождения Бенджамина Бриттена. Гастрольный маршрут включал самые разнообразные места, такие как бассейн, маяк, сарай, Уигмор-холл в Лондоне, а также школы, дома престарелых, приюты и тюрьмы. Тур сопровождался выходом диска «Вокруг Бриттена» на Signum Classics.

    Пол Кларвис

    Пол Кларвис – исполнитель, чей уникальный стиль нашел применение в самых разных жанрах и стилях. Он один из наиболее востребованных сессионных музыкантов, чью игру можно услышать в саундтреках к сотням всемирно известных фильмов. В их числе: «Звездные войны», «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Хоббит», «Великий Гэтсби», «Троя», «Мумия», «Темный рыцарь», «Ультиматум Борна», «Влюбленный Шекспир» и многие другие.

    Он сотрудничал с ведущими мировыми музыкантами – от Мика Джаггера, Нины Симон, Стиви Уандера, Стива Своллоу, Харрисона Бертуистла и сэра Джона Дэнуорта до Пола Маккартни, Джона Тейлора, Гордона Бека, Брайана Ферри и Элтона Джона. Он принимал участие в записях дисков Марка Рибо, Сэма Риверса, Ричарда Томпсона, Джона Адамса, Майкла Наймана, Лорины Маккеннитт, Марка-Энтони Терниджа и Мишеля Леграна, а также в проектах собственной группы OrquestraMahatma.

    В Лондоне Леонард Бернстайн предпочитал работать с Полом Кларвисом. В 1996 году музыкант выступил в качестве солиста на закрытии фестиваля BBSProms, приняв участие в исполнении Концерта для саксофона и ударной установки сэра Харрисона Бертуистла. В апреле 1998 года Кларвис возглавил жюри конкурса Би-би-си «Молодой музыкант года» и совместно с Соней Слэни основал компанию VillagelifeRecords.

    Пол Кларвис участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. Он написал партию Эвелин Гленни и вместе с Риком Смитом придумал партитуру для тысячи барабанщиков. Они появились на трибунах из-за спин зрителей и поразили гостей церемонии неожиданным и синхронным исполнением.

    Жоао Луис Ногейра Пинто

    Жоао Луис Ногейра Пинто родился в штате Минас-Жерайс в 1981 году в семье музыкантов. Играть на гитаре начал в шесть лет под руководством своего отца. После первых выступлений в 14 лет стал регулярно выходить на сцену как профессиональный гитарист, участвуя в нескольких музыкальных проектах. В 2002 году Пинто получил награду «Лучший молодой музыкант» на конкурсе BDMG (Banco de Desenvolvimento de Minas Gerais – «Банк развития Минас-Жерайса») в Белу-Оризонти. В том же году начал учиться музыке в Государственном университете Минас-Жерайса.

    В 2008 году обучался по классу джазовой гитары в Университете искусств Фолькванг в Эссене у Фрэнка Зихмана. Выступал с известными артистами, такими как Тони Лакатош, Жулия Рибас, Фернандо Паива. В настоящее время играет в нескольких группах с Марсио Тубино, Зелией Фансеко, Ули Беккерхофом и другими исполнителями. Помимо концертной деятельности он также занимается преподавательской работой в нескольких школах и пишет аранжировки, в том числе для Филармонического оркестра Дуйсбурга.