В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
17 ноября 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетРежиссёр концерта Георгий Мансуров
Абонемент №2:
VII Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Валентин Урюпин – один из
самых разносторонних и успешных российских дирижеров молодого поколения.
Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс кларнета
профессора Евгения Петрова, класс оперно-симфонического дирижирования
профессора Геннадия Рождественского). Участвовал в мастер-классах всемирно
известных кларнетистов, а также в последнем дирижерском мастер-классе Курта
Мазура.
Победитель II Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2015), VIII Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти во Франкфурте (2017), лауреат Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге (2016), он также стал призером множества международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории.
Музыкант сотрудничает с лучшими отечественными и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Академические симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Мариинский и Михайловский театры в Санкт-Петербурге, оркестры Новосибирска и Екатеринбурга, а также Вены, Бамберга, Берлина, Франкфурта, Мюнхена, Штутгарта, Женевы, Лугано, Лозанны, Брюсселя, Праги, Бухареста, Дублина, Хельсинки, Милана, Мадрида, Пекина, Сингапура, Токио и многие другие.
Выступал со многими прославленными музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Александр Рудин, Сергей Крылов, Джойс Дидонато, Барбара Ханниган, Александр Князев, Вадим Глузман, Пепе Ромеро, Сергей Хачатрян, Томас Хэмпсон, Брин Терфель, Марк-Андре Амлен, Арабелла Штайнбахер.
Как дирижер-ассистент работал с Геннадием Рождественским, Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским. В течение нескольких лет был ассистентом Теодора Курентзиса (в частности в опере «Травиата» Верди в постановке Роберта Уилсона), дирижером Пермского театра оперы и балета и солистом оркестра musicAeterna.
В 2013 году Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Валентин Урюпин осуществили запись музыкального сопровождения для церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи.
В 2015 году Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Урюпина аккомпанировал скрипачам на прослушиваниях второго тура XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского; в 2019 году Симфонический оркестр Мюнхенского радио под управлением дирижера аккомпанировал финалистам престижного конкурса ARD в Мюнхене.
В 2015–2021 гг. Валентин Урюпин был художественным руководителем и главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра, получившего под его руководством новый виток творческого развития, что подтвердили выступления оркестра в Москве, Санкт-Петербурге, Линце, на Фестивале искусств «МОСТ», новые абонементные циклы. Продолжает активно выступать как кларнетист.
Среди ангажементов последних лет – дебютные выступления с оркестром Театро Комунале в Болонье, Оркестром Тосканы, оркестром Тирольского фестиваля в Эрле, дебюты в Опере Штутгарта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и на оперном фестивале в Брегенце («Евгений Онегин» Чайковского, «Сибирь» Джоржано). В сентябре 2020 года на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске под управлением Валентина Урюпина состоялась мировая премьера новой редакции сочинения La Sindone Apво Пярта (солист – Вадим Репин), в ноябре он дирижировал Российским национальным молодежным симфоническим оркестром на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство».
В марте 2019 года Валентин Урюпин удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры «за вклад в развитие отечественного музыкального искусства».
В сезона 2021/22 маэстро занимал пост главного дирижера Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, на сцене которого под его управлением были осуществлены постановка оперы «Мертвый город» Корнгольда, исполнение оперы «Золушка» Массне, оратории «Страсти Симоны» Саариахо и избранных симфоний Прокофьева.
В ближайшие сезоны Валентин Урюпин будет дирижировать оркестрами Датского радио и Венского радио, Симфоническим оркестром Фландрии, Симфоническим оркестром Словенской филармонии в Любляне, оркестрами Саарбрюккена и Дармштадта, осуществит оперные постановки во Франкфурте, Штутгарте, Ганновере, Болонье, продолжит сотрудничество с ведущими коллективами России.
Станислав Христенко родился в 1984 году в Харькове. Окончил Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Фридерика Шопена и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Веры Горностаевой), затем совершенствовался в Кливлендском институте музыки (класс Сергея Бабаяна).
Пианист завоевал награды и звания лауреата на более чем 30 международных состязаниях, в числе которых конкурсы в Такамацу, Япония (II премия), в Канту, Италия (Гран-при), имени Исан Юна в Южной Корее (II премия), имени Хосе Итурби в Лос-Анджелесе (I премия), UNISA в Претории (III премия), Parnassos в Мехико (I премия), конкурс в Кливленде (I премия), конкурс Марии Канальс в Барселоне (I премия), конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе (IV премия).
Станислав Христенко выступал с сольными концертами в нью-йоркском Карнеги-холле, венском Концертхаусе, Дворце изящных искусств в Брюсселе, с оркестрами – в Берлинской филармонии, Сеульском центре искусств, Рудольфинуме в Праге, Большом зале Московской консерватории и на многих других престижных сценах. Как солист играл с рядом известных коллективов, среди которых Кливлендский симфонический оркестр, Национальный оркестр Бельгии, симфонические оркестры Мадрида, Бильбао и Тенерифе, Финикса, Ричмонда и Пуэрто-Рико, Филармонический оркестр Сувона (Южная Корея).
В последние годы Станислав Христенко также выступает в качестве дирижера. Обучался на факультете симфонического дирижирования в Университете имени Фридерика Шопена в Варшаве (класс Томаша Бугая). Сотрудничал с известными коллективами Украины, Австрии, Чехии, США. Основал в Харькове камерный оркестр Nova Sinfonietta и фестиваль KharkivMusicFest, став его художественным руководителем и главой фестивального оркестра. Летом 2016 года завоевал II премию на международном конкурсе дирижеров в Граце (Kammerphilharmonie Graz Conducting Competition).
Кроме того, музыкант создал образовательный проект Rethink Piano Workshop, основной целью которого является всесторонняя консультационная помощь молодым пианистам в их профессиональном становлении.
Записи пианиста выпущены под лейблами Steinway & Sons (альбомы «Фантазии» и «Ромео и Джульетта», ряд записей вошел в каталог Steinway Spirio), Naxos (сонаты Антонио Солера), Oehms и Toccata Classics (произведения Эрнста Кшенека).
Станислав Христенко является эксклюзивным артистом компании Steinway.
Даниил Цветков родился в 1984 году в Казахстане. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (2003), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2009) и ассистентуру-стажировку МГК (2012), класс профессора Наталии Трулль. В настоящее время преподает в ЦМШ специальное фортепиано.
Лауреат международных конкурсов в Белграде (III премия, 2004), Тбилиси (Гран-при, 2005), Алма-Ате (I премия, 2006), Порту (I премия, 2007), Spanish Composers в Мадриде (I премия, 2007), Animato Prix в Париже (II премия, 2008), в Луизиане (I премия, 2009), Льейде и Ферроле (Испания, I премии, 2010), Монтеррее (III премия, 2010), имени Ференца Листа в Гроттамаре (Италия, I премия, 2010), в Орландо (США, I премия, 2011), имени Клаудио Аррау в Сантьяго (Чили, I премия, 2012), имени Светислава Станчича в Загребе (II премия, 2014).
Выступал в залах Московской консерватории, Московской филармонии и Московского международного Дома музыки, Большом зале Киевской государственной филармонии, Большом зале Тбилисской филармонии, Большом зале Тбилисской консерватории, Aoi Hall в Сидзуоке (Япония), Зале имени Альфреда Корто в Париже, на известных концертных площадках Испании, Марокко, США, Австралии, Швейцарии, Норвегии и других стран.
Играл в ансамблях с известными российскими молодыми исполнителями, в числе которых Валентин Урюпин, Николай Саченко, Алена Баева, Евгений Румянцев, Илья Гайсин. В качестве солиста выступал с Заслуженным коллективом России оркестром Санкт-Петербургской академической филармонии, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным оркестром капеллы Санкт-Петербурга, Белградским филармоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром Тбилиси, оркестром Winterthur Musikkollegium (Швейцария), Симфоническим оркестром Бакэу (Румыния), Национальным оркестром Порту в сотрудничестве с такими дирижерами, как Томас Зандерлинг, Евгений Бушков, Владимир Зива, Жан-Бернар Помье, Стюард Стратфорд, Овидиу Балан и др. Неоднократно выступал как пианист в составе оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.
В 2011 году выпустил сольный альбом с произведениями Брамса и Листа.
Александр Филиппенко – выдающийся советский и российский актер театра и кино, народный артист России. Родился в 1944 году в Москве. В 1967 году окончил Московский физико-технический институт (факультет молекулярной и химической физики), получив диплом, два года работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР.
С 1962 года – член студенческой команды КВН МФТИ (чемпионы сезона 1962/63). В 1977 году окончил театральное училище имени Б. В. Щукина. В 1964–1969 годах – актер и режиссер эстрадной студии МГУ «Наш дом», в 1969–1975 годах – актер Театра драмы и комедии на Таганке. В 1975 году поступил в труппу Академического театра имени Евгения Вахтангова, где проработал 20 лет. С 1969 года начал сниматься в кино и сыграл с тех пор более 90 ролей.
Играл в спектаклях театров «Сатирикон» («Гамлет» Роберта Стуруа), Et Cetera («Шейлок» Роберта Стуруа), «Табакерка» («На дне» Адольфа Шапиро), «Практика» («Продукт» Марка Равенхилла), «Современник» («Сон Гафта» в постановке Романа Виктюка, «Скрытая перспектива» Евгения Арье), Театра имени Моссовета («Предбанник» в постановке Сергея Юрского, «Дядя Ваня» и «Три сестры» в постановках Андрея Кончаловского), «Школа драматического искусства» («Последнее свидание в Венеции» Дмитрия Крымова).
С 1990-х годов Александр Филиппенко совместно с супругой, режиссером Мариной Ишимбаевой, создает моноспектакли в рамках камерного театра «Моно-Дуэт-Трио». В программах «Смех отцов», «У автора в плену», «Демарш энтузиастов», «Поезд на Чаттанугу», «За Вашу и Нашу Свободу», «Tribute», «Есенин без женщин», «Один день Ивана Денисовича», «Довлатов&Джаз» (с Давидом Голощёкиным), «Мертвые души (последние главы)», «В поисках живой души» он исполняет произведения Аркадия Аверченко, Василия Аксёнова, Бориса Акунина, Иосифа Бродского, Михаила Булгакова, Вацлава Гавела, Николая Гоголя, Сергея Довлатова, Михаила Жванецкого, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Александра Солженицына, Николая Эрдмана и других классиков литературы. С этими программами артист гастролирует по России и миру, играя на ведущих площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Тюмени, Нью-Йорка и др. За моноспектакль «Мертвые души (последние главы)» удостоен Государственной премии Российской Федерации (1999).
Кроме того, Александр Филиппенко принимал участие в литературно-музыкальных проектах: «Данте. Божественная комедия» (дирижер Витторио Брешиани), «Триумф художественного вкуса» и «Солженицын/Шостакович» (с ансамблем солистов «Эрмитаж»), «Поэма памяти Сергея Есенина» (с Московским камерным хором под руководством Владимира Минина и с Челябинским камерным хором под руководством Ольги Селезневой), «В поисках живой души» (с Симфоническим оркестром Московской консерватории под управлением Анатолия Левина), «Истории с оркестром. Похитители огня» (с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского).
Рауф Фархадов – музыковед, доктор искусствоведения, председатель Ассоциации современной музыки.
Родился в 1957 году в Баку. В 1975 году окончил Бакинскую специальную музыкальную школу, в 1980-м – Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 1987-м – аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валентины Холоповой).
В конце 1980-х вел курс современной музыки в Бакинской консерватории, в те же годы был заведующим отделом музыкальных театров и хореографии в Азербайджанском союзе театральных деятелей. В начале 1990-х переехал в Москву. В 2000-х – колумнист портала Kultura.az. Регулярно печатается в ведущих научных и музыкальных журналах Москвы.
Арт-директор, куратор и модератор международных фестивалей современной музыки в Москве и Баку. Автор книг и статей о новой академической, электронной и джазовой музыке. Автор и ведущий ряда проектов Московской филармонии. Член приемной комиссии и правления Союза московских композиторов.