В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
17 октября 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №3:
Грани бессмертия. И. С. Бах
(330 лет со дня рождения)
Московская
филармония представляет премьерный для России проект Кёльнского
камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum — «Жизнь Христа» на музыку
кантат Иоганна Себастьяна Баха. Это — новая программа, задуманная руководителем
коллективов, знаменитым маэстро Петером Нойманом и представленная музыкантами
впервые на фестивале «Безумный день» в Нанте в 2015 году.
Программа транслировалась известным французским телеканалом Arte.
Обладатель премий Gramophone и Diapason d’Or, Петер Нойман хорошо знаком московской публике своими нашумевшими проектами: премьерой «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в редакции 1725 года, состоявшейся в рамках Московского Пасхального фестиваля (2005), исполнением оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя в Концертном зале имени Чайковского (2009), а также постановкой оперы «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя в Светлановском зале Московского международного Дома музыки (2013).
Ансамбль
Collegium Cartusianum основан в 1988 году и сегодня является одним из ведущих
коллективов Германии, специализирующихся на историческом исполнительстве. Репертуар ансамбля включает музыку от
Монтеверди, Баха и Генделя до Моцарта, Шумана и Брамса.
Наибольшую известность коллектив получил благодаря сотрудничеству с Кёльнским камерным хором и дирижером Петером Нойманом. Их совместная запись всех месс Моцарта вызвала большой резонанс в музыкальных кругах. «Исполнение Коронационной мессы можно поставить в один ряд с интерпретациями Маркевича и Караяна, Арнонкура и Пиннока», – отмечал критик издания Grammophone. С Кёльнским хором ансамбль записал также десять ораторий Генделя, «Страсти по Иоанну» Баха, альбом «Музыкальная вечерня» Шютца. Последний по времени диск с ораторией Генделя «Радостный, задумчивый и умеренный» был номинирован на International Classical Music Awards.
Помимо барочной музыки в репертуар коллектива вошли оратории «Илия» и «Павел» Мендельсона, «Рай и Пери» Шумана, Реквием Дворжака. Высокую оценку получило исполнение музыкантами оркестровых сюит Баха, симфоний Моцарта и Бетховена.
Ансамбль Collegium Cartusianum много выступает в концертах, приглашается на крупнейшие музыкальные фестивали Европы и Японии, участвует в радиопередачах, записывается на компакт-диски.
Ансамбль неоднократно выступал на Баховском фестивале в Лейпциге. В Кракове, Эссене и Кёльне музыканты исполнили кантату Генделя «Ацис, Галатея и Полифем». В 2009 году вместе с Кёльнским камерным хором они представили «Мессию» Генделя в Москве, в 2011 году исполнили Мессу М.-А.Шарпантье в Херне, а через год – «Страсти по Матфею» Баха в Осло и в Версале. Среди других ярких событий последнего времени – исполнение «Вечерни» Шютца на фестивале Wratislavia-Cantans во Вроцлаве (2013), оратории «Соломон» на фестивале Генделя в Галле (2014), композиции «Жизнь Христа» по кантатам Баха на фестивале «Безумные дни» в Нанте (2015). В сентябре этого года ансамбль исполнит Реквием Моцарта на музыкальном фестивале в Рейнгау, а в октябре познакомит московскую публику с композицией «Жизнь Христа».
Кёльнский камерный хор, созданный
в 1970 году Петером Нойманом, получил широкую известность после победы в 1982
году на крупнейшем хоровом конкурсе «Гвидо ди Ареццо».
Сегодня Кёльнский камерный хор считается одним из авторитетных исполнителей музыки Баха и Генделя. Он выступает на крупнейших фестивалях в Германии, Италии, Бельгии, Англии, Франции, Испании, Швейцарии, Нидерландах.
В начале 1990-х Кёльнский камерный хор осуществил уникальный проект – запись всех месс Моцарта (на фирме EMI Classics), а через несколько лет приступил к работе над ораториями Генделя (записано 10 сочинений этого жанра). «В области генделевских интерпретаций это исполнение задает новые стандарты», – писал о записи «Страстей по Брокену» критик Радио Берлина-Бранденбурга Б. Морбах. Последний по времени диск с ораторией Генделя «Радостный, задумчивый и умеренный» был номинирован в 2014 году на международную премию в области классической музыки (International Classical Music Awards).
Кёльнский хор исполняет вокально-симфонические произведения И. С. Баха (кантаты, «Страсти», си-минорную мессу), оратории Генделя, «Орфей» и «Вечерню Девы Марии» Монтеверди, церковную музыку Моцарта, хоровые сочинения композиторов-романтиков в крупнейших музыкальных центрах Европы. В 2000 году, посвященном юбилею И. С. Баха, хор исполнил пассионы композитора в Амстердаме, Риме, Роттердаме и аббатстве Фонтевро во Франции. В 2006 году коллектив впервые выступил в России: в рамках Московского Пасхального фестиваля он представил премьеру «Страстей по Иоанну» И. С. Баха (во второй авторской редакции 1725 года). В 2009 году в Концертном зале имени Чайковского исполнил «Мессию» Г. Ф. Генделя.
Среди других значительных
проектов – оратория Шумана «Рай и Пери», прозвучавшая на шумановском фестивале
в Дюссельдорфе и на фестивале в Рейнгау, исполнение «Мессы для усопших» М.-А.
Шарпантье в Кёльне и на фестивале «Дни старинной музыки» в Херне, «Страсти по
Матфею» Баха, представленные в Осло и Версале. Яркими событиями последнего
времени стали выступления хора на баховском фестивале в Лейпциге, генделевском
фестивале в Гёттингене и музыкальном фестивале в Рейнгау. В 2014 году хор
исполнил композицию «Музыкальная вечерня» Шютца на фестивале Wratislavia
Cantans в Польше и ораторию «Соломон» Генделя на генделевском
фестивале в Халле.
В 2015 году на фестивале «Безумные дни» в Нанте Кёльнский хор представил два новых проекта: «Жизнь Христа» на музыку кантат Баха и пастиччио из произведений Генделя. Эти концерты транслировались французским телеканалом Arte.
Петер Нойман — признанный во всем мире интерпретатор барочной музыки, руководитель Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum, обладатель премий «Gramophone» и «Diapason d’Or». Родился в 1940 году в Карлсруэ. Учился игре на органе у Михаэля Шнайдера в Берлине. Стипендия «Studienstiftung des deutschen Volkes» позволила Петеру Нойману заниматься у Гастона Литэза (ученика М. Дюпре и Л. Вьерна), а также Оливье Мессиана в Парижской консерватории. Оркестровому дирижированию обучался у Серджиу Челибидаке.
В качестве приглашенного дирижера Петер Нойман сотрудничает с такими известными коллективами, как Нидерландский камерный хор, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), «ChorWerkRuhr» (Кёльн), «Schola Cantorum» (Токио), симфонический оркестр Иерусалима, хор и оркестр театра Болоньи, «Concerto Köln», «Musica Antiqua Köln».
На счету Петера Ноймана выступления на ведущих сценах мира и участие в крупнейших международных фестивалях. Среди них: исполнение «Вечерни Девы Марии» Монтеверди в Парижской Опере и «Орфея» Монтеверди в Нанте, Бильбао и Лиссабоне, «Страстей по Иоанну» и Мессы h-moll И. С. Баха в Королевском Альберт-холле в рамках фестиваля «BBC Proms» (Лондон), ораторий «Празднества Александра» и «Саул» Генделя, а также церковной музыки Моцарта на фестивале в Рейнгау (Германия), оперы «Царь-пастух» Моцарта в Королевском Консертгебау (Амстердам) и его Мессы до минор в Токио, месс и оратории «Лазарь» Шуберта, а также ораторий «Илия» и «Павел» Мендельсона в Болонье, Немецкого реквиема Брамса, ораторий «Заповеди Блаженства» Франка и «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси на фестивале «MusikTriennale» (Кельн). Его исполнения месс Моцарта и Шуберта, кантат И. С. Баха и Букстехуде на фестивале «Безумные дни» в Нанте транслировались каналом Arte в прямом эфире.
В последние годы Петер Нойман завоевал международную репутацию как лучший дирижер, исполняющий произведения Генделя. Об этом свидетельствует и дискография дирижера, включающая записи ораторий «Саул» (1998), «Сусанна» (1999), «Теодора» (2000), «Валтасар» (2001), «Аталия» (2004) и «Иисус Навин» (2007), а также «Празднества Александра» и «Оды Св. Цецилии» (2008), «Страстей по Брокесу» (2010) и «L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato» (2012). Также им были осуществлены записи всех месс и Реквиема Моцарта (на EMI Classics), духовной музыки Шумана и Брамса, хоровых сочинений Брамса, второй редакции «Страстей по Иоанну» Баха, «Плача пророка Иеремии» Ф. Дуранте и др.
В Москве Петер Нойман известен благодаря премьере «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в редакции 1725 года, состоявшейся в рамках Московского Пасхального фестиваля 2005 года, исполнению оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя в Концертном зале имени Чайковского в 2009 году, а также постановке оперы композитора «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 11 апреля 2013 года.
Магдалена Харер окончила в 2010
году Детмольдскую Высшую школу музыки, где обучалась вокалу у проф. Сабины
Риттербуш.
За несколько лет она стала востребованной солисткой в концертном жанре и выступила во многих залах Германии, гастролировала в Европе, Израиле и США.
Певица сотрудничала с камерным оркестром «Кончерто Кёльн», симфоническим и барочным оркестрами Гёттингена, Придворной капеллой Ганновера, барочным оркестром L'Arco, Ансамблем Schirokko, филармоническим оркестром Северо-Западной Германии и Новым филармоническим оркестром Вестфалии.
Еще одним важным направлением в ее творчестве стало ансамблевое пение. В частности, Магдалена Харер пела в составе Collegium Vocale Гента, Huelgas Ensemble и камерного хора RIAS. В настоящее время она сотрудничает с ансамблем «Кантус Кёльн», которым руководит дирижер Конрад Юнгхенель.
Наряду с концертными выступлениями М. Харер исполняет камерную музыку и участвует в оперных спектаклях (среди исполненных ею партий – Адель в «Летучей мыши» Штрауса и Эвридика в «Орфее и Эвридике» Глюка).
Эльвира Билл обучалась
пению у проф. Кристофа Прегардиена в Кёльнской Высшей школе музыки, которую
окончила с отличием в 2010 году. Большое
влияние на ее становление оказало творческое общение с такими авторитетными
музыкантами, как певцы Ингеборг Данц, Томас Хейер, Кай Вессель, пианисты
Рейнхард Беккер и Михаэль Геес.
Успех к певице пришел еще в юные годы, когда она выступала в филармониях Берлина, Эссена и Кёльна, в дюссельдорфском зале «Тонхалле», на музыкальном фестивале в Рейнгау и Баховском фестивале в Лейпциге. В 2010 году Эльвира Билл стала лауреатом Конкурса имени Ф. Мендельсона в Берлине в номинации «вокальный ансамбль».
В репертуар певицы вошла музыка разных эпох, от барокко до современности, однако особое место в нем отведено ораториальному жанру – Эльвира Билл исполняет практически все известные сочинения этого рода. В качестве солистки она выступает с коллективами под руководством таких известных дирижеров, как Петер Нойман, Хельмут Риллинг, Пол Гудвин, Маркус Крид, Сильвен Кембрелинг.
В 2009 году певица участвовала в записи двух альбомов: «Страсти по Брокесу» Генделя (дирижер Петер Нойман) и музыкальной сказки «Странствие розы» Шумана (партия фортепиано – Михаэль Геес).
В сезоне 2010/11 на сцене Мюнстерского театра Эльвира Билл исполнила одну из ролей в детской опере «Моисей должен петь» современного польского композитора Томаша Праскуаля. В сентябре 2012 года она совершила турне с Симфоническим оркестром Юго-Западного немецкого радио (дирижер С. Кембрелинг), участвуя в исполнении оперы Шёнберга «Моисей и Аарон». Концерты прошли в зале Берлинской филармонии, мадридском Театро Реал и на Люцернском фестивале.
Мануэль Кёниг родился в немецком
городе Миндене. Обучался вокалу в Швейцарии, в Высшей школе искусств Берна у
Ханса-Петера Блохвица.
Большое влияние на художественное развитие певца оказало изучение произведений И. С. Баха. В 2010 году он исполнил партию Евангелиста сразу в двух пассионах композитора – в «Страстях по Иоанну» (дир. Кристоф Шпенинг) и в «Страстях по Матфею» (с ансамблем «Кантус Кёльн»). Следующими значительными событиями в его карьере стали выступления на фестивале в Инсбруке с Рене Якобсом (оратория Дж. Кариссими «История Иеффая») и в серии концертов под управлением Андреаса Шперинга, проходящих в замках города Брюля.
Тесное сотрудничество связывает артиста с Кёльнским камерным хором и Петером Нойманом, с которыми он дебютировал на Баховском фестивале в Лейпциге (2011), а также выступил в Версальском дворце.
Мануэль Кёниг участвовал в фестивале старинной музыки в Базеле (с ансамблем «Ричеркар» и Филиппом Пьерло), в музыкальных фестивалях земли Шлезвиг-Гольштейн, Нижней Саксонии, Генделевском фестивале в Гёттингене. В 2013 и 2015 годах на фестивале Карла Орфа в Андехсе он исполнил партии тенора в сценической кантате «Кармина Бурана» и в музыкальной пьесе «Луна».
Опыт работы на оперной сцене М. Кёниг приобрел, будучи участником оперной студии при швейцарском театре Биль-Золотурн (городском театре города Биля). В дальнейшем он неоднократно выступал в Камерном оперном театре Гамбурга, в том числе в опере «Итальянка в Алжире» Дж. Россини (Линдор). Участвовал в премьерной постановке оперы «Лейла и Меджнун» палестино-израильского композитора Самира Одех-Тамими (режиссер Вилли Деккер).
В области современной музыки М. Кениг сотрудничает с дирижером Петером Рунделом и с вокальным ансамблем Schola Heidelberg под управлением Вальтера Нуссбаума, с которыми записал несколько компакт-дисков.
Маркус Флайг родился в 1971 году в городе Хорб-на-Неккаре (земля Баден-Вюртемберг). Прежде чем стать певцом, он занимался игрой на органе и получил образование как педагог и церковный музыкант. Обучался вокалу у проф. Беаты Хойер-Кристен во Фрайбурге и проф. Бертольда Поссемайера во Франкфуртской Высшей школе музыки. Несколько лет брал уроки у Кэрол Мейер-Брюттинг. В 2004 году Маркус Флайг стал лауреатом международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге.
Маркус сотрудничал со многими хоровыми коллективами и оркестрами, с которыми выступал по всему миру. Гастрольные маршруты певца пролегли через всю Европу, страны Латинской Америки, Израиль, Корею и Японию.
Многочисленные записи на радио, телевидении и CD, осуществленные под руководством таких дирижеров, как Томас Хенгельброк, Херман Макс и Конрад Юнгхенель, свидетельствуют о необычайно широком репертуаре певца. Это – музыка Ренессанса, барочные оратории, произведения классиков и романтиков, опусы современных авторов. С ансамблем Alta Ripa музыкант выпустил свой первый сольный альбом, в который вошли кантаты И. С. Баха, Г. Ф. Телемана и К. Граупнера.
Еще в период обучения на факультете церковной музыки Маркус дебютировал как солист на сцене городского театра Фрайбурга, исполнив партию Азариаса из церковной притчи Б. Бриттена «Пещное действо» (The burning fiery furnace). С тех пор он спел различные партии в операх Монтеверди, Пёрселла, Рамо, Р. Штрауса и К. Швера на оперных сценах Баден-Бадена, Шветцингена, Байройта и Ганновера, а также участвовал в исполнении реконструированных опер прошлого – «Ленивый муж» (Il marito indolente) моцартовского современника Йозефа Шустера и «Сарданапал» барочного композитора Кристиана Людвига Боксберга.
В области камерной музыки Маркус Флайг постоянно сотрудничает с пианистом Йоргом Швайнбенцом. В 2014 году на лейбле Spektral вышел их альбом с песнями Гуго Вольфа.